- Призывал к самопознанию, своей нравственной сущности.
«Свобода состоит в том, чтобы поступать наилучшим образом».
Платон
(427-347 гг. до н.э.)
- «Сила человека не в эгоистической обособленности, а в причастности к коллективу, сила коллектива – в его организованности».
- Сформулировал положения об иерархии (подчиненности) в управлении людьми, руководстве их поведением.
- Индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: «Сила человека не в эгоистической обособленности, а в причастности к коллективу, сила коллектива – в его организованности».
- Человек принадлежит не себе, а государству, высшим принципом которого является справедливость.
Аристотель
(384-322 гг. до н.э.)
- «Благом называется то, что является лучшим для каждого общества, т.е. что по самой своей природе достойно избрания». «Платон мне друг, но истина дороже».
- Полагал, что человеческое бытие заключается в деятельности и поступках людей. Склад души выражается в страстях и поступках, а устойчивая черта характера человека – в привычках поведения.
- «Благо везде и повсюду, – обоснованно считал он, – зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления цели всякого рода деятельности и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели».
- является «крестным отцом» этики – теории морали, науки о должном (им дано и само название «этика»). В своих работах «Никомахова этика», «Эдемова этика» и «Большая этика» он раскрывал и детализировал многие аспекты нравственного поведения, в частности: о жизни, деятельности и поступках человека в обществе; о согласовании личного и общественного; о добродетелях и пороках; о справедливости; о способах воздействия на поведение людей.
Становление теории поведения человека в средние века
Французский ученый Декарт
(1596-1650гг.)
- Открывает рефлекторную природу поведения. Рефлекс (латинское слово «рефлекс» означает отражение) –закономерный ответ организма на внешнее воздействие, объяснил, как могут возникать ощущения, ассоциации, страсти.
III этап – научно-административный
американский инженер и предприниматель Фредерик Тейлор (1856-1915гг.)
-Явился «крестным отцом» научной организации труда (НОТ).
- Разработал модель «экономического человека».
- Занимался вопросами повышения производительности труда.
- Предложил ряд прогрессивных нововведений:
1-более современную организацию производства, нормирование труда, внесение в трудовую деятельность более высокопроизводительных методов работы;
2-стимулирование (дополнительная заработная плата за достижение более высокой выработки по сравнению с установленным заданием);
3-рациональное управление, осуществляемое не только на эмпирической, но и на научной основе.
- Считал, что «Главной задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого на предприятии работника».
Фрэнк Гилбрет
- Организовал систематическую подготовку инструкторов по научной организации труда.
- Разработал метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, рациональные способы подачи материалов.
- Создал также необходимые приспособления, инструменты, инструкции и т. д.
- Исследовал вопросы рационализации труда рабочих.
Американский предприниматель и теоретик Гаррингтон Эмерсон
(1853-1931гг.)
- Обращает внимание на взаимозависимость поведения и организации (дисциплина – поступки, которые регулирует организация);
- на справедливое отношение к персоналу;
- на внутренние склонности и способности, на характер – «на то, что в конце концов представляет собой человек».
Анри Файоль (1841-1925гг.)– французский предприниматель, теоретик и практик управления персоналом
- Разработал 14 принципов управления.
1. Власть неотделима от ответственности (права должны соответствовать обязанностям).
2. Дисциплина – «уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения».
3. Подчинение индивидуальных интересов общим (группы, предприятия).
4. Вознаграждение – способность максимально удовлетворять запросы сотрудников и работодателя.
5. Справедливость администрации (которая вызывает лояльность и преданность персонала).
6. Инициатива (он призывает администрацию «поступиться личным тщеславием» и давать возможность работникам проявить себя, так как это «доставляет большое удовольствие всякому мыслящему человеку».
7. Корпоративный дух (поощрение коллективизма во всех его формах).
- Разработал функциональную теорию поведения человека в организации. Он утверждал, что пять функций (планирование, организация, руководство, координация и контроль) являются общепринятыми для всех видов бизнеса независимо от целей организации (предприятия, фирмы).
- Выдвинул и обосновал положение об оптимальном соотношении организаторских (административных), технических и социальных способностей и знаний у лиц, работающих на крупном предприятии. Он выразил его в процентном соотношении. По его мнению, все три вида отмеченных способностей присущи всем категориям работающих на предприятии, но в очень различных количественных соотношениях. Так, основными функциями директора являются административная (40%) и социальная (45%), доля технических способностей невелика – 15%. А вот в работе низшего звена управления именно производственная функция является ведущей – 80%.
- Сформулировал ряд общих принципов администрирования, к которым относятся: разделение труда, авторитет руководителя, дисциплина, единство распорядительства, подчинение частного интереса общему, принцип вознаграждения, централизации.
IV этап – поведенческий
Французский ученый Эмиль Дюркгейм
(1858-1917гг.)
-Высказал позитивные мысли:
– о зависимости членов сообщества друг от друга;
– об интегрировании индивидов (в том числе работников и работодателей);
– о «коллективном сознании» и «коллективных представлениях», обеспечивающих социальное единство организации;
– о солидарности как высшем нравственном принципе, регулирующем отношения и взаимоотношения людей;
– о социальных конфликтах, представляющих, по его мнению, патологическое явление.
Немецкий социолог, экономист, юрист, философ Макс Вебер (1864-1920гг.)
- Разработал учение о сущности и структуре организации;
- является основателем теорий «социального действия» и «понимающей социологии», «экономического поведения»;
-обосновывает необходимость учитывать в производственной деятельности как организационные, так и социально-психологические аспекты. Социальные действия (поведение) объяснеют через понимание мотивов. Моделью рационального поведения для М. Вебера является экономическое поведение, по степени отклонения от которого отличаются другие типы поведения.
Американский ученый-социолог Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933гг.)
- Обосновала идею «участия рабочих в управлении» и «их права по собственному разумению решать, какие выполнять приказы».
- Предлагала создавать на предприятиях атмосферу подлинной общности всех рабочих и служащих в достижении целей организации.
- Выступала за взаимодействие интересов работодателей и рядовых тружеников, чтобы все «работали друг с другом, не находясь один над другим», а само управление организацией видела в «обеспечении выполнения работ с помощью других лиц».
- Считала, что у работников надо развивать чувство не только индивидуальной, но и, самое главное, совместной ответственности.
– Разработала теорию д инамического администрирования в которой на первый план выдвинула социально-психологические аспекты поведения людей на производстве «эффект Хоторна» (эксперимент, показавший высокую эффективность труда при учете социально-психологических факторов).
Элтон Мэйо (1880-1949гг.) – один из основателей американской индустриальной социологии
- Обосновал специфику поведения работника, его совместной деятельности с другими, считает, что уважительное отношение к рабочим со стороны начальников не менее важно, чем экономическое стимулирование, а хорошая заработная плата не всегда ведет к повышению производительности труда.
- Высказал предложения:
1) о замене индивидуального вознаграждения групповым (коллективным) с тем, чтобы члены организации сами занимались распределением награды, исходя из личного вклада каждого;
2) о создании благоприятного социального и морально-психологического климата, взаимодоверительных отношений между членами группы;
3) о том, что руководители должны создавать «психологическое благополучие работающих по найму»; 4) о престиже трудовых усилий, вызывающих удовлетворенность своей производственной деятельностью.
- Предложил научно-разработанные и апробированные рекомендации по управлению поведением работника как «социально-психологического существа», используя его устремления, мотивы, ценности в целях повышения производительности труда, получили название «доктрина человеческих отношений». Основными чертами это учения являются:
а) по социально-психологическим признакам:
– признание в качестве ведущих отношения «человек – человек», «человек – группа», «группа – группа»;
– межличностная избирательность взаимосвязей, привязанности, интересов;
– создание и деятельное проявление неформальных групп, лидерство;
– главным регулятором внутриорганизационного поведения выступают нормы и ценности, принятые в группе, «шкала престижа»;
б) по стилю руководства:
– провозглашение социального равенства и паритетного управления и партнерства предпринимателей и рядовых работников организации (фирмы);
– гуманизация трудовых процессов (создание условий на рабочих местах, оптимизация норм, режима труда);
– справедливость оплаты труда и других материальных вознаграждений;
– стимулирование, развитие инициативы и активности членов организации, культивирование приверженности и преданности фирме;
– проявление «человеческого внимания к работникам» (вежливое, корректное обращение, посещение рабочих на дому, вручение праздничных подарков и т.п.).
Бихевиоризм (конец XIX - середина ХХ столетия) ведущее направление в американской психологии, сближающее поведение человека и животных, действующих по схеме S–R (стимул – реакция).
Эдуард Торндайк
(1874-1949гг.)
- Изучал поведение животных и сформулировал «закон проб и ошибок».
Джон Уотсон
(1878-1958гг.) –основатель теории бихевиоризма
- Человеческое поведение – это осознанное отношение к внешним воздействиям, а не просто совокупность реакций на них. Тем не менее, врожденные рефлексы влияют на формирование социальных стереотипов поведения.
- Является автором концепции инстинктов социального поведения является - в основе действий и поступков лежат инстинктивные (от лат. instinctus – побуждение), генетически закрепленные формы, имеющие приспособительное значение. Инстинкты связанны с наследственностью, т.е. психофизиологической предрасположенностью индивида, он обосновывает взаимосвязь инстинктов и эмоций. Внутренним выражением инстинктов служат неосознанные эмоции, влияющие на сознание и обусловливающие внешнее проявление реакций.
Эмоции и инстинкты, имеющие отношение к проблемам организационного поведения, действуют парами: инстинкт противодействия связан с гневом и страхом, приобретения – с чувством собственности, стадный – с чувством принадлежности.
V этап – постиндустриальный
Американский психолог Абрахам Маслоу
(1908-1970гг.)
-Предложил теорию иерархии потребностей, (Пирамида потребностей: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации).
Питирим Александрович Сорокин
(1889-1968гг.)
-Теория социальной мобильности и социальной стратификации
Первая раскрывает изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре. Вторая дает трактовку социального расслоения.
Теории модернизации
Модернизация (от фр. moderne – новейший) – изменение, обновление и совершенствование, отвечающее современным требованиям. Под этим собирательным названием объединена целая совокупность общественно-экономических и управленческих наук. Поведенческие аспекты этих теорий далеко не всегда четко обозначены. Кратко охарактеризуем некоторые из них.
Теория ожидания -американские ученые Д. Надлера и Э. Лоулера - главным тезисом которого является ожидание эквивалентного вознаграждения в соответствии с затраченными трудовыми усилиями.
Теория американского ученого Ф. Херцберга обосновывает необходимость учета удовлетворенности трудом. Ее стержень состоит в учете влияния мотиваторов и гигиенических условий труда.
Теория другого американского ученого Д. Макклеланда обосновывает необходимость учета потребностей человека во власти, успехе, принадлежности и их влияние на деятельность и поведение.
Теории «X», «Y» и «Z»
Разработанные Д. Макгрегором теории «X» и «Y» являются взаимоисключающими.
Теория «Z» разработана профессором школы управления калифорнийского университета Уильямом Оучи в 1981г. В основу положен анализ сильных сторон управления в Японии и особенно то, что персонал и руководители совместно борются за общие интересы предприятия. По аналогии с теориями «X» и «Y» выделяется набор постулатов, связанных с функционированием организации как системы открытого типа. Подход к управлению является основой роста производительности, поскольку теория рассматривает не только структуру организации, но и философские подходы, стиль управления. В этом смысле теория «Z» - более зрелый и развитый вариант теории «Y».
модель
Д. Стокмана
-В задачи руководителя входит:
1. Планировать – установить порядок действий:
• установить, куда ведет выбранный курс (прогнозировать);
• определить желаемые конечные результаты (установить цели);
• решить, как и когда достичь цели (развить стратегии);
• установить приоритеты, последовательность и временные интервалы шагов (составить программу);
• выделить ресурсы (бюджетировать);
• стандартизировать методы (установить процедуры);
• принять постоянно действующие решения по важным, часто встречающимся вопросам (сформировать линию поведения).
2. Организовывать – установить последовательность работы для эффективного выполнения цели:
• создать устав (установить организационную структуру);
• определить линии связи для облегчения координации (описать взаимоотношения);
• определить взаимоотношения, ответственность и полномочия (создать описание должностей);
• определить квалификации специалистов на каждую должность (установить квалификации должностей).
3. Работать с кадрами:
• набрать компетентных людей на должности в организации (подобрать);
• ознакомить новых людей с ситуацией (сориентировать);
• выработать навыки инструктированием и практикой (обучить);
• помочь улучшению знаний, подходов и навыков (развить).
4. Направлять – корректировать действия по достижению желаемого результата:
• установить ответственность и точную отчетность по результатам (делегировать);
• убеждать и вдохновлять людей на принятие желательных действий (мотивировать);
• прилагать усилия в наиболее эффективных комбинациях (координировать);
• стимулировать творчество и инновации для достижения целей (управлять изменениями).
5. Контролировать – обеспечить продвижение к целям согласно плану:
• определить, какие данные абсолютно необходимы, как и когда (установить систему сообщений);
• установить, какие условия должны будут иметь место для надлежащего исполнения ключевых обязанностей (образовать стандарты исполнения);
• определить степень отклонения от целей и стандартов (измерить результаты);
• откорректировать планы, дать консультации по соблюдению стандартов, запланировать заново и проверить цикл (предпринять корректирующие действия);
• вознаградить или наказать (оценить).