Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Посмотрите на названия раскрытых парусов

Группа.

Ракитина Маргарита Сергеевна.

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее.

 

Описание материала. Данный конспект урока развития речи по русскому языку, предназначенный для проведения в 6-7 класса. Уроки подобного типа помогут развить творческое мышление учеников, учат писать творческие работы.

Цели:

1. Познакомить обучающихся с жанром творческого эссе и его структурными элементами;

2. Развивать навык написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья; Развивать образное мышление и творческое воображение, умение понимать символический язык искусства.

3. Воспитание культуры общения в совместной творческой работе.

 

Демонстрационный материал: репродукция картины Ван Гога «Море в Сен- Мари», репродукции картин И.К.Айвазовского «Черное море», «Буря на Черном море», «Девятый вал».

 

Раздаточный материал: карточка с заданиями (см.приложение)

 

ЭПИГРАФ К УРОКУ: Тренируйте воображение и лелейте мечты.

А.Грин.

 

1.Слово учителя.

Сегодня урок необычный – мы отправимся в неизведанное. Путешествовать можно разным транспортом и даже пешком, но мы отправимся в морское путешествие в будущее.

«Тренируя воображение и лелея мечты», - как сказал Грин, мы на мгновение станем творцами своей судьбы. Представьте, что перед каждым из вас открылась большая картина жизни. И ваше будущее зависит от того, какие поступки вы совершаете сегодня, какие решения принимаете.

Путешествуя, мы встретимся с разными людьми: художниками, писателями, поэтами, литературными героями; вы расширите свой кругозор, обогатите знания, познакомитесь с новым для вас жанром – эссе.

Результатом нашей плодотворной работы станет написание эссе о будущем, которое начинается сегодня.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАПИСИ С ДОСКИ.

 

Я вижу, что каждый из вас уже готов в путь. С домашним заданием справились все, и фрегаты, яхты, корабли с красивыми парусами ждут попутного ветра.

Воздух морской настолько вкусен, свеж, что его хочется не только вдыхать, но пить, глотать, жевать. Каждый, кто хоть раз видел море, одинаково потрясен его мощью и красотой. Писатель А.Грин, обращаясь к своим читателям, говорил: «Слушайте музыку моря, тренируйте воображение, лелейте мечты и … путешествуйте».

 

Давайте пофантазируем и представим, что наша жизнь – путешествие в огромном необозримом море. Научиться хорошо плавать в этом жизненном море, уверенно держаться на поверхности, выйти победителем в борьбе со стихией поможет необходимая подготовка уже сейчас.

 

ОТКРЫВАЮ ПРАВУЮ ЧАСТЬ ДОСКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КОРАБЛЯ

К далекому путешествию готов и мой корабль.

Давайте поднимать паруса и отправляться в плавание (по ходу урока название парусов оформляется на доске в столбик)

 

ПАРУС - АССОЦИАЦИИ.

- Какие ассоциации у вас рождают слово «море»?

(морской пейзаж – шторм, буря, лазурное….

сильные мужественные люди – капитаны, моряки, рыболовы…

морские суда – корабли, фрегаты, шхуны, лодки, пароходы…)

 

ПАРУС – ФАНТАЗИЯ.

Поговорим о самой сокровенной мечте, которую вы сможете реализовать в будущем. На голубых листочках – «волнах» каждый напишет свое имя и кем мечтает стать в будущем.

- Устно объясните, под парусами какого цвета вы отправитесь навстречу своей мечте.

Что олицетворяет цвет? (учащиеся объясняют, «волны» - листочки крепятся на доску под изображение корабля).

Вот так незаметно с 2 раскрытыми парусами мы оказались в открытом море. Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал «остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть, выплеснуть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг. И тогда мы обращаемся к искусству.

 

Этап урока - РАБОТА ПО КАРТИНЕ.

Художника, пишущего на морскую тему, называют маринистом. Рассмотрите картину голландского художника – мариниста Ван Гога «Море в Сен- Мари». Мысленно поместите свой корабль рядом с теми, которые изображены на картине.

- Что вы ощущаете, какие чувства испытываете?

(спокойствие, безмятежность, ощущение гармонии)

Ваши чувства ощущения помогли раскрыться 3 парусу на корабле.

 

3 ПАРУС – ЧУВСТВА, ОЩУЩЕНИЯ.

---Находясь в таком блаженном, приподнятом состоянии, испытывая чувство эйфории, создайте художественный образ моря, используя изобразительно – выразительные средства языка.

(Необъятный морской простор, великолепное голубое море, залитое солнечным светом, море словно впитало в себя ослепительную синеву неба.)

Изобразительно выразительные средства языка помогли создать художественный образ моря и раскрыли

 

ПАРУС – ОБРАЗНОСТЬ.

Но не всегда наша жизнь спокойная и безмятежная, согрета солнцем и пронизана светом. Как часто, преодолевая препятствия, мы идем сквозь горести и скорби, потери и поражения. И в этих столкновениях – схватках, нужно уметь выстоять, выдержать, не сдаться и не сломиться.

 

- Проведите параллель:

Какое будет состояние моря, если жизнь человека настигает одна беда за другой?

 

Обратимся к репродукциям картин И.К.Айвазовского. Всю жизнь художник стремился к созданию живописного образа моря. То тихое, в лучах заходящего солнца, то бурное и необузданн6ое в своем порыве, оно стало главным героем его картин. Один из любимых мотивов художника- мариниста – кораблекрушение. Это давало возможность вдохновенно показать нрав моря и смелость человека в борьбе с морской стихией.

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ КАРТИН АЙВАЗОВСКОГО:

«Черное море», «Буря на Черном море», «Девятый вал»…

 

Анализ картины «Девятый вал» - заранее подготовленный ученик.

 

Анализ картины «Буря»

(см. цветную вклейку учебника Русский язык, 7 кл. автор М.Разумовская).

 

- Объясните, как вы понимаете название картины?

- Каков сюжет картины?

- Какие чувства вы переживаете вместе с людьми, попавшими в стихийное бедствие?

 

4 ПАРУС – ПЕРЕЖИВАНИЯ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ от увиденного.

3 этап урока ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. (выполняется по рядам, можно в группах)

В раздаточном материале дано художественное описание картины Айвазовского «Буря», состоящее из 3 микротем: образ моря, корабля и людей. Но в текстах пропущены слова, фразы, тропы, характеризующие объект. Вставьте подходящие по смыслу слова.

РЕПРОДУКЦИЯ КАРТИНЫ И.К.АЙВАЗОВСКОГО «БУРЯ».

 

Послушайте один из вариантов текста.

 

1.Море кипит, стихия неумолима. Злое, бурное, оно бешено мчит грозные воды. Ревут высокие валы, дерутся с неистовой яростью. Желая показать свою сокрушительную силу, море поднимает громады мощных волн все выше. Вот сейчас оно безжалостно обрушит лавину воды на корабль и накроет его.

2.Раскачивается корабль, хрустит, точно орех под каблуком сапога. Громадные, высокие волны, с диким воем нападают на маленькое судно и кидают его, словно щепку. Корабль то окажется то на гребне свирепого вала, то ударяется в стеклянную стену из воды, то перекатывается по водяным горам, то оказывается проглоченным безжалостной пастью.

3.Пловцы находятся в огненном водовороте, а мелькающие гребни грозных валов кажутся им сверху огромной белой сеткой. Им было страшно видеть море таким разъяренным, но сильные люди с отвагой встречают своих бешено набегающих врагов. Смело сражаясь с бушующей стихией, они выйдут победителями в неравной схватке.

 

- Какую идею утверждает картина Айвазовского?

(Гимн человеку. В этой стихии нет места слабым и трусливым.

Это мир сильных, мужественных, отважных…)

Своенравная стихия проверяет волю человека, его любовь к жизни. Но они знают, что трудные времена проходят, а сильные люди остаются.

 

- Если море сравнить с жизненной дорогой человека, то какое состояние вы бы предпочли для своего будущего: спокойное, безмятежное или бушующее, бунтующее, рвущееся?

Один из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» предпочел жить честно, а для этого «рвался, путался, бился, ошибался, начинал и бросал…»

 

- Какое впечатление на вас производят такие люди?

(Люди – борцы, сильные не сдающиеся, закаленные в борьбе, ищущие новых путей, не успокаивающиеся на достигнутом…а с виду самые обыкновенные).

Этап урока.

У каждого из нас свой жизненный путь, свои мечты.

Послушаем рассказ И.Пенькина «Корабль – туча» о мальчике, у которого тоже с детства была мечта.

 

Эй, пострел, готов ли ты к далекому плаванью? Не позабыл оставить частицу своей души в родной стороне? Смотри же, а то придется тебе пересаживаться на корабль-тучу! О-о! Да ты, оказывается, еще ничего не знаешь о корабле-туче?

Тогда садись и слушай, пока еще не вышел в открытое море. Об этом нужно знать, прежде чем выучишь первое морское слово.

Так вот, когда-то, очень давно, в одном портовом городишке жила бедная женщина с таким же малолетним сыном, как ты. Ничего не успел оставить ей для памяти перед смертью муж, кроме единственной дощечки – осколка от корабля, на котором было выцарапано: “Милая Маша, вот и опять у русских берегов установился покой. Последний пират уходит за горизонт. Если мой корабль придет без меня, ты не пугайся. Я очень тяжело ранен. Расти сына. И как вырастет, не забудь мой мундир надеть на него. Навсегда твой муж, но теперь уже бывший капитан “Доброй надежды”. Прощайте”. Сын часто читал эти слова и никак не мог дождаться дня, когда мать наденет на него отцовский мундир. Мать прекрасно знала, о чем мечтает ее сын, но однажды все-таки подозвала его к себе и спросила: “Кем ты хочешь быть?”

Мальчику стало даже смешно. “Конечно, капитаном”, - ответил он.

Мальчик хорошо помнил своего отца, и ему очень нравилось, как красиво одевался тот. Как-то раз, в отсутствии матери, надев на себя отцовский мундир, мальчик чуть не захлебнулся от счастья, хотя мундир на нем еще висел мешком.

- Капитаном, - снова проговорил сын.

- Хорошо, - сказала мать и на второй день положила перед ним стопку новеньких книг, а перед собой вывалила из брезентового мешка целую груду грязного офицерского белья. И с этих пор мальчик с книгами занял место у стола. А мать – у корыта.

Пока мальчик учился, он был с матерью очень ласков. Но когда окончил ученье, надел на свои плечи отцовский мундир, стал стесняться выходить с ней на люди.

Пока он рос и хорошел, она ведь старела, а непосильная работа стала клонить ее к земле. Он не говорил об этом матери открыто, а она не могла не видеть перемены в сыне. Но матери многое прощают своим детям.

Когда опять началась война, мать последний кусок принесла сыну на корабль, провожая его в море. Ведь как ни хороши харчи на кораблях, материнский кусок всегда бывает слаще. Вышел сын в открытое море и пропал. Будто в море канул.

Ждет его мать год. Ждет десять. Матросские матери не перестают ждать своих детей. Даже погибших…

Как только справится мать со своей работой, сейчас же приходит на берег моря и смотрит вдаль до тех пор, пока солнце в ее глазах становится черным.

6 ПАРУС – РАЗДУМЬЕ, которыми вы поделитесь от услышанного.

 

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Какая миссия возложена на корабль отца с названием «Добрая Надежда»?

- Почему корабль с красивым названием «Золотой» несет только зло?

 

- Отправляясь в далекое плавание, какие черты характера, поступки, качества личности возьмете с собой, а какие оставите за бортом?

 

Уважение к другим людям

Благодарность

Забота

Терпение

Самообразование…

 

Эгоизм

Слабоволие

Бесхарактерность

Трусость

Равнодушие

 

Наш корабль летит на всех парусах к своей мечте, в свое будущее. Трудно ему сегодня пришлось: наслаждался он жизнью под лучами ласкового теплого солнца и боролся с яростной разбушевавшейся стихией. А вы, управляя своими кораблями, даже не заметили, как обогатили себя новыми знаниями.

 

 

Посмотрите на названия раскрытых парусов

(записаны на доске по ходу урока):

- ассоциации

- фантазия

- ощущения

- чувства

- образность

- переживания

- впечатления

- раздумья –

это все элементы творческого жанра – ЭССЕ,

в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Есть еще одна особенность эссе – свободная композиция (т.е. структурное соотношение частей не является жестким).

 

Полученные сегодня знания помогут вам написать эссе на тему «Будущее начинается сегодня». В работе вы расскажете, каким представляется вам будущее и что вы делаете для того сегодня, чтобы оно стало счастливым и успешным.

 

ИТОГИ УРОКА.

- Что узнали?

-Чему продолжали учиться?

- Как обогатил вас урок духовно?

 

Заключительное слово.

 

Разрешите поблагодарить всех за участие в разговоре. Каждый доверительно поделился своей мечтой. Представляя себя капитаном, ведущим корабль по огромному безбрежному морю жизни, предъявил требования к себе, выбирая самые главные слова для девиза – конечной цели, называясь капитаном “Доброй надежды”. Задумываясь над ценностями жизни, сделали потрясающие выводы. Главное в жизни – это знать, что ты, твой труд кому-то жизненно необходим, что мать будет ждать даже погибших детей, “пока солнце в ее глазах не становится черным”. Никогда нельзя забывать маму и родную землю, чтобы не уподобляться судьбе блуждающих туч. Мечтайте, творите, дерзайте, помните! Пусть вам сопутствует удача!

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – ЭССЕ на тему «Будущее начинается сегодня».

 

ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

 

 

Раздаточный материал.

ЗАДАНИЕ:

ВСТАВЬТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ,

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

 

1. МОРЕ

 

МОРЕ (используйте метафору__________), СТИХИЯ НЕУМОЛИМА.

(Эпитеты______, _______), ОНО БЕШЕНО МЧИТ (какие?____________)ВОДЫ.

РЕВУТ ________________ВАЛЫ, ДЕРУТСЯ (как?______________).

ЖЕЛАЯ ПОКАЗАТЬ СВОЮ (какую?_____________)СИЛУ, МОРЕ ПОДНИМАЕТ ГРОМАДЫ (эпитет_____________)ВОЛН ВСЕ ВЫШЕ.

ВОТ СЕЙЧАС ОНО (как?_____________)ОБРУШИТ ЛАВИНУ ВОДЫ НА КОРАБЛЬ И НАКРОЕТ ЕГО.

 

 

2. КОРАБЛЬ.

 

РАСКАЧИВАЕТСЯ КОРАБЛЬ, ХРУСТИТ, ТОЧНО (используйте сравнение______).

(Эпитеты______, _______) ВОЛНЫ (как?_______)НАПАДАЮТ НА МАЛЕНЬКОЕ СУДНО И КИДАЮТ ЕГО, СЛОВНО (используйте сравнение____________________).

КОРАБЛЬ ТО ОКАЖЕТСЯ НА ГРЕБНЕ (какого?___________)ВАЛА, ТО УДАРЯЕТСЯ В (какую?___________)СТЕНУ ИЗ ВОДЫ, ТО ПЕРЕКАТЫВАЕТСЯ (где?_____________), ТО ОКАЗЫВАЕТСЯ ПРОГЛОЧЕННЫМ (используйте метафору______________________).

 

 

3. ПЛОВЦЫ.

 

ПЛОВЦЫ НАХОДЯТСЯ В (используйте метафору______________)ВОДОВОРОТЕ, А МЕЛЬКАЮЩИЕ ГРЕБНИ (эпитет___________________)ВАЛОВ КАЖУТСЯ ИМ СВЕРХУ (используйте сравнение________________________).

ИМ БЫЛО СТРАШНО ВИДЕТЬ МОРЕ ТАКИМ (эпитет_____________________), НО СИЛЬНЫЕ ЛЮДИ (как?________________) ВСТРЕЧАЮТ СВОИХ БЕШЕНО НАБЕГАЮЩИХ ВРАГОВ.

(Как?__________) СРАЖАЯСЬ С (эпитет_________) СТИХИЕЙ, ОНИ ВЫЙДУТ ПОБЕДИТЕЛЯМИ В (какой?_____________) СХВАТКЕ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...