Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диалектика категорий, выражающих связи детерминации: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.




Принцип детерминизма? все реальные явления, процессы детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются в результате действия определ?нных причин.
Причина? явление, повл?кшее за собой другое явление.
Следствие? явление, возникшее в результате действия причины.
Типы причинных связей:
I. однонаправленные причинно-следственные связи.
II. взаимодействие
Взаимодействие? это, когда причина испытывает обратное влияние со стороны следствия.
Причинные основания? совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие:
§ причина
§ условие
§ мотивы и т.д.
Детерминизм? концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности.
Формы детерминизма:
механистический (лапласовский)? причинная связь понимается как§ однозначная, т.е. определ?нное состояние системы определяет последующее состояние системы. Причинность? необходимость.
§ статистический? признание многозначного соотношения между причиной и следствием.
В причине заключается ряд возможностей и вариантов развития.
Индетерминизм? отрицание закономерностей и причинной обусловленности явлений.
Казуальность? похоже, то же самое.

Необходимость? такая однозначная связь явлений, при которой наступление причины влеч?т обязательно за собой наступление следствия.
Случайность? такая связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных следствий.
Случайность также имеет причины.
Диалектика необходимости и случайности:
1) случайность? форма проявления и дополнения необходимости
2) случайность может переходить в необходимость
Необходимость связана с динамическими законами, случайность? со статистическими.
Вероятность? мера возможности наступления случайного события.
Действительность? то, что уже возникло, осуществилось. Это совокупность реализованных возможностей.
Возможность? то, что содержится в данной действительности как предпосылка е? изменения и развития, нереализованная действительность.
Возможность и действительность? 2 этапа закономерного развития явлений природы и общества. Возможности? реальные и абстрактные:
§ реальные? это, когда условия превращения возможности в действительность уже созрели или находятся в процессе становления.
§ абстрактные? те, которые в данных условиях не могут превратиться в действительность
Возможности? прогрессивные и регрессивные.
Условия превращения возможности в действительность:
1) в развитии природы это происходит стихийно
2) в общественной жизни:
§ объективные? условия материальной жизни, процессы не зависящие от людей
§ субъективные? сознательная деятельность людей

 

37. Диалектика категорий, выражающих структурные связи: содержание и форма; целое и часть; элемент, структура, система

Целое и часть - философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности. Через эту связь задается Ц., по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Эти категории характеризуют также общее движение познания, которое обычно начинается с целого объекта, затем переходит к анализу, его расчленению на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного Ц. Эта проблема была выдвинута Платоном и позднее Аристотелем

Форма и содержание - философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. С., и способа существования и выражения этого С., его различных модификаций, т.е. Ф. Ф. употребляется и в значении внутренней организации С. В идеалистической философии Ф. сводилась к структуре, а С. - к неупорядоченной совокупности элементов и свойств (материей). Это способствовало о примате Ф. над С. В материалистической диалекте проводится деление между С. и материей. Это важно для анализа социально-экономических отношений, где все природные определения вещи имеют значение Ф. существования и проявления иного, социального С.

Элемент (лат. Elementum - стихия, первоначальное вещество) - понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый. Неделимое в одной системе может быть делимым в другой. Понятие Э. с необходимостью возникает в процессе исторического описания природы. Первые древнегреческие материалисты признавали единым Э. мира либо воду (Фалес), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит). Демокрит, а позднее Эпикур, выдвинули учение об атомах как неделимых частицах материи. В развитии учения о материи всегда существовало противоречие между стремлением отыскать простейшие Э. материи и отсутствием таковых вследствие неисчерпаемости материи.

Структура (лат. Structura - строение) - строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. С. - неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходам из одних состояний в другие.

Система (греч. Systema - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в соотношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Уже в древности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Для С. характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой С. проявляет свою целостность. Иерархичность характеризует строение, морфологию и поведение С. Отдельные уровни С. обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее уровней.

Принцип системности - принцип согласно которому любой объект мира надо рассматривать как часть некоторой системы в которую объект включен с максимально возможным (в идеале) или необходимым (для каких-то практических целей) количеством связей с другими объектами данной системы. Таким образом изучение объекта не может проводиться без того что найдены все другие объекты на которые он может повлиять или которые могут повлиять на него. Пример: Экология Земли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...