Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция личности человека




 

Важное место у Н. А. Бердяева отводится анализу целостного духовного человека. Одной из характеристик целостного человека выступает у него трактовка человека как микрокосма, как малого подобия вселенной. Духовное начало, полагает Н. А. Бердяев, объемлет и человеческое тело и материальное в человеке, означает достижение целостного образа личности, вхождение всего человека в иной порядок бытия. „Тело“ также принадлежит человеческой личности и от него не может быть отвлечено „духовное“ в человеке. „Тело“ человека и даже „тело“ мира могут выйти из царства „природы“, „необходимости“, „вещи“ и перейти в царство „духа“, „свободы“, “личности“. Этот смысл имеет христианское учение о воскрешении мертвых, воскрешении во плоти“. Человек как личность несет у Н. А. Бердяева еще одну понятийную нагрузку именно в связи с характеристикой отношения человека и природы. Этот термин „микрокосм“ должен, по мысли Н. А. Бердяева, обосновывать тот момент, что целостный, духовный человек внутренне связан с природой, вмещая в себя и постигая внутреннюю жизнь природы „от камня до Божества“. Именно духовный человек, как полагает Н. А. Бердяев, содержит в себе и подлинную реальность природы. Таким образом, обретение духовного, выбор себя как личности предопределяет также, по мнению Н. А. Бердяева, подлинное единение человека и природы.

Следует подчеркнуть, что тема „персонализации“ мира, космоса одна из существенных в целом для русской философии. Например, выдающийся православный богослов В. Н. Лосский также обращался к этой проблеме. Он отмечал, что подлинное величие человека состоит не в его бесспорном родстве со вселенной, а в его причастности божественной полноте. Поэтому, полагает богослов, связь человека со вселенной оказывается как бы „опрокинутой“ по сравнению с античными понятиями. Вместо того чтобы „де-индивидуализироваться“, „космизироваться“ и, таким образом, раствориться в некой безличной божественности, абсолютно-личностный характер отношений человека к личному Богу должен дать ему возможность „персонализировать“ мир.

Подчеркивая ответственность человека за судьбу мира, В. Н. Лосский писал: „Мы - то слово, тот Логос, в котором он высказывается, и только от нас зависит - богохульствует он или молится. Только через нас космос как продолжение нашего тела может воспринять благодать. Ведь не только душа, но и тело человека создано по образу Божьему.

Бердяев дает своеобразную классификацию периодов в отношении человека к природе:

·   во-первых, выделяется период погружения человека в космическую жизнь, что характеризуется, по мнению философа, зависимостью человека от мира, невыделенностью человеческой личности из природы, этот период связан с примитивным скотоводчеством и земледелием, эпохой рабовладения;

·   во-вторых, Н. А. Бердяев выделяет период освобождения человека от власти космических сил, которая ведется не благодаря технике, а именно в духовной борьбе с магией природы - через аскезу. Этому периоду соответствует элементарная форма хозяйства, крепостное право;

·   в-третьих, период механизации природы, научное и техническое овладение ею в индустриальном капиталистическом обществе;

·   в-четвертых, период, который характеризуется разложением космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образованием новой организованности в отличие от органичности. Этот период выражает современное состояние дел, т. е. факт зависимости, рабства человека от техники.

Н. А. Бердяев посвятил специальную статью под названием „Человек и машина“ проблеме взаимоотношения человека и произведения его собственных рук техники, машины. Вывод, который делает философ в этой связи, состоит в том, что механизация, „машинизация“ всех сторон современного индустриального общества приводит к гибели духа, разума в нем, к разложению и гибели самой личности. „Ставится вопрос,- резюмирует философ, - быть или не быть человеку“.


4. Целостный человек - богочеловек в концепции свободы личности

 

По Бердяеву, только обращаясь к Богу, человек может уйти от метафизической пустоты, возродиться как личность, обретет духовное единение с природой и людьми. Н. А. Бердяев различает три понятия времени, которые соответствуют состояниям человека:

1. объективированному „я“ соответствует космическое время;

2. „я“ историческому, представляющему собой смешение „я“ объективированного;

.   „я“ экзистенциального, соответствует время историческое; состоянию же подлинной духовности, экзистенциальному „я“ соответствует время ноуменальное или небесное.

Этому разделению времен соотносительна структура сознания - космическое время соответствует подсознательному, сознанию - время историческое и, наконец, небесное или экзистенциальное время соотносительно сверхсознанию.

Символически эти три времени обозначаются Н. А.. Бердяевым через круг, прямую линию и точку. Космическое время обозначается через круг, символизирующий собой чистую количественность и повторение, историческое время - прямой линией, которая может быть бесконечно продолжена вперед, время экзистенциальное - символической точкой за горизонтами исторического времени, что должно означать „вертикальную“ направленность субъективного мира, его „инаковость“ в отношении математически и физически исчисляемого пространства и времени, его „сверхпространственность“.

Еще одной из характеристик, которыми оперирует философ в отношении целостного, духовного человека, является „андрогин“. Этот термин вводится Н. А. Бердяевым для характеристики проблемы пола, которая играет существенную роль в его философских построениях: „Для построения религиозной антропологии,- отмечал Н. А. Бердяев,- большое значение имеет понимание роли пола в человеческой жизни. Проклятие пола тяготеет над человеком. Человек „ …Цельное существо было бы андрогином. Человек есть существо половинчатое, т. е. половое существо. Он тоскует и стремится к восполнению, к достижению цельности, никогда ее не достигая или достигая лишь в мгновение“. Целостный человек - богочеловек не знает пола. Пол является следствием отпадения от Бога и утерей первоначального, андрогинного образа, следствием греха, приводящим к утрате целостности „мужской“ и „женской“ природ.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...