Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Осмысление романтизма в литературно-критической деятельности декабристов




1. Периодические издания и альманахи декабристов («Сын отечества», «Соревнователь просвещения и благотворения», «Невский зритель», «Полярная звезда», «Мнемозина», «Русская старина»): годы издания, круг авторов и проблем, основные литературно-критические публикации.

2. Сущность романтизма в цикле статей О.М. Сомова «О романтической поэзии». История словесности в оценке критика.

3. История русской литературы и перспективы ее развития в обзорных статьях А.А. Бестужева. Бестужев о критике.

4. Понятие «романтическая поэзия» в статьях В.К. Кюхельбекера. В.А. Жуковский и его последователи в оценке критика. Проблема жанра в осмысление критика.

5. Романтическая и классическая поэзия в осмыслении К.Ф. Рылеева. Проблемы литературного творчества в письмах Рылеева к А.С. Пушкину.

 

Тексты:

1. А.А. Бестужев «Взгляд на старую и новую словесность в России», «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов», «Клятва при гробе господнем. Русская быль XV века», «О романтизме».

2. В.К. Кюхельбекер «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», «Разговор с Ф.В. Булгариным», «Поэзия и проза».

3. К.Ф. Рылеев «Несколько мыслей о поэзии», письма к А.С. Пушкину.

4. Сомов О.М. «О романтической поэзии».

Указанные статьи включены в сборники: Литературно-критические работы декабристов. М., 1978; «Их вечен с вольностью союз». Литературная критика и публицистика декабристов. М., 1983; статьи Бестужева, Кюхельбекера и Рылеева см. также: Декабристы. Эстетика и критика. М, 1991.

Литература:

1. Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX в. М.; Л., 1959.

2. Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2. Л., 1950. Т. 1.

3. Тынянов Ю. Архаисты и новаторы // Тынянов Ю. Пушкин и его современники. М., 1968. С. 23–121.

4. Фризман Л.Г. Литературная критика декабристов // Литературно-критические работы декабристов М., 1978. С. 2–24.

Дополнительная литература:

1. Попов И.В. Публицистическая критика декабристского времени. Куйбышев, 1979.

2. Строганов М. «Полярная звезда». К символике авантитула альманаха К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева // Литературное обозрение. 1994. №№ 11-12.

3. Тихомиров В.В. Становление и развитие метода русской литературной критики в первой половине XIX века. Иваново, 1991.

 

Значительный вклад в развитие критики гражданского романтизма внес Орест Михайлович Сомов (1793—1833). Он был поэтом, критиком, очеркистом, театральным рецензентом, автором романтических повестей, участвовал в деятельности Общества любителей российской словесности, активно сотрудничал в декабристских изданиях. В 1823 г. в «Соревнователе просвещения и благотворения» появился цикл статей Сомова «О романтической поэзии», в котором автор выступил не столько защитником, сколько исследователем романтизма. После восстания декабристов Сомов в поисках средств к существованию был вынужден обратиться к Ф.В. Булгарину и Н.И. Гречу и напечатал в «Северной пчеле» ряд критических статей и переводов. С 1826 г. Сомов становится постоянным сотрудником альманаха «Северные цветы», который издавал А.А. Дельвиг, где публикует годичные обозрения русской литературы, в 1830 г. вместе с Дельвигом издает «Литературную газету», а с ноября становится ее официальным редактором. После смерти Дельвига Сомов готовит отдельное издание «Северных цветов» на 1832 г.

Самым талантливым представителем гражданской романтической критики был Александр Александрович Бестужев (Марлинский) (1797—1837). Он вступает в литературу в 1818—1820-х гг. как поэт и переводчик, близкий к «карамзинскому» направлению. Бестужев-критик прославился прежде всего обзорами литературы, печатавшимися в альманахе «Полярная звезда», который он издавал вместе с Рылеевым. В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев выступал за национальную самобытность литературы, ее связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств.

Ярким представителем гражданской романтической критики был Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797—1846). Вместе с В.Ф. Одоевским в 1824—1825 гг. Кюхельбекер издавал альманах «Мнемозина». Особенностью критических работ Кюхельбекера явилось стремление к концептуальным обобщениям и обзорам, к характеристике основных направлений и жанров текущей словесности. Интересна его программная статья «О направлении нашей поэзии, особенно лирической в последнее десятилетие» (1824), в которой он встал на защиту высоких жанров — героической поэмы, гражданской оды и трагедии. В творчестве Кюхельбекера сочетались гражданские традиции русского классицизма с принципами декабристского романтизма.

В споре о классическом и романтическом искусстве Кондратий Федорович Рылеев (1795—1826) занимал особую позицию. Обращение Рылеева к критике носило эпизодический характер: кроме одной критической статьи, мы располагаем его перепиской с Пушкиным, в которой затрагивались проблемы литературы. Статья Рылеева «Несколько мыслей о поэзии (Отрывок из письма N.N.)» была напечатана за месяц до восстания и, как предполагают, обращена к Пушкину. В статье Рылеев предлагал отказаться от теоретических определений сущности классической и романтической поэзии, поскольку, по его мнению, речь шла лишь о словах, а не о сути. Он писал, что нужно выйти из заколдованного круга всякого рода пристрастных определений, поскольку представления о содержании и форме поэзии меняются в зависимости от духа времени, историко-культурных условий, общественного самосознания.

 

Самое главное явление отечественной культуры начала XIX в. – возникновение романтизма. Заслугой романтиков явилась разработка принципа художественного историзма, изображение личности, познающей не только окружающий мир и свое место в нем, но и тайны человеческой души. Романтизм создал и свою критику. Романтики осмысляли в первую очередь собственное художественное творчество, сравнивали его с литературой «классицистической» (именно романтики впервые определили понятие «классицизма»). Романтизм был сложным развивающимся явлением, включавшим разные течения и школы. Русская романтическая критика объединяет такие имена, как А.А. Бестужев и В.К. Кюхельбекер, Д.В. Веневитинов и И.В. Киреевский, братья Полевые и др. Охватив практически все области культуры (философию, историю, религию, наиболее наглядно проявившись в литературе и искусстве), романтизм так и не сформировал стройной и законченной системы. По выражению П. Вяземского, «романтизм, что домовой. Всяк о нем слыхивал, но никто его не видывал, никто не знает, как на него указать, как наткнуть на него палец…» Общим для представителей романтизма было стремление к историзму и воспроизведению жизни в национально-исторических формах («местный колорит»), интерес к национальной культуре.

Во второй половине десятых — первой половине двадцатых годов XIX в. сформировалась литературная критика декабристов, наиболее яркими представителями которой стали А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев, П.А. Вяземский, О.М. Сомов. Не всегда однозначно решается вопрос о принадлежности того или иного литератора к политическому движению декабристов, поскольку декабристская эстетика создавалась людьми, часть которых не входила в тайные общества, не разделяла их намерений их членов. Однако даже хронологические границы этого течения определяются, как правило, событиями, связанными с политической деятельностью декабристов: с одной стороны, 1816 г. (год образования «Союза спасения»), с другой — 1825 г. (восстание на Сенатской площади)[5], поэтому представляется логичным это направление литературной критики называть «литературной критикой декабристов».

Декабристы рассматривали литературные произведения не только с точки зрения их художественных достоинств, но и как средство пропаганды свободы, как часть своей политической деятельности. Литература должна быть общественной трибуной, поэтому Кюхельбекер сокрушается, что «<…> у нас занятия словесностию перестают считать призванием <…>, священством, трудом бескорыстным и чистым, великим, возвышенным», литераторов хотят превратить «<…> не в ремесленников (это было бы еще сносно), нет — в гаеров, ломающихся в угоду и для развеселения толпы бессмысленной» («Поэзия и проза»). В литературном творчестве декабристов появляется тема поэта-трибуна, поэта-гражданина, который несет высокие истины в толпу.

 

 

О.М. Сомов

 

О романтической поэзии

Статья II

 

Не следует смешивать классическую поэзию французов с классическою поэзией древних греков и римлян. У первых она холодна и тоща, ибо чужда тому народу, который ее принял; у вторых жива и пламенна, ибо живописует их нравы, образ жизни и господствующие понятия того времени. Мы восхищаемся произведениями древних поэтов, потому что видим в них природу, отличную от нашей, природу разнообразнуюи полную жизни. Все понятия умственные, все видимые вещи оживотворялись под кистию поэтов древних, принимали вид и черты, приличные им по аналогии с существами одушевленными; каждый холм, каждый ручеек, каждый куст, дышал и чувствовал: то были ореады, наяды, гамадриады. Их Олимп был самый стихотворческий, ибо наполнен был богами, которым приписывались страсти и наклонности свойственные существам нашей породы; словом, боги греков были верный сколок с самих греков, со всеми их добродетелями и пороками[6]. От сего мы находим у них богов и богинь, которые мстили бедным смертным по личной ненависти или оказывали к ним слабости. От сего и поэзия древних есть поэзия чувственная, ибо все то, что мы, по нашим понятиям, представляем в виде отвлеченном, греки облекали в чувственные формы и изображали близко к понятиям первобытных человеков[7].

Основываясь на сем, многие из новейших полемических писателей разделяют поэзию на классическую и романтическую, разумея под первою поэзию древнюю, или поэзию грекови римлян во времена язычества, поэзию, которой основаниемслужил мир мифологический, предметами — события и предания, известные нам из истории и мифологии сих двух народов[8], а отличительным свойством — борение человека с судьбою. Под именем второй разумеют поэзию средних веков, или времен рыцарских, которой основанием служат понятия, введенные православною верою христианскою, предметами — понятия первых веков оной, нравы тогдашних европейцев, подвиги рыцарей, защитников невинности и карателей злобы, а отличительным свойством — наклонность к понятиям отвлеченным, унылая мечтательность и стремление к лучшему, блаженнейшему миру. Сие разделение весьма остроумно, но не совсем справедливо по следующим причинам.

Во-первых, понятия, приличные векам рыцарским, неприличны уже нашему просвещенному веку, и потому мы должны бы были заключить всю новейшую поэзию от первых веков христианства до XII и XIII. Во-вторых, не все даже и европейские народы участвовали в понятиях, образе жизни и подвигах старинных итальянцев, испанцев, французов, германцев во времена рыцарские, а чрез то поэзия многих из них, особливо народов славянского поколения, лишилась бы главной прелести для соотечественников — народности и местности. В-третьих, опыты новейших поэтов показывают, что они не ограничивались веками средней истории, подвигами европейских витязей и местом их действия, но умели перенести воображение европейцев в страны мавров, индейцев, персов, османов[9] и чрез то распространили область поэзии романтической. Не должно заключать поэта в пределы мест и событий, но предоставить ему полную свободу выбора и изложения; и вот, мне кажется, первейшая цель поэзии, которую мы называем романтическою.

Название сие, поэзия романтическая, одни производят от романсов, петых древними трубадурами, или, как и самые романсы, от языка романского (Langue Romance); другие — от введения романов, т.е. повестей, изобретенных воображением, или в коих историческая достоверность смешана с вымыслами. Впрочем, название сие может быть совершенно произвольное; но мы, согласуясь с общим употреблением, станем называть новейшую поэзию, не основанную на мифологии древних и не следующую раболепно их правилам, — поэзией романтическою.

Первый народ, имевший поэзию романтическую, был, неоспоримо, арабы, или мавры. Народ сей, в эпоху кратковременного своего господства в Европе, воспользовался едва ожившими тогда науками и искусствами сей части света, сделал в них быстрые успехи и, к славе своей, первый показал европейцам, что можно иметь поэзию народную, независимую от преданий Греции и Рима. Поэзия мавров, которую мы часто, без всякого различия, разумеем под общим именем поэзии восточной, блистает свежестию, новостию чувствований, выражений и картин, не говоря уже о вымыслах, и нас, отдаленных от ея изобретателей климатом, нравами и обычаями, пленяет неземною, роскошною своею прелестью.

Из европейских народов, итальянцы первые прославились успехами своими в поэзии романтической, воспев подвиги рыцарей Карла Великого и войну крестоносцев. Поэмы Ариосто и Тacco считаются и будут всегда считаться образцами пламенного воображения, истинных красот поэзии и прелестной версификации на том языке, которого обыкновенная речь — есть музыка. Мрачная поэма Данте, несмотря на странное свое название[10], многие недостатки и часто грубый вкус, необходимую дань веку, в котором она была писана, заключает в себе бесчисленные, неподражаемые красоты: довольно упомянуть об эпизодах Уголина и Франчески ди Римини, дающих творцу ее место между великими поэтами всех веков и народов. Справедливость требует, однако ж, сказать, что творения знаменитейших поэтов Италии представляют почти беспрерывную борьбу вкуса романтического с классическим и что в лучших из сих творений нередко смешаны предания древних с понятиями современных народов. Поэзия итальянская служит как бы чертою прикосновения между поэзиями древнею и новою.

Испанцы, кажется, были основателями вкуса романтического в поэзии драматической. Лопе де Вега, Кальдерон де ла Барка и другие их стихотворцы не придерживались неотступно ни преданий, ни правил, заповеданных древними; подвиги Сида, казнь рыцарей храма и другие события средних веков были их предметами. Правда, они слишком далеко простирали нарушение трех единств и давали себе неограниченную свободу растягивать происшествия, передвигать страны и делать анахронизмы, от чего мы находим у них, как, напр<имер>, в трагедиях Кальдерона, польского короля Василия и Астольфа, великого князя Московского. Несмотря на сии недостатки, драматические произведения испанцев, по признанию даже самых противников романтического вкуса, богаты первостепенными, изящными красотами поэзии.

Первая, известная эпоха поэзии английской, начиная с Шекспира и Спенсера, ознаменовалась вкусом романтическим. Шекспир, отец английского театра, был вместе и утвердитель сего вкуса в поэзии британской. Сей гений творитель, неподвластный никаким условиям, сам создал для себя правила, или лучше, он не знал никаких правил и писал по внушению своего сердца и воображения. Приверженцы вкуса классического находят в нем тьму недостатков, часто излишнее парение, даже надутость, но могут ли они оспорить у Шекспира глубокое познание человеческого сердца, которое он разгадал в самых тайных его извивах? могут ли отнять у него власть воображения всеобъемлющего, которое, творя даже и химеры, увлекает нас и заставляет почти верить их существованию? В пьесах своих: «The Tempest» и «Midsиmmer nights drеаm»[11] он совершенно предается сему своенравному воображению, столь же быстро изменяющемуся, как «стихия, на которой играют роскошные цветы радуги»[12]. В «Макбете» и «Гамлете» воображение сие является мрачнее и, будучи слито с силою чувствований, наполняет душу ужасом. В «Отелло» и «Царe Лире» (Тhе king Lear) положение действующих лиц и страсти, в них бунтующие, показывают Шекспира тонким наблюдателем и искусным живописцем человеческой природы. Самые недостатки его имеют свою прелесть, ибо сильнее дают чувствовать превосходство мест изящных, чего, по свойству поэзии Шекспировой, поэт не достиг бы при единообразном совершенстве. Шекспир не только был отличный изобразитель природы и страстей: он верный историк нравов и обычаев тех времен и мест, из коих брал предметы для драм своих. Под пламенным небом Италии и на цветущих ее равнинах мы видим у него итальянцев с живым их воображением и пылкими страстями, видим их так, как они были в изображаемую поэтом эпоху: с их образом жизни, привычками и поверьями. Жителям туманного Альбиона и хладного Севера умел он дать другие черты нравственные, подчинил их другим страстям, столь же сильным, но действующим по иному направлению. Шекспир имел многих последователей: Бен-Джонсон, Флетчер и Отвай более или менее ему подражали, но ни один с ним не сравнился. Мильтон, в «Потерянном рае», умел придать краски пиитические предметам священным и, так сказать, облечь в чувственность понятия отвлеченные. Под пером его оживотворились добродетели и пороки, хотя чувственными героями его были — единственная чета смертных, существовавшая в начале мироздания. Мильтон первый показал, какие пружины должны действовать в эпопее, приличной нашим понятиям и вере.

Впоследствии, особливо со времен Попа, многие стихотворцы хотели подвести поэзию английскую под холодную, однообразную форму поэзии французской, признав ее за классическую. Уже вкус сей сделался было господствующим и грозил английской поэзии утратою лучшего ее достоинства — оригинальности; но в наше время многие превосходные поэты старались восстановить вкус, освященный названием народного, и составили вторую эпоху английской романтической поэзии. Назовем некоторых отличнейших из современных нам поэтов, не наблюдая права первенства ни в хронологическом, ни в эстетическом отношении.

Лорд Байрон, который, как видно из сочиненной им некогда сатиры на поэтов английских и критиков шотландских[13], был сперва ревностным защитником классической поэзии, — прославился своими романтическими поэмами. Собственные горести и лишения, заставлявшие его убегать света и людей, положили мрачную печать на большую часть его произведений. В некоторых из них встречаешь существо одинокое, разлюбившее жизнь, отпадшее от общества, разорвавшее все связи сердечные и наскучившее мелкими заботами житейскими; это существо — сам поэт! Больше всего живописует он себя в «Childe Harold», где под вымышленным лицом передает нам свои чувствования, страдания и докучную тоску, влачившую его из края в край искать рассеяния. Иногда существо, им описываемое упадает до пороков унизительных, но в самом унижении своем отличается какою-то гордостью, показывающей, что оно не зависит от обстоятельств. Вообще поэзия Байронова отличается силою выражений, новостью мыслей и живостью картин, в которых он с отличным искусством схватывает черты местные. Так, в поэме его «Гяур» мы слышим турка, который рассказывает со всем суеверием, сродным его понятиям, ночной бег Гяура, представлявшего ему, как ужасный призрак, или существо, покрытое таинством и почти сверхъестественное. Мелкие стихотворения лорда Байрона, особливо так названные им «Еврейские мелодии», почерпнутые из книг Священного писания, наполнены красотами поэзии и разнообразием предметов. Некоторые из мелких его пьес, так сказать, оковывают воображение читателя неясностью и отдаленностью своей цели; таковы пьесы его: «Мрак» и «Сон»; в последней под видом мечтаний ночи открывает он вам некоторые тайны собственной своей жизни. Байрон опускается иногда до тона шутливого; не говоря уже о сатире его, в которой рассеяно много соли и едкости. В двух поэмах своих «Дон-Жуан» и «Беппо» он приметно хотел повеселить своих читателей: но шутливость его не такова, чтобы срывала невинную улыбку удовольствия: это больше язвительная карикатура света и людей.

Томас Мур написал несколько мелких стихотворений, отличающихся нежностью чувствований и сладостью поэзии и заслуживших ему название Анакреона (Anacreon Moore). В иностранной литературе он более известен поэмою своею «Лалла-Рук» (Lalla Rookh), поэмою, содержащей в себе четыре другие поэмы, писанные разными мерами и, так сказать, на разный строй. Он разнообразнее в предметах и характерах, нежели лорд Байрон, и, по признанию знатоков английского языка, слог его имеет более гладкости и круглости. В поэме «Лалла-Рук» он приводит читателя в приятное заблуждение: кажется, что ее писал не европеец, а какой-нибудь поэт, соотечественник Фердоуси, или Амраль-Кеизи[14]. Природа, им изображаемая, нравы лиц, выводимых им на сцену, их обычаи и поверья, новость картин и положений, слог, дышащий ароматами Востока, — все это служит к подкреплению сего очаровательного обмана. Читателям нашим знакомы некоторые эпизоды или вводные поэмы «Лалла-Рук»[15], и потому мы не станем распространяться о ее достоинстве. Томас Мур недавно еще издал новую поэму «Любовь ангелов», которой поэзия есть чистейшая музыка душ, разрешенных от уз своих телесных и внемлющих неподражаемой гармонии небес.

Вальтер Скотт, известный в иностранной словесности своими романами, в которых он является искусным живописцем времен, мест и лиц, написал несколько баллад и поэм романтических[16]. Живое воображение, вид правдоподобия, который он умеет придавать вымыслам, выходящим даже за пределы вероятия, и быстрый, пламенный рассказ, кипящий новостью и разнообразием предметов, составляют отличительное свойство произведений сего поэта.

Соутей, написавший также несколько поэм и баллад[17], Колридж, сочинитель поэмы «Кристабель», Кембелл и некоторые другие из современных английских поэтов заслуживают почетные места в храме романтической музы, несмотря на грозный о них приговор лорда Байрона[18]. Вообще поэзия английская богата отличными произведениями в сем роде, и беспрестанно в ней возникают новые дарования, беспрестанно расцветают свежие, прелестные цветки.

Приступаю к очертанию поэзии германской, которая образовалась в нынешнем ее виде позже других упомянутых нами; но по особенной, ей только свойственной оригинальности, по высоким дарованиям певцов, ее прославивших и проложивших новый путь в царстве воображения, едва ли не превзошла поэзию прочих народов Европы. Близкое соседство наше и почти беспрерывные сношения с племенами германскими, великое сходство в духе языков относительно к поэзии[19], а особливо с некоторого времени сильное влияние поэзии германской на собственную нашу, заставляют нас говорить о ней пространнее, тем более что, как изъясняется одна знаменитая писательница, «каждый из великих поэтов Германии составляет особенную свою школу»[20].

Отличительное свойство поэзии германской, или справедливее, свойство великих поэтов сей страны, Клопштока, ПIиллера и Гете, состоит в том, что они облекли радужными цветами стихотворства высокие истины веры и философии. Можно даже сказать, что у них поэзия слита с философией, ибо в поэзии германской много философического, а в философии много поэтического. Певцы Германии нашли тайну выказывать из-под прозрачной пелены воображения понятия отвлеченные; мудрецы ее — говорить уму посредством воображения. Самый язык, который для непривычного слуха чужестранцев кажется груб и несовместен с гармонией, сделался усилиями великих поэтов гибок и звукоподражателен. Под их пером язык сей, подобно мягкому воску, легко принимает все формы, все изменения, и тем разнообразнее, что каждый поэт дает ему особенное, свое направление.

Многие причины заставляют меня избрать в путеводители на сем поприще славную писательницу, которая так искусно умела раскрыть и оценить отличнейшие произведения певцов Германии. Г-жа Сталь-Голстейн с проницательным взором и рассудительным умом мужчины взвесила каждую мысль, каждый стих, носящие печать оригинальности; с тонким чувством женщины указала нам каждый звук, которому отголоском служит сердце. Ее способ рассматривать и оценивать изящное в поэзии германской, по моему мнению, таков, что не оставляет ничего желать, и следовательно лучший; почему, говоря о сем предмете, я намерен быть только ее истолкователем на природном моем языке. Здесь я даю себе свободу собирать вместе мнения и суждения об одном писателе, рассеянные г-жею Сталь в разных местах ее сочинения; позволяю себе некоторые из них сокращать и даже пропускать то, чему, к сожалению, пределы сей статьи не оставляют места.

В прошедшем веке словесность германская была также подвержена разделению. Были писатели, и даже отличные, которые хотели подчинить ее условному вкусу современной поэзии классической, и в особенности французской. Из сих писателей первое место занимает Виланд. Певец «Оберона», «Философии граций» и автор многих романов, отличающихся остроумием и обработанностью слога, хотел подражать в поэмах своих Ариосту, а в прозаических произведениях — Вольтеру. Но в философических его романах уже явно борение врожденного, можно сказать, вкуса германца с прививным вкусом французов. Виланд часто бывает слишком глубок там, где хотел бы казаться легким и шутливым; он не может, по примеру своего образца, беспечно скользить по предметам важным и увлекается непреодолимой наклонностью исследовать и обдумать. От сего-то важное и шутливое в его романах так резко выказываются одно из-за другого, что никак не могут слиться вместе. Противоположности нам нравятся, крайности нас утомляют.

Другие писатели, отличившиеся от Виланда и его последователей духом и формой своих произведений, ввели в Германии вкус романтический, по образцу поэтов Англии. Первые начатки их были почти подражания поэтам британским, но впоследствии германская поэзия отличилась особенным духом и свойством, о чем я имел уже случай сказать выше. Сия часть писателей доказала ясными доводами и опытами, что романтизм более свойствен германцам как по качеству самого языка, так и по духу народному племен тевтонических. Романтики германские скоро восторжествовали над их противниками, и торжество их было тем блистательнее, что в числе их несравненно более славных писателей, нежели между поборниками вкуса классического, Клопшток, Гете, Шиллер, Матиссон, Тик, Бюргер — суть имена, которые украсили знамена музы романтической <…>.

 

Статья III

Словесность народа есть говорящая картина его нравов, обычаев и образа жизни. В каждом писателе, особливо в стихотворце, как бы невольно пробиваются черты народные. Таким образом почти можно угадать сочинение немца, англичанина или француза, хотя бы в переводе, хотя бы даже переводчик скрыл имя автора и утаил, с какого языка переложено сочинение. Немец почти обыкновенно живет вдали от больших городов, часто в тишине сел; он с молодых ногтей получает наклонность к уединению и мечтательности, которые необходимо влекут его к рассматриванию природы и к обращению с самим собою; все сношения его с светом ограничиваются малым, тесным кругом родных и друзей. От сего в сочинениях своих он лучше всего описывает прелести природы, тишину полей, мирную жизнь сельскую или изображает собственные чувства, старается передать едва приметные оттенки разных ощущений, волновавших его безмятежное сердце. На свет и людей он смотрит как бы сквозь увеличительное стекло; и если они составляют предмет его картин, то он почти всегда представляет их в исполинском, часто устрашающем виде. Англичанин, ежедневный зритель разнообразных свойств нравственных, которые столь резкими чертами отличают друг от друга его единоземцев, — с особенным искусством списывает характеры: он вглядывается, так сказать, в душу людей и оттуда выводит наружу страсти, показывает их на лице, в движениях и в делах. Родясь под небом пасмурным и туманным,он впивает с воздухом унылость и задумчивость; окруженный морем и огражденный грозными силами, он хочет передать другим впечатления, рожденные в духе его дикими красотами природы. Француз, едва поднявшись на ноги, брошен был в шумный свет; в сей, можно сказать, уличной жизни он рано привык таить свои чувства под маскою приличий; все отличительные черты нравственные в нем изгладились от беспрестанного трения в обществе. То же видит он и в других своих единоземцах; редко-редко встречается ему что-нибудь необыкновенное в мире нравственном, и это необыкновенное действует на его воображение так, как уродливость физическая на чувства внешние, то есть кажется ему смешным. Ежели есть странности в французах, то эти странности условные, терпимые и почти принятые в обществе, следовательно, едва заметные для французов, которые к ним пригляделись, и слишком обыкновенные для чужестранцев, которые видят одно и то же во многих лицах. Заметим, что едва ли почти не все писатели французские были жители столицы, что прекрасный климат, светлое небо и природа, обильная своими дарами, чуть ими замечаются, потому ли что они слишком к ним привыкли, или, что им пристально глядеть на них некогда. От сего немногие из писателей французских умели хорошо изображать природу, и по большей части говорили о ней так равнодушно, как мы обыкновенно говорим о хорошей и дурной погоде. Но взамен того французы мастерски описывают общество, или, как они называют, свет (le monde), ибо рассматривали его со всех сторон, а лица только с теми хорошими или дурными свойствами, приличиями или странностями, которые он им дает. В их картинах много прекрасных групп, но мало сходных, разительных портретов.

Часто я слыхал суждения, что в России не может быть поэзии народной; что мы начали писать слишком поздно, когда уже все уделы Парнаса были заняты; что природа нашего отечества ровна и однообразна, не имеет ни тех блестящих прелестей, ни тех величественных ужасов, которыми отличается природа некоторых других стран, и потому наша природа не одушевляет поэтов; что век рыцарства для нас не существовал; что никакие памятники не пережили у нас старых былей, что преданий у нас весьма мало, и те почти не поэтические и пр. и пр..... Несправедливость сего мнения хотя сама собой опровергается, когда мы посмотрим вокруг себя и заглянем в старину русскую; но есть люди, которые на все требуют возражений и доказательств. В угодность им я приведу здесь некоторые.

Новость поэзии, качества, отличающие ее от стихотворства других племен, состоят не в названиях родов ее; но в духе языка, в способе выражения, в свежести мыслей; в нравах, наклонностях и обычаях народа, в свойствах предметов окружающих и более действующих на воображение. Докажите мне, что русские не одарены живым, пламенным воображением; уверьте меня, что в нравах наших нет никакой отмены от других народов; что у нас нет, можно сказать, своих добродетелей и пороков; что язык русский весь вылит в формы чужеземные, — и тогда я соглашусь, что у нас нет и не будет своей народной поэзии.

Но как же мы смешаем в общих свойствах всех народов эту твердость духа, презирающую все опасности и самую смерть? Это безропотное повиновение властям законным и нетерпение ига чуждого? Это радушное гостеприимство русских, прославленное даже иноплеменниками?.. Есть, кроме сего, многие, не столь величественные черты отличия в нашем народе, есть многие и недостатки; мы их видим; и если не примечаем потому, что видим очень часто, то нам стоит только обратить внимание на сходные поступки разных лиц в разных сословиях, сравнить их с поступками других народов в тех же случаях, — и тогда мы отдельно и ясно увидим оттенки нравственные, казавшиеся нам слитно и как бы в тумане.

Но сколько различных народов слилось под одно название русских или зависят от России, не отделясь ни пространством земель чужих, ни морями далекими! Сколько разных обликов, нравов и обычаев представляются испытующему взору в одном объеме России совокупной! Не говоря уже о собственнорусских, здесь являются малороссияне, со сладостными их песнями и славными воспоминаниями; там воинственные сыны тихого Дона и отважные переселенцы Сечи Запорожской: все они, соединяясь верою и пламенною любовью к Отчизне, носят черты отличия в нравах и наружности. Что же, если мы окинем взором края России, обитаемые пылкими поляками и литовцами, народами финского и скандинавского происхождения, обитателями древней Колхиды, потомками переселенцев, видевших изгнание Овидия, остатками некогда грозных России татар, многоразличными племенами Сибири и островов, кочующими поколениями монгольцев, буйными жителями Кавказа, северными лапонцами и самоедами и?.. Оставляю самому читателю делать соображения.

Ни одна страна в свете не была столь богата разнообразными поверьями, преданиями и мифологиями, как Россия. Поэт может в ней с роскошью выбирать то, что ему нравится, и отметать, что не нравится. Скажут, что все сии поверья, предания и мифологии неясны и малоизвестны. Может быть; но мы имеем две, довольно ясные и с которыми писатели нас ознакомили: мифологию древних славян и мифологию скандинавскую; кроме сего, сколько в России племен, верующих в Магомета и служащих в области воображения узлом, связующим нас с Востоком. Итак, поэты русские, не выходя за пределы своей Родины, могут перелетать от суровых и мрачных преданий Севера к роскошным и блестящим вымыслам Востока; от образованного ума и вкуса европейцев к грубым и непритворным нравам народов звероловных и кочующих; от физиономии людей светских к облику какого-нибудь племени полудикого, запечатленного одною общею чертою отличия.

Упреки, делаемые природе, и того неосновательнее. Где же она разнообразнее, как не в России? Несколько зон опоясывают ее пространство, несколько климатов являются в ней, изменяя постепенно вид земли с ее произведениями. Взглянем на Север — и видим вечные льды, северные сияния; незаходимый день и нерассветающая ночь делят там годовые времена. Ближе к нам дикие скалы Финляндии, великолепные озера, реки и водопады. Окинем взором холодную Сибирь — там неисчерпаемые сокровища добываются из недр горных: богатые рудники, груды дорогих каменьев, окаменелости и другие чудеса природы, под хладным покровом снегов таящиеся, заслужили Сибири название золотого дна. Обратимся на Юг — там видим необозримые, безлесные равнины, покрытые тучною травою и усеянные бесчисленными стадами. Очаровательная Таврида, с ее пленительными долинами и величественною горою, смотрящеюся в двух морях[21], служит как бы отдохновением для взора, утомленного однообразным зрелищем гладкого, зеленого ковра и белых стад. Далее — грозный Кавказ возносится за облачною стеною и оковывает взор и воображение дикими своими ужасами. Сколько воспоминаний исторических и баснословных! Здесь скалы, к которым прикован был Прометей; там мыс Парфенит, грустное убежище Ифигении, далее места, прославленные ссылкою Назона! Какая из новых стран заключает в себе столько богатств поэтических? Здесь воспоминания Юга и предания Севера объемлются между собою; природа и человек, прошедшее и настоящее говорят поэту: выбирай и твори!

Если перейдем к не столь резким отличиям мира физического и нравственного, и тут найдем еще обильную жатву для поэзии. Песнопевцы наши прославили уже пышную Волгу, с ее дальним течением и благословенными берегами. Но сколько мест и предметов, рассеянных по лицу земли русской, остается еще для современных певцов и будущих поколений! Цветущие сады плодоносной Украины, живописные берега Днепра, Псла и других рек Малороссии, разливистый Дон, в который смотрятся красуясь виноградники — все сии места и множество других ждут своих поэтов и требуют дани от талантов отечественных. Самые степи безлесные имеют свою поэзию: там чобаны[22] или табунщики, не видя во все лето даже своего селения, бродят со своими стадами по долинам; отчужденные от общества людей, они сдружаются с бессловесными: рьяный конь и верный пес их любимцы. Только чтоб не позабыть голоса человеческого, не встречая даже по целым дням и своих товарищей, в диких и заунывных напевах протверживают они слова родимого языка. Воображение не может себе представить грустного

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...