Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как выработать правильную посадку




Учебник верховой езды.

Перевод с немецкого Н. А. Савинкова Под общей редакцией профессора И. Ф. Бобылева Москва “Прогресс” 1980

Предисловие

Ездить верхом может научиться каждый, ибо верховая езда-мастерство. Но постигнуть его может только тот, кто усвоил всю систему обучения, которая начинается с первой попытки всадника удержаться в седле и продолжается в долгих и упорных тренировках, а не в чрезмерном внимании, уделяемом внешнему виду. Тот же, кто обретает умение, не должен забывать и о правильной посадке. Верховая езда прекрасна сама по себе и может стать искусством. Каждому приятно считать себя мастером своего дела. Но им может стать только тот, кто не жалеет ни сил, ни времени для оттачивания мастерства, упорно добивается взаимодействия с лошадью, постигая все те премудрости, которыми обязан владеть мастер верховой езды. Умение ездить верхом на лошади — не черная магия, этому может научиться каждый. Гармония между всадником и лошадью прекрасна, достижение ее и является конечной целью выездки лошади. В. Мюзелер Предисловие Ездить верхом на лошадях, как известно, люди начали несколько тысячелетий назад. Сейчас, разумеется, трудно сказать, где и когда появились первые седла, но многие столетия верховая лошадь служила человеку самым надежным и быстрым средством передвижения. Верхом на лошадях наши предки ездили из края в край, осваивали новые земли, пасли табуны лошадей, стада скота и отары овец, охотились, состязались в скачках и конных играх, ходили в походы и защищались от нашествия чужеземцев... Если прежде человек нуждался в лошади для того, чтобы добывать себе хлеб и зарабатывать средства на жизнь, то теперь, в век научно-технической революции, лошадь служит человеку для того, чтобы лучше отдыхать, развлекаться, укреплять свое здоровье, дольше и полнокровнее жить. К сожалению, специальной литературы у нас издается пока мало. Предлагаемая издательством “Прогресс” книга “Учебник верховой езды” написана достаточно авторитетным специалистом из ФРГ Вильгельмом Мюзелером. Выдержавшая несколько изданий, она принадлежит к числу литературных источников, которые не залеживаются на полках книжных магазинов. Эта книга не велика по объему, но достаточно поучительна по своему содержанию. Она затрагивает вопросы теории и практики выездки лошади и подготовки всадника. Правильной концепцией автора является то, что “плохих лошадей нет, есть плохие тренеры и всадники”. Автор справедливо считает, что все лошади от природы обладают способностью скакать, прыгать через препятствия, двигаться под всадником различными аллюрами, то есть могут, как мы бы сказали, вырабатывать и сохранять условные двигательные рефлексы, необходимые для службы под седлом и выполнения различных упражнений, входящих в программу современных классических видов конного спорта. Автор книги, как нам кажется, преследовал цель дать всадникам, особенно начинающим, общие сведения, из которых они могли бы почерпнуть теоретические и практические знания или проверить свои уже имеющиеся у них знания в области искусства верховой езды и конного спорта. Задачи тренера и всадника сводятся к тому, чтобы со знанием дела и терпением, которым должен обладать каждый из них, уметь выработать и надежно закрепить у молодой лошади необходимые условные двигательные рефлексы, которые являются основой ее успешного использования в конном спорте. В. Мюзелер совершенно правильно пишет, что настоящим мастером верховой езды и конного спорта может стать только тот, кто не жалеет ни сил, ни времени и упорно добивается взаимодействия с лошадью. Этой теме в книге посвящено немало страниц. В книге достаточно полно излагаются вопросы, касающиеся правильности посадки всадника в седле, достижения контакта с лошадью, умения пользоваться средствами управления лошадью (корпус, шенкель, повод, хлыст), а в случае ошибок — найти причины их возникновения. Причем автор не ограничивается только констатацией того, что требуется от лошади или всадника, а объясняет, почему это требуется, почему необходимо делать так, а не иначе, и дает рекомендации, как выработать правильную посадку, научиться понимать лошадь, как в процессе выездки добиться от нее повиновения и точного выполнения необходимых двигательных навыков для достижения желаемого эффекта. Подготовка всадника, по В. Мюзелеру, зиждется на трех “китах”: а) выработке правильной посадки, б) достижении контакта с лошадью, в) умении воздействовать на лошадь. Посадка всадника, по мнению автора книги, — это не просто положение корпуса, не только умение сидеть в седле прямо, а умение сохранять равновесие, легко входить в ритм движения лошади, управлять мышцами пояснично-крестцового отдела и сохранять постоянный контакт с лошадью с тем, чтобы правильно воздействовать на нее во время езды. Автор напоминает, что для достижения этого необходимы и езда без стремян, и выполнение гимнастических упражнений в седле. Может быть, для нас — людей старшего поколения -эти истины покажутся хорошо известными, но о них не грех напомнить начинающим всадникам, которые не имеют достаточных знаний об искусстве верховой езды и должны многому научиться. Автор уделяет серьезное внимание вопросам, касающимся воздействиям всадника на лошадь (средствам управления), между которыми, должна быть точная согласованность, обеспечивающая понятные для лошади воздействия. И отмечает, что посыл — это не просто воздействие шенкелем, а комплекс одновременных воздействий всадника на лошадь (корпус, пояснично-крестцовый отдел всадника, шенкель, повод). Лошадь правильно реагирует только на комплекс воздействий всадника. Автор справедливо пишет о необходимости достижения гармонии между всадником и лошадью. Хотя не дает точного определения этого понятия. Всадник меньше всего препятствует и мешает нарушению равновесия лошади только тогда, когда он достигает совмещения своего центра тяжести с центром тяжести лошади, и только в этом случае лошадь может проявить лучшие свои качества. Освещая процесс выездки спортивных лошадей, автор делит его на три следующие стадии: первая — приучение невыезженной лошади нести на себе всадника; вторая — приучение лошади повиноваться посылам всадника; третья-специализация лошади в избранном виде конного спорта. Совершенно справедливо замечание автора о том, что молодую лошадь нельзя заставлять выполнять то, с чем она не в состоянии справиться, к чему физически не готов ее организм. Точно так же совершенно правильно указание автора на то, что всаднику не следует увлекаться неоправданными наказаниями лошади. Вместе с этим в книге имеются положения, с которыми вряд ли можно согласиться. Так, например, ошибочно утверждение автора, что лошадь достигает своего максимального роста в три года. Этот процесс продолжается до 5-6 лет. Поэтому надо щадить молодую лошадь. Иногда автор слишком идеализирует психику лошади и ее поведение. Несправедливо, на наш взгляд, мнение автора о том, что хорошие всадники и хорошо выезженные лошади встречаются весьма редко. В этом случае пришлось бы признать, что целенаправленный труд многих специалистов в области искусства верховой езды на протяжении многих поколений оказался бессильным и безрезультатным. В некоторых случаях автор необоснованно впадает в пессимизм. Так, например, он пишет: “Кажется, будто всаднику только стоит сказать о его недостатках, и он их исправит. На самом же деле иногда такие советы более вредны, чем кажется на первый взгляд”. Есть и еще более пессимистическое высказывание: “Если же всадник не сумеет понять воздействия на лошадь усилий пояснично-крестцового отдела, то научить его искусству верховой езды так и не удастся”. Говоря о контакте всадника с лошадью, В. Мюзелер пишет, что “научить этому всадника не может никто, он сам должен понять и прочувствовать, что контакт с лошадью достигнут”. В этом случае приходится признать бессилие тренера или его неспособность помочь всаднику найти контакт с лошадью. Имеются в книге и другие дискуссионные положения. Но их не так много. Знакомство с книгой В. Мюзелера, несомненно, будет способствовать расширению кругозора наших тренеров и всадников. Вдумчивый читатель поймет, где в книге непреложная истина, а где положения, требующие размышлений и даже критического анализа. Выездка и вся последующая тренировка спортивной лошади в процессе ее специализации имеют строгое анатомо-физиологическое обоснование. Поэтому автор книги справедливо указывает, что всадник наряду с практической ездой должен заниматься теоретической подготовкой и совершенствовать свои знания о лошади, изучать ее анатомические и физиологические особенности. Это поможет всаднику быстрее добиться единения (гармонии) с лошадью, что так необходимо в конном спорте. Многолетний опыт работы позволяет нам утверждать, что наиболее нерационально тренируют и эксплуатируют лошадей те из тренеров и всадников, которые меньше всего знают анатомию и физиологию лошади. К сожалению, в книге В. Мюзелера вопросы анатомии и физиологии лошади не нашли своего отражения. Знание анатомии и физиологии спортивной лошади позволит тренеру и всаднику рациональнее строить процесс ее выездки и тренировки, целесообразнее регламентировать режим ее кормления, содержания и эксплуатации, своевременно предупреждать возникновение переутомления, появление травматизма и других заболеваний, нередко встречающихся у спортивных лошадей в процессе их использования в конном спорте. В заключение следует отметить, что знакомство с монографией В. Мюзелера будет, несомненно, способствовать расширению специальных знаний, кругозора и необходимой эрудиции наших всадников, тренеров и любителей искусства верховой езды и конного спорта. И. Ф. Бобылев

Обучение всадника

Хороший всадник должен одинаково уверенно чувствовать себя в седле при езде в закрытом манеже, в поле и при преодолении препятствий. Мастером верховой езды никогда не станет тот, кто уделяет мало внимания, а тем более пренебрегает одним из этих видов верховой езды. С первых шагов обучения редко кому удавалось предугадать, насколько овладеет он искусством верховой езды. Первое желание начинающего скромнее — просто научиться ездить верхом. Но начало обучению верховой езде одинаково на первых порах для всех. На спокойной учебной лошади каждый начинающий всадник должен проездить 30 часов и в достаточной степени овладеть ездой на всех аллюрах — шагом, рысью и галопом. Возможности заниматься верховой ездой, естественно, не у всех одинаковые: один садится в седло только раз в неделю, у другого же больше свободного времени да и интерес к этому виду спорта особый, а кое для кого верховая езда — дополнение к профессии. Для одних лошадь — средство передвижения, для других же постижение секретов верховой езды становится долголетним увлечением, искусством. И естественно, чем проще задачу ставит перед собой начинающий всадник, тем быстрее он может достичь цели. Если же честолюбие и спортивный азарт не дают человеку покоя, и грезятся ему чемпионские лавры, то и отношение к занятиям верховой ездой у него особое. Но мастером конного спорта может стать только тот, кто ежедневно в течение многих лет совершенствует свою технику, набирается знаний и опыта, хотя и для таких спортсменов справедливой остается поговорка “Век живи — век учись!”. Подготовка всадника зиждется на трех “китах”: отработке правильной посадки, достижении контакта с лошадью и умении воздействовать на нее. Ни одну из этих задач нельзя назвать важнее другой, поскольку они неразрывны и зависят друг от друга. Невозможно сначала отработать хорошую посадку, а затем, независимо от этого, освоить остальные элементы верховой езды. Обучение неопытного всадника начинается с упражнений, способствующих выработке правильной посадки, одновременно с этим его учат поддерживать контакт с лошадью и воздействовать на нее. Нередко говорят, что посадка — это основа верховой езды. До некоторой степени это, конечно, верно. С другой же стороны, характер посадки всадника целиком зависит от того, какое воздействие он хочет оказать на лошадь. А посадка и воздействие в не меньшей степени определяются наличием контакта между всадником и лошадью. С первых же шагов начинающий всадник должен учиться находить этот контакт, крепко и непринужденно сидеть в седле благодаря умению сохранять равновесие. Он должен без труда входить в ритм движения лошади и научиться воздействовать на нее мышцами пояснично-крестцового отдела, корпусом, шенкелями и поводьями. Кто не чувствует контакта с лошадью, тот не может непринужденно и прочно сидеть в седле. Такой всадник в какой-то неестественной позе “приклеивается” к лошади, что с верховой ездой не имеет ничего общего. Такая посадка абсолютно неправильна, хотя дилетанту и может показаться верной. Хорошим всадником можно считать только того, кто чувствует контакт с лошадью и держится в седле непринужденно. Мастерами верховой езды считают себя многие, но, мягко говоря, большинство из них явно переоценивают свои способности. Такие ездоки сваливают вину на лошадь, ссылаясь на некие ее недостатки, которые при компетентной оценке вообще не обнаруживаются или же не играют существенной роли. Поэтому так много лошадей оказываются плохо выезженными, замечу, кстати, что в их число входит и часть тех, о которых говорят, что выезжены они хорошо. Действительно же хорошие всадники и хорошо выезженные лошади встречаются весьма редко. И главная беда в том, что мало кто из всадников может точно назвать причины возникновения собственных ошибок, выяснить, что такое хорошо или плохо выезженная лошадь, и можно ли исправить ее недостатки. А задумываться над этим должен каждый, кто хочет овладеть искусством верховой езды. 99% всех лошадей грешат непослушанием. А 99 % всадников не знают, как избавить своих лошадей от этого недостатка и научиться тому не пытаются. Надо полагать, все они слышали, что лошадь нужно приучить повиноваться посылам. И только? Достаточно уже и того, что они об этом слышали? Только вот мало кто этим занимается. И тем самым они хотя и ненамеренно, но неизбежно получают плохо выезженных лошадей. Действительно ли так трудно приучить лошадь к посылам, как это утверждают? Начинающий заниматься верховой ездой не знает, что научиться этому так же легко, как войти в ритм движения лошади. Но осознать этот факт, а следовательно, и выработать правильную посадку 99 % всех всадников научиться не могут, потому что не умеют управлять мышцами пояснично-крестцового отдела. То, что каждый ребенок умеет делать на качелях, недоступно большинству всадников в седле. Эта горькая истина должна заставить подумать каждого, кто обучается верховой езде: не следует ли и ему проникнуть в эту “жгучую тайну”.

Как выработать правильную посадку

Понятие “посадка всадника” часто истолковывают неверно, ибо важно в конечном счете не положение конечностей, как это обычно считают, а то, как всадник 1. держится в седле, сохраняя равновесие; 2. сидит на лошади, расслабив мускулы; 3. умеет входить в ритм движения лошади. Правильная посадка у того, кто овладел этими тремя элементами, сидит хорошо и красиво, что в свою очередь позволяет ему правильно воздействовать на лошадь. Представление о так называемой классической, идеальной посадке толкает начинающего всадника на путь формального подражания “идеалу”, что приносит только вред. Разные всадники сидят в седле по-разному. Можно, конечно, многому научиться, глядя на других, поскольку же любое изображение правильной посадки или ее описание невольно заставляет новичков подражать ей, то тренер будет не прав, требуя от начинающего всадника точного копирования такого “классического” положения в седле. Это неизбежно приведет к скованности, что еще хуже. Вопрос: “Как всаднику научиться правильно сидеть в седле?” — чрезвычайно важен. Он не прост, и на него не ответишь в нескольких словах. Как и на другие два вопроса, которые так часто задают начинающие: “Правильно я сижу?” и “Какие ошибки я еще делаю?”. Как ни странно, но на два последних вопроса каждый всадник должен ответить сам. Только он один может судить о том, правильно ли он сидит в седле и научился ли поддерживать контакт с лошадью. Но все это при условии, что сам начинающий всадник понимает, о чем идет речь и что заключают в себе понятия: равновесие, расслабление мышц и вхождение в ритм движения лошади. Сидя в седле, всадник не должен принимать неестественную позу, а положение его конечностей определяется видом воздействия, которое он собирается оказать на лошадь. Поэтому не так важно положение рук, как весь комплекс возможного воздействия на лошадь — поводьями, шенкелями и корпусом всадника.

Равновесие

Первое, чему должен научиться начинающий всадник, — сохранять равновесие. Он должен уметь сидеть в седле, а не цепляться в отчаянии за гриву, не сжимать конвульсивно шенкелями бока лошади. Корпус всадника расположен вертикально обязательно в самой глубокой точке седла на обеих тазовых костях. При этом важно помнить, что самая глубокая точка находится в середине седла, а не сдвинута вперед или назад, хотя у плохо изготовленных седел это бывает, и довольно часто. Руки и ноги к сохранению равновесия всадника отношения не имеют, и лишь при потере равновесия, когда грозит падение на землю, каждый цепляется за лошадь, чем может. Скорее всего всадник может научиться сохранять равновесие, если он некоторое время поездит на лошади шагом, а затем спокойной рысью. Чем меньше наставлений при этом он получает, тем легче ему сосредоточиться и научиться сохранять равновесие. Если к тому же начинающему всаднику попадется нетряская, хорошо выезженная лошадь, то умение балансировать выработается довольно быстро. Важно, чтобы начинающий сел сначала на лошадь с мягкими движениями и спокойным характером. На первых порах нужно ездить со стременами, чтобы с самого начала почувствовать себя в абсолютной безопасности; тогда появится уверенность, поскольку не станет причин быть скованным. Если же у всадника все-таки возникают затруднения, то чаще всего оттого, что его лошадь идет в слишком быстром темпе. В этом случае необходимо взять более спокойную лошадь: чем спокойнее на первом этапе обучения будет чувствовать себя начинающий всадник, тем быстрей он обретет уверенность и научится сохранять равновесие. Приобретенный навык (а он приходит уже через несколько уроков) необходимо закрепить. А для этого нужно ездить без стремян, но делать это следует постепенно, чтобы начинающий всадник не потерял уверенность и не начал вновь цепляться за лошадь, иначе снова появляется скованность движений, неуверенность, что может привести и к падению с лошади. Постепенно всадник приучается ездить без стремян, сначала немного, а затем все более длительное время, и, находясь в седле, сможет поворачиваться и делать гимнастические упражнения. Таким образом он все более закрепляет навык сохранять равновесие в седле. Умение балансировать в седле быстро приходит к каждому начинающему всаднику. Закрепится оно благодаря тому, что всадник научится управлять мышцами пояснично-крестцового отдела и корпусом. И только тогда он будет непринужденно и прочно сидеть в седле. Здесь надо объяснить, что имеют в виду, говоря об управлении мышцами пояснично-крестцового отдела и вхождении в ритм движения лошади, иначе требования сидеть прямо или продвинуть корпус назад приведут к скованности всадника или же у него будет слишком прогнутая поясница, а сохранять равновесие при такой посадке весьма трудно. Каждый всадник прежде всего должен научиться балансировать, сидя верхом на лошади, это так же необходимо, как и при езде на велосипеде. Только научившись сохранять равновесие, всадник может постоянно чувствовать ритм движения лошади, входить в него и воздействовать на лошадь корпусом. Очень полезно ездить верхом без седла. Вместо седла кладут попону и закрепляют ее троком. Так всадник быстрее научится сопровождать колебания спины лошади движением своего позвоночника, находить единый ритм движения. Если же уверенности в сохранении равновесия у всадника не появится, то он никогда не станет мастером конного спорта. Умение балансировать можно считать обретенным, если всадник и без стремян уверенно сидит на лошади, совершающей поворот или двигающейся серпантином, может поворачиваться, делать гимнастические упражнения и разговаривать. Если всадник уверенно сидит в седле, сохраняя равновесие, не мешая движениям лошади, то вскоре наступит момент, когда лошадь сама будет стараться сохранять равновесие со всадником, реагировать на любое его воздействие. Также и всаднику, имеющему уже некоторые навыки, следует систематически ездить без стремян. Если кому-либо это не нравится, то он должен честно признаться, что держится в седле скованно и не умеет сохранять равновесия. В противном случае езда без стремян не должна казаться неудобной.

Раскрепощенность мышц

Всадник должен сидеть в седле естественно и непринужденно, мышцы его не должны быть скованы, то есть непроизвольно напряжены. Но это не значит, что его конечности абсолютно расслаблены. От всадника требуется известное напряжение мышц, как напрягает их гимнаст, готовясь выполнить силовое упражнение на одном из снарядов. Трудность заключается в том, что всадник не всегда осознает, напряжены ли его мышцы. Но если всадник сидит в седле неуверенно и с усилием принимает определенную позу, цепляется за гриву или шею лошади, то о расслабленности мышц говорить не приходится. Но как только всадник выработает навык сохранять баланс, он перестанет бояться падения с лошади и не будет конвульсивно хвататься за гриву или луку седла. В этом случае можно говорить о расслабленности мышц всадника. Часто приходится слышать, что гимнастические упражнения на лошади вырабатывают у всадника уверенность, развивают чувство баланса и способствуют расслаблению мышц. Все это абсолютная истина: оглядываясь по сторонам, двигаясь, разговаривая и делая гимнастические упражнения, всадник, без сомнений, начинает чувствовать себя в седле непринужденно, обретает уверенность, а, следовательно, мышцы его раскрепощаются. Но происходит это только тогда, когда начинающий всадник научится балансировать в седле и обретет некоторую уверенность. Нельзя, однако, делать гимнастические упражнения на лошади основой подготовки начинающих всадников, строить систему обучения только на этом. А ведь некоторые тренеры слишком много труда и времени уделяют гимнастическим упражнениям на лошади. Это может только помешать всаднику закрепить навык балансирования в седле. Иногда можно видеть, что всадники, посадка которых уже заслуживала одобрения, в результате чрезмерного увлечения гимнастическими упражнениями (игры с мячом на коне) стремятся удержаться на лошади только шенкелями, а не за счет баланса. Езда в поле дает всаднику возможность лучше узнать особенности поведения лошади, а это в свою очередь прибавляет всаднику уверенность, он сидит в седле свободнее, почти непринужденно. Этот процесс можно сравнить с изучением иностранного языка за границей, где освоить его значительно легче, чем с помощью методических пособий и учебника грамматики. А после того как человек научится разговорной речи, ему легче изучать и грамматику. Надо отметить другую крайность при обучении верховой езде: уделяя слишком много времени гимнастическим упражнениям на лошади, забывают об общей физической подготовке всадника. Некрасивая осанка, плохие привычки и скованность, являющиеся следствием недостатка телосложения и плохой физической подготовки, конечно, влияют на посадку всадника. Но и в этом случае следует различать неправильную посадку и посадку, обусловленную врожденными недостатками всадника: искривлением позвоночника, плохой подвижностью отдельных частей тела. То есть опытный тренер должен видеть разницу между физическими недостатками и скверными привычками, присущими начинающему всаднику до того, как сядет в седло. Эти дефекты тренеру следует обсудить со спортсменом, и лучше всего не во время занятий верховой ездой. Если ошибки всадника вызваны страхом перед слишком высокими требованиями или обусловлены слишком быстрым темпом езды, то тренер и спортсмен могут найти пути их устранения. Если же причина ошибок кроется в физических недостатках или привычках начинающего всадника, то тренер должен давать советы, к которым спортсмен, если хочет научиться красиво сидеть в седле, должен прислушаться. В отличие от гимнастических упражнений упражнения на лошади служат для исправления осанки, устранения скованности и должны выполняться сугубо индивидуально, не по шаблону, так как физические особенности диктуют каждому спортсмену определенный комплекс физических упражнений. К неприятным ощущениям, появляющимся чаще всего к начале занятий, относятся боли в бедрах, возникающие при растяжении бедренной мускулатуры. Если начинающий всадник испытывает такую боль, то и позже положение шенкелей у него может быть неправильным. Только тот, кто чувствует себя в седле удобно и непринужденно, может выработать правильную посадку. Если же посадка в седле причиняет неудобства и всаднику трудно держать свои голени прилегающими к бокам лошади, то, скорее всего, у него недостаточно эластичны мышцы и связки внутренних сторон бедер. С такими неприятными ощущениями сталкиваются в начале обучения две трети всадников. Причина, как уже говорилось, — сильная и неэластичная мускулатура внутренней стороны бедра, что особенно часто встречается у взрослых. Этому явлению в большинстве случаев уделяют слишком мало внимания. Если даже через некоторое время эти боли и прекратятся сами собой, что совершенно естественно, то положение шенкелей может так и остаться неправильным, и сам всадник так и не поймет, что является этому причиной. И ни усилия воли, ни старания не смогут избавить начинающего всадника от скованности мышц, если он испытывает неудобство в седле и может держать корпус правильно только напрягая мышцы шенкелей. В таком случае надо рекомендовать следующие упражнения: раздвигание ног в стороны и стойка с раздвинутыми ногами. Это помогает растянуть внутренние мышцы бедер, сделает их более эластичными. Но эти упражнения необходимо ежедневно и многократно повторять утром, днем и вечером. Надо, однако, заметить, что только гимнастическими упражнениями невозможно отработать правильное положение шенкелей, поэтому всадник должен регулярно ездить на лошади. А пока частые упражнения на растяжение мышц не приведут к успеху, для занятия всадник должен выбирать себе лошадь с меньшим обхватом груди и желательно не тряскую. С другими дефектами посадки — скованностью в бедрах и суставах конечностей, искривлением позвоночника или бедер — тоже следует бороться. Скованность суставов рук мешает всаднику, как и музыканту при игре на фортепьяно или скрипке. Но важно помнить, что эти ошибки нельзя устранить за то короткое время, пока всадник сидит в седле. Если же начинающий всадник не будет следовать советам тренера, то эти недостатки скажутся на его посадке и управление лошадью будет затруднено. Именно затем я и обращаю внимание на то, что этому виду гимнастических упражнений часто уделяют слишком мало внимания. Надо, однако, опасаться, что, исправляя названные дефекты, всадник перестанет чувствовать себя в седле свободно, раскрепощенно, что случается, и довольно часто, хотя многие полагают, что бояться этого не следует. Кажется, будто всаднику только стоит сказать о его недостатках, и он их исправит. На самом же деле иногда такие советы более вредны, чем кажется на первый взгляд. Не так уж редко исправления дефектов посадки в конце концов не что иное, как попытка втиснуть всадника в единожды выработанный стандарт, хотя чаще всего появляется другой, не менее неприятный дефект посадки — скованность всадника. Положение тела всадника и его конечностей зависит от того, какое воздействие должны они оказать на лошадь. Поэтому посадка всадника оценивается не сама по себе, а только в совокупности с посылом и ощущением контакта с лошадью. Именно в такой взаимосвязи и нужно пытаться исправлять посадку. Сказанное нельзя истолковывать так, будто улучшить посадку легко; напротив, это очень трудно: когда всадник научится понимать лошадь и правильно на нее воздействовать, тогда он сможет выработать хорошую посадку. Каждому элементу (началу движения с места, переходу с шага на рысь, остановке, повороту, переходу с шага или рыси на галоп) должен предшествовать сбор лошади. При этом всадник обязан выпрямиться и воздействовать на лошадь шенкелями. Этим он улучшает свою посадку и одновременно чувствует, удалось ли ему собрать лошадь, выполнила ли она его требования. Если сам всадник и его тренер каждый урок начинают именно так и делают все в такой последовательности, как говорится выше, то любое исправление посадки излишне. Тренер — следит ли он за выполнением своей предварительной команды или за посадкой начинающего всадника — не всегда улавливает изменение посадки ученика. Но для всадника каждая команда диктует свои условия ее выполнения. Это уже говорит о многом. С другой же стороны, любые команды, такие, как “выпрямиться”, “сидеть прямо”, “грудь вперед”, вызывают у всадника скованность, поскольку его внимание направлено только на то, чтобы сидеть прямо. Всадник же должен научиться не только сидеть прямо, а правильно ездить верхом.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...