Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самооценка актуальности стрессового состояния




 

Чтобы оценить ваше нынешнее состояние на предмет наличия у вас стресса, ответьте на десять вопросов, изложенных в следующей таблице. За ответы «Никогда», «Иногда» и «Часто» поставьте соответственно 1, 2 и 3 балла. Суммируйте полученные баллы.

  Никогда Иногда Часто
1. Я испытываю трудности со сном      
2. Я чувствую себя напряженным, раздраженным и нервным      
3. Малейший шум заставляет меня вздрагивать (иногда даже подпрыгивать)      
4 У меня предчувствие беды, которая угрожает мне      
5. Я чувствую себя отчужденным от коллег и избегаю их      
6. Моя работа больше не интересует меня, я чувствую, что у меня нет будущего      
7. Я очень устал физически и умственно      
8. У меня приступы головокружения, спазмы в горле и сильное сердцебиение, когда напоминают о травматическом событии      
9. Я чувствую себя сверхвзволнованным, я действую импульсивно и поступаю непреднамеренно      
10. Я пытаюсь снизить впечатление от травматического события в мыслях, снах или кошмарах      

Если вы набрали до 15 баллов: состояние стресса у вас находится в пределах нормы.

Если вы набрали от 15 до 25 баллов: вы испытываете стрессовое состояние сверх нормы и должны предпринять меры, чтобы уменьшить давление, под которым вы находитесь.

Если вы набрали до 26 до 30 баллов: вы в критическом стрессовом состоянии и должны обратиться за помощью к кому-либо близкому вам или к профессиональному психологу.

 

Методика 9.2.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ КРИЗИСА

 

Предлагаемый опросник позволяет определить личностный профиль переживаемого кризиса. Теоретической основой данной методики является положение о комплексном характере переживания кризиса, затрагивающего, как правило, следующие сферы:

* функциональные проблемы (нарушения функционирования вегетативной системы, сердечной деятельности, дыхания, желудочно-кишечного тракта, проблемы со сном);

* нарушения познавательно-аналитической деятельности (внимания, восприятия, мышления, памяти и др.);

* нарушения эмоционального реагирования (тревога, генерализованные эмоциональные реакции — гнев, стыд, вина, либо эмоциональная тупость, либо слабодушие, повышенная эмоциональность);

* депрессивное настроение;

* перемены в поведении и деятельности (проблемы с исполнением служебных и домашних обязанностей, либо попытки уйти от проблемы, либо поглощенность проблемой и др.).

Инструкция: «Вы переживаете непростой период в жизни. Дня того, чтобы оказать вам возможную помощь, окружающим необходимо знать особенности вашего нынешнего состояния, индивидуальные проявления кризиса. Ведь переживание кризиса — комплексный процесс, затрагивающий все уровни вашего существования.

Прочитайте приведенные ниже утверждения и отметьте номера тех из них, которые соответствуют вашему нынешнему состоянию. Если утверждение лишь частично верно, то подчеркните ту его часть, которая соответствует вашим реакциям. Хотим напомнить, что в приведенном списке нет плохих либо хороших проявлений и реакций. Все они представляют собой лишь неизбежное следствие переживаемого кризиса.

1. Я страдаю от головных болей, недомогания или чувствую себя плохо.

2. Я стал рассеянным.

3. Меня не покидает чувство тревоги, которая окрашивает мои суждения и чувства.

4. Временами у меня возникают мысли, что нет смысла продолжать жить как прежде.

5. Я избегаю думать или говорить о своей неудаче (несчастье).

6. Временами мое сердце бьется учащенно.

7. Мне кажется, что я утратил способность реально оценивать события и воспринимать их отчетливо.

8. Я рассержен на весь свет за то, что это случилось со мной

9. Я ощущаю физическую усталость, апатию, вялость чувств.

10. Мысли о случившемся беспрестанно крутятся у меня в голове и я не могу остановить их.

11. Временами я не могу нормально дышать.

12. Временами я затрудняюсь четко формулировать свои мысли.

13. После случившегося я не плачу и не скорблю так, как это обычно должно быть.

14. Все окружавшие меня кажутся чужими, холодными и безнадежными.

15. Я совсем не могу работать, как прежде, у меня все валится из рук.

16. Запоры (поносы) меня беспокоят чаще, чем обычно.

17. Я стал забывчивым и пропускаю некоторые обязательные мероприятия

18. Временами я плачу или близок к слезам.

19. Я не получаю удовольствия от приятных и радостных событий, как прежде

20. Мне хочется забыться и бежать куда глаза глядят.

21. У меня имеются трудности с засыпанием.

22. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

23. Почти все время я испытываю необъяснимую тревогу.

24. Временами я ненавижу себя.

25. Временами мысли о случившемся лишают меня сна.

26. Мой пульс учащен (замедлен), кровяное давление повышено (понижено).

27. Мое восприятие окружающего сужено и ограничено моей проблемой и всего, что ее касается.

28. Мне стыдно за себя и за все, что со мной произошло.

29. Временами все кажется мне бессмысленным.

30. Я не в состоянии выполнять свои профессиональные и домашние обязанности, как прежде.

31. У меня неустойчивый сердечный ритм (замедленный, учащенный).

32. Мне кажется, что ряд моих решений, принятых в настоящее время, непродуман, скоропалителен и скорее даже импульсивен.

33. Временами меня охватывает состояние полной нечувствительности, как если бы ничего не случилось.

34. Мое «Я» так изменилось, что временами я не узнаю сам себя.

35. Я стал уделять гораздо больше времени работе (службе) и в этом нахожу выход из создавшегося положения.

36. У меня часто бывает сухость во рту.

37. Мне сложно запомнить информацию, которую раньше я запоминал без особого напряжения.

38. Зачастую у меня возникает желание рассказать о своих душевных переживаниях даже малознакомым людям.

39. Подавленное, угнетенное настроение у меня длится долго.

40. Время от времени у меня непроизвольно (в виде своеобразной вспышки) оживляются наиболее травматические воспоминания о случившемся.

41. Часто у меня возникает субъективное ощущение нехватки воздуха и даже ощущение остановки дыхания.

42. Я не могу должным образом сосредоточиться при исполнении своих служебных обязанностей.

43. Временами у меня возникает ощущение, что все внутри сжалось в комок.

44. У меня обострилось критическое отношение к себе и своим поступкам.

45. Я устаю даже от выполнения своих обычных обязанностей.

46. У меня ухудшился аппетит, временами появляется тошнота.

47. Иногда мне кажется, что все происходящее нереально.

48. С каждым днем мне все чаще приходит мысль о том, что я не сделал все возможное для того, чтобы избежать такого развития событий.

49. Мое настроение стало крайне неустойчивым.

50. Я стал пить больше, чем следует.

51. Я стал чрезмерно потливым.

52. Когда ко мне обращаются, я зачастую отвечаю с задержкой.

53. Меня охватило состояние безразличия к окружающему, ничто не волнует, не беспокоит, не интересует.

54. Я никого не хочу видеть и стараюсь быть один.

55. Большую часть времени я продолжаю размышлять о случившемся, хотя это и мучительно.

56. Мой сон стал беспокойным и иногда прерывается кошмарами.

57. Я стал замечать, что зачастую не могу вспомнить информацию, которую всегда помнил.

58. Я настолько поглощен своими чувствами, что из-за этого становится только хуже.

59. У меня часто бывает ворчливое настроение, я стал раздражительным, угрюмым, агрессивным по отношению к родным и близким.

60. Я стараюсь избегать трудностей как в мыслях, так и в действиях».

Обработка результатов: каждый утвердительный ответ оценивается в один балл. Подсчитайте баллы в соответствии со следующим ключом, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число (если оно есть).

1. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ:

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

а) нарушения функционирования вегетативной системы (26, 36, 51 х 4);

б) нарушения сердечной деятельности (6, 31 х 6);

в) нарушения дыхания (11, 41 х 6);

г) нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта (16, 46 х 6);

д) проблемы со сном (21, 56 х 6).

2. ОСЛОЖНЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) осложнения функционирования внимания (2, 22, 42 х 4);

б) осложнения функционирования восприятия (7, 27, 47 х 4);

в) осложнения функционирования мышление (12, 32, 52 х 4);

г) осложнения функционирования памяти (17, 37, 57x4).

3. НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ:

а) тревога (3, 23, 43 х 4);

б) генерализованные эмоциональные реакции (гнев, стыд, вина) (8, 28, 48 х 4);

в) эмоциональная тупость (13, 33, 53 х 4);

е) слабодушие, повышенная эмоциональность (18, 38, 58 х 4).

4. ДЕПРЕССИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ: (4, 9, 14,19, 24, 29, 34, 39, 44,49, 54, 59)

5. ПЕРЕМЕНЫ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

а) попытки уйти от проблемы (5, 20, 35, 50 х 3);

б) поглощенность проблемой (10, 25, 40, 55 х 3);

в) проблемы с исполнением служебных и домашних обязанностей (15, 30, 45, 60 х 3).

Определение индивидуального профиля переживания кризиса производится по ключевой таблице, где отражаются набранные баллы по приведенным 17 позициям:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Методика 9.3.

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ?

 

Внимательно прочитайте следующие вопросы и отметьте те пункты, которые в целом (в большей мере) подходят вам. Вы поразитесь, сколь многогранным оказывается само здоровье. В случае необходимости вы можете что-то добавить, заполнив пустые нижние строчки. Не размышляйте подолгу над вопросами. Отвечайте скорее спонтанно, руководствуясь чувствами.

/. Восприятие и выражение чувств

Если я с чем-то не согласен, то могу это выразить.

Большей частью я осознаю, что непосредственно ощущаю и чувствую.

Для меня вполне обычно предаваться как радости и веселью, так и страху, печали и раздражению.

Я могу дать понять другим, что сам чувствую.

Меня не беспокоит, если порой приходится горячиться.

Я радуюсь проявлению внимания, признательности и похвалы со стороны других.

Я часто и охотно смеюсь.

Когда я нахожусь в расстроенных чувствах, то позволяю себе плакать.

Я принимаю к сердцу озабоченность других.

Свои взгляды и интересы я могу отстаивать и перед теми, кто упорствует.

Я могу наслаждаться радостями секса и интимной жизни.

Когда я нуждаюсь в помощи, то обращаюсь за ней к другим.

Чувства для меня существенны, хотя иногда они и мешают трезво смотреть на вещи.

Когда я раздражен или разгневан, то не вбираю это в себя, а выплескиваю свои эмоции наружу.

Я не избегаю столкновений, только чтобы «не дай Бог поссориться».

2. Творческий потенциал и способность самовыражения

Я испытываю радость оттого, что могу выразить себя в искусстве, танце, музыке, на сцене.

У меня часто бывают идеи и замыслы, которые исходят от меня самого и в которых я ничему не подражаю.

Я радуюсь тому, что каждый день хоть какое-то время могу провести беззаботно, без всякого плана.

Мне доставляет удовольствие заняться порой необычными идеями и поделиться ими с другими.

Мне нравится играть.

Меня интересуют собственные сновидения и то, что они говорят мне.

3. Расслабление и сон

Я редко чувствую себя уставшим и изнуренным (за исключением состояния, случающегося после напряженной работы).

Я легко засыпаю ночью.

Большей частью я достаточно высыпаюсь за ночь и чувствую себя утром отдохнувшим.

Если меня будят, то, как правило, я легко опять засыпаю.

Бывают времена, когда мне хочется остаться одному.

Я постоянно нахожу время для занятий своим хобби.

Я не всегда оказываюсь увязшим по горло в какой-либо работе.

Когда нет возможности тотчас же решить проблему, я могу отложить ее.

По крайней мере 15—20 минут в день я медитирую или как-то иначе активно расслабляюсь.

Мне чаще сопутствует чувство умиротворенности.

Я балую себя (не ощущая себя при этом виноватым), к примеру, массажами, «ничегонеделанием» и т.д.

4. Физическая активность

Я нахожусь в лучшей форме, чем большинство людей моего возраста.

Я постоянно поднимаюсь пешком по лестнице, вместо того чтобы пользоваться лифтом.

В мои ежедневные занятия входят такие нагрузки, как работа в саду или пешие прогулки во время работы.

Ежедневно я прохожу пешком минимум два километра.

По меньшей мере три раза в неделю я делаю тридцатиминутные пробежки или как-то иначе тренирую свою выносливость на свежем воздухе.

Один раз в день в течение 15—20 минут я занимаюсь йогой или делаю иные упражнения на растяжку или расслабление.

Почти ежедневно я делаю гимнастику.

Один или два раза в месяц я посещаю сауну.

5. Забота о физическом состоянии организма

Один раз в году я провожу тщательное обследование состояния своего здоровья.

Я не курю.

Я забочусь о том, чтобы как можно меньше подвергаться воздействию загазованной среды, химических испарений, чрезмерного шума.

Я слежу за изменениями своего физического, душевного и умственного состояния и обращаюсь за помощью к специалисту при проявлении тех или иных симптомов заболевания.

Я очень редко принимаю медикаменты.

При неважном самочувствии я обращаюсь к природным лечебным средствам из собственной домашней аптечки.

Я забочусь о том, чтобы постоянно высыпаться.

Я терпим к прикосновениям со стороны других.

Я прикасаюсь к другим, когда нуждаюсь в этом.

6. Питание

Я ем преимущественно тогда, когда испытываю голод.

Я предпочитаю малокалорийную, без химических добавок пищу.

Я редко ем рафинированную пищу.

Для меня важно есть продукты естественного происхождения.

Мясные и колбасные изделия или рыбу я ем не каждый день.

Вечером, как правило, у меня легкий ужин.

Ежедневно я выпиваю по крайней мере два литра жидкости.

В день я выпиваю менее трех чашек кофе или черного чая.

Я не каждый день потребляю спиртные напитки.

У меня нормальный вес.

Я нахожу для приема пищи и время, и спокойную обстановку.

После еды я пять минут отдыхаю, прежде чем приступить вновь к активной деятельности.

7. Работа

Моя профессиональная деятельность доставляет мне удовольствие.

Работу я выполняю в приятной для себя обстановке.

Я охотно работаю рядом со своими сотрудниками.

Я редко ощущаю неверное обхождение, чрезмерную опеку.

Мое рабочее место безопасно (не подвержено, например, вредному воздействию химических веществ, ядовитых газов, излучения, пыли, содержащихся в воздухе вредных примесей, высоких температур, шума; отсутствует повышенная опасность травмирования).

Мне редко приходится сталкиваться с нехваткой времени или вынужденной спешкой.

Едва ли я когда-либо чувствовал, что ко мне предъявляют чрезмерные требования.

Я редко чувствовал себя не полностью востребованным.

Когда у меня возникает напряженность в отношениях с начальством, сослуживцами или подчиненными, чаще всего мы правильно выходим из сложившейся ситуации.

В большинстве случаев я сам могу распределить свою работу.

В процессе работы у меня достаточно перерывов на отдых.

Свою деятельность я нахожу осмысленной и интересной.

В материальном плане я чувствую себя уверенно.

8. Жилищные условия

Я доволен своими жилищными условиями.

В своем жилище я чувствую себя комфортно.

У меня налажены хорошие контакты с домочадцами и соседями.

Мои отношения с домочадцами и соседями вполне удовлетворительны.

Мне нравится улица и обстановка, где я живу.

Жилищные условия (площадь жилья, зеленые насаждения, свежий воздух, магазины) мне вполне подходят.

9. Межличностные отношения и общественные интересы

В моей повседневной жизни часто случаются открытые, доверительные разговоры.

Я наслаждаюсь обществом друзей.

Я доволен своими сексуальными отношениями.

Я знакомлюсь с местными, внутренними и международными событиями.

Я интересуюсь общественными проблемами и поддерживаю цели, людей, группы, на которых остановил свой выбор.

Я нахожу время и деньги на цели, которые считаю для себя важными.

Находясь за рулем, я обращаю внимание на пешеходов и других участников уличного движения.

Я член одного или нескольких обществ (клуб, общественная/политическая организация, хор и т.д.).

10. Отношение к жизни и удовлетворенность жизнью

Мое собственное существование представляется мне вполне осмысленным.

Моя повседневная жизнь часто полна радости и удовлетворения.

Я буду рад, если доживу до восьмидесяти лет.

Когда я думаю о смерти, то ощущаю себя готовым к ней и не испытываю перед ней страха.

Если бы мне пришлось умереть сегодня, я умер быс ощущением того, что моя жизнь была не напрасной.

Даже тяжелые времена в моей жизни имеют для меня значение и смысл.

Мое видение людей, мира и собственного существования придает мне силы.

Я верю в будущее.

В текучке будней я все же не упускаю из виду свои цели в жизни.

Как бы порой тяжело ни было, мне доставляет радость жить.

Меня не страшат изменения в собственной жизни.

Обработка результатов. Теперь подведите итоги анкетирования. Составьте дробь для каждого раздела, где в числителе стоит количество отмеченных вами утверждений, а в знаменателе — общее число пунктов. Пустые строчки учитывайте, если вы что-то в них вписали. Переведите эти дроби в проценты, округлив до ближайшего целого числа и присвоив затем каждому разделу цифру от 0 до 2. Число —2 соответствует при этом 0 %, тогда как +2 соответствует 100 %, а между ними лежат 25 % (для —1), 50 % (для 0) и 75 % (для +1).

Приведем для наглядности пример: предположим, в одном из разделов вы поставили одиннадцать крестиков из шестнадцати возможных, получив тем самым дробь 11/16. Это составит примерно 75 %. Таким образом, этому разделу вы присваиваете цифру +1.

Последний шаг состоит в определении окончательной оценки вашего отношения к своему здоровью: вы складываете все отмеченные утверждения всех разделов анкеты и снова составляете дробь, где в знаменателе — общее число пунктов анкеты. (Это число равно 100, если вы не заполняли пустые строки.) Эту дробь также переведите в проценты.

По итоговой таблице вы легко можете найти свои слабые места. Везде, где стоят цифры —2, —1 или 0, ваше отношение к собственному здоровью оставляет желать лучшего, так что вам есть над чем здесь поработать. В остальных же сферах вы можете вполне быть довольны собой.

Итоговая таблица

Сферы жизни Общая оценка отношения к собственному здоровью
    (0%) -2 (25%) -1 (50%) 0 (75%) +1 (100%) +2
1. Восприятие и выражение чувств          
2. Творческий потенциал и способность самовыражения          
3. Расслабление и сон          
4. Физическая активность          
5. Забота о физическом состоянии организма          
6. Питание          
7. Работа          
8. Жилищные условия          
9. Межличностные отношения и общественные интересы          
10. Отношение к жизни и удовлетворенность жизнью          
Общая оценка моего отношения к собственному здоровью (число отвеченных утверждений, деленное на общее число утверждений)          
Особо запустил я сферу:          

ГОТВАЛЬД Ф.-Т., ХОВАЛЬД В. Аюрведа в бизнесе: Система оздоровления личности, рабочего места и предприятия / Пер. с нем. — М., 2000. С. 1321

 

Методика 9.4.

КАКОВА ВАША УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССУ?

 

Содержащиеся в анкете симптомы стресса могут послужить предупреждением, особенно если они проявляются у вас довольно часто. Отметьте одну из трех соответствующих колонок галочкой.

  Часто/ сильно Редко/ иногда Нет/ никогда
1. У меня слишком высокое кровяное давление      
2. У меня бывают приступы тошноты      
3. Я боюсь заболеть      
4. Я чувствую себя беспомощным      
5. У меня бывают кошмары      
6. У меня дрожат ноги/руки      
7. Я часто просыпаюсь      
8. Мои кисти/стопы холодные      
9. Я не могу правильно дышать      
10. Я чувствую слабость      
11. У меня потные руки/лоб      
12. У меня боли в шее      
13. Я не могу сосредоточиться      
14. У меня нарушено пищеварение      
15. Я страдаю низким кровяным давлением      
16. Я раздражителен в личной жизни      
17. Я раздражителен на работе      
18. У меня бывают приступы мигрени      
19. Я испытываю внутренне беспокойство      
20. Я страдаю от болей в желудке      
21. Мне постоянно хочется спать      
22. Мое сердце бешено стучит или прерывисто бьется      
23. У меня словно ком застревает в горле      
24. Я чувствую стеснение в груди      
2S. Я нервозен      
26. Меня бросает в жар      
27. Слезы душат меня      
28. У меня бывают головные боли      
29. Бывают спазмы определенных групп мышц      
30. Меня одолевают страхи      
31. У меня бывают головокружения      
32. У меня болит спина и поясница      
33. Я не могу уснуть      
34. Присовокупите сюда дополнительно все те проблемы, которые гнетут вас в настоящее время на работе и дома

Обработка результатов:

1. Подсчитайте очки во всех пунктах, где у вас есть отметки галочкой. Очки_____________

2. Задание 34: Оцените каждую проблему по трехбалльной шкале в зависимости от тяжести ее воздействия на вас:

* незначительно — один балл;

* средне — два балла;

* сильно — три балла. Очки_____________

3. Добавьте полученные баллы к сумме очков пункта 1.

Очки_____________

Оценка:

От О до 12 баллов

Вы можете радоваться своей относительно здоровой стрессовой устойчивости. Если вы в данный момент прибегнете к мерам по преодолению стресса, то они, в первую очередь, будут иметь для вас профилактическое значение. Вы можете ожидать, что ваши недомогания, если они вообще есть, постепенно пойдут на убыль или вовсе исчезнут.

От 13 до 27 баллов

У вас уже проявляются цепные реакции физических и умственно-психических нарушений. Вам необходимо как можно скорее начать использовать в повседневной жизни упражнения по преодолению стресса. Уже через несколько недель в вашем состоянии наступит заметное улучшение благодаря ослаблению стрессовых симптомов или их снятию, а также повысится работоспособность.

От 28 баллов и выше

Вы глубоко увязли в замкнутом круге чрезмерных напряжений, чувствительных нагрузок и заметного расстройства здоровья. Вы должны предпринять какие-то целенаправленные действия против одолевающего вас стресса, чтобы тем самым вернуть себе спокойствие, уверенность, работоспособность.

ГОТВАЛЬД Ф.-Т., ХОВАЛЬД В. Аюрведа в бизнесе: Система оздоровления личности, рабочего места и предприятия / Пер. с нем. —М., 2000. С. 163167

Методика 9.5.

ВЕДЕТЕ ЛИ ВЫ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И УМЕЕТЕ ЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНО РАБОТАТЬ?

 

Из предложенных вариантов ответов выберите один.

1. Если утром вам надо встать пораньше, вы:

а) заводите будильник;

б) доверяете внутреннему голосу;

в) полагаетесь на случай.

2. Проснувшись утром, вы:

а) сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за

дела;

б) встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на работу;

в) еще несколько минут продолжаете нежиться под одеялом.

3. Ваш обычный завтрак состоит:

а) из кофе или чая с бутербродами;

б) из мясного блюда и кофе или чая;

в) вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять.

4. Вы предпочли бы следующий распорядок дня:

а) необходимость точного прихода на работу в одно и то же время;

б) приход в диапазоне + 30 минут;

в) гибкий график.

5. Продолжительность обеденного перерыва должна давать возможность:

а) успеть поесть в столовой;

б) поесть не торопясь и еще спокойно выпить чашку кофе;

в) поесть не торопясь и еще немного отдохнуть.

6. Как часто в суете служебных обязанностей у вас выдается возможность немного пошутить и посмеяться с коллегами:

а) каждый день;

б) иногда;

в) редко.

7. Если на работе вы оказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, как вы пытаетесь разрешить ее:

а) долгими дискуссиями;

б) флегматичным отстранением от споров;

в) ясным изложением своей позиции и отказом от споров.

8. Надолго ли вы обычно задерживаетесь после работы:

а) не более чем на 20 минут;

б) до 1 часа;

в) более 1 часа.

9. Чему вы обычно посвящаете свое свободное время:

а) общественной работе;

б) хобби;

в) домашним делам.

10. Что означают для вас встречи с друзьями и прием гостей:

а) возможность встряхнуться и отвлечься от забот;

б) потерю времени и денег;

в) неизбежное зло.

11. Когда вы ложитесь спать:

а) всегда примерно в одно и то же время;

б) по настроению;

в) по окончании всех дел.

12. Как вы используете свой отпуск:

а) весь сразу;

б) часть — летом, а часть — зимой (весной, осенью);

в) по два-три дня, когда у вас накапливается много дел.

13. Какое время занимает спорт в вашей жизни:

а) ограничиваетесь ролью болельщика;

б) делаете зарядку на свежем воздухе;

в) находите повседневную и домашнюю нагрузку вполне достаточной.

14. За последние две недели вы хотя бы один раз:

а) танцевали;

б) занимались физическим трудом или спортом;

в) прошли пешком не менее четырех километров.

15. Как вы проводите летний отпуск: а) пассивно отдыхаете;

б) физически трудитесь, например, в саду;

в) гуляете и занимаетесь спортом.

16. Ваше честолюбие проявляется в том, что:

а) любой ценой стремитесь достичь своего;

б) надеетесь, что ваше усердие обязательно принесет свои плоды;

в) намекаете окружающим на вашу истинную ценность.

Найдите в таблице оценки для каждого из ваших ответов и просуммируйте их.

                                 
я                                
б                                
в                                

40— 48 очков. Вы набрали почти максимальную сумму очков, и можно смело сказать, что вы умеете жить. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результате вашей служебной деятельности. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придаст ей монотонность — напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.

2839 очков. Вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой авральной работе. Важно, чтобы ваша служебная деятельность и семейная жизнь и впредь оставались уравновешенными, без «стихийных бедствий». Но у вас еще есть резервы для повышения производительности за счет более разумной организации своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.

16— 27 очков. Вы — «середнячок», как и большая часть руководителей. Если вы и дальше будете жить в таком же режиме, а лучше сказать, в такой запарке, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть предпосылки, чтобы изменить свои вредные внеслужебные и служебные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.

Менее 16 очков. По правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить в них лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и на работе дела у вас идут не лучшим образом. Вам уже не обойтись благими намерениями, несколькими взмахами рук по утрам. Нужен совет специалиста — врача-гигиениста или психолога. Но лучше, если вы найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, пока не поздно вернуть здоровье.

ЩЕКИН Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. — Киев, 1994. С. 5760

 

Методика 9.6.

ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШОСТРОМА (краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл)

Ответьте на каждое утверждение, используя четырехзначную шкалу баллов:

1 — не согласен;

2 — не согласен отчасти;

3 — согласен отчасти;

4 — согласен.

При подсчете общих значений оценка за 2, 5, 6, 8, 9, 11, 13, 14 утверждения будет инверсной (1 = 4, 2 = 3, 3 = 2, 4 = 1).

1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций.

2. Я чувствую, что должен делать то, чего ждут от меня другие.

3. Я верю, что, по существу, люди хорошие и им можно доверять.

4. Я могу сердиться на тех, кого люблю.

5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.

6. Я не принимаю свои слабости.

7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять.

8. Я боюсь неудач.

9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы.

10. Лучше быть самим собой, чем популярным.

11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил.

12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к нежелательным последствиям.

13. Я не обязан помогать другим.

14. Я устал от страхов и неадекватности.

15. Меня любят, потому что я люблю.

Шкала значений:

15 — 25 баллов: низкая степень самоактуализации;

26 — 45 баллов: средняя степень самоактуализации;

46 — 60 баллов: высокая степень самоактуализации.

ХЬЕЛЛ Л., ЗИГЛЕР Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб..1997. С. 512— 513.


II. СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

Установлено, что нервные импульсы из дыхательных центров мозга распространяются на его кору и изменяют ее тонус. При этом тип дыхания, при котором вдох производится быстро и энергично, а выдох — медленно, вызывает снижение тонуса центральной нервной системы, нормализацию кровяного давления, снятие эмоционального напряжения. Медленный вдох и резкий выдох, напротив, тонизируют нервную систему, повышают уровень активности ее функционирования, создают определенное психическое напряжение. Для того чтобы использовать эту закономерность в целях регуляции психических состояний, рекомендуется овладеть соответствующими навыками, выработать которые помогут следующие успокаивающие упражнения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...