Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. Основная. Дополнительная. Гигиеническая оценка химических соединений.. Справочно-информационный материал




Список литературы

Основная

1. Гигиена/Под ред. Г. И. Румянцев. М.: Медицина, 2000. - С. 462-494, 518-544

2. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Зинкевич Л. С. , Гигиена и основы экологии человека. Ростов-на-Дону «Феникс», 2002. –С. 291-304, 336-359.

3.  Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека /Под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. - С. 194-213.

Дополнительная

1. Гигиена труда.  Алексеев С. А., Усенко В. Р. - М.: Медицина, 1988. - С. 135-166.

2. Руководство по гигиене труда. В 2-х томах. Т. 1 /Под ред. Н. Ф. Измерова. - М.: Медицина, 1987. С. 168-195.

 

 

Гигиеническая оценка химических соединений.

 Мероприятия по профилактике их неблагоприятного влияния

 

Цель занятия: получить представление о ОБУВ, ПДК и методических подходах к их разработке. Научиться методике расследования и профилактике отравлений химической этиологии.

План проведения занятия:

На практических занятиях студенты знакомятся с лабораторными и клиническими методами изучения влияния химических соединений на организм человека и лабораторных животных, осваивает меры по профилактике неблагоприятного влияния химических веществ на организм человека, методические подходы по гигиеническому нормированию химических веществ в окружающей среде, изучает порядок учета, регистрации и расследования острых и хронических профессиональных отравлений, решает ситуационные задачи. Оформляется заключение. Проводится разбор ситуационных задач решенных при самостоятельной подготовке к занятию.

Контрольные вопросы:

1. Актуальность проблемы химического загрязнения окружающей среды. Контингенты, подвергающиеся воздействию химических соединений. История вопроса.

2. Понятие вредного вещества. Токсичность и опасность химических соединений. Пути поступления ядов в организм, возможные преобразования в организме, пути выведения. Факторы, определяющие биологическое действие химических соединений. Механизмы токсического действия химических веществ.

3. Общие закономерности действия химических веществ на организм человека. Теория " критических периодов" эмбриогенеза.

4. Принципы гигиенического нормирования химических соединений в окружающей среде. Понятие ОБУВ, ПДК.

5. Учет и регистрация острых и хронических отравлений. Порядок расследования.

6. Профессиональные отравления солями тяжелых металлов и органическими соединениями, их профилактика.

7. Мероприятия, направленные на предупреждение вредного воздействия химических веществ на окружающую среду и организм человека.

Задания для самостоятельной подготовки к занятию. Каждый студент готовит материал по изучаемой теме и ответы на контрольные вопросы. Теоретическую подготовку к занятию осуществляет в соответствии с контрольными вопросами, используя список приведенной литературы. На этапе подготовки к занятию студент должен освоить связь физико-химических свойств веществ с их токсичностью, ознакомиться с правилами учета и регистрации профессиональных отравлений, знать клинику воздействия на организм человека основных производственных вредностей химической природы, освоить мероприятия по предупреждению отрицательного влияния химических соединений на организм. Понять принципы нормирования ОБУВ и ПДК.

В период самостоятельной проработки практических занятий студент знакомится со справочно-информационным материалом, приведенным в методическом пособии, для закрепления изученного материала решает следующие ситуационные задачи:

1. Рабочая лакокрасочного завода в возрасте 27 лет, при стаже работы на предприятии 5 лет обратилась в поликлинику с жалобами на головные боли, головокружение, быструю утомляемость, снижение памяти, общую слабость. При опросе установлено, что рабочая имеет контакт с растворителями, используемыми для производства красок. Больная была отправлена на анализ крови. Анализ показал, что эритроцитов – 3, 3х1012/л, лейкоцитов – 3х109/л, тромбоцитов – 140х109/л. Оцените условия труда в цехе по производству красок, поставьте диагноз, перечислите мероприятия необходимые для оздоровления условий труда.

2. Рабочий в возрасте 40 лет, работает на производстве связанном с выпуском аккумуляторов, стаж работы по профессии – 18 лет. На текущем профессиональном осмотре жаловался на головные боли, головокружение, вялость, раздражительность, снижение памяти. При осмотре обнаружен землистый оттенок лица. Анализ крови показал, что количество гемоглобина составляет – 100г/л, число эритроцитов – 3х1012г/л, ретикулоциты – 5, эритроцитов с базофильной зернистостью – 4 в поле зрения.

Оцените ведущие факторы вредности в цехе, поставьте диагноз, перечислите мероприятия необходимые для оздоровления условий труда.

Результаты самостоятельной работы студенты вносят в рабочую тетрадь.

Справочно-информационный материал

Химические вещества являются одними из наиболее распространенных факторов антропогенного загрязнения окружающей среды. С каждым годом увеличивается синтез новых химических соединений, которые могут воздействовать на человека не только при производственной деятельности, но и в быту через загрязненную воду, воздух, пищевые продукты и т. д. В силу широкого распространения и контакта различных слоев населения (в том числе детского) с химическими веществами они признаны наиболее опасными по степени отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Воздействие химического фактора на организм ребенка может начаться еще до его рождения при действии различных токсических веществ на организм матери в период беременности. После рождения такое воздействие продолжается, а его масштабы расширяются с возрастом особенно в период производственного обучения.

Детский организм в силу незавершенности морфологического и функционального развития, продолжающихся процессов роста и тканевой дифференциации наиболее чувствителен к воздействию химического фактора.

Промышленная токсикология изучает действие на организм химических факторов с целью создания безвредных и безопасных условий труда на производстве. Для этого проводятся законодательные и регламентирующие мероприятия, в том числе гигиеническое нормирование. В результате гигиенического нормирования устанавливают ориентировочно безопасный уровень воздействия (ОБУВ) и предельно-допустимую концентрацию (ПДК).

ОБУВ – временный гигиенический ориентировочный норматив содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны (атмосферном воздухе), пересматривается через 2-3 года после их утверждения или заменяется ПДК.

ПДК – такая концентрация химического соединения, при воздействии которой на организм человека периодически или в течение всей жизни прямо или опосредованно через экологические системы не возникает соматических или психических заболеваний (в том числе скрытых и временно компенсированных) или изменений в состоянии здоровья, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций, обнаруживаемых современными методами исследования сразу или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. ПДК устанавливают для различных сред воздуха (атмосферного и рабочей зоны), воды и для различных временных промежутков (максимально разовые, среднесуточные).

Принципы установления ПДК:

1. Принцип опережения разработки и внедрения профилактических мероприятий по сравнению с моментом поступления вещества в широкую практику.

2. Принцип стадийности токсикологических исследований – синхронно со стадиями химической технологической разработки производства нового продукта.

3. Принцип примата медицинских и биологических показателей к установлению санитарных регламентов перед прочими подходами (техническая достижимость, экономическая целесообразность)

4. Принцип пороговости всех типов действий химических соединений (в том числе мутагенного и канцерогенного).

5. Принцип постоянства численности вида, единства организма со средой обитания, единства организма как биологической системы.

Этапы гигиенического нормирования:

1. Разработка ОБУВ. Ориентировочная оценка токсичности химических веществ проводится с использованием химических и физико-химических свойств (структурной формулы, молекулярной массы, температуры кипения, растворимости в воде, летучести, коэффициентах распределения вода/воздух и масло/вода. Проводится оценка токсичности в условиях острого опыта на лабораторных животных. Определяют показатели средних смертельных доз и концентраций, коэффициента возможности ингаляционного отравления, порога и зоны острого действия, изучают раздражающее и кожно-резорбтивное действие.

2. Разработка ПДК. Проводится всестороннее токсикологическое изучение химического вещества. В условиях хронического опыта (около 4 месяцев) для суждения о степени потенциальной опасности возникновения хронических интоксикаций судят по зоне хронического действия, способности вещества к кумуляции. В ходе хронического эксперимента выявляют пороговые (минимально действующие) и недействующие концентрации. При оценке токсичности используют различные показатели: оценивают функциональное состояние ЦНС, функции внешнего дыхания, работоспособность, функциональное состояние органов и систем (например, печени), изучают состояние биохимических систем (определение активности ферментов), проводят патогистологические и гистохимические исследования органов и тканей (морфологические методы). Оценивается эмбриотоксическое и тератогенное действие, проходимость плацентарного барьера. Изучается состояние потомства лабораторных животных. ПДК устанавливают с учетом коэффициента запаса. Коэффициент запаса берется большим для веществ с высокой токсичностью, летучестью, узких зонах острого и широких зонах хронического действия, при выраженных кумулятивных свойствах и резком кожно-резорбтивном действии.

3. Коррекция ПДК путем сравнительного изучения условий труда на производстве и состояния здоровья работающих.

Мероприятия по предупреждению вредного воздействия химических веществ на окружающую среду и организм человека:

1. Законодательные и регламентирующие.

2. Технологические.

3. Санитарно-технические.

4. Планировочные.

5. Лечебно-профилактические.

6. Средства индивидуальной защиты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...