Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Функциональность системы.

1. Системы обработки данных (СОД)

2. Информационно поисковые системы (ИПС).

3. Автоматизированные система управления (АСУ).

4. Интеллектуальная ИС (ИИС).

Экспертные, обучающиеся системы , САПР.

Для СОД характерно наличие математических соотношений, которые позволяют вычислять значения элементов выходной информации по известным значениям входной информации без применения каких либо методов оптимизации процессов управления. СОД производит обслуживание специалистов органа управления, которые принимают управленческие решения.

 

Решение, которое принимается органом управления передаются напрямую в управляемый объект, минуя СОД.

Используются следующие потоки информации:

  1. Для СОД – входная информация от УО
  2. Информация от внешней среды.
  3. НСИ
  4. Выходная информация, которая выработана СОД, на основании всей поступившей информации, передаётся в органы управления.

Частично не обработанная информация идет в ОУ.

Внутри СОД существует промежуточная информация, необходимая для следующих расчетов.

 

Если СОД способна выбрать управленческие решения, то она остается АСУ.

Принятие решений может осуществляться как с помощью математических методов, так и с помощью моделирования действий специалистов по принятию решений.

Информационно поисковая система.

1) ввод новых документов

2) отыскания во множестве документов тех, которые содержатся в информационно запросе

3) выдача информации, соответствует запросу пользователя

 

Открытые и закрытые системы

Открытая система способна обмениваться с внешней средой энергией и информацией. Закрытая (замкнутая) система изолирована от внешней среды

 

Организация

1) Хорошо организованная система – где определены все элементы, взаимосвязи, правила объединения элементов в более крупные компоненты.

Чтобы представить такую систему необходимо определить все связи между элементами и целями, с точки зрения которых, рассматривается данный объект. Это можно сделать в виде математического выражения связывающего цель и средства системы.

При описании хорошо организованной системы учитываются только существенные связи для выполнения заданной цели.

2) Плохо организованная система (диффузная) – для таких систем не ставится задача определить все возможные компоненты. Система будет характеризоваться набором некоторых параметров, которые находятся с помощью правил, которые характеризуют исследуемый объект на основании такого выбора получают некие общие характеристики, которые распространяются на всю систему в целом с соответствующими оговорками. К таким системам относятся системы массового обслуживания.

3) Само организованная система – для неё характерна стохастичность поведения, не стационарность отдельных параметров., способность адаптироваться к изменяемым условиям среды, способность изменять свою структуру, но при этом сохранять свойство целостности, способность формировать варианты поведения и выбирать из них наилучший в соответствии с заданными критериями.

Сложности систем.

1) Большие – от 104 - 107

2) Маленькие – от 10 - 103 элементов

3) Сложные

4) Простые

ультра сложные: 108 - 1030

суперсистемы: 108 - 1030

 

Сложные системы – это те, которые нельзя корректно описать математическими методами.

Для случая моделирования систем с помощью ЭВМ, используются 2 основных ресурса:

1. Объем памяти

2. Использованное машинное время

Эти ресурсы ограничивают решение больших задач в реальном масштабе времени.

Будем считать системы, моделирование которых затруднено в следствии большой размерности – большими. Эти системы можно перевести в малые использую ложные вычислительные средства (разбиение на маленькие задачи).

  1. Использование более мощных вычислительных систем
  2. разбиение исходной задачи на задачи малой размерности

Информация – третий ресурс системы и главным признаком простоты системы является достаточность информации для управления.

В таком случае сложными будем называть системы, в моделях которых не хватает информации для эффективного управления. В данном случае свойства сложности будут отражать отношения между самой системой и её моделью.

 

Существуют 2 способа перевести сложную систему в простую:

1.Выяснение конкретной причины случайности, получение недостающей информации и внесения её в модель.

2.Смена цели – этот способ в технических системах малоэффективен, но в социальных системах это единственный выход.

Типы систем:

1.МП – малые простые системы (для пользователя: исправный утюг, холодильник; для профи: неисправный утюг)

2.МС – малая сложная (неисправный бытовой прибор)

3.БП – большие простые – кодовый замок для вора.

4.БС – организм.

Для больших систем существует ряд характерных особенностей:

1.Большое число элементов в системе

2.Взаимосвязь и взаимодействие между элементами

3.Иерархичность систем управления

4.Наличие человека в контуре управления, на которого возлагаются большие функции:

Сложность систем имеет двоякую природу:

1.Сложность структуры (статическая сложность)

2.Сложность поведения системы (динамическая сложность)

Это свойства независимы.

 

1) Даже в элементарных системах могут возникнуть неожиданные явления, если сложность взаимосвязей и взаимодействия не изучена должным образом. Это может быть вызвано существующей в системе структурой.

Пример: Существует система из n элементов. Для ее изучения, при условии, что все элементы не связаны друг с другом, необходимо провести n исследований, а если все элементы связаны и связь AàB ≠ BàA, то надо рассмотреть n(n-1) вариантов.

Если в данной системе связи могут быть или отсутствовать в данный момент, то общее число состояний системы будет , поэтому при описании системы стараются сократить число изучаемых состояний системы или разбить ее на подсистемы.

С другой стороны, порядок системы может быть большим, а схема взаимосвязи достаточно простой. Тогда поведение системы легко предсказуемо и сложность системы может быть охарактеризована взаимодействием всех схем взаимодействия подсистем.

2) Для динамических систем характерна высокая степень трудности наглядного объяснения и предсказания её движения. Структура системы оказывает большое влияние на её динамическую сложность. Если структура простая, а поведение системы сложное, то значит на систему происходит воздействие некоторых случайных факторов. При изучении динамической системы встает вопрос о различных шкалах времени для различных частей процессов. Скорости изменения компонентов одного и того же процесса могут быть различны, следовательно встает вопрос связывания шкал времени.

Существует еще одна сторона сложности систем.

Сложность управления –способность системы реализовывать различные типы поведения. Это есть способность системы преобразовывать многообразие входных сигналов в многообразие выходных , это называется принцип необходимого многообразия:Многообразие выходных сигналов системы может быть достигнуто только с помощью достаточного многообразия входных воздействий.

Смысл в том, что если необходимо, чтобы система управления реализовывала заданный вид поведения в независимости от внешних помех, то подавить многообразие в её поведении можно только за счет увеличения управляющих воздействий.

Многообразие может быть разрушено только многообразием.

Это кибернетический аналог 2-го закона термодинамики.

 

Роль человека в системе:

1. Управление должно учитывать социальные, психологические, моральные и физические факторы воздействия, которые не поддаются формализации, но должны быть учтены в системе управления.

2. Необходимость принятия решений в условиях неполной информации (нужен опыт работы)

3. Могут быть системы в которых нет отношения подчиненности и существует лишь отношения взаимодействия.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.