Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Журналистика как массово-информационная деятельность

Журналистика как массово-информационная деятельность
Термин информация произошел от латинского слова "informatio" - "сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных". Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации. Информация – "результат отражения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель". Е. Прохоров выделяет три понимания термина "информация" в журналистике. В узком понимании этим термином обозначается событийная информация: информационные жанры вообще, информационная заметка, хроника (совокупность кратких некомментированных сообщений). В широком понимании информация - это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории: любые опубликованные в СМИ произведения, их место на полосе или в сетке вещания, характер заголовка газетной публикации и размере шрифта, интонации диктора или комментатора. Т. е. к событийной информации добавляется комментированная информация, а к содержательному уровню – формальный уровень. Третье понимание - специальное. Информация рассматривается как новое знание. Хроникальная заметка, содержащая важную новость, при таком подходе может быть более информативна, чем развернутая статья с банальным содержанием.
Журналистика имеет дело с "массовой информацией". Какой смысл заложен в определение «массовая»? В мировой науке еще на заре зарождения коммуникативистики, в 30-е г. ХХ века "массу" определяли как "спонтанно возникающую коллективную группировку", требующую определенной организации, в том числе и при помощи СМИ. Противопоставлялось безликой «массе» понятие публики. Под публикой понималась совокупность индивидов, которые в отличие от массы как таковой, осознают свои интересы, активно включены в процесс их реализации и обладают своим прилюдно выражаемым мнением. Отсюда пошло английское выражение "publicopinion", которое обозначает не общественное мнение в целом, как часто его переводят у нас, а мнение публики, т. е. активной части масс.
Массовая информация, в отличие от специализированной информации, "общезначима и общедоступна", она играет "роль духовного моста между представителями разных социальных общностей». Массовая информация предполагает: во-первых, направленность на массу при отсутствии непосредственного контакта, независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории; во-вторых, соответствие информационным потребностям массы; в-третьих, доступность аудитории в содержательном и финансовом плане; в-четвертых, возможность одновременного получения всей массой; в-пятых, стремление к созданию единой позиции массы по жизненно важным вопросам; в-шестых, открытость для участия в работе СМИ всех желающих представителей массы.
Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы. По образному выражению Г. Лазутиной, массовое сознание играет роль "камеры эталонов" при освоении вновь поступающей информации. Эту ведущую потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых массовое сознание будет формироваться под воздействием других текстов – бульварной, нигилистической, экстремистской журналистики.
Потребность в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности удовлетворяется при помощи новостных, информационных материалов, оповещающих о происходящих событиях и возникающих проблемах.
Существует потребность в самоопределении общественного мнения. Позитивному или негативному реагированию общества на изменения условий существования способствуют аналитические тексты, комментарии, содержащие различные мнения о происходящем.
Потребность в распространении решений, принимаемых государственными управленческими институтами с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям обслуживают публикации, содержащие информацию о решениях институтов управления – как информационные, так и аналитические.
Поддержание нужного жизненного тонуса общества (такого психофизического состояния людей, при котором в случае необходимости легко возникает и реализуется готовность к действиям), по мнению Г. Лазутиной осуществляется за счет текстов развлекательного характера. Однако следует заметить, что в силу различных причин - политического, экономического характера, в зависимости от конкретного государственного устройства, стоящие за средствами массовой информации кукловоды при помощи манипулятивной пропаганды могут поддерживать в обществе и настроения ложного оптимизма, идиллического незнания или нагнетать истерию, атмосферу страха и подавленности.
Потребность в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов, который способствует согласованности общественных практических действий находит отражение в публикациях, которые утверждают специфические групповые ценности – национальные, профессиональные, возрастные.
Справочные, рекламные и эпистолярные материалы в СМИ служат для удовлетворения еще одной потребности в оказании помощи членам общества при возникновении у них проблем делового или частного характера.
Массовая коммуникация — это прежде всего процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры. В системе массовой информации действуют институты, за которыми закреплены функции сбора, обработки и распространения информации, с одной стороны, и массы, для которых предназначена эта информация, — с другой. Так складываются функциональные отношения между участниками—издателем, журналистом, аудиторией.
Массовая коммуникация, как и всякое человеческое общение, тяготеет к установлению обратной связи с адресатом. Только это делает воздействие человека на человека целенаправленным, корректирует его с учетом реакции партнеров по общению: воздействие информации на человека опосредуется его активным отношением к ней. Не имея обратной синхронной связи, субъекты массовой информации вынуждены ориентироваться на вероятного потребителя, на некоторые его характеристики, заранее известные журналисту, определяющие, по его мнению, ожидания от информации и реакцию на нее. При этом расчет делается на характеристики повторяющиеся, типичные, ибо адресат в этом случае массовый. Газеты, радио, телевидение—даже в самом специализированном виде—обращаются к тысячам и сотням тысяч читателей, слушателей, зрителей.

«Действующими силами» массово-информационной деятельности (МИД) в журналистике являются:

Учредитель (У) – государственные или общественные организации, профессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граждан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле• и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов.

Руководящие органы (РО) – государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, изменять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирующие деятельность журналистики, а так же определять права и обязанности всех участников массово-информационных процессов.

Журналисты (Ж) – штатные и внештатные работники редакций, которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в номера газет и журналов, программ радио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д.

Тексты (Т) – произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски.

Канал (К) – используемые журналистами средствами массовой информации (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, программы радио и телевидения различных типов и уровней со сложной системой редакций, дирекций, отделов, корпунктов), предназначенные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам.

Массовая аудитория (МА) – та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория). Они влияют на деятельность СМИ.

Социальные институты (СИ) – государственные органы, хозяйственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений.

Действительность при этом выступает источником сведений и конечным объектом воздействия журналистики.

РО формируют нормативную «среду», законодательную основу функционирования журналистики, определяющую ее положение в обществе, права и обязанности У и Ж, ответственность СИ, права МА; в соответствии со своим положением в системе и на основе законодательства Ж, руководствуясь утвержденным У редакционным уставом, формирует информационную политику издания (программы) и реализует ее через совокупность произведений с учетом запросов, интересов, пожеланий МА, нужд СИ и особенностей своего К.

 

 

Особенности развития российской журналистики 80-90-х гг. XX века

 

На протяжении десятилетий основы общественной организации, важнейшие идеологические ценности, принципы и структуры представлялись незыблемыми. Объявленная в 1985 г. перестройка, инициированные Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым социально-экономические и политические перемены оказали огромное воздействие на ход исторического развития страны. Началось движение общества от тоталитарного устройства к демократическому, которое завершилось стремительным прорывом и кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности государства и СМИ. Первоначально СМИ отводилась роль только проводника новой политики, средства пропаганды официальной точки зрения, а провозглашенные принципы плюрализма мнений, гласности не могли обеспечить подлинной свободы слова, всестороннего информирования общества. Но вскоре перестройка стала жить и развиваться по своим законам, независимо от воли и намерений ее инициаторов. Основным катализатором углубления и расширения перемен в стране, приведшим к радикальной трансформации политической системы, стали СМИ.

Реальные перемены произошли и в самой системе журналистики, но на первом этапе они наращивались постепенно. В начале перестроечного периода в Советском Союзе выходило около 14 тыс. периодических изданий. Из 8515 газет, издававшихся разовым тиражом более 198 млн. экз., только 31 являлась центральной (всесоюзной), общий разовый тираж всех местных газет различных масштабов – более 102,5 млн. экз. – превышал разовый тираж центральных газет. Значительную часть газетных изданий выпускали партийные комитеты, их влияние на общественную жизнь было еще очень сильно. Центральный орган ЦК КПСС – газета «Правда», например, имела тираж около 11 млн. экз., большими тиражами выходили и другие органы ЦК – газеты «Социалистическая индустрия», «Сельская жизнь», «Советская культура».

Многие газеты республиканского масштаба (их количество достигло 166) имели объединенного издателя, например, ЦК Компартии и Совет Министров республики. Все 336 краевых и областных газет издавались соответствующими партийными комитетами и исполкомами Советов народных депутатов. Аналогична была практика выпуска газет автономных республик и областей (всего 97 изданий), городских газет (25 наименований) и районных, число которых превышало 3 тысячи. Самый многочисленный отряд советской печати составляли многотиражные газеты промышленных предприятий, колхозов, вузов (более 4 тыс.). Значительная часть местных газет специализировалась по аудиторным группам. Например, 132 областные и республиканские газеты были адресованы молодежи, в Союзных республиках издавалось 30 детских (пионерских) газет. Около 5,5 тыс. газет выходили на русском языке, 1291 – на украинском, 192 – на узбекском, 162 – на казахском, 130 – на белорусском, 64 –на латышском и т.д., а в целом газеты издавались на 55 языках народов СССР и на 10 иностранных языках. В союзных и автономных национальных республиках, в автономных областях и округах газеты выходили, как правило, на русском языке – языке межнационального общения и на национальных языках. Из общего числа ежедневно выходили 196 газет, пять раз в неделю – 275, четыре – 252, три – 3614, два – 486, один раз в неделю – 2540 газет.

В Советском Союзе выпускалось 5275 журналов и других периодических и продолжающихся изданий, из них 1553 – собственно журналы, которые выходили на 46 языках народов СССР и 24 – на языках зарубежных стран. Их годовой тираж составлял почти 4 млрд. экземпляров. Журналы, как и газеты, дифференцировались по издающим органам, назначению, отображаемой сфере действительности, аудиторным группам, масштабу издания, территориальному признаку. В частности, партийных журналов было 64, массовых – 334, научных – 409, информационных – 159, научно-популярных – 41, методических – 59, для зарубежного читателя – 146 и т.д.

Благодаря перестройке вышел из подполья самиздат. Открыто начали печататься газеты и журналы, по сути оппозиционные к официальной пропаганде - «альтернативная пресса».

Из 520 русскоязычных изданий альтернативного характера, издававшихся в 1989 году, общественно-политических было 333, христианских – 36, еврейских – 12, толстовских – 1, пацифистских – 3, марксистских – 12, кришнаитских – 3, литературно-художественных – 89, экологических – 16, переводов – 2, юмористических – 13, детских – 2, пролетарских – 8. Наиболее сильная и стабильная часть альтернативной прессы издавалась зарегистрированными народными фронтами и близкими по характеру национальными и региональными общественно-политическими движениями и организациями.

Представляя газету «Народный депутат» в интервью газете «Московские новости», Б.Н. Ельцин назвал новое издание первой независимой газетой в стране. Разнообразны типы изданий, провозглашавших свою принадлежность к неформализованным, не имевшим официального статуса ассоциациям, партиям, объединениям («Информационный бюллетень Социал-демократической ассоциации», «Община» – журнал конфедерации анархосиндикалистов).

Многие издания декларировали самостоятельность, независимость от каких-либо организаций, но при этом одни указывали на свои политические пристрастия («Независимая социал-демократическая газета», «Новая жизнь»), другие стремились быть информационным органом широкого профиля («Экспресс-Хроника»). Если «Новая жизнь» предлагала читателю, в основном, мнения и статьи, в том числе противоречивого характера, то «Экспресс-Хроника», созданная 1 августа 1987 г., предлагала оперативную информацию из «горячих точек» страны, что позволило ей стать одним из лидеров альтернативных изданий.

Классификация альтернативных изданий по другому важному признаку – по сферам отображаемой действительности – позволяет выделить три больших группы –общественно-политические, религиозно-философские и литературно-художественные. Первая из них наиболее многочисленна: она включала в себя сотни альтернативных изданий, политизация каковых представляется естественным явлением. Ко второй группе можно отнести такие издания, как «БХО», «Слово», «Выбор», «Харе Кришна», обладавшие одновременно некоторыми качествами общественно-политической прессы. Третья группа, вследствие трудностей воспроизведения больших литературных произведений, представлена, в основном, искусствоведческими и сатирическими изданиями; это «Дело» (журнал, посвященный джазу), «Сине-Фантом» (параллельное кино), «Искра, сиречь Моралька» (Коллекция Политической Советской Сатиры) и др.

По общественно-политической ориентации альтернативные издания 80-х гг. условно можно разделить на следующие группы: «почвеннические», развивающие традиции славянофильства (правое крыло – «Слово», левое крыло – «Земля», «Русский вестник»), либерально-демократические, ориентированные на ценности западных демократий («Гласность», «Гражданское достоинство», «День за днем», «Референдум»), радикально-демократические («Свободное слово», «Новая жизнь», «Демократическая оппозиция», «Панорама»), радикально-социалистические («Левый поворот», «Голос избирателя», «Открытая зона», «Обновление»), левомарксистские издания («Спектр», «Марксист», «Набат»). В 1989–1990 гг. также стали формироваться издания, отстаивающие ценности организованного социализма («Единство»).

По ориентации на определенные аудиторные группы, наряду с изданиями широкого профиля, можно выделить газеты и журналы, адресованные различным социальным категориям; например, рабочим («Набат», «Вестник рабочего движения», «Пролетарский вестник»), коренному населению и национальным меньшинствам различных регионов («Кафедра» – Львов, «Армянский вестник» – Москва, «ЛЕА» – Ленинград, «Ватан» – Старый Крым), определенным демографическим группам («Женское чтение»). Целый ряд альтернативных изданий пытался удовлетворить информационные интересы различных групп молодежи, связанные с современной музыкальной субкультурой и атрибутикой (рок-журнал «Урлайт», журнал хиппи «Свобода»).

Зачастую их тиражи составляли от нескольких десятков до нескольких сотен экземпляров.Альтернативная пресса вызывала интерес читателей прежде всего потому, что рассказывала о тех событиях, которые официальной прессой по каким-либо причинам умалчивались или освещались слабо.

В конце 80-х гг. в стране начали появляться новые информационные агентства – «Постфактум», «Интерфакс», «Има-пресс», «Сибинформ», «Факт» и многие другие. Уже через несколько лет серьезную конкурентную борьбу со «старейшинами» ТАСС и АПН, которые были переименованы соответственно в ИТАР-ТАСС и РИА «Новости».

С августа 1990 г. начинает работать первая коммерческая радиостанция России «Эхо Москвы». Ее программу выразили слова: «Внушаемость – низкая, объективность – высокая. Официальность – нулевая, открытость – полная. Свободное радио для свободных людей». В это же время появляется и первая негосударственная телевизионная структура – «Телеканал 2x2».

После того, как в 1990 г. была изменена 6-я статья Конституции СССР, утверждавшая монополию КПСС на руководство советским обществом, а вскоре принят и Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», в системе отечественной журналистики начались сущностные изменения. Была отменена цензура, вводился регистрационный, а не разрешительный принцип учреждения органов СМИ, право становиться учредителем изданий и программ получили редакционные коллективы, различные организации, отдельные граждане. Таким образом были созданы юридические основы свободы СМИ в стране.

В России наступает период бурного роста новой прессы: в начале 90-х гг. появляются «Сегодня», «Независимая газета», «Куранты», «Новая ежедневная газета», «Деловой мир», «Коммерсант», «Мегаполис-экспресс» и многие другие. Возникновение «Обшей газеты» было связано с драматическими событиями августа 1991 г. Попытка государственного переворота, предпринятая группой видных руководителей партии, включала запрет на выход всех общесоюзных и московских газет и журналов, а также отмену передач Центрального телевидения и радиовещания. Увидели свет 19 августа только несколько изданий ЦК КПСС во главе с «Правдой», а также «Известия», «Труд» и «Красная звезда». На второй день путча совместными усилиями 11 независимых газет было выпущено новое издание – «Общая газета», целиком посвященное событиям, происходящим в столице. После ареста членов ГКЧП (Государственною комитета по чрезвычайному положению) по указу Президента России Б.Н. Ельцина был приостановлен выход ряда изданий ЦК КПСС, которые через некоторое время опять начали издаваться.

В сентябре 1991 г. вступил в действие Указ Президента РСФСР «О мерах по защите свободы печати в РСФСР», а в конце декабря был принят Закон РФ «О средствах массовой информации». В системе прессы страны появляются новые органы, учредителем которых выступают институты государственной власти – «Российская газета» (Верховный Совет РФ), «Россия» (Президиум Верховного Совета РФ), «Российские вести» (Совет Министров РФ), «Федерация» (Совет национальностей РФ). По решению I съезда народных депутатов РСФСР было создано Министерство печати и массовой информации. Начинается раздел имущества и полиграфической базы издательств, принадлежавших КПСС. Издательская собственность, помещения редакций передаются вначале Советам разных уровней, а затем –после осени 1993 г. – органам исполнительной власти. Начинается борьба за акционирование изданий.

Формирование новых политических партий и движений вызвало к жизни активное развитие партийной прессы самого широкого спектра – от коммунистической до монархической. В начале 90-х гг. в России было зарегистрировано около 1200 изданий: «Народная правда», «Молния», «Борьба».

Интенсивное развитие рыночных отношений в стране и в самой сфере СМИ стало катализатором коммерциализации журналистики и, в частности, широкого распространения бульварной прессы. К середине 1994 г. по суммарному тиражу и влиянию на общество бульварная пресса превзошла общественно-политические и профессиональные издания. Популярность этого типа изданий была обусловлена тем, что потенциальному читателю-покупателю, уставшему от политики и экономических проблем, нужна была эмоциональная отдушина, роль которой стала играть бульварная пресса России.

За первый год после выхода Закона «О свободе печати» на территории страны было зарегистрировано около 12 тыс. изданий, в том числе около 8 тыс. явно коммерческого бульварного типа.

Издания-дайджесты, очень популярные до середины 90-х гг., постепенно начинают терять своего читателя, их количество сокращается. Одновременно все большее место в системе печати страны начинают занимать рекламно-справочные издания.

В связи с обострением конкуренции, значительным ростом цен на подписку, падением доверия аудитории к прессе с начала 90-х гг. начинают падать тиражи многих изданий: по сравнению с 1990 г. годовой тираж газет в 1997 г. сократился почти в 5 раз, журналов – в 7,5 раза. Особенно резко в последние годы стали уменьшаться тиражи общероссийских (центральных) изданий – почти в 15 раз. Неуклонное снижение тиражей газет и журналов, имевших огромную популярность среди читателей в советский период (например, к 1992 г. газета «Труд» потеряла почти 6 млн. читателей, «Комсомольская правда» – 5 млн.), продолжалось в течение нескольких лет. К середине 90-х гг. ситуация несколько стабилизировалась и вновь резко обострилась после экономического кризиса в августе 1998 г. В качестве одного из путей выживания многие столичные редакции стали осуществлять политику регионализации своих изданий.

Усиление роли и значения региональной, локальной информации проявилось в смене читательских приоритетов.

На самые разнообразные информационные потребности широкой аудитории ориентированы многочисленные новые журналы, выход которых значительно обогатил возможности читателя найти «свое» издание. Это общественно-политические и публицистические журналы – «Итоги», «Открытая политика», «Московский клуб», «Профиль», литературно-художественные «толстые» – «Ясная поляна», «Митин журнал», религиозно-философские – «Мир Библии», «Пробуждение», историко-культурологические – «Наше наследие», правозащитные – «Воля», «Права человека», «Правозащитник», «Российский вестник «Международной амнистии», журналы для семейного чтения – «Очаг», «Семейный журнал», «Домовой», для родителей – «Наш малыш», «Счастливые родители», «Материнство», «Няня», «Мой кроха и я», научно-популярные медицинские – «Семейный доктор», «Домашняя аптека», «Будь здоров», элитные журналы «для богатых» – «Золотой век», «Элита», «Империал» и мн. др.

В начале 90-х гг. в стране начали издаваться журналы, на протяжении десятилетий выходившие за рубежом и распространявшиеся в СССР только нелегально. Литературно-публицистический журнал «Грани», основанный в 1946 г. в Германии, и др. Вышли на российский рынок несколько крупных зарубежных издательских компаний, в частности, корпорация «Индепендент Медиа» приступила к выпуску журналов «Космополитен», «Домашний очаг», «Витрина», «Плейбой», «Харперс Базар» и др.

К числу наиболее популярных в стране негосударственных радиостанций, возникшихв 90-х гг., относятся «Европа плюс», «Радио России – «Ностальжи», «Русское радио». Различные формы собственности возникли и на российском телевидении. Знаменательным событием стало создание частной телекомпании НТВ (Независимое телевидение) в 1993 г., которая наряду с ОРТ (Общественное российское телевидение) и РТР (Российская телерадиокомпания) заняла лидирующее положение в телеэфире страны.

Парламентские, а вслед за ними и президентские предвыборные кампании подтвердили, что вкладывание денег в СМИ оборачивается надежным политическим капиталом. Осенью 1996 г. в период президентских выборов и политики, и новые владельцы СМИ перед угрозой коммунистического реванша на время забыли о своих разногласиях и определили единую стратегию действий, в которой контролируемым ими СМИ, в особенности телевидению, отводилась роль главного механизма в успешном проведении кампании. Такое объединение оказалось решающим фактором в победе Б.Н. Ельцина. Именно после президентской кампании частная телекомпания НТВ получила общероссийскую частоту. Именно в этот период начинают складываться и укрепляться крупные информационные группы, холдинги, медиа-империи.

На этом этапе борьба за экономическое и политическое влияние, конкуренция между изданиями выходит на качественно иной уровень. Она все чаще сопровождается «информационными войнами», поисками льготных государственных кредитов и западных инвесторов для СМИ.

 

3. Дифференциация программ и жанров на современном радио

По функционально-предметным признакам (в основе их - содержания журналистского произведения) жанры радиожурналистики распределяются по 3 группам:

1) Информационные жанры: - информационные; - радиоотчет; - радиообзор; - информационное радиоинтервью; - информационный раодиорепортаж; - информационная радиокорреспонденция. (Информационные жанры насыщаются фактическими сведениями под углом определенного жанра. Отчет, репортаж подчиняют факты (отбор, элементы комментирования, подача, обрисовка) своей задаче: рассказать о событии. В интервью, оперирующем одноименным методом (опроса) факты подчиняются логике раскрытия темы, проявляющееся в их движении, монтаже вопросов, внутреннем развитии мысли).

2) Аналитические жанры: - аналитическое радиоинтервью; - аналитический радиорепортаж; - аналитическая радиокорреспонденция; - радиорецензия; - письмо, обзор писем; - радиобеседа; - радиокомментарий; - радиодискуссия; - радиоречь; - журналистское радиорасследование.(В аналит. жанрах есть фактическая основа, но факты выстраиваются в иной связи между собой. Они подчинены основной функции этих жанров: анализу, интерпретации фактов, событий, явлений. Оценка выходит на I план, она - центр авторских размышлений, умозаключений. Аналитические жанры базируются на информационных. Они существуют и необходимы только потому, что о событии уже заявлено средствами информационных жанров.)

3) Документально-художественные жанры: - радиокомпозиция;- радиоочерк; - радиозарисовка;

- радиофельетон. (Док.-худ. жанры также включают в себя факты, содержат анализ, но уже на ином уровне, решая другие задачи. Их главная функция: показать факты, события, явления документально-художественными средствами - определяет трансформацию творческих методов и связей всех структурных элементов текста. Наблюдения, интервью, описание, повествование, подчинены не сообщению этих сведений, не их прямой публицистической оценке, а раскрытию социального характера героя, проблемы, изучению явления, представляющего значительный социальный интерес для аудитории.)

По форме звучания в эфире:

1) Монологические жанры: - информационное радиосообщение; - радиорецензия; - радиообзор;

- радиоотчет; - радиокомментарий; - радиобеседа; - радиоречь; - радиозарисовка.

2) Диалогические жанры: - радиобеседа; - радиоинтервью; - радиодискуссия.

3) Синтетические жанры (в них используются все звуковые средства вещания): - радиорецензия;

- радиообозрение; - радиоотчет; - радиокомпозиция; - радиокорреспонденция; - радиорепортаж;

- радиозарисовка; - радиоочерк; - радиофельетон.

 

Некоторые жанры не закреплены жестко в своих жанровых "гнездах". Эта подвижность определяется изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на информационное отражение или на их анализ. Или, например, некоторые жанры бытуют и в монологическом варианте, а с включением звучащих фрагментов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецензию, радиообозрение, радиозарисовку они переходят в группу синтетических жанров.

Кроме того, жанры взаимодействуют не только по вертикали, но и по горизонтали. Решение определенных задач, их разновидности, возникающие в каждом конкретном случае, вынуждают журналиста использовать и самые разные методы, поэтому в структуре одного жанра появляются элементы других. Эти внутренние взаимосвязи жанров тоже есть продукт их системного функционирования.

Жанр является определенным типом решения творческой задачи. Поэтому жанр в определенной степени лишь "форма" для конкретного наполнения материалом. Многообразие ситуаций, событий, явлений действительности, которые требуют публицистического осмысления и отражения, подвижность творческих задач и разнообразие индивидуальных подходов к их воплощению порождают сложную картину практической жизни эфира. Проблемы функционирования жанров в радиопрограмме практически не изучены. Всер. 70-х гг. Ю. А. Летунов подчеркивал, что исследование вещательной программы как целого, взаимодействие программы и жанра является "самым необходимым и защищенным участком наших теоретических изысканий". Взаимопритяжение и взаимоотталкивание жанров, их "сцепление" во многом и происходит в результате их соседства в конкретной программе. И это взаимодействие зависит от типа передачи, от ее обращенности к своей аудитории, от ролевого поведения ведущего, оттого, какие задачи и какими средствами он решает в эфире. Каждая сложившаяся программа имеет свои традиции, стиль, тональность, в которых учитываются особенности той аудитории, к которой она обращена. Например, радио «Эхо Москвы» ориентировано на новостное вещание, основные программы - новости политики и культуры, обзоры прессы, беседы с гостями, интерактивное общение со слушателями, авторские программы на различную тематику.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...