Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы карьеры и потребности




Этапы карьеры Возраст, лет Потребности достижения цели Нравственные потребности Физические и материальные потребности
Предыдущий до 25 Обучение, экзамен на разных работах Начало самоутверждения Безопасность существования
Становление до 30 Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя Самоутверждение, начало достижения независимости Безопасность - существование, здоровье, нормальный уровень оплаты труда
Продвижение до 45 Продвижение по службе, приобретения новых навыков и опыта, повышение квалификации Рост самоутверждения, достижения большей независимости, начало самовыражения Здоровье, Высокий уровень оплаты труда
Сохранение до 60 Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя. Повышать квалификацию. Заучивание молодежи Стабилизация независимости, рост самовыражения, начало заслуженного уважения Повышение уровня оплаты труда и интереса к другим источникам дохода
Завершение п осле 60 Подготовка к выходу на пенсию. Подготовка своей смены, а также нового вида деятельности на пенсии Стабилизация самовыражения, рост уважения Сохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода
Пенсионный п осле 65 Новый вид деятельности Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения Ра г. пенсии, другие источники дохода, здоровье

Этапы карьеры Возраст, лет Потребности достижения цели Моральные потребности Физические и материальные потребности.

Предшествующий 25 Обучение, экзамен на разных работах Начало самоутверждения Безопасность существования

Становление до 30 Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя Самоутверждение, начало достижения независимости Безопасность - существование, здоровье, нормальный уровень оплаты труда.

Продвижение до 45 Продвижение по службе, приобретения новых навыков и опыта, повышение квалификации Рост самоутверждения, достижения большей независимости, начало самовыражения здоровья, высокий уровень оплаты труда.

Сохранение до 60 Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя. Повышать квалификацию. Задача молодежи Стабилизация независимости, рост самовыражения, начало заслуженной уважения Повышение уровня оплаты труда и интереса к другим источникам дохода

Завершение после 60 Приготовление к выходу на пенсию. Подготовка своей смены, а также нового вида деятельности на пенсии Стабилизация самовыражения, рост уважения Сохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода

Пенсионный после 65 Новый вид деятельности Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье

Этап продвижения обычно длится от 30 до 45 лет. В этот период происходит процесс повышения квалификации, продвижение по службе. Накапливаются практический опыт, навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности; усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения длится от 45 до 60 лет и характеризуется действиями, направленными на закрепление достигнутых результатов. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения; работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период является чрезвычайно творческим; может быть восхождение на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и к окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период уже удовлетворены, он продолжает интересоваться уровнем оплаты труда, а также появляется интерес к другим источникам дохода (например участие в прибылях, капитале других организаций, акции, облигации и т.д.).

Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Человек начинает всерьез задумываться о пенсии. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на должность, высвобождается. Хотя такой период характеризуется кризисом карьеры, и люди все меньше получают удовлетворение от работы (переживают состояние психологического и физиологического дискомфорта), самовыражения и уважение к себе и к другим подобным людям у них достигает наивысшей степени за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошим подспорьем к пенсионной платы.

На последнем, пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны при работе в организации или выступали в виде увлечений (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и другим пенсионеров. Но финансовое положение и состояние здоровья могут в эти годы доставить немало хлопот.

Знание потребностей, преобладающих на разных этапах, дает представление о мотивации переходов от этапа к этапу, а также ориентации о наиболее эффективных стимулы на каждом из них. Вместе с карьерограмму эти данные дают возможность научно подойти к управлению карьерой.

Определенный интерес представляет исследование этапов карьеры в связи с развитием работника в течение его деловой жизни. Первые месяцы работы после обучения должны для молодого работника особую значимость и сложность. Он сталкивается со многими неизвестными и может допустить много ошибок. Главное, что беспокоит нового человека, - это войти в коллектив и найти свое место в нем. Данный период можно сравнить с изучением новой игры: есть правила, которые нужно понять и варианты, которые необходимо выбрать. Это - время быстрого обучения.

В первые годы своей работы человек нуждается росте; главным для нее является «попадания в цель». Может случиться, что традиции коллектива препятствовать этому, и человек будет действовать смело, почти нагло. Этот этап в индивидуальном развитии можно было бы определить как борьбу и поиск признания.

Вливаясь в новый коллектив и накапливая опыт, человек вступает в новую фазу - фазу консолидации. Личностный признание уже не является проблемой, и возникает необходимость расширять сферу применения своих способностей, добиваться признания себя как нужного и квалифицированного сотрудника. Ценности переосмысливаются, происходит переоценка важности работы. Люди, которые достигли периода консолидации, по-другому начинают смотреть на свои достижения.

Несколько позже многие менеджеры переживают период серьезных изменений и переоценок. В это время они начинают воспринимать себя более внимательно. Подвергают сомнению значение своей работы, задавая себе вопрос, нужно ли тратить жизненные силы на усердную работу. Эту фазу называют переоценкой, и если менеджер проходит ее успешно, он приобретает высокий уровень профессионализма и самоуважения.

Еще позже высококвалифицированный менеджер заботится о благополучии всей организации, сосредоточивает внимание на развитии других сотрудников, особенно моложе себя, пытается помочь им работать более эффективно. Это период искусства управления, в течение которого больше внимания уделяется не своему развитию, а развития других.

Следует отметить, что переход от одного этапа к другому связан с возникновением стрессов и таит в себе угрозу для здоровья менеджера.

Исследования показывают, что с аспектом развития связаны не только этапы карьеры, но и стадии жизни (рис. 3). Каждая стадия жизни характеризуется необходимостью работать над определенными задачами развития для того, чтобы индивид смог переместиться в следующую стадию. Это дает возможность определить для каждого этапа соответствующие задачи.

Рис. 3. Отношение между этапами карьеры и стадиями жизни

Юность. Для большинства людей эта стадия длится от 15 до 25 лет. (Ей предшествует детство, но нас интересуют прежде всего те этапы жизни, касающиеся карьеры.) Существенным для нормального развития в период юности является достижение «единства (тождества) Я», то есть совпадение того, что люди, по их мнению, могут делать, с тем, что они должны делать для достижения успеха. Поздние годы юности обычно совпадают с начальным найму, если «тождество Я» еще не достигнута, человек может испытывать трудности в этот период.

Ранняя взрослость. Это люди 25-35 лет. Эта стадия характеризуется развитием потребности в близости и поездом к представителям другого пола. Люди начинают втягиваться в отношения не только с другими людьми, но и с группами и организациями. Степень успешности прохождения этого этапа зависит от того, насколько успешно они осознали себя взрослыми. В терминах этапов карьеры зрелость соотносится со стабилизацией карьеры и первыми успехами в продвижении. Могут возникать конфликты между требованиями данной жизненной стадии и данного этапа карьеры, например требования, предъявляемые карьерой, могут вызвать поведение, не совместимое с развитием хороших отношений с другими людьми.

Взрослость. Это 25-летний период между 35 и 60 годами жизни. Он характерен развитием творчества (срок, акцентирует внимание на деятельность и достижения). Люди на этом этапе жизни подтверждают продуктивное и творческое применение своих талантов и возможностей. В контексте работы зрелость означает участие в развитии трудовой организации, производство новых идей и продуктов, обучение молодежи и др. Эта стадия жизни совпадает с последними годами этапа развития карьеры и с этапом сохранения на протяжении всей жизни. Успех на этом этапе не зависит от достижения «тождества Я» к согласию с другими, достижения целей предыдущих двух стадий.

Зрелость является последней стадией жизни. Люди успешно проходят его, если достигают «полноты Я», то есть не впадают в отчаяние от своей жизни и своего выбора. В том смысле, в котором эта стадия представляет собой кульминацию продуктивного, творческого жизни в пользу другим, она служит собственному удовлетворению. Этот этап в жизни совпадает с пенсионным периодом.

В некоторых исследованиях в особый этап жизни выделяется период от 35 до 50 лет, связан с серединой служебной карьеры. Отмечается, что у многих людей в этом возрасте наступает этап «брожения», когда мотивация стремительно падает. Зато возникает много проблем, причины которых коренятся достаточно глубоко.

Посередине служебной карьеры человек осознает свою смертность. Одновременно она видит ограниченность собственных возможностей. У многих на первый план вновь выступают противоречия и чувства, присущие молодости. Уход взрослых детей из дома, конфликты или эмоциональные переживания изменяют в среднем возрасте отношение к детям и мужу. По этим причинам в служебной карьере приходит мотивация к работе и увеличиваются проблемы на работе и дома.

Типичными для этого периода такие проблемы:

· узкая / широкая специализация на работе;

· поиск своего места в организации и познание собственных сильных сторон;

· с 'выяснения границы между мечтой и действительностью;

· принятие обязанностей, повязкам связанных с руководством другими;

· достижения равновесия в обязательства по работе, семьи й, увлечения, собственного развития;

· сохранение положительного стремления к развитию.

В завершение рассмотрения этапов карьеры обратим внимание на то, что успешная карьера часто является результатом достижения определенных ее ступеней до определенного возраста.

Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте

Сущностные характеристики кризиса в карьере "ери молодого специалиста.

В современных условиях острой конкуренции на рынке труда профессионалу, а особенно молодому специалисту, довольно сложно строить эффективную долгосрочную карьеру. Любая ошибка в выборе дальнейшего карьерного развития может стать необратимой. Избежать подобных ситуаций профессионалу помогает карьерная компетентность, которая выступает неким «внутренним голосом» или «карьерных интуицией», что помогает выбрать оптимальный карьерный маршрут с минимумом провалов и максимумом успехов. Карьерная компетентность формируется непосредственно в ходе карьерного продвижения, а также ее можно выработать с помощью специальных тренингов, упражнений и карьерного консультирования).

Одной из современных технологий оценки карьерной компетентности является ассессмент. Особенности проведения этой технологии и тонкости участия в ней необходимо знать, чтобы повысить шансы на получение работы в крупной развивающейся компании.

Важным элементом профессионального становления и личностного развития молодых специалистов, в соответствии с современными концепциям акмеологии и возрастной психологии, является прохождение кризисов. Причем от успешности прохождения кризисов зависит возможность раскрытия не только профессионального, но и личностного потенциала человека. Кризис рассматривается как неизбежное столкновение двух принципиально отличаются реальностей, старых и новых приоритетов, стратегий, ценностей и установок. Важен сам процесс прохождения этого столкновения, готовность и возможность его прохождения. При положительном результате этого столкновения возникает стремительный преображения, возможность физического и эмоционального исцеления как раскрытие возможностей для движения к более высоким уровням и новым способам бытия, шаг навстречу новому витку развития. И в этом - положительное значение кризиса, когда он рассматривается не как тупик, а как ступенька вверх, которую необходимо преодолеть.

Начнем с определения понятия «кризис» и его роли в жизни человека. Прежде всего, следует подчеркнуть, что имеется в виду нормативный кризис, неизбежно возникает на жизненном пути большинства людей. Многие авторы (П. Ниемеля, Э. Эриксон) пишут не просто о наличии кризисов в жизни взрослого человека, но и об их необходимости для продолжения процесса развития.

Действительно, в течение кризисных периодов человек делает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, уже получил и хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие, наоборот, недооценивал. Он может понять, что не проявляет в полной мере свои способности, не реализовывает поставленные цели, отходит от намеченных идеалов. При этом в качестве своего рода сигнал о неблагополучии может появиться смутное ощущение, что с ним «что-то не так». И только когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, только тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе. Так и идет процесс развития, реализации целей, осуществления достижений.

Сущностью каждого кризиса есть выбор, который человек должен сделать. Выбор часто осуществляется между двумя или несколькими альтернативными вариантами решения задач развития и сказывается на успешности и развития всей последующей жизни.

Кризис - это столкновение двух реальностей: внутренней (психической) реальности человека, его системой мировоззрения, моделями поведения и той частью объективной действительности, которая противоречит его предыдущим опытом. Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована и ее преобразование затруднено или невозможно сейчас, так как для этого нужны качественно иные механизмы и алгоритмы, отсутствуют в данный момент.

Важными характеристиками кризиса является его сила и исходя из этого можно выделить «интенсивные» кризиса (ярко выражены, явно влияют на человека и всю его жизнь) и «сглажены» (слабо выражены, что делают сравнительно меньшее влияние на человека, затрагивающие лишь отдельные аспекты его жизни и деятельности). Интенсивность и сила кризиса зависят от рода основной деятельности, событий, сопровождающих жизнь человека на определенных промежутках времени, личностных особенностей проживающего кризис человека и базовых стратегий развития. Снижение силы кризиса возможно за счет осознания и принятия происходят (желание встроить их в свою жизнь удобным для себя образом), осознание собственных целей и приоритетов в жизни и деятельности, и на основании этого четкого планирования.

За время профессионального становления и достижения профессионального мастерства человек последовательно проходит целый ряд кризисов, и у каждого из них существуют свои особенности. Один из самых известных специалистов по периодизации развития личности Эрик Эриксон выделяет три основных кризиса зрелости:

· Кризис молодости (соответствующий кризисе начала трудовой деятельности);

· Кризис середины жизни (что совпадает с кризисом середины кар 'еры);

· Кризис старости (связанный с завершением кар 'еры).

У каждого из кризисов свои характерные черты. Давайте остановимся на характеристике кризиса в карьере молодого специалиста. Как правило, основным видом деятельности в период становления молодого специалиста является его обучение в высшем учебном заведении. Соответственно и кризис связан с прохождением именно этого этапа, поскольку значительную часть своего времени молодой человек проводит в учебной деятельности, проживая основное количество событий и изменений, влияющих на другие важные жизненные сферы жизни и развитие в целом.

Молодость - этап жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений, касающихся выбора профессии и создания семьи, общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных ориентаций в соотношении с их новым взрослым статусом и новыми жизненными планами.

Главная задача личностного развития на этом этапе - поиск своего места и закрепление в мире взрослых, и необходимость ее реализации переживается молодыми людьми часто очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кризиса в этом периоде только задерживает развитие человека. Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей карьерой и жизнью в целом.

Кризисным моментом этого периода, по мнению широко известного психолога К. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Если у него есть иллюзии, контрастирующие с действительностью, то сразу возникают проблемы. Часто это связано с очень большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир - не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры, искренности и оптимизма. Но нередко молодой человек довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями. Как пишет К. Юнг, «хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия».

Преодоление подобного застревание на «детской позиции» происходит только тогда, когда молодой человек в силу тех или иных обстоятельств вынужден изменить позицию относительно внешнего мира с «я хочу» на «я могу».

Несколько иные акценты в рассмотрении кризисных точек развития молодого человека расставляет другой зарубежный исследователь Б. Ливехуд. Поскольку в отличие от подростка молодой человек уже не только включает в свое сознание взрослую жизнь, но реально в ней участвует, для него особенно остро встают вопросы выбора своего уникального пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?». Все это важные вопросы, которые решаются в молодости. В юности необходимо научиться принимать себя, нести ответственность за свой ​​выбор и решения. Если же человек не ставил перед собой главных вопросов в юности и не нашел на них ответы, то он подвергается опасности навечно остаться в подростковом возрасте, и его самооценка будет основываться исключительно на мнении окружающих или на противостоянии всему миру.

Период взросления также рассматривается в теории ролей. В русле данной теории развитие понимается как формирование определенного ролевого репертуара. Роль - внутренне связана последовательность различных форм поведения, настроена на соответствующую последовательность действий других людей. Роли многом определяются существующим социокультурным окружением. С точки зрения теории ролей в период взросления происходят два важных изменения. Во-первых, кардинально меняются отдельные роли. В их внутренней дифференцировки приводит необходимость решать задачи, специфичные для взросления, и соответствовать ожиданиям общества. Во-вторых, появляется необходимость осваивать новые роли.

Внутреннее дифференцировки уже освоенных ролей и освоения новых могут вступать в противоречие, и молодой человек ощущает отсутствие преемственности между прошлыми и новыми ролями, что отражается на его представлении о себе самом. Связанная с этим неуверенность заставляет его ставить себе классические вопросы взросления: «Кто я? Какой я? Кем меня считают?». Неопределенность ролей и статуса усиливается еще и потому, что в обществе отсутствуют четко выраженные ожидания относительно молодых людей, за исключением ожидания от них быстрой адаптации к взрослому миру и его законам.

Таким образом, основываясь на всех представленных подходах к исследованию кризисов, можно выделить сущностные характеристики кризиса в карьере молодого специалиста. Этот кризис понимается нами в данном контексте как внезапное осознание несоответствия своих приоритетов и целей, и видение своего будущего в данной профессии или понимание существенного разрыва между собственными возможностями и карьерными амбициями, а также между старыми целями и целями актуальными в освоении социального пространства и развития личности.

Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...