Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разговор с человеком, решившим сделать последний шаг.




Привет. Меня зовут так-то и так-то. А тебя?

Привет, Саша. Я здесь, чтобы поговорить с тобой. Я надеюсь, что смогу говорить за ту часть тебя, которая все еще хочет жить.

В любом суде, даже в тоталитарном государстве, каждый человек имеет право на защиту. Поэтому, раз ты сам назначил себя обвинителем, судьей и палачом в одном лице, я прошу слова как твой защитник.

Прежде всего, поверь, что я понимаю, как мало осталось у тебя терпения. Боль, которую ты испытываешь, ужасна. Я полностью признаю, что твое страдание безмерно и ситуация кажется абсолютно невыносимой. Это страдание, которое нельзя преодолеть, от него нельзя просто отстраниться или забыть. Это мучение должно быть прекращено. Я думаю, что ты чувствуешь себя не в силах и дальше бороться против всего, что слишком сильно превосходит тебя, против всех неудач и жестокости жизни.

Я признаю твою боль. Я принимаю твое чувство беспомощности. Я понимаю, что ты чувствуешь себя в тупике. Каждый человек может однажды дойти до точки, в которой он воскликнет: "Вот то, что я не в состоянии вытерпеть". Думаю, что ты сейчас именно в этой точке.

Но даже в таком случае я постараюсь показать тебе дугой взгляд на вещи. Я считаю, что другому мнению тоже можно дать слово.

Ты можешь спросить себя, кто это тут такой умный, что думает, будто сможет меня победить? Может быть, в твоих глазах я лишь человек, которому платят за то, чтобы удержать тебя от самоубийства любым способом. Но я прошу тебя: пожалуйста, поверь, что здесь и сейчас, в тот момент, когда я говорю с тобой, я не психолог, не полицейский и не социальный работник. В этот момент я просто человек, и я боюсь того, что ты собираешься сделать.

Прежде всего, я хочу, чтобы ты знал: я не против самоубийства в принципе. Я не считаю его ошибкой или грехом. Существуют ситуации, в которых действительно кажется, что лучше умереть, чем продолжать страдать, и я готов подтвердить право человека выбрать смерть в такой ситуации. Я буду уважать такое решение. Если после того, как ты выслушаешь меня, ты решишь, что в твоем случае не осталось ни малейшей надежды, и нет ни одной причины, по которой стоило бы продолжать жить, я больше не буду тебя трогать.

Насколько я вижу, Саша, для тебя остался только один способ покончить с кошмаром, который с тобой происходит: прекратить все чувства, мысли и желания. Для тебя ситуация не просто ужасна, - тебе кажется, что она будет ухудшаться. То, что ты испытываешь сейчас, может тебе представляться лишь первым шагом на пути к еще большему страданию. Поэтому, возможно, ты говоришь себе: "Я должен положить конец этой жизни прямо сейчас! Если мне не хватит мужества это сделать, я буду вынужден страдать без конца. Мне придется все начинать с нуля. У меня просто нет больше сил для этого". Может быть, ты чувствуешь себя совершенно одиноким, перед своей проблемой, и нет во всем мире того, кто мог бы тебе помочь. В этом одиночестве все, что ты видишь, - это твоя боль. Всякое возможное решение тонет во мраке, и смерть кажется единственным выходом.

Ты, может быть, удивляешься, почему я говорю все это. Ты думаешь: "Неужели ЭТИМ он хочет мне помочь?"

Конечно же, нет. Я понимаю, что ты хочешь умереть, но я допускаю, что какая-то часть тебя еще хочет жить. И я хочу дать слово этой твоей части.

Все, что я хочу сказать - это то, что я знаю кое-что об отчаянии. Ты не был бы здесь, если бы просто не хотел видеть возможных решений из-за лени или упрямства. Я уверен, что если бы ты увидел какой-то другой выход из сложившейся ситуации, хотя бы намек на выход - ты не захотел бы умирать. Поэтому я уважаю твои чувства и твое намерение. Я знаю: если бы ты мог, ты поступил бы иначе.

Я вижу, что после того, как ты провалился в колледже, жизнь для тебя потеряла смысл. Видимо, успешная учеба в колледже была очень важна для тебя, она была твоим главным стимулом и играла большую роль в твоей самооценке. Успех в колледже был для тебя не просто возможностью получить образование. Для тебя это было вопросом самоуважения. Теперь, когда ты провалился, ты - на дне. Ты чувствуешь, что ни на что не способен, что потерял лицо и никогда уже не сможешь посмотреть на себя в зеркало.

Может быть, ты считаешь, что без тебя мир станет лучше. Люди в твоем состоянии часто думают, что с их смертью мир испытает облегчение.

Может быть, все наоборот: ты так взбешен, что чувствуешь себя вправе заставить других отвечать за твою смерть. Ты чувствуешь, что тобою пренебрегли, тебя предали или использовали. И ты считаешь правильным указать людям на того, кто так поступил с тобой, и насколько плохо он отнесся к тебе.

А может, тебе просто все равно. Другие люди кажутся настолько далекими от тебя, о них трудно даже подумать. Пусть сами разбираются в своих чувствах. Все бледнеет в сравнении с твоей болью. Ничто не имеет значения. Единственное, что ты чувствуешь сейчас - это ясный голос внутри тебя, который подсказывает тебе прекратить боль, не медля.

Признаюсь, говоря за твои чувства, я сам начинаю ощущать твое отчаяние, твое унижение и беспомощность. Я становлюсь унылым и подавленным.

И все же, Саша... Я буду пытаться убедить тебя не совершать самоубийство. Я попытаюсь сделать это от лица той части тебя, которая хочет жить.

Прежде всего, обещаю тебе, что после того, как все кончится, я останусь с тобой, если ты этого захочешь, и постараюсь помочь тебе найти правильное решение. Я ничего не гарантирую, но я обещаю тебе постараться и поддержать тебя. Я буду стараться помочь не только словами, но и делом, насколько смогу. Я обещаю тебе, что после того, как ты спустишься с крыши (выйдешь из ванной, из подвала и т.д.), я не оставлю тебя. Я буду помогать тебе вернуться к жизни. Я осознаю, что связываю себя моральным обязательством перед тобой.

Может быть, твое отчаяние, подавленность или гнев так сильны, что ты не можешь заставишь себя кого-то слушать, даже если этот кто-то говорит разумные вещи. В таком случае, я хочу предложить тебе более скорую помощь. Тебе необходимо мгновенное облегчение - что ж, если хочешь, я помогу тебе получить лечение, которое облегчит твое состояние. Врачи часто колеблются в оказании такой помощи, потому что не всегда уверены, в самом ли деле она необходима. У меня нет никаких сомнений в том, что ты не должен больше страдать. Ты получишь помощь, если захочешь, до того времени, когда для твоей проблемы найдется настоящее решение.

Ты так долго слушал меня, и я благодарен тебе за это. Вполне возможно, что ты согласился слушать, потому что кое в чем я был прав. Поэтому я попрошу еще немного потерпеть меня и дать мне возможность говорить как твоему защитнику против смерти. Смерть хочет перевести тебя на свою сторону, ну а я попытаюсь убедить тебя остаться здесь.

Самое ужасное, что мысль о смерти может с тобой сделать - это заставить весь мир казаться таким далеким, что все на свете теряет значение. Твоим страданием смерть заставляет тебя чувствовать так, будто все другие исчезли. Не только друзья перестали существовать для тебя. Твои дети, твои близкие и родители (если это возможно, их лучше всего назвать по именам) - все пропали, стерлись из твоей памяти. Кажется, что бесконечное расстояние отделяет тебя от всего и от всех, кто мог бы что-то для тебя значить.

Я думаю, тебе известны ситуации, в которых возникает подобная иллюзия. Ты знаешь, что происходит, к примеру, с человеком, испытывающим жуткую зубную боль. Ничто не имеет значения, ничто не ценно, единственная важная вещь на свете - сделать так, чтобы зуб перестал болеть. Или морская болезнь. Люди, которых мучает морская болезнь, часто говорят: "О, дайте мне умереть! Я больше не могу!" Для них существует только их тошнота. Их тошнит - и все. Сама мысль о том, что кто-то может хотеть есть, кажется им абсурдом. И все же, человек с зубной болью знает, что зуб не будет болеть вечно. И человек с морской болезнью знает, что тошнота пройдет, и он сможет спокойно жить дальше, есть и хорошо себя чувствовать. Никто не кончает с собой из-за тошноты или зубной боли. Тебе кажется абсурдным сравнение твоего страдания с зубной болью или морской болезнью. Такое сравнение кажется тебе смешным, потому что, какой бы страшной ни была боль или тошнота, всякий знает, что через некоторое время мучения кончатся, тебе вся твоя боль кажется бесконечной. Однако, вполне возможно, что она тоже пройдет… В таком случае, если твое страдание временно, твое решение убить себя - это ошибка. Возможно, ты просто глупо даешь смерти провести тебя. Представь на минутку, что произойдет, если, уже после смерти, ты сможешь вспомнить, из-за чего захотел умереть? Представь, что ты мертв и смотришь со стороны на свою смерть и на те возможности, которые у тебя были и, может быть, ждали тебя в следующую минуту, если бы ты был жив. Что бы ты подумал? Вполне возможно, что ты бы понял, что попался как дурак, что поддался иллюзии! Могло бы оказаться, что ты убил себя напрасно! Может быть, ты оглянулся бы на свою смерть и сказал: "Если бы я подождал еще чуть-чуть, я увидел бы первый признак надежды! Как глупо было не подождать, - как слеп я был! Неужели из-за ЭТОГО я убил себя?!"

Саша, тебе сейчас девятнадцать.

Убивая 19-летнего, Саша, ты убиваешь и 20-ти, и 30-летнего, и 40-летнего Сашу. Ты собираешься убить Сашу, который мог бы стать отцом и дедом. Имеешь ли ты право решать за того Сашу, за старшего и более мудрого, чем ты сейчас? Можешь ли ты сделать выбор за Сашу, которым ты мог бы стать, но которому ты отказываешь в праве на жизнь?

Многие люди попались в ловушку, так и оставив удачу ждать их за углом. В то же время, многие из тех, кого ты видишь вокруг, живущие себе как ни в чем ни бывало, прошли через мысли о самоубийстве и преодолели их. Большинство людей не любят об этом говорить. Но я могу рассказать тебе о многих из них, в том числе и известных, которые в юности не только думали о самоубийстве, но и пытались его совершить. Судьба распорядилась иначе, и они выжили. А через некоторое' время они поняли, что их решение было ошибкой. Потому что в их жизни скоро началась белая полоса.

С некоторыми из этих людей ты сам можешь поговорить, если захочешь. О некоторых ты слышал. Например... Они, возможно, страдали не меньше, чем ты. К счастью, они остались живы, и благодарят судьбу за это.

Хочу сказать тебе, Саша, что и у меня были подобные мысли. Вот почему я верю и надеюсь, ты тоже, что мы сейчас по-настоящему близки. Я находился в таком положении, что всерьез думал покончить с собой, и, если бы не помощь, которую я тогда получил, не быть бы мне сейчас здесь. Когда я оглядываюсь на тот страшный день и думаю, что действительно мог положить конец своей жизни, я вздрагиваю. В такие моменты я вижу себя со стороны, как будто тогда я убил себя, и понимаю, насколько это было неправильно.

Вскоре после того, как кризис миновал, я хорошенько обдумал свое решение умереть и понял, что, осуществив его, я поступил бы слишком расточительно. Мое жалкое положение не продлилось долго. Я вернулся к жизни и к радости, моя жизнь снова стала полной, и остается такой по сей день.

Теперь, Саша, я хочу поговорить с тобой о том, о чем тебе лучше бы не пришлось узнать. Я хочу поговорить о том, что может случиться с людьми, которым ты дорог: с твоими родителями, братьями, сестрами, детьми, друзьями - со всеми теми, кого ты любишь, и кто любит тебя. Кризис кризисом, провал провалом, но для этих людей твое самоубийство будет началом кошмара. Например, для родителей. Мы знаем о людях, которые потеряли своих детей. Многие родители так и не смогли перенести гибели ребенка. Тем более, если его смерть стала результатом самоубийства. Для человека, потерявшего ребенка, воспоминания превращают жизнь в ад до последнего дня. Ты, может быть, слышал, как родители восклицают: "Почему я не умер вместо него!" Если ты убьешь себя, эти ужасные слова будут произнесены твоими родителями.

И твои родители - не единственные, кто будет страдать. Особенно страшно самоубийство родного человека сказывается на детях. Дети, чей родитель или близкий родственник покончил с собой, всю жизнь продолжают спрашивать: " За что он(а) сделал(а) это со мной? Он (а) сломал (а) мне жизнь! "

Возможно, ты зол на некоторых из этих людей и хочешь наказать их. Но скажи мне честно, неужели ты и вправду думаешь, что они заслуживают такого наказания? Неужели хоть один человек заслуживает того, чтобы испытывать боль утраты каждую минуту каждого дня каждого месяца каждого года своей жизни? Это приговор на всю жизнь, это хуже, чем смертная казнь! Это самое ужасное наказание, какое только можно придумать. Даже если бы ты был самым мстительным человеком на свете, я уверен, увидев, к чему ты хочешь приговорить своих родных, ты сам бы подумал, что даже месяц такой жизни - это слишком. Не говоря уже о тех из них, кто ни в чем не виноват! Ведь есть люди, которым ты дорог, и которые не сделали тебе ничего плохого. Я привел бы их сюда, если бы мог, чтобы они говорили с тобой и умолили тебя жить. У тебя есть дети? Братья? Сестры? Близкий друг? Бабушка с дедушкой? Может быть, они просто не умели признаться в любви, не говорили тебе, насколько они любят тебя, так что ты даже не знаешь, насколько им дорог. Они имеют право обращаться к тебе сейчас, но ты лишаешь их этого права. Тогда, раз их здесь нет, я говорю от их имени. Я прошу тебя - я требую - подумай о них!

Ты, наверное, знаешь, как ведут себя родители солдата, погибшего на войне или в результате несчастного случая. Они, не переставая, спрашивают, как это произошло. Долго ли он мучился? Можно ли было его спасти? Твои родители и члены твоей семьи будут вести себя так же. Они придут ко мне и к другим, кто был рядом, и будут спрашивать, снова и снова, что ты говорил, как ты себя чувствовал, страдал ли ты. И никакой ответ их не успокоит, не облегчит их боль. Поэтому я прошу тебя, представь, что они здесь, рядом со мной, и что они говорят с тобой и умоляют тебя о жизни - о твоей и об их собственной.

Если ты сам терял дорогого тебе человека, ты понимаешь, что все, что я говорю - правда. Тебе, знакома эта боль, и ты знаешь, что своей смертью ты расширишь страшный круг утраты, оставив после себя проклятие, которое может втянуть в этот круг новых людей. Знаешь ли ты, что люди, которые любят тебя, могут сами подойти к самоубийству из-за твоего поступка? Хорошо известно, что дети и близкие родственники самоубийц больше других рискуют сами совершить самоубийство. Такое наследство ты хочешь оставить после себя? Я снова прошу тебя послушать меня, как если бы я был на твоем месте, и мы оба, ты и я, спорили со смертью. Смерть хочет завладеть тобой. Смерть лжет и манипулирует тобой. Смерть старается скрыть множество вещей от твоего разума. Смерть ослепляет и оглушает тебя, чтобы ты не мог слышать того, что я говорю тебе. Смерть прячет от твоего сознания ужасные последствия твоего поступка, которые скажутся на твоих родных. Смерть старается лишить тебя шансов на лучшую жизнь. Вот почему так важно, чтобы у тебя был защитник. Я стою на твоей стороне против смерти, как твой союзник. И я хочу быть твоим союзником на пути к жизни. Мы вместе обдумаем все, и я постараюсь помочь тебе найти выход.

Еще немного. У тебя кризис, ты в отчаянии. Но я осмелюсь сказать, что кое-чем этот опыт сможет послужить тебе в будущем. Я уверен, что, когда все пройдет, ты почувствуешь себя другим человеком - более сильным, более опытным и более мудрым. Ты побывал в ужасном месте, где бывали немногие, и это немало. Тот, кто проходит через ад, становится сильнее. Ты можешь почувствовать, что получил больше, чем просто знание, что ты остался в живых. Те известные люди, о которых я говорил тебе, те, что пытались покончить с собой, говорили, что кризис, который они пережили, сделал их сильнее, и про себя я могу сказать то же самое. Я думаю, что для тебя тоже ничто не останется прежним, все изменится потому, что ты был в аду и вернулся. Возможно, сейчас ты не видишь для себя такой возможности, но она есть. Опыт, через который ты проходишь, потрясает всего тебя до самого основания. Для многих людей это стало поворотным пунктом в их жизни. Этот опыт не идет ни в какое сравнение с большей частью жизненных трудностей, они покажутся тебе мелкими и смешными. Я не говорю, что ты почувствуешь это мгновенно. На это потребуется время. И все же, я думаю, что все худшее уже позади. Я останусь с тобой в ближайшее время, и ты сможешь общаться со мной в ближайшие дни и недели. Ты позволил мне быть с тобой в самый тяжелый момент. Это накладывает обязательства. Я хочу быть с тобой, когда ты вернешься.


Глава 19. Горе. Патологическое горе. Работа с горем.

Синицына Т.Ю.

Почти каждому человеку в своей жизни приходится терять своих близких. В момент утраты кажется, что вся жизнь потеряла смысл, человек полностью опустошен, приходит чувство отделения от всех остальных, чувство гнетущего одиночества. Переживание смерти близкого человека наполнено очень сильными, порой разрушительными эмоциями и поэтому часто приводит к кратковременным или длительным изменениям в структуре личности.

Постепенно боль утраты притупляется, ослабевает, и большинство людей возвращается к своей обычной жизни. Конечно, не такими, как прежде, ибо любой опыт, тем более опыт утрат, изменяет человека, но все-таки жизнь побеждает смерть в нашем сознании, и в этом есть большая мудрость, обеспечивающая в конечном итоге выживание всего человеческого рода.

Психологам часто приходится сталкиваться с людьми именно в такие трудные для них моменты, и поэтому нам необходимо знать, что происходит с психикой людей, переживших тяжелую утрату, и какая помощь больше всего необходима в этом состоянии.

Здесь необходимо отметить, что чувство утраты может быть вызвано не только смертью близкого человека. Оно часто связано и со следующими событиями: развод, утрата отношений (в том числе, дружеских привязанностей), ссора с близким другом, гибель домашнего животного, измена, предательство, утрата невинности (сексуальное насилие), аварии или катастрофы, события в стране и за рубежом (создают ощущение нестабильности, нарушают состояние базовой безопасности), потеря любимой вещи. Событие как таковое не является стрессовым, оно становится таким, приобретая субъективную значимость для индивида.

Если человеку случилось пережить подобного рода травму, то мы говорим о так называемой «работе горя» – о протекании процесса горевания.

Большинство авторов, занимающихся исследованиями в этой области, считают, что реакция на утрату значимого объекта – это специфический психический процесс, развивающийся по своим законам [22.49.80.153.257]. Суть этого процесса, на их взгляд, универсальна, неизменна и не зависит от того, что именно утратил субъект. Различается только длительность и интенсивность его переживания в зависимости от значимости утраченного объекта, особенностей личности горюющего человека, а также обстоятельств, при которых произошла потеря.

Одной из первых заговорила о стадиях процесса принятия смерти американский психолог Элизабет Кублер - Росс в 60-хх годах 20-го века. Ей было выделено пять стадий [153]:

Шок и отрицание. Трагическое известие вызывает ужас, эмоциональный ступор, отстраненность от всего происходящего или наоборот, внутренний взрыв. Мир может казаться нереальным: время в восприятии клиента может ускоряться или останавливаться, пространство сужаться. Кроме оцепенения или сверхактивации на этой стадии может проявиться отрицание, т.е. ощущение того, что происходящего не было. Человек убеждает себя и других в том, что «все еще изменится к лучшему», что «врачи ошиблись», что «это просто обморок, и он скоро вернется» и т.д. Отрицание может принимать разные формы. Оно, как правило, включает в себя либо отрицание факта потери, либо ее значимости, либо необратимости. Сознание не допускает до себя мысль о потере, оно сторонится боли, которая грозит разрушением, и не хочет верить в то, что собственная жизнь теперь тоже должна измениться. В этот период жизнь напоминает дурной сон, и человек отчаянно пытается «проснуться», чтобы убедиться в том, что все осталось как прежде. «Отрицание – это сопротивление признанию нашего горя, нашему чувству утраты, которые мы несем в себе, добавляя к ним что-нибудь каждый день» [171].

Гнев и раздражение. Постепенно сознание начинает принимать реальность потери и ее боль. Как будто, до того пустое, внутреннее пространство начинает заполняться эмоциями. Они выражаются в форме негодования, агрессивности и враждебности по отношению к окружающим, обвинении в потере близкого человека себя, родных или знакомых, лечащего врача, Бога и т.д. Находясь на этой стадии столкновения с утратой, человек может угрожать «виновным» или наоборот, заниматься самобичеванием, чувствуя свою вину за произошедшее. Обычно человека охватывает смятение от силы нахлынувшего на него раздражения. Он понимает, что так не подобает вести себя, но избавиться от этого чувства не может. Важность этой стадии заключается в том, что она предоставляет выход энергии, накопленной из-за незавершенной травматической ситуации.

Стадия торговли. У смертельно больных она обычно проявляется в следующих высказываниях: «Если бы только я остался в живых, я бы построил новое здание для вашей больницы. Я бы отдал все деньги на благотворительность. Я бы перестал, есть шоколад. Я бы медитировал по два часа каждый день» [165]. Человек на этой стадии пытается выторговать для себя возврат жизни (в случае своей неизлечимой болезни) или возврат своей утраты (в случае таковой).

Депрессия. Это стадия тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери. И какими непереносимыми бы ни были чувства вины, ощущения несправедливости и невозможности дальнейшего существования, все это – естественный процесс переживания утраты. По-видимому, именно на эту стадию приходится большая часть работы горя. Человек, столкнувшийся с потерей, имеет возможность сквозь депрессию и боль искать смысл произошедшего, переосмысливать ценность собственной жизни, постепенно отпускать отношения с ушедшим, прощать его и себя. В этом смысле депрессия является продолжением творческого процесса поиска себя и своей жизни. Погружение в уныние дает возможность увидеть то, от чего человек так долго бежал: это своеобразная остановка, позволяющая видеть целое. Считается, что справиться с водоворотом можно, только нырнув к его началу: это ныряние и есть стадия депрессии, главное – вовремя из нее вынырнуть. Люди, достигшие этого, проделывают большой путь не только в оплакивании потери, но и в поиске себя, своей связи с миром, причин и значения случившегося. Такая внутренняя работа знаменует переход к завершающей стадии горевания [22].

Принятие. Стадия понимания того, что с потерей близкого человека собственная жизнь не потеряла смысл, она продолжает иметь свою ценность и остается такой же значимой и важной, несмотря на утрату. Человек на этой стадии может простить себя, отпустить обиду, принять ответственность за свою жизнь – происходит возвращение себе себя самого. Переживания такого характера могут нести в себе новую идею собственной жизни, переосмысление ценности бытия и, в конечном итоге, признание мудрости и глубокого смысла во всем происходящем. С этой точки зрения потеря может дать не только страдание, но и более полное ощущение жизни, подарить переживание единства и связи с миром, обратить человека к себе [20].

Несколько отличающиеся стадии процесса горевания от вышеперечисленных стадий приводит в своих работах отечественный психолог Федор Ефимович Василюк [46.48.49.50.51]. Особое внимание он акцентирует на том, что объект утраты должен быть обязательно сохранен в памяти и его образ должен быть переработан и эстетизирован. Здесь он спорит с Фрейдом, по мнению которого существуют два главных компонента для успешной работы горевания: пересмотр отношений, то есть оценка их значения для нас, и затем превращение их в память без будущего. А Василюк Ф.Е. считает что «человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделиться), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить – творить память» [51]. И именно в такой перспективе автором рассматриваются все ключевые феномены переживания горя.

Подробнее остановимся на стадиях, выделенных Ф.Е. Василюком:

1. Шок и оцепенение. «Не может быть!» – такова первая реакция на весть о смерти. Характерное состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем к 7-9-му дню сменяясь постепенно другой картиной. Оцепенение – наиболее заметная особенность этого состояния. В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Притупляется восприятие внешней реальности и тогда, в последующем, нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде. Настоящее сопровождается дереализационными и деперсонализационными ощущениями. Несмотря на внешнее благополучие, человек находится в крайне тяжелом состоянии. И его спокойствие может в любой момент смениться острым реактивным состоянием.

Пример 1: В ДТП погибает молодой человек. Его матери о происшедшем сообщили друзья молодого человека, ехавшие с ним в машине, но получившие лишь легкие травмы. На сообщение женщина отреагировала фразой: «Что это за злые шутки? Как вам не стыдно!». На опознание поехал отец и мать погибшего. Женщина сидела очень тихо, не проявляла практически никаких эмоций, не плакала. На вопросы о самочувствии, ответила лишь с третьего раза, и то очень медленно сказала, что все нормально.

Пример 2: В ДТП погиб мужчина. Его жена в момент аварии находилась с ним в машине, она совсем не пострадала, только несколько царапин и ссадин. Мужчина погиб на месте. Женщина сидела на земле рядом с машиной скорой помощи, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. На вопросы окружающих отвечала не сразу, через несколько секунд. На сообщение о том, что автомобиль не подлежит восстановлению, женщина ответила репликой: «Как же так? На чем мы теперь с мужем поедем на море? Наверное, придется покупать билеты на поезд».

2.Стадия поиска. Отличается нереалистическим стремлением вернуть умершего и отрицанием не столько факта потери, сколько постоянства утраты. Временные границы этого периода размыты, поскольку он постепенно сменяет предшествующую стадию шока и затем характерные для него феномены ещё долго встречаются в последующей стадии острого горя. В среднем пик фазы поиска приходится на 5-12-й день после известия о смерти. В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание во внешнем мире, реальность как бы покрыта прозрачной кисеей, вуалью, сквозь которую сплошь и рядом пробиваются ощущения присутствия ушедшего.

Пример: В результате авиакатастрофы под городом Донецком никто не выжил. Об этом уже сообщили, и через несколько часов должно было начаться опознание. В толпе родственников погибших можно было заметить мужчину. Он ходил от места к месту, постоянно подходя к людям в форме, будь-то спасатели, психологи или милиция. Ко всем сотрудникам он обращался с одним единственным вопросом: «Может быть, все-таки кто-то остался в живых, может быть, его сын выжил, но его не могут найти?».

3.Стадия острого горя. Обычно длится 6-7 недель с момента травмирующего события. Иначе ее именуют периодом отчаяния, страдания, дезорганизации, а некоторые авторы – периодом реактивной депрессии. Это период наибольших страданий, острой душевной боли.

Картина острого горя схожа у разных людей. Наиболее выражены следующие черты: постоянные вздохи, общие для всех клиентов жалобы на потерю силы и истощение, отсутствие аппетита. Могут наблюдаться некоторые изменения сознания – легкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции с другими (их поведение может казаться странным – «как они могут улыбаться, разговаривать, ходить в магазины, когда существует смерть и она так близко»). Итак, для нормального горевания характерны следующие 5 признаков:

  1. физическое страдание;
  2. поглощенность образом умершего;
  3. чувство вины «я не все сделал для умершего, что мог», «я был невнимателен к нему при жизни», «если бы не мои действия (мысли, чувства, поступки), он бы жил» и т.д.;
  4. враждебные реакции (утрата теплоты в отношениях с другими, тенденция разговаривать с раздражением или злостью, уход от всяческих контактов с близкими и друзьями);
  5. утрата моделей поведения: неспособность начинать и поддерживать организованную деятельность, отсутствие интереса к любимым занятиям, нежелание чем-то заниматься и т.п.

О строе горе – это определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой, длящийся примерно 40 дней, иногда дольше. Он может возникать сразу же после потери (кризиса), может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде. Вместо типичного синдрома могут наблюдаться искаженные картины, каждая из которых представляет собой какой-нибудь особый аспект горя.

Несмотря на всю тяжесть этой фазы, именно на стадии острого горя, начинается отделение, отрыв от образа утраченного близкого, готовится, пусть пока зыбкая, опора в «здесь и теперь». Именно в этой точке и появляется острая душевная боль. «Как это ни парадоксально, боль вызывается самим горюющим: феноменологически, в приступе острого горя, не умерший уходит от нас, а мы сами уходим от него, отрываемся от него или отталкиваем его от себя. И вот этот, своими руками производимый отрыв, и этот собственный уход, и вызывают, собственно, душевную боль» [51].

Самое важное в исполненном акте острого горя - не сам факт болезненного отрыва от своей потери, а его продукт. В этот момент не просто происходит отделение, разрыв и уничтожение старой связи, как полагают многие современные теории, а рождается новая связь. Боль острого горя – это боль не только распада, разрушения и отмирания, но и боль рождения нового. Двух новых «я» и новой связи между ними, двух новых времен, даже миров, и согласования между ними [51].

Пример 1: Учитель первой школы г. Беслана пришла на консультацию. Марина была классной руководительницей нескольких погибших детей. Она плачет навзрыд, не допуская к себе ни психологов, ни своих родных, ни мужа, ни детей. Из причитаний Марины становится ясно, что она испытывает противоречивые чувства: с одной стороны она чувствует себя виноватой в том, что не смогла уберечь детей, с другой стороны она испытывает ненависть к родителям погибших детей, которые, как ей кажется, ее обвиняют в случившейся трагедии.

Пример 2: Пожар на шахте. Молодая женщина ждет, когда поднимут тело ее двоюродного брата. Состояние стабильное, она старается поддерживать остальных родственников. После того, как тело ее брата подняли, она уединяется, не проявляет сильных эмоций: лежит, разговаривает очень медленно. Отказывается от любой деятельности, ссылаясь на слабость и плохое самочувствие.

4.Стадия «остаточных толчков и реорганизации». На этой стадии жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность, ушедший перестает быть главным средоточением жизни. Переживание горя теперь протекает в виде сначала частых, а потом все более редких отдельных толчков, какие бывают после основного землетрясения. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты, традиционные события: «Новый год впервые без него», «весна впервые без него», день рождения или события повседневной жизни «обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо». Четвертая стадия, как правило, длится в течение года: за это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина утраты является последней датой в этом ряду.

За этот период потеря постепенно входит в жизнь. Человеку приходится решать множество новых задач, связанных с материальными и социальными изменениями, и эти практические задачи переплетаются с самим переживанием. Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды, оставленности. Словом, высвобождаемый актами горя материал образа утраты подвергается здесь своего рода эстетической переработке.

5.Стадия завершения. Смысл и задача работы горя на этой стадии состоит в том, чтобы образ потери занял свое постоянное место в продолжающемся смысловом целом жизни (он может, например, стать символом доброты) и был закреплен во вневременном, ценностном измерении бытия.

Хочется еще раз подчеркнуть, что подобным образом, по мнению многих авторов развивается отношение к любой утрате, а не только к потере близкого человека [22.48.153.161.165.171.257]. Но это вовсе не означает, что именно так и только так протекают процессы печали у каждого горюющего [161].

Перечисленные стадии достаточно условны, не имеют четких границ, и иногда уже прожитый этап дает рецидивы на более поздних этапах. Кроме того, иногда некоторые стадии отсутствуют или бывают так плохо выражены, что их не удается отследить и взять в проработку [257].

По мнению Стивена Левина, и вовсе «нет никаких стадий, а есть только непрекращающиеся изменения в сознании» … «Эти стадии не должны восприниматься в целом как абсолютная реальность. Скорее, они должны использоваться как средство фокусировки внимания, как способ осознания непостоянства вещей, чтобы человек мог перейти от видения потока непрерывных изменений к пониманию их природы» [161].

В этой связи, довольно интересна концепция, предложенная Дж. Вильямом Ворденом. Это новый взгляд на работу с горюющим клиентом. Концепция удобна для диагностики и работы с актуальным горем, а также, если приходится иметь дело с горем, не пережитым много лет назад.

Дж. В. Ворден предложил вариант описания работы горя не по стадиям или фазам, а через четыре задачи, которые должны быть выполнены горюющим при нормальном течении горя.

Дж. В. Ворден полагает, что хотя формы течения горя и их проявления очень индивидуальны, однако неизменность содержания процесса позволяет выделить те универсальные шаги, которые должен пройти горюющий, чтобы вернуться к нормальной жизни. На их выполнение и должно быть направлено внимание консультанта. Задачи горя остаются постоянными, поскольку обусловлены самим процессом, а формы и способы их решения индивидуальны и зависят от личностных и социальных особенностей горюющего человека. Четыре задачи горя решаются субъектом последовательно. Считается, что это удобно для диагностики, так как понять, какая психологическая задача решена, а какая – нет, намного проще, по мнению Дж. В. Вордена, чем определить плохо выраженную стадию горя. Кроме того, поскольку понятно, что есть решение данной задачи, следовательно, понятно и то, куда должен быть направлен консультационный процесс.

Дж. В. Ворден выделяет следующие задачи, которые должен решить для себя горюющий (на примере реакции на утрату близкого человека) [257]:

Признать факт потери. Когда кто-то умирает, даже в случае ожидаемой смерти, нормально возникновение в первую минуту чувства, будто ничего не случилось. Поэтому важно осознать, что любимый человек умер, он ушел и никогда не вернется.

Пережить боль потери. Имеется в виду, что нужно пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате. Если горюющий не может прочувствовать и прожить боль потери, она должна быть выявлена и проработана с помощью психолога, иначе боль проявит себя в других формах, например, через психосоматику или расстройства поведения.

Наладить окружение, где ощущается отсутствие объекта утраты. Когда человек теряет близкого, он теряет не только объект, которому адресованы чувства и от которого чувства происходят, он теряет и определенный уклад жизни. Умерший близкий участвовал в быту, требовал выполнения каких-то действий или определенного поведения, исполнения каких-либо ролей, брал на себя часть обязанностей. И это уходит вместе с ним. Эта пустота должна быть восполнена, и жизнь организована на новый лад.

Кроме утраты объекта, вызывающего определенные чувства и играющего определенные роли, некоторые люди во время потери переживают чувство утраты себя, своего «я». Р

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...