Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ возможностей студентов заниматься практической деятельностью в Институте социальных технологий.




I. Анализ ситуации

Во многих развитых и развивающихся странах актуальной является проблема трудоустройства молодежи. В частности, по данным Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, «в целом от общего количества трудоспособного населения Татарстана – 1,9 млн. человек – 1,31% безработных. 23% из них - молодежь в возрасте от 20 до 29 лет, 17% - уволенных по инициативе администраций предприятий и 5% - «профессиональных безработных» (тех, кто стоит на учете службы занятости более года). Сегодня меняется лицо безработного. Если после кризиса оно было женским, то сегодня стремительно растет доля молодых людей»[1].

Это очень негативный феномен, учитывая, что молодые люди являются главным трудовым резервом любого общества. В развитых странах молодые люди оказались главными жертвами экономического кризиса: молодежная безработица после 2008 года радикально увеличилась – во многих странах в два и даже три раза.

При трудоустройстве в любой сфере деятельности существует некий замкнутый круг, прервать который затруднительно: работодатель нуждается в специалистах с хотя бы минимальным опытом, следовательно, получить его студенту или выпускнику университета очень и очень сложно. Работодателей можно понять: юные специалисты, только вышедшие из университета, обладают не подкрепленными практикой знаниями, и мало что могут предложить как сотрудник; при этом они имеют обыкновение претендовать на высокую стартовую заработную плату. Но где студенту взять необходимый опыт без трудоустройства?

В России это особенно касается молодых людей, выбравших для себя гуманитарное направление. Например, текущая ситуация с выпускниками юридической и экономической направленности уже становится «хрестоматийной». Этот рынок труда особенно конкурентный, поэтому чтобы быть конкурентоспособным нужно обладать выдающимися качествами и навыками, необходимо выделяться и предлагать то, что не могут предложить другие.

Сфера управленческих и коммуникационных услуг не стала исключением. Здесь особенностью является постоянное развитие технологий, услуг, рынка в целом. Нужно идти в ногу со временем, «быть в теме», изучать и практиковать новые техники чтобы оставаться «на плаву». Широкое распространение в бизнес-сфере получили всевозможные тренинги, мастер-классы, иные образовательные мероприятия от практикующих специалистов. На наш взгляд, желательно, чтобы сами потенциальные работодатели участвовали в развитии профессиональных компетенций студентов в ходе их обучения.

Для создания полноценной картины необходимо было выяснить мнения студентов и работодателей по указанной проблеме. В ходе анализа ситуации были проведены первичные и вторичные исследования.

Первичное исследование:

1. Опрос студентов

В ноябре 2012 года нами было проведено анкетирование среди студентов 4 и 5 курсов очной формы обучения Института социальных технологий (специальности «Связи с общественностью» и «Менеджмент»)[2]. Цель анкетирования – выяснение отношения студентов ИСТ к выбранной специальности, их оценка возможностей для получения практических навыков в институте. Основополагающим для исследования стал вопрос о необходимости ведения диалога с потенциальными работодателями. Всего было опрошено 60 студентов, из них 38 – студенты специальности «Связи с общественностью» и 22 – будущие специалисты по менеджменту.

Среди будущих PR-специалистов, обучающихся в ИСТ, выявлены следующие результаты:

32% опрошенных строят планы в дальнейшем работать по специальности. Совмещая учебу с работой, 6% опрошенных уже овладевают своей специальностью. Однако больше половины - 53% - никогда не пробовали себя на поприще специалиста по коммуникациям. Немаловажно, что около половины студентов (44%) имели трудности при трудоустройстве.

По мнению значительной части респондентов (72%), в Институте социальных технологий нет идеальныхплощадок, помогающим студентам пробовать себя на практике. Посему 81% студентов считает, что дополнительные условия помогут обучающимся получать практический опыт в стенах вуза. 72% опрошенных считают, что одна из успешных форм освоения специальности - это проведение мероприятий с приглашением работодателей и специалистов в данной сфере.

В результате проведения опроса мы сделали следующие основные выводы: будущие специалисты по коммуникациям и управлению сталкиваются при трудоустройстве с проблемой отсутствия опыта. Обучение в университете предлагает студентам постичь теоретические основы выбранных направлений, на каждом курсе проводится практика, но, тем не менее, сложности остаются. В качестве одного из путей решения этой проблемы студенты готовы рассмотреть развитие интенсивной коммуникации с работодателями и практикующими специалистами.

2. Экспертный опрос

В работе были использованы данные экспертного опроса, проведенного студентами в рамках IX Всероссийской студенческой олимпиады по связям с общественностью. Цель исследования – выяснить мнение экспертов по проблеме привлечения практикующих PR-специалистов в университеты.

В результате получены следующие экспертные мнения[3]:

Гай Ханов, президент коммуникационной группы «Паблисити»,не берет на работу специалистов без опыта. По его мнению, студентам нужно начинать практиковаться со 2-3 курса – например, приходить на стажировку в рекламные агентства.

Филипп Гуров, старший партнер Коммуникативной группы «Гуров & партнеры», утверждает, что привлечение практиков в вуз выгодно не только студентам, но и практикам. Ведь именно онивлияют на будущее PR-рынка, создают определенную PR-культуру, формируют терминологию. Причина недостаточного взаимодействия практикующих специалистов и студентов в том, что у большинства практиков очень жесткий график. Следует с пониманием отнестись к этому и искать альтернативные варианты (например, одним из них может стать Skype-конференция).

Андрей Абиняков, директор рекламного агентства «ГрАни», считает идею встречи практикующих рекламистов со студентами очень ценной, поскольку такие встречи приносят большую пользу всем ее участникам. Работодателям должно быть интересно общение с теми, кто придет в отрасль в ближайшем будущем.

Алексей Кривоносов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, директор Северо-Западного филиала Европейского института PR (IEPR), выделяет следующую характерную для нашего общества тенденцию: практикующие специалисты не обладают всем спектром знаний по всем направлениям. Они могут рассказать «Как я это сделал», но «Почему я это сделал» они не могут объяснить. Положительная сторона в том, что эти специалисты могут дать развернутые объяснения в определенной области.

Александр Чумиков, генеральный директор Агентства «Международный пресс-клуб «Чумиков PR и консалтинг»,профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,убежден в том, что практик как преподаватель, во многих случаях, неинтересен. Многие профессионалы, даже очень хорошие специалисты, преподавать не могут. Чаще всего общение со студентами сводится к рассказам из личной жизни и рекламированию собственной компании. Но как эксперт и консультант практик необходим, поэтому к специалисту необходимо идти в офис.

Алексей Усанов, творческий директор рекламного агентства «ГрАни», высказывает предположение о том, что не у всех есть склонность к преподаванию в вузах. Однако любой специалист, обладающий знаниями и значительным практическим опытом, готов делиться ими с молодежью.

В целом, данный опрос показал, что большинство практиков считает одним из важнейших стимулирующих факторов для их привлечения в вузы – заинтересованность студентов в подобном общении. Если мастер-классы и семинары пользуются популярностью, и студенты проявляют на них активность, то практики с большей вероятностью вернутся в вузы для продолжения общения. Таким образом, важно помочь студентам осознать преимущества, которые они могут получить от такого сотрудничества, повысить их мотивацию к получению профессиональных компетенций.

Вторичные исследования

1. Результаты анкетирования 2011 г. рассмотрены в работе «Профессиональные требования, предъявляемые к PR-специалисту в Республике Татарстан, в оценках работодателей и студентов»[4]. Были опрошены 100 студентов 3, 4 и 5 курсов дневного отделения Института социальных технологий Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

Результаты опроса выявили несоответствия между ожиданиями студентов, с одной стороны, и потребностями работодателей, с другой. В частности, «умение писать PR-тексты, основы планирования и медиапланирования почти 20% опрошенных отнесли к наименее востребованным профессиональным навыкам современного специалиста по связям с общественностью. На первое же место по востребованности на рынке труда они поставили навыки дизайнера (39%), а также он-лайн продвижения (17%) и тайм-менеджмента (20%).

Вместе с тем большое число респондентов отметили у себя наличие навыков планирования (63%), написания журналистских текстов (60%), проведения социологических исследований (56%). Пробелы в знаниях лежат в области он-лайн продвижения и спичрайтинга. Только 20% студентов отметили у себя наличие этих навыков.

В свою очередь, анализ имеющихся вакансий показал, что работодатель ждет от будущего работника наличие профессиональных связей в деловых и профильных СМИ региона, знание принципов планирования PR-стратегий и кампаний, навыки медиапланирования, написания статей, пресс-релизов, рекламно-информационных материалов, наличие как узкоспециализированного, так и широкого опыта в организации различных специальных мероприятий для СМИ и целевых аудиторий»[5].

Авторы исследования приходят к выводу, что «расхождения, в основном касаются оценки степени важности тех или иных профессиональных качеств и навыков при условии их наличия у самих студентов»[6]. Таким образом, налицо недостаточно адекватное представление о будущей профессии.

Анализ возможностей студентов заниматься практической деятельностью в Институте социальных технологий.

Чтобы выявить возможности самореализации студентов в качестве PR-специалиста для студентов, мы синтезировали информацию, полученную от студентов и преподавателей, и выделили следующие площадки реализации профессиональных компетенций студентов (специальность «Связи с общественностью»).

Согласно анкете кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ, размещенной на сайте Национальной премии «Серебряный лучник», 30% преподавателей (10 человек) одновременно работают в структурах, соответствующих направлению подготовки.

В течение 2012 года было проведено 15 мастер-классов с практиками, в том числе в рамках фестиваля «Дни PR в Казани», 4 экскурсии на телерадиокомпании «Татарстан» и «Новый век», в Пресс-центр Государственного Совета РТ и в Агентство маркетинговых коммуникаций «АМК Статус».

КНИТУ-КАИ заключил 12 долгосрочных договоров с организациями для проведения журналистской практики, 14 - для производственной и преддипломной практики (среди них – Исполком г. Казани, Общественная палата РТ, Отдел Информации общественных связей МВД РТ, ОАО «Таттелеком», Казанское производственное вертолетное объединение, «АМК Статус», АНО «Академия открытых коммуникаций» и т.д.[7]

Рассмотрим также более подробно работу двух лабораторий, организованных на базе кафедры.

1. Лаборатория средств массовых коммуникаций

Для получения студентами творческих журналистских навыков в институте активную деятельность ведет лаборатория средств массовой коммуникации, которую возглавляет главный редактор сетевой газеты «Казанские истории» Любовь Владимировна Агеева.

Студенты на практике осваивают сферу журналистики. Они участвуют в выпуске институтской газеты «Семерочка» - пробуют себя в роли редактора, верстальщика, корреспондента, фотографа. Газета «Семёрочка», которая является общественной трибуной студентов и одновременно местом производственной практики по журналистике, в 2007 году стала победителем республиканского конкурса «Студент года» в номинации «Лучшая студенческая газета».

В рамках производственной практики студенты проводят в группах деловую игру, представляющую собой создание СМИ, а также работают в теле- и радиогруппах. Для соприкосновения с тележурналистикой студентам предоставлена возможность работать в телестудии ИСТ, которая оборудована профессиональной аппаратурой.

2. Лаборатория по организации специальных мероприятий, в которой разрабатываются и реализуются специальные мероприятия на уровне института, университета, города, республики и всей России.

Наиболее масштабное мероприятие – фестиваль «Дни PR в Казани». Он является площадкой как для реализации организаторских умений, так и для проявления творческого потенциала. В организацию мероприятия вовлекаются студенты всех курсов. «Встречают по одежке, а провожают по уму» - девиз студентов-первокурсников, которые приветствуют гостей и участников фестиваля, а также для кураторов команд (2, 3-й и 4-й курс). «Пресс-центр - наш второй дом» - фраза, присущая студентам второго и третьих курсов, которые день и ночь трудятся во благо освещения мероприятия. Второкурсники также занимаются написанием сценария мероприятия.

Для членов команд-участниц предоставляется возможность разработки, реализации и защиты проектов на русском и английском языках, участие в тестировании, в конкурсе пресс-релизов, творческих конкурсах. Важной частью фестиваля стали мастер-классы именитых практиков, представляющих всю Россию.

Среди других мероприятий можно назвать презентации групп первого курса, День первокурсника, День борьбы против курения, День открытых дверей, встреча выпускников «Возвращение в родное гнездо», организация встречи с ветеранами ко Дню победы, Выпускной вечер, региональный телевизионный конкурс для школьников «Полет мысли» и многие другие.

Нагрузка в организации мероприятий в большей степени ложится на самих студентов, начиная от разработки концепции мероприятия, сценария, его реализации и заканчивая публикацией материалов-отчетов в корпоративных печатных изданиях вуза и на сайтах.

Помимо участия в упомянутой выше Всероссийской студенческой олимпиаде по связям с общественностью, студенты Института социальных технологий активно участвуют во Всероссийском Фестивале студентов и преподавателей с международным участием «PR - профессия третьего тысячелетия» (г. Санкт-Петербург), Всероссийском конкурсе студенческих проектов в области развития общественных связей «ХРУСТАЛЬНЫЙ АПЕЛЬСИН» (г. Москва), Международном студенческом конкурсе рекламных и PR-проектов «Золотой компас» (г. Харьков).

В 2013 г. Республиканский центр маркетинговых исследований, консалтинга и обучения организовал конкурс молодежных инициатив:«Коммуникации и малые инновационные предприятия (МИП)».

Однако, несмотря на такие широкие возможности по разработке проектов, самим студентам, порой, не хватает работы с конкретными заказчиками, технические задания которых помогают превратить виртуальные проекты в реальные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...