Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В сфере обороны и военного строительства.




 

Оборона – это совокупность средств, необходимых для отпора врагу[6].

Военное строительство – это система взаимосвязанных экономических, социально-политических, собственно военных и других мероприятий по совершенствованию военной организации государства.

Военная организация государства – это установленная законом совокупность вооружённых сил и иных воинских формирований, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и других органов, учреждений и институтов государства, занимающихся военной деятельностью.

В состав военной организации государства входят:

- вооружённые силы и вооружённые формирования, предусмотренные государственным законодательством;

- система жизнеобеспечения вооружённой организации государства;

- органы и учреждения государственной власти, политические органы и организации, непосредственно занимающиеся вопросами обороны и безопасности страны.

Деятельность военной организации государства обеспечивает необходимый уровень обороноспособности государства, его военную мощь и боевую мощь Вооружённых Сил.

Военная организация России, как и вся страна, пережила драматический этап своей истории в 90-е годы прошлого столетия. Распад СССР и Организации Варшавского договора нарушил геостратегический баланс сил: мир из биполярного и относительно равновесного трансформировался в однополярный при подавляющем военном доминировании США и их союзников по НАТО.

Россия столкнулась с необходимостью осуществлять военное строительство, обеспечивать свою оборону и безопасность в условиях продвижения сил НАТО на территорию бывших союзников СССР по Варшавскому договору. Размещение американских средств ПРО в Польше и Словакии несёт угрозу безопасности России. Отказ Запада подписать соглашение с Россией о равной и неделимой безопасности для всех стран европейского континента свидетельствует о его нежелании учитывать законные интересы России в сфере национальной безопасности.

Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и военного строительства на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства.

Государственную политику РФ в области национальной обороны и военного строительства формулирует Военная доктрина Российской Федерации[7].

Военная доктрина Российской Федерации (далее – Военная доктрина) является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооружённой защите и вооружённую защиту Российской Федерации.

В отличие от Стратегии национальной безопасности РФ, рассчитанной на период до 2020 года, Военная доктрина РФ не устанавливает конкретного срока её действия. Однако отсылка к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 года и Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года позволяет полагать, что и действие Военной доктрины простирается до 2020 года. После 2020 года доктрина, по всей видимости, будет пересмотрена с учётом изменившихся внутриполитических и внешнеполитических обстоятельств.

Военная доктрина основана на положениях военной теории и направлена на её дальнейшее развитие.

Военная доктрина отражает приверженность Российской Федерации использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов Российской Федерации и интересов её союзников.

Принятая в 2010 году, Военная доктрина учитывает результаты осуществлённой в период с 1992 по 2005 годы военной реформы.

В ходе реформы была проведена реорганизация структуры и оптимизация численности Вооружённых Сил, созданы группировки войск (сил) на территории России в соответствии с их предназначением и задачами. Осуществлена оптимизация системы органов военного управления.

В строительстве и развитии Вооруженных Сил и других войск Российская Федерация исходит из необходимости:

1) совершенствования организационно-штатной структуры и состава видов и родов войск Вооруженных Сил и других войск и оптимизации штатной численности военнослужащих;

2) обеспечения рационального соотношения соединений и воинских частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других войск;

3) повышения качества оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки;

4) совершенствования взаимодействия между видами Вооружённых Сил, родами войск (сил) и другими войсками;

5) обеспечения современными образцами вооружения, военной и специальной техники (материально-техническими средствами) и их качественного освоения;

6) интеграции и скоординированного развития систем технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил и других войск, а также систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки;

7) подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы.

Выполнение основной задачи строительства и развития Вооружённых Сил и других войск достигается путём:

1) формирования и последовательной реализации военной политики;

2) эффективного военно-экономического обеспечения и достаточного финансирования Вооружённых Сил и других войск;

3) повышения качественного уровня оборонно-промышленного комплекса;

4) обеспечения надёжного функционирования системы управления Вооружёнными Силами и другими войсками в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

5) поддержания способностей экономики страны обеспечить потребности Вооружённых Сил и других войск;

6) поддержания мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем проведение мобилизационного и стратегического развертывания Вооружённых Сил и других войск;

7) создания сил гражданской обороны постоянной готовности, способных выполнять свои функции в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

8) совершенствования системы дислокации (базирования) Вооружённых Сил и других войск, в том числе за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством;

9) создания эшелонированной по стратегическим и операционным направлениям системы военной инфраструктуры;

10) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;

11) оптимизации количества военных образовательных учреждений профессионального образования в сочетании с федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в которых проводится обучение граждан Российской Федерации по программе военной подготовки, а также оснащения их современной материально-технической базой;

12) повышения уровня социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала Вооружённых Сил и других войск;

13) реализации установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, повышения качества их жизни;

14) совершенствования системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооружённых Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;

15) укрепления организованности, правопорядка и воинской дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных проявлений;

16) совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан;

17) обеспечения государственного и гражданского контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны.

Масштабные изменения в Вооружённых Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, не завершены.

Продолжается строительство современных – инновационных Вооружённых Сил, соответствующих самым современным требованиям.

В рамках этого строительства постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950 Минобороны России отвечает за реализацию государственной программы «Обеспечение обороноспособности страны», включая федеральные целевые программы, связанные с совершенствованием системы комплектования должностей рядового и сержантского состава на контрактной основе (2009 – 2015 гг.), созданием системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации (2005 – 2020 гг.), обеспечением безопасности полётов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации (2011 – 2015 гг.) и др. Минобороны России является также соисполнителей ряда других государственных программ, таких как «Космическая деятельность России», а также программ социальной направленности, ориентированных на создание благоприятных условий несения военной службы, обеспечение кадрового состава Вооружённых Сил служебным или постоянным жильём и т.п.

Россия занимает лидирующие позиции в военно-космической области.

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) в соответствии с утверждённым Положением[8] является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работ в области ракетно-космической техники военного назначения и боевой ракетной техники стратегического назначения, координации работ в части поддержания, развития и использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах гражданских, в том числе коммерческих, потребителей и международного сотрудничества в области спутниковых навигационных систем, а также функции по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур, и руководству этими работами.

Строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации осуществляет в соответствии с утверждённым Положением[9] подведомственное Минобороны России Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России).

В задачи Спецстроя России также входит:

- строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения, а также других критически важных для государства объектов;

- техническое прикрытие и восстановление автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования на территории Российской Федерации;

- строительство и капитальный ремонт в мирное и в военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования, осуществляемые в качестве подрядчика;

- участие в восстановлении специальных объектов в районах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- строительство и восстановление объектов мобилизационного назначения для федеральных органов исполнительной власти, а также объектов оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

- обеспечение в пределах своих полномочий боевой и мобилизационной готовности воинских формирований.

Разработка и поставка вооружения, военной, специальной техники и материальных средств для нужд обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» от 27.12.1995 № 213-ФЗ.

Функции государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учёту выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств в соответствии с утверждённым Положением[10] осуществляет находящееся в ведении Минобороны России Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка).

В соответствии с заново осмысленными национальными интересами, местом России в мире и степенью реальности угроз национальной безопасности страны совершенствуется система боевой и мобилизационной готовности, оптимизируется система и структура военно-учебных заведений, повышается эффективность воспитательной работы в войсках.

Текущее законодательство Российской Федерации формирует правовые основы обеспечения национальной безопасности в конкретных сферах – безопасности в целом (личности, общества, государства)[11], обороны[12], демографической политики и охраны здоровья граждан[13] и др.

Особо выделим законодательство в сфере обороны, обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства.

Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» предусматривает меры заблаговременной подготовки к отражению внешних и внутренних угроз.

Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Завершая рассмотрение вопроса, отметим, что Россия, переломив ситуацию в экономике страны, получила возможность укреплять свой оборонный потенциал на системной основе. В последние годы активно модернизировались Вооружённые Силы, войска оснащались современной техникой и оружием. Начался переход к профессиональной армии. Уже в 2012-м году по контракту будут служить 220 тысяч офицеров и более 180 тысяч солдат и сержантов.

В государственной программе вооружения до 2020 года акцент сделан на новые виды оружия и технику, которые создаются на основе современных технологий. Предприняты шаги, позволяющие сделать нашу армию и флот более компактными, мобильными и боеспособными. К 2010 году численность военнослужащих составила миллион человек, и это позволило строить действительно современные, эффективные Вооружённые Силы. Создан новый высокотехнологичный род войск – Силы воздушно-космической обороны. Значительно выросла интенсивность оперативной и боевой подготовки. Ещё недавно большинство учений проводились в штабах и на картах, а теперь ежегодно проходят учения стратегического масштаба, в которых принимают участие все виды и рода войск.

Достигнуты значимые результаты в укреплении социальных гарантий военнослужащих. С 1 января 2012 года их денежное довольствие увеличивается почти в три раза. Это качественно меняет ситуацию в Вооружённых Силах. Офицеры получили дополнительную мотивацию к достойной службе.

Впервые в истории Вооружённых Сил страна приблизилась к решению одной из самых сложных и самых острых проблем – обеспечению военнослужащих постоянным и служебным жильём. В 2009–2010 годах Минобороны приобрело почти 100 тысяч квартир, а в 2011–2013 годах будет приобретено ещё 80 тысяч квартир для постоянного проживания. Заключившие контракт после 2007 года обеспечиваются квартирами на плановой основе по накопительно-ипотечной системе. За пять лет число её участников превысило 180 тысяч человек, а приобретено было 20 тысяч квартир. К 2014 году под штатную численность военнослужащих, предусмотренную новым обликом Вооружённых Сил, будет создан специализированный жилищный фонд, то есть служебный фонд. Таким образом, квартирный вопрос военнослужащих будет решён полностью[14].

Эффективность оборонного потенциала современной России в немалой степени зависит от уровня правосознания и соблюдения законности военнослужащими, состояния работы по предупреждению преступности во всех звеньях военной организации государства.

Согласно приводимым в литературе данным ежегодно регистрируется 20 - 30 тыс. преступлений, совершаемых военнослужащими, что составляет от 0,8 до 1,3 % всей преступности в стране[15]. Особую опасность несёт распространение наркомании в среде военнослужащих[16].

Важнейшим направлением усилий в сфере противодействия преступности является восстановление и эффективное использование воспитательно-профилактического потенциала воинской дисциплины, придание ему упреждающего характера. В.В. Антонченко настаивает на необходимости усиления воспитательной работы с военнослужащими[17], профессор И.Г. Савин видит необходимость в углублении их правового воспитания[18]. Большое значение для формирования законопослушного поведения военнослужащих срочной службы имеет личный пример командиров и начальников.

Усилия всех заинтересованных сторон, в том числе общества, журналистского сообщества должны быть направлены на восстановление престижа воинской службы, формирование общественного мнения, адекватно отражающего всю её сложность, социальную ценность и почётный характер – так, как это делается, например, в Республике Беларусь[19].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...