Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: теории поведения человека в организации

Авторы Содержание исследований
I этап –стихийно-эмпирический (обычаи и нравы)
II этап – возникновение теоретических обоснований
Сократ (470-399 гг. до н.э.) - Призывал к самопознанию, своей нравственной сущности. «Свобода состоит в том, чтобы поступать наилучшим образом».
Платон (427-347 гг. до н.э.) - «Сила человека не в эгоистической обособленности, а в причастности к коллективу, сила коллектива – в его организованности». - Сформулировал положения об иерархии (подчиненности) в управлении людьми, руководстве их поведением. - Индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: «Сила человека не в эгоистической обособленности, а в причастности к коллективу, сила коллектива – в его организованности». - Человек принадлежит не себе, а государству, высшим принципом которого является справедливость.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - «Благом называется то, что является лучшим для каждого общества, т.е. что по самой своей природе достойно избрания». «Платон мне друг, но истина дороже». - Полагал, что человеческое бытие заключается в деятельности и поступках людей. Склад души выражается в страстях и поступках, а устойчивая черта характера человека – в привычках поведения. - «Благо везде и повсюду, – обоснованно считал он, – зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления цели всякого рода деятельности и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели». - является «крестным отцом» этики – теории морали, науки о должном (им дано и само название «этика»). В своих работах «Никомахова этика», «Эдемова этика» и «Большая этика» он раскрывал и детализировал многие аспекты нравственного поведения, в частности: о жизни, деятельности и поступках человека в обществе; о согласовании личного и общественного; о добродетелях и пороках; о справедливости; о способах воздействия на поведение людей.
Становление теории поведения человека в средние века
Французский ученый Декарт (1596-1650гг.) - Открывает рефлекторную природу поведения. Рефлекс (латинское слово «рефлекс» означает отраже­ние) –закономерный отве­т организма на внешнее воздействие, объяснил, как могут возни­кать ощущения, ассоциации, страсти.
III этап – научно-административный
американский инженер и предприниматель Фредерик Тейлор (1856-1915гг.) -Явился «крестным отцом» научной организации труда (НОТ). - Разработал модель «экономического человека». - Занимался вопросами повышения производительности труда. - Предложил ряд прогрессивных нововведений: 1-более современную организацию производства, нормирование труда, внесение в трудовую деятельность более высокопроизводительных методов работы; 2-стимулирование (дополнительная заработная плата за достижение более высокой выработки по сравнению с установленным заданием); 3-рациональное управление, осуществляемое не только на эмпирической, но и на научной основе. - Считал, что «Главной задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого на предприятии работника».
Фрэнк Гилбрет - Организовал систематическую подготовку инструкторов по научной организации труда. - Разработал метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, рациональные способы подачи материалов. - Создал также необходимые приспособления, инструменты, инструкции и т. д. - Исследовал вопросы рационализации труда рабочих.
Американский предприниматель и теоретик Гаррингтон Эмерсон (1853-1931гг.) - Обращает внимание на взаимозависимость поведения и организации (дисциплина – поступки, которые регулирует организация); - на справедливое отношение к персоналу; - на внутренние склонности и способности, на характер – «на то, что в конце концов представляет собой человек».
Анри Файоль (1841-1925гг.)– французский предприниматель, теоретик и практик управления персоналом - Разработал 14 принципов управления. 1. Власть неотделима от ответственности (права должны соответствовать обязанностям). 2. Дисциплина – «уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения». 3. Подчинение индивидуальных интересов общим (группы, предприятия). 4. Вознаграждение – способность максимально удовлетворять запросы сотрудников и работодателя. 5. Справедливость администрации (которая вызывает лояльность и преданность персонала). 6. Инициатива (он призывает администрацию «поступиться личным тщеславием» и давать возможность работникам проявить себя, так как это «доставляет большое удовольствие всякому мыслящему человеку». 7. Корпоративный дух (поощрение коллективизма во всех его формах). - Разработал функциональную теорию поведения человека в организации. Он утверждал, что пять функций (планирование, организация, руководство, координация и контроль) являются общепринятыми для всех видов бизнеса независимо от целей организации (предприятия, фирмы). - Выдвинул и обосновал положение об оптимальном соотношении организаторских (административных), технических и социальных способностей и знаний у лиц, работающих на крупном предприятии. Он выразил его в процентном соотношении. По его мнению, все три вида отмеченных способностей присущи всем категориям работающих на предприятии, но в очень различных количественных соотношениях. Так, основными функциями директора являются административная (40%) и социальная (45%), доля технических способностей невелика – 15%. А вот в работе низшего звена управления именно производственная функция является ведущей – 80%. - Сформулировал ряд общих принципов администрирования, к которым относятся: разделение труда, авторитет руководителя, дисциплина, единство распорядительства, подчинение частного интереса общему, принцип вознаграждения, централизации.
IV этап – поведенческий
Французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.) -Высказал позитивные мысли: – о зависимости членов сообщества друг от друга; – об интегрировании индивидов (в том числе работников и работодателей); – о «коллективном сознании» и «коллективных представлениях», обеспечивающих социальное единство организации; – о солидарности как высшем нравственном принципе, регулирующем отношения и взаимоотношения людей; – о социальных конфликтах, представляющих, по его мнению, патологическое явление.
Немецкий социолог, экономист, юрист, философ Макс Вебер (1864-1920гг.) - Разработал учение о сущности и структуре организации; - является основателем теорий «социального действия» и «понимающей социологии», «экономического поведения»; -обосновывает необходимость учитывать в производственной деятельности как организационные, так и социально-психологические аспекты. Социальные действия (поведение) объяснеют через понимание мотивов. Моделью рационального поведения для М. Вебера является экономическое поведение, по степени отклонения от которого отличаются другие типы поведения.
Американский ученый-социолог Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933гг.) - Обосновала идею «участия рабочих в управлении» и «их права по собственному разумению решать, какие выполнять приказы». - Предлагала создавать на предприятиях атмосферу подлинной общности всех рабочих и служащих в достижении целей организации. - Выступала за взаимодействие интересов работодателей и рядовых тружеников, чтобы все «работали друг с другом, не находясь один над другим», а само управление организацией видела в «обеспечении выполнения работ с помощью других лиц». - Считала, что у работников надо развивать чувство не только индивидуальной, но и, самое главное, совместной ответственности. – Разработала теорию д инамического администрирования в которой на первый план выдвинула социально-психологические аспекты поведения людей на производстве «эффект Хоторна» (эксперимент, показавший высокую эффективность труда при учете социально-психологических факторов).
Элтон Мэйо (1880-1949гг.) – один из основателей американской индустриальной социологии - Обосновал специфику поведения работника, его совместной деятельности с другими, считает, что уважительное отношение к рабочим со стороны начальников не менее важно, чем экономическое стимулирование, а хорошая заработная плата не всегда ведет к повышению производительности труда. - Высказал предложения: 1) о замене индивидуального вознаграждения групповым (коллективным) с тем, чтобы члены организации сами занимались распределением награды, исходя из личного вклада каждого; 2) о создании благоприятного социального и морально-психологического климата, взаимодоверительных отношений между членами группы; 3) о том, что руководители должны создавать «психологическое благополучие работающих по найму»; 4) о престиже трудовых усилий, вызывающих удовлетворенность своей производственной деятельностью. - Предложил научно-разработанные и апробированные рекомендации по управлению поведением работника как «социально-психологического существа», используя его устремления, мотивы, ценности в целях повышения производительности труда, получили название «доктрина человеческих отношений». Основными чертами это учения являются: а) по социально-психологическим признакам: – признание в качестве ведущих отношения «человек – человек», «человек – группа», «группа – группа»; – межличностная избирательность взаимосвязей, привязанности, интересов; – создание и деятельное проявление неформальных групп, лидерство; – главным регулятором внутриорганизационного поведения выступают нормы и ценности, принятые в группе, «шкала престижа»; б) по стилю руководства: – провозглашение социального равенства и паритетного управления и партнерства предпринимателей и рядовых работников организации (фирмы); – гуманизация трудовых процессов (создание условий на рабочих местах, оптимизация норм, режима труда); – справедливость оплаты труда и других материальных вознаграждений; – стимулирование, развитие инициативы и активности членов организации, культивирование приверженности и преданности фирме; – проявление «человеческого внимания к работникам» (вежливое, корректное обращение, посещение рабочих на дому, вручение праздничных подарков и т.п.).
  Бихевиоризм (конец XIX - середина ХХ столетия) ведущее направление в американской психологии, сближающее поведение человека и животных, действующих по схеме S–R (стимул – реакция).
Эдуард Торндайк (1874-1949гг.) - Изучал поведение животных и сформулировал «закон проб и ошибок».
Джон Уотсон (1878-1958гг.) –основатель теории бихевиоризма - Человеческое поведение – это осознанное отношение к внешним воздействиям, а не просто совокупность реакций на них. Тем не менее, врожденные рефлексы влияют на формирование социальных стереотипов поведения.
Англо-американский психолог Макдугалл (1871-1938гг.) - Является автором концепции инстинктов социального поведения является - в основе действий и поступков лежат инстинктивные (от лат. instinctus – побуждение), генетически закрепленные формы, имеющие приспособительное значение. Инстинкты связанны с наследственностью, т.е. психофизиологической предрасположенностью индивида, он обосновывает взаимосвязь инстинктов и эмоций. Внутренним выражением инстинктов служат неосознанные эмоции, влияющие на сознание и обусловливающие внешнее проявление реакций. Эмоции и инстинкты, имеющие отношение к проблемам организационного поведения, действуют парами: инстинкт противодействия связан с гневом и страхом, приобретения – с чувством собственности, стадный – с чувством принадлежности.
V этап – постиндустриальный
Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970гг.) -Предложил теорию иерархии потребностей, (Пирамида потребностей: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации).
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968гг.) -Теория социальной мобильности и социальной стратификации Первая раскрывает изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре. Вторая дает трактовку социального расслоения.
  Теории модернизации Модернизация (от фр. moderne – новейший) – изменение, обновление и совершенствование, отвечающее современным требованиям. Под этим собирательным названием объединена целая совокупность общественно-экономических и управленческих наук. Поведенческие аспекты этих теорий далеко не всегда четко обозначены. Кратко охарактеризуем некоторые из них. Теория ожидания -американские ученые Д. Надлера и Э. Лоулера - главным тезисом которого является ожидание эквивалентного вознаграждения в соответствии с затраченными трудовыми усилиями. Теория американского ученого Ф. Херцберга обосновывает необходимость учета удовлетворенности трудом. Ее стержень состоит в учете влияния мотиваторов и гигиенических условий труда. Теория другого американского ученого Д. Макклеланда обосновывает необходимость учета потребностей человека во власти, успехе, принадлежности и их влияние на деятельность и поведение. Теории «X», «Y» и «Z» Разработанные Д. Макгрегором теории «X» и «Y» являются взаимоисключающими. Теория «Z» разработана профессором школы управления калифорнийского университета Уильямом Оучи в 1981г. В основу положен анализ сильных сторон управления в Японии и особенно то, что персонал и руководители совместно борются за общие интересы предприятия. По аналогии с теориями «X» и «Y» выделяется набор постулатов, связанных с функционированием организации как системы открытого типа. Подход к управлению является основой роста производительности, поскольку теория рассматривает не только структуру организации, но и философские подходы, стиль управления. В этом смысле теория «Z» - более зрелый и развитый вариант теории «Y».  
модель Д. Стокмана -В задачи руководителя входит: 1. Планировать – установить порядок действий: • установить, куда ведет выбранный курс (прогнозировать); • определить желаемые конечные результаты (установить це­ли); • решить, как и когда достичь цели (развить стратегии); • установить приоритеты, последовательность и временные интервалы шагов (составить программу); • выделить ресурсы (бюджетировать); • стандартизировать методы (установить процедуры); • принять постоянно действующие решения по важным, часто встречающимся вопросам (сформировать линию поведения). 2. Организовывать – установить последовательность работы для эффективного выполнения цели: • создать устав (установить организационную структуру); • определить линии связи для облегчения координации (опи­сать взаимоотношения); • определить взаимоотношения, ответственность и полномочия (создать описание должностей); • определить квалификации специалистов на каждую должность (установить квалификации должностей). 3. Работать с кадрами: • набрать компетентных людей на должности в организации (подобрать); • ознакомить новых людей с ситуацией (сориентировать); • выработать навыки инструктированием и практикой (обу­чить); • помочь улучшению знаний, подходов и навыков (развить). 4. Направлять – корректировать действия по достижению желаемого результата: • установить ответственность и точную отчетность по результатам (делегировать); • убеждать и вдохновлять людей на принятие желательных действий (мотивировать); • прилагать усилия в наиболее эффективных комбинациях (координировать); • стимулировать творчество и инновации для достижения целей (управлять изменениями). 5. Контролировать – обеспечить продвижение к целям согласно плану: • определить, какие данные абсолютно необходимы, как и ког­да (установить систему сообщений); • установить, какие условия должны будут иметь место для надлежащего исполнения ключевых обязанностей (образовать стандарты исполнения); • определить степень отклонения от целей и стандартов (измерить результаты); • откорректировать планы, дать консультации по соблюдению стандартов, запланировать заново и проверить цикл (предпринять корректирующие действия); • вознаградить или наказать (оценить).
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...