Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы управления эмоциональными состояниями и выхода из стресса.




1. Психические состояния, поведение и работа человека в любой промежуток времени зависят от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода, то есть от его психического состояния - характеристики психической деятельности за определенный промежуток времени.

При этом психические процессы, психическое состояния, психические свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Психическое состояние влияет на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, может стать свойством личности. Виды психических состояний выделяют в зависимости от следующих параметров:

· Воздействия на личность (положительные и отрицательные, стенические и астенические);

· Превосходящих форм психики (эмоциональный, волевые, интеллектуальные);

· Глубинные (глубокие, поверхностные);

· Времени протекания (кратковременные, длительные и пр.);

· Степени осознанности.

Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающихся в процессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознательной саморегуляции психических состояний является принятие человеком цели и программы овладения приемами соответствующих действий. Например, выделяют следующие приемы менеджмента эмоциональными состояниями и выхода из стресса:

· Снижение суб ' объективной значимости события, переоценка значимости ситуации по сравнению с жизненно важными, общечеловеческими ценностями;

· Разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физической нагрузке;

· Переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях проблемы и такое другие;

· Предыдущая разработка запасных стратегий, путей отступления, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряженности снижает интеллектуальный контроль за поведением;

· По возможности, активизация чувства юмора;

· Овладение приемами аутогенной (от греч. Autos - сам, genos - происхождение) тренир ания, основанной на нервно-' мышечной релаксации (от лат. Relaxatio - уменьшение напряжения) и самовнушении;

· Использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предм етом обучения, например в комп ' ютерних играх.

Рассмотрим классификацию психических состояний предложенную В. Ганзен. По выдвинутой им гипотезы, параметры физического пространства вызывают положительные или отрицательные мотивационные состояния, энергетические параметры пространства - праксични состояния, временные параметры пространства - эмоциональные состояния, информационные параметры пространства - гуманитарные состояния.

1. Эмоциональные состояния - реакция на степень удовлетворения потребностей организма в жизненных ресурсах (вызываются влиянием материальных факторов внешней среды и организменных факторах внутренней среды - жажды, голода, гипоксии, сексуального напряжения, страха, ужаса, паники и др.) Эмоциональные состояния провоцируют завоевательные войны, географические открытия, освоение новых земель и пр. включают в себя:

· Любопытство - скуку (состояние, что вызывается привлекательностью материальных, человеческих или других ресурсов);

· Подготовленность - растерянность (состояние, вызываемое ощущением меры собственных сил и средств, необходимых для получения ресурсов);

· Дружелюбие - враждебность (состояние, вызываемое формой своего включения в распределение материальных, информационных, управленческих, эстетических ресурсов);

· Сытость - голод (состояние).

2. Праксични - как реакция на объем расходования рабочей силы для достижения своих целей (возникающие в процессе трудовой деятельности - утомление, напряжение, монотония, тревожность, стресс, функциональный комфорт, отсутствие мотивации, индифферентное состояние). Праксични состояния вызываются наличием целевого и материально-информационного обеспечения расходования рабочей силы в процессе трудовой деятельности:

· Энергичность - с томленисть (состояние, связанное с появляется при выполнении работы с ясно определенными поставленной задачей и наличием средств деятельности, но результат которой требует длительных усилий);

· Расслабленность - н апруженисть (состояние, связанное с появляется при выполнении работы с известной поставленной задачей и очевидным результатом, но с неопределенными средствами ее достижения);

· Спокойствие - т ривожнисть (состояние, связанное с появляется при выполнении работы с известным результатом, но неясно определенной поставленной задачей и средствами ее достижения);

· Хладнокровие - стресс (состояние, что в деятельности, где точно определена ее цель, но ничего НЕ понятно о средства ее выполнения и результате, который может быть опасным для работника).

3. Мотивационные - как реакция на характер межличностных отношений в обществе между участниками политического процесса (связанные с осознанием своей причастности, необходимости, полезности всему обществу и конкретному человеку: атараксия и беспокойство, радость и беда, наслаждение и страдание, эйфория и гнев, экстаз и агрессия и др.)

Психические состояния этого вида появляются в процессе межличностного взаимодействия и вызываются степени гармонии, обнаруженной в его процессе. В группу мотивационных состояний входят:

· Симпатия - антипатия (состояние, что вызывается восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа уравновешенности: соотнесения статики и динамики проявления его природных и культурных характеристик с проявлением своих собственных характеристик);

· Захват и возмущение (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения повторяемости в пластике его движений, мимики, речи, в манере держаться, со своей собственной пластикой и тональности);

· Любовь и ненависть (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения взаимной соподчиненности, которая проявляется в соизмеримости кратности усилий в совместных действиях и их согласованности во временном масштабе).

4. Гуманитарные, как реакция на качестве политической информации, сопровождающие процесс познания политической картины мира. По нашей классификации, к психическим состояниям, обусловленным интенсивными поисками информации, установлением ее истинности, доказательством ее валидности и т.д., относятся антонимичных пары состояний:

· Терпимость - принципиальность (состояние, что вызывается реакцией на прагматичность информации, необходимой и достаточной для получения реального результата);

· Склонность - критичность (состояние, что вызывается реакцией на доказательность информации, ее достоверность и ясность для получателя);

· Комфортность - фанатичность (состояние, что вызывается реакцией на рациональность информации, что представляет с себя полную систему для достижения конкретной общественной цели.

Психические состояния возникают как реакция на различные сложные жизненные ситуации. Они обусловливают поведение и действия, имеют разную продолжительность, зависящую от ситуации и возраста, а также характеризуются интенсивностью выше или ниже оптимального уровня. Состояния имеют сложный состав, структуру, ведущей составляющей психических состояний является возбуждающий компонент

Динамические изменения психических состояний в сложных ситуациях деятельности характеризуются фазовыми процессами синусоидального типа, ростом однородности и качественной близости в ситуации высокой информационной насыщенности и значимости, повышением когерентности психологических и физиологических характеристик, а также разделением однонаправленной динамики психических процессов: в сторону стабилизации и высокой продуктивности деятельности или снижение характеристик и уменьшения их производительности.

Установлено, что стану обусловливают диапазон проявлений психических процессов: положительно окрашенные состояния вызывают более высокий уровень проявлений психических процессов по сравнению с негативными состояниями. Физиологические проявления полярных состояний практически одинаковые выражены.

Выявлено возрастные и деятельные особенности состояний: в ходе возрастного развития происходит повышение сложности состава, структуры и продолжительности психических состояний, а также поведения, связанного с ними. В ходе индивидуального развития усиливается роль деятельностного фактора в актуализации состояний.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте факторы, влияющие на работу человека.

2. Определите виды психических состояний и их параметров.

3. Назовите и дайте характеристику функциям цвета в работе.

4. Выясните эффект и предоставьте характеристику функциям музыки в работе.

5. Назовите фазы стресса и виды психических состояний человека.

6. Приведите примеры приемов управления эмоциональными состояниями и выхода из стресса.

7. Определите психологические аспекты организации безопасного труда на предприятии.

Выводы (краткое резюме). Стресс (повышенная напряженность) - это функциональное состояние, характеризующееся чрезмерной психической напряженности и дезорганизацией поведения. Стресс - это комплексный процесс, включающий физиологические и психологические компоненты.

Исследования показывают, что стресс может дать улучшение ряда показателей деятельности, например, улучшает познавательные процессы, повышает мотивацию изменения психологической установки, способствует концентрации сил на задании.

Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающихся в процессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознательной саморегуляции психических состояний является принятие человеком цели и программы овладения приемами соответствующих действий.


Семинарские занятия

Занятие 1

ТЕМА: «Государственное регулирование занятости населения и социальный диалог на рынке труда Украины»

Цель: Иметь представление о деятельности государственных учреждений решающих вопросы трудоустройства населения и социально-экономические предпосылки внедрения социального диалога в Украине.

План:

1. Основные функции и структура Государственной службы занятости Украины.

2. Структура и задачи региональных и базовых центров занятости.

3. Предпосылки создания и деятельности Международной организации труда (МОТ).

4. Политические и социально-экономические предпосылки внедрения социального диалога в Украине.

5. Особенности внедрения социального диалога в законодательство Украины и на рынке труда.

Вопросы и задания:

1. Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте п. 1.1.

2. Составьте терминологический словарь.

Методические рекомендации по подготовке к семинарского занятия:

Ответы на теоретические вопросы семинарского занятия должны быть подробными и обоснованными, содержать ссылки на нормативные акты. Решение практических задач осуществляются в письменной форме и будут обсуждаются во время проведения занятия.

Занятия 2

ТЕМА: «Порядок трудоустройства выпускников учебных заведений и пути решения проблем занятости молодежи»

Цель: Иметь представление о порядке трудоустройства выпускников учебных заведений и пути решения проблем занятости молодежи при содействии государственных учреждений и работодателей.

План:

1. Правовое регулирование трудоустройства выпускников.

2. Нормативно - правовая база по трудоустройству молодые и на первое рабочее место.

3. Получение первого рабочего места после окончания высшего учебного заведения.

4. Успешная карьера и секреты успеха в трудоустройстве.

5. Механизмы организации трудоустройства выпускников вуза.

Вопросы и задания:

1. Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте п. 1.2.

2. Составьте терминологический словарь.

Методические рекомендации по подготовке к семинарского занятия:

Ответы на теоретические вопросы семинарского занятия должны быть подробными и обоснованными, содержать ссылки на нормативные акты. Решение практических задач осуществляются в письменной форме и будут обсуждаются во время проведения занятия.

Занятия 3

ТЕМА: «Особенности профессионализации личности в процессе социализации».

Цель: Иметь представление об особенностях профессионализации личности в процессе социализации и основные подходы к изучению профессионального развития личности.

План:

1. Теоретический обзор подходов к понятию «профессиональная социализация».

2. Формы профессионализации личности.

3. Основные подходы к изучению профессионального развития личности.

4. Профессиональная и личностная самоорганизация.

Вопросы и задания:

1. Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте п. 1.4.

2. Составьте терминологический словарь.

Методические рекомендации по подготовке к семинарского занятия:

Ответы на теоретические вопросы семинарского занятия должны быть подробными и обоснованными, содержать ссылки на нормативные акты. Решение практических задач осуществляются в письменной форме и будут обсуждаются во время проведения занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...