Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы научного исследования




Фурман, Я.А.

Ф 95 Оформление магистерской диссертации: учебное пособие / Я.А. Фурман, Р.Г. Хафизов, Е.А. Зарницына. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 63с.

 

 

Рассмотрена методика написания, правила оформления и порядок защиты магистерской диссертации.

Для магистрантов направления 210300.68 «Радиотехника», направления 200300.68 «Биомедицинская инженерия» и других специальностей.

 

 

УДК 378.245

ББК 74.58р

 

© Марийский государственный

технический университет, 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Список использованных сокращений…….………………………………..4

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…….……………………………………………5

1.1. Магистерская подготовка в системе многоуровневого

высшего образования в Российской Федерации ……...........................5

1.2. Магистерская диссертация как вид научной работы………..…..5

 

2. ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….….…….6

 

3. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ДИССЕРТАЦИИ

И НАКОПЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………….…9

3.1. Выбор темы………….…………………….……………………………....9

3.2. Поиск литературных источников…………………………………...11

3.3. Изучение литературы и отбор фактического материала……..16

 

4. РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ ДИССЕРТАЦИИ……………………..21

4.1. Подготовка черновой рукописи и изложение научных

материалов………….……...………………………………………………….21

4.2. Композиция диссертационной работы……..………………………23

4.3. Оформление выпускных квалификационных работ………..…….27

 

4.3.1. Общие требования..…………………………..…………………...…27

4.3.2. Представление табличного материала…..…………..………...……28

4.3.3. Представление отдельных видов текстового материала…………..30

4.3.4. Общие правила написания формул, символов и оформления

экспликаций…………….…………………………………………………..34

4.3.5. Оформление библиографического аппарата…...…………………..37

 

5. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ………………………………45

5.1. Основные документы, представляемые в Государственную

аттестационную комиссию…………………….…………………………45

5.2. Подготовка магистранта к выступлению на заседании

Государственной аттестационной комиссии……….…………………47

5.3. Процедура публичной защиты магистерской диссертации…....49

 

Термины и определения.……………………………………..……………52

 

Список литературы………………………………………………………...56

 

Приложение 1. Положение о магистерской подготовке (магистратуре)

в системе многоуровневого высшего образования Российской

Федерации……………………………...…………………………………..57

 

Приложение 2. Оформление титульного листа………………………….61


Список использованных сокращений

 

 

ВИНИТИ – Всероссийский институт научной и технической информации

 

ВНИИКИ – Всероссийский научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования

 

ВНИИПИ – Всероссийский научно-исследовательский институт патентной информации

 

ВНТИЦ – Всероссийский научно-технический информационный центр

 

ГПНТБ – Государственная публичная научно-техническая библиотека

 

ГСНТИ – Государственная система научно-технической информации

 

ИНИОН – Институт научной информации по общественным наукам

 

ИНТ – серия сборников ВИНИТИ "Итоги науки и техники"

 

НИР – научно-исследовательская работа

 

НПО – научно-производственное объединение

 

НТИ – научно-техническая информация

 

ОКР – опытно-конструкторские работы

 

РЖ – реферативный журнал

 

СИ – сигнальная информация

 

ЭИ – экспресс-информация


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Магистерская подготовка в системе многоуровневого

Высшего образования в Российской Федерации

 

В нашей стране в соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации введена многоступенчатая система высшего и послевузовского профессионального образования. Ее концептуальной основой является представление о непрерывности и преемственности процесса образования, что открывает новые возможности повышения профессионализма в различных областях науки и техники.

Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность [1, 4].

 

Магистерская диссертация как вид научной работы

 

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема – быть актуальной [1].

Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Магистерская диссертация обладает всеми признаками, которые присущи диссертационным работам вообще, независимо от того, на какую ученую степень претендуют их авторы.

Содержание диссертации характеризуют оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений.

По сравнению с кандидатской и докторской диссертациями, у магистерской диссертации имеются существенные различия в самой процедуре ее подготовки и защиты. Если основные результаты, полученные в итоге выполнения кандидатской и докторской диссертаций, должны быть опубликованы в научных изданиях, то применительно к магистерской диссертации это требование не является обязательным.

При представлении к защите кандидатской и докторской диссертаций обязательно должен быть напечатан (на правах рукописи) автореферат. При представлении к защите магистерской диссертации автореферат не требуется.

Соискатель степени кандидата и доктора наук представляет в специализированный совет перечень документов по строго установленному перечню. Соискатель степени магистра ограничивается представлением в Государственную аттестационную комиссию только самой диссертационной работы (вместе с отзывом своего научного руководителя) и справки о выполнении индивидуального плана по профессиональной образовательной программе магистра.

Существенно упрощена и сама процедура публичной защиты магистерской диссертации, не требующей назначения официальных оппонентов. Такая диссертация подлежит лишь обязательному рецензированию,

Таковы основные отличия магистерской диссертации от кандидатской и докторской. Но хотя эти различия и весьма существенны, общие принципы их подготовки одинаковы.

 

 

ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Научное исследование включает в себя следующие этапы.

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор метода (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. В применении к диссертации понятие "актуальность" имеет одну особенность. Диссертация, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения, поэтому имеет смысл остановиться на понятии "проблема" более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они, если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Таким образом, если магистранту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть.

Отдельные диссертационные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких диссертаций могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается диссертант, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выяснить.., вывести формулу и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Описание процесса исследования – основная часть диссертационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации и коллективный отзыв.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...