II. Государственная социальная политика.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Критериями для оценки степени социальности государства выступают: ü соблюдение права на свободу человека; ü гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»; ü обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; ü адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения; ü гарантия создания наиболее благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти; ü соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия; ü гарантии социальной ответственности; ü соблюдение прав и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций. Государственная социальная политика – целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Принципами гос.политики в социальной сфере являются: ü экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; ü доверие к регулирующей роли рынка; ü ответственность государства «за игру» рыночных сил, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни;
ü социальная справедливость и социальная солидарность общества; ü гендерное равенство; ü участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: ü оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; ü регулирование доходов населения; ü демография, семья, материнство и детство, молодёжь; ü социальная защита; ü пенсионное обеспечение; ü социальное обслуживание; ü социальное страхование; ü образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; ü наука; ü здравоохранение; ü обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; ü культура; ü физическая культура, спорт, туризм; ü экологическая безопасность; ü защита социальных прав всех категорий граждан. Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики. В основе типизации социальной политики лежат типы состояний общественной системы, соответственно выделяют: 1. Социальную политику в социально устойчивых обществах; 2. Социальную политику в обществах, находящихся в системных кризисах; 3. Социальную политику в обществах, находящихся в состоянии деформации; 4. Социальную политику переходного периода. Мировой опыт госуправления фиксирует 2 модели реализации социальной политики: 1. сакрально-патерналистская, которая характеризуется полной ответственностью государства за все, что связано с социальной сферой, абсолютное исключение форм участия граждан; 2. либеральная: ü социал-демократическая; ü корпоративная; ü собственно либеральная. Социальная политика характеризуется множественность целей и функций. Инструменты государственно социальной политики –
ü социальное законодательство; ü система государственных социальных стандартов (социальные нормативы и нормы); Методами разработки и реализации социальной политики являются: ü социальное целеполагание; ü социальное прогнозирование; ü социальное программирование. Социальное целеполагание – разработка и закрепление в практике государственного управления целевых социальных ориентиров. По сути, это формирование показателей намеченного развития социальной сферы государства на определенный период. Результат социального целеполагания на долгосрочную перспективу – это долгосрочная стратегия социального уровня. В среднесрочной перспективе – это разработка целевых социальных нормативов дохода и потребления (уровень оплаты труда, размер прожиточного минимума, обеспеченность граждан жильем и т.д.). В краткосрочной перспективе – это разработка экономически подкрепленного, гарантируемого государством уровня социального продвижения. Социальное прогнозирование – деятельность государства по разработке прогнозов социально-экономического развития страны. Прогнозируются ü демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, численность, половозрастная структура населения и т.п.); ü состояние миграционных процессов; ü уровень безработицы; ü среднедушевой доход и пр. Экономическое и социальное прогнозирование тесно взаимосвязаны. Социально прогнозирование может быть: ü отраслевым (здравоохранение, демография, культура); ü территориальным (федеральный и региональный уровни). Продуктом деятельности государства по социальному планированию являются ü минимальные государственные социальные стандарты; ü плановые показатели отраслевого развития (с обязательным экономическим обоснованием). Основа государственного социального планирования – социальное программирование – выражается в разработке государственных целевых программ, например, «Культура России», «Старшее поколение», «Преодоление последствий радиационных последствий». Важнейший механизм реализации государственной социальной политики - социальная защита. Соц.защита – совокупность гарантированных государством мер, направленных на минимизацию влияния факторов, снижающих качество жизни граждан. Это защита и от возможных нарушений прав и свобод личности, и от административного произвола, и от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека, других вредоносных факторов. Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включает:
ü стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности; ü предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков посредством социального страхования; ü предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования; ü доступ граждан к основным правам и услугам, таким, как образование, медицинская помощь. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты населения включают в себя: 1. Обязательное социальное страхование; 2. Социальную помощь; 3. Пенсионное обеспечение; 4. Систему государственных пособий. Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|