Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы организации труда молодого специалиста на предприятии.




В современной психологии труда нет единого определения понятий работоспособность, производительность. Много определений содержат основную мысль: работоспособность зависит от способностей работника и его мотивации к труду. В других определениях подчеркивается наличие цели в работе.

Работоспособность - потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Производительность обусловливается как человеческим фактором, так и объективными предпосылками - техническими и организационными условиями труда.

Выделяют актуален (актуализированный) уровень работоспособности, который касается повседневной трудовой жизни. Это способность работать в соответствии с требованиями конкретной профессиональной деятельности. Резервный уровень трудоспособности - способность работать в условиях, требующих предельной мобилизации всех физических и духовных сил. Нормальная, среднестатистический человек постоянно в таких условиях работать не способен.

Требования, которые по длительности работы, делают актуальным вопрос о динамике работоспособности в течение рабочей смены, суток, недели, года.

Традиционно выделяют периоды динамики работоспособности в течение рабочей смены: период врабатываемости; период оптимальной работоспособности; период утомления.

Детальный анализ характера изменений в работе психологических и психофизиологических систем позволяют выделить ряд важных фаз изменения работоспособности в процессе деятельности.

Фаза мобилизации: человек невольно мобилизуется еще до начала работы. Повышается деятельность ряда эндокринных органов, сердечно-сосудистой и других систем. Наблюдается эмоциональное и волевое возбуждение. Основная роль этой фазы в подготовке к работе, мобилизации энергетических резервов, активизации функций памяти, внимания и других процессов, планировании тактики и стратегии поведения.

Состояние мобилизации бывает адекватное и неадекватное специфике будущей деятельности. На фоне скуки, монотонности возникает состояние предстартовой апатии. На фоне психического напряжения, при преобладании процессов возбуждения возникает состояние предстартовой лихорадки.

Для высококвалифицированных специалистов наиболее оптимальным является высокий уровень интенсивности передробочого состояния.

Фаза первичной реакции: возникает в начале работы и характеризуется снижением почти всех показателей работоспособности. При адекватном передробочому состоянии, высокой квалификации специалиста, в процессе выполнения операционально-простой деятельности эта фаза не возникает.

Фаза гиперкомпенсации: характеризуется поиском энергетически оптимального режима работы. На этой фазе происходит чрезмерное приспособления конкретных условий деятельности, формирования динамического стереотипа. Повышаются все показатели функционального состояния систем, участвующих в работе, особенно резко в двигательной сфере - организм работает с большей силой, чем это нужно.

Фаза компенсации (период оптимальной работоспособности): на этой фазе все показатели качества деятельности повышаются и стабилизируются. Достигается стабильное и сбалансированное соотношение между энергетическими затратами и восстановительными процессами. Требования деятельности и деятельности физиологических систем уравновешивается. Эффективность труда в этот период наибольшая.

Фаза субкомпенсации: возникает как при снижении интенсивности и слаженности деятельности, так и при их повышении. На этой фазе начинает задействоваться уровень резервной работоспособности. При уменьшении уровня интенсивности работы возникает скука, сонливость, монотонии. При росте интенсивности и сложности деятельности происходит мобилизация важных функциональных систем за счет ослабления контроля за менее важными. Дальнейшее продолжение работы в таких условиях приводит к дальнейшему росту усталости.

Фаза конечного порыва: характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоциональным подъемом, притуплением чувства усталости и повышением уровня работоспособности. При продолжении работы происходит истощение вспомогательных энергетических резервов и развивается.

Фаза декомпенсации: на этой фазе снижаются не только второстепенные показатели, но и основные показатели деятельности. Меняется мотивация: главным становится мотив прекращения работы. При длительном продолжении работы может произойти фаза срыва.

Фаза срыва: происходит значительное расстройство реагирующих механизмов работоспособности, вплоть до невозможности продолжения работы. Происходит значительное нарушение вегетативных функций организма и внутренних органов. Организм человека приходит состояние переутомления и требует отдыха и даже лечения.

Если работа заканчивается в фазе компенсации или в начале субкомпенсации, то выделяют еще 2 фазы.

Фаза восстановления: на этой фазе начинается преобладание процесса торможения головного мозга, на фоне которого происходит восполнение затраченных энергетических резервов разных систем организма и психики.

Фаза перевостановлення (суперкомпенсации): возникает после фазы восстановления в том случае, если в предыдущих фазах не было достаточной нагрузки. В этой фазе работоспособность превосходит начальный уровень. Фаза важна для обеспечения роста работоспособности и профессионального мастерства.

Продолжительность периодов зависит от множества факторов (особенности человека, характера трудовой деятельности уровня квалификации работника), но тем не менее можно назвать приблизительные цифры продолжительности: стадия врабатываемость продолжается на 20-50 минут, период максимальной работоспособности - 2:00, вхождения в работу после обеда - около 10 -30 минут.

Изменение работы в течение суток связана с физиологическим и психологическим приспособлением к 24-часового биологического ритма. Статистика говорит о том, что работоспособность значительно снижается между 24 часами ночи и 5:00 утра. Выше 6 до 11:00 дня. Таким образом, длительная работа в ночном режиме создает дополнительную нагрузку на человека.

Неоднозначные результаты исследований об изменении производительности работы в течение недели. Есть только общая констатация фактов снижения производительности работы в начале и в конце недели. Повышение работоспособности наблюдается в среду.

Режим труда и отдыха во время рабочего дня.

Условия и степень отдыха косвенно влияют на результат труда, его производительность. Отдых можно регулировать с помощью различных мероприятий по внедрению режима труда и отдыха:

· перерывы для отдыха, их количество, периодичность занятия во время отдыха;

· изменение темпа (ритма) труда;

· изменение или изменяемости видов производственной деятельности (рабочих мест) в течение смены;

· использование музыки во время работы.

Подводя итоги изучения данной темы, необходимо отметить, что адаптация является социальным процессом освоения личностью новой трудовой ситуации, когда личность и трудовую среду активно взаимодействуют друг с другом. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство различных видов адаптации професснальнои, социально-психологической, общественно-политической и культурно-бытовой.

С адаптацией тесно связан личностный потенциал работника как совокупность определенных черт и качеств работника. Личностный потенциал характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию. Психофизиологический, трудовой потенциал работника, его образование, опыт активно влияют на уровень и степень адаптации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите уровне работоспособности задействуются в трудовой деятельности?

2. Назовите периоды динамики работоспособности вы знаете?

3. Определите работоспособность человека в течение суток, недели, года?

4. Назовите в б объективные и субъективные факторы трудовой адаптации.

5. Дайте характеристику комплексной системе профессиональной ориентации и адаптации на предприятии.

6. Охарактеризуйте процесс адаптации молодых специалистов на предприятии.

7. Основы организации труда молодого специалиста.

8. Режим труда и отдыха во время рабочей смены.

Выводы (краткое резюме). Адаптация адаптация является социальным процессом освоения личностью новой трудовой ситуации, когда личность и трудовую среду активно взаимодействуют друг с другом. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство различных видов адаптации професснальнои, социально-психологической, общественно-политической и культурно-бытовой.

С адаптацией тесно связан личностный потенциал работника как совокупность определенных черт и качеств работника. Личностный потенциал характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию. Психофизиологический, трудовой потенциал работника, его образование, опыт активно влияют на уровень и степень адаптации молодого специалиста в трудовом коллективе.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...