Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переговоры с преступниками голосом при отсутствии визуального контакта.

 

Способ ведения переговоров с преступниками голосом при от­сутствии визуального контакта ("в ситуации заложника"), как прави­ло, используется в так называемых локальных ситуациях, возникаю­щих, например, при бытовых конфликтах (в заложниках чаще всего оказываются родственники знакомые преступника), при преследовании убегающего преступника или когда преступник застигнут на месте преступления (заложники - случайно оказавшиеся рядом люди), при попытках освободиться из под стражи, мест заключения (заложники - сотрудники, служащие системы ОВД) и т. п. В таких случаях, прежде всего, должны быть соблюдены наиболее важные организационные момен­ты подготовки и ведения переговоров. При этом основной задачей сотрудников, оказавшихся или прибывших на место происшествия, является стабилизация ситуации:

· немедленно определить внутренний периметр (линию, условно разграничивающую зоны действия преступников и сотрудников правоохранительных органов);

· сужая периметр, приблизить его настолько к месту происшествия, насколько это возможно, однако не вызывая от­ветных насильственных действий со стороны преступников;

· место происшествия должно быть изолировано и взято под наблюдение, основные пути бегства преступника перекрыты;

· в ключевых пунктах внешнего периметра расположить группы сотрудников, вооруженных снайперскими винтовками и приборами наблюдения;

· обеспечить безусловную опознаваемость личного состава, участвующего в специальной операции по освобождению заложников.

Процесс переговоров через преграду с помощью только соб­ственного голоса и при отсутствии контакта глаз имеет свои особенности. Безусловно, человек, ведущий подобные перего­воры, должен обладать хорошо поставленным голосом, гово­рить четко, громко, небольшими и понятными предложениями; аргументы должны произноситься убедительным тоном, с чувством собственного достоинства. Однако это не исключает применения в процессе переговоров таких тактических приемов, как, например, «заикание», «тугоухость», повторение фраз преступника, перефразирование сказанного и т. д. Кроме того, при переговорах через преграду (дверь, стена, окно, угол дома и т. п.) чаще всего можно и нужно пользоваться подсказками консультанта, стоящего рядом. Они могут передаваться визу­альным, письменным или вербальным способами.

В большинстве случаев подобные обстоятельства захвата заложников характерны для мест лишения свободы, учрежде­ний, предназначенных для временного задержания граждан, или для ситуаций межличностных конфликтов в быту. Из это­го можно сделать следующий вывод: тип преступников, встре­чающихся в подобных случаях, имеет одну общую психологи­ческую особенность, выражающуюся в том, что эти люди в большей или меньшей степени оказались лишенными внима­ния и положительного отношения к себе со стороны окружаю­щих.

В этой связи психологические приемы, используемые при ведении переговоров и основывающиеся на сочувствии и сопе­реживании, приобретают наиболее важное значение. К таким приемам относятся следующие:

1) Высокий уровень теплоты с вашей стороны в ответ на то, что говорит и делает преступник, который может проявляться различными путями, например, голосовыми оттенками слов и предложений, активной демонстрацией вашей заинтересованности и попыток понять преступника, озабоченностью достижения взаимоприемлемого решения и верой в существование этого решения и т. п.

2) Высокая степень проникновения (чувствования) в ответ на то, что говорит и делает преступник, т.е. показать ему, что вы способны понять его чувства и мысли, что вы можете поставить на какое-то время себя на его место и увидеть мир так, как видит его он. Это достигается, например, демонстрацией согласия с ним, отражением его чувств, использованием речи, понятной преступнику, помощью ему осмысливать свои чув­ства и действия, осознавать свои мысли.

3) Самораскрытие (откровенная информация о себе). В свободной беседе обсуждаются собственные чувства, интересы, предпочтения и даже аспекты своей профессиональной и личной жизни. Кроме того, нельзя забывать, что самораскрытие оказывается полезным и как информационная тактика, т. е. откровенный разговор переговорщика часто вызывает откро­вения преступника.

Внимание! Необходимо помнить и о другой не менее важ­ной психологической черте таких преступников, заключающей­ся в том, что обычный стиль их общения — это демонстрация своей силы, причем как физической, так и психологической.

Поэтому при переговорах с ними важно помнить два «нельзя»:

· в диалоге занимать психологическую позицию «под» (только равная позиция и даже иногда в качестве приема пробуется «наезд»);

· недооценивать преступника, даже если он выглядит бес­помощным как ребенок в своей неспособности контролировать гнев, упрямство и желания, нельзя морализировать, критико­вать, читать нотации, т. к. если он почувствует, что вы и в самом деле не принимаете его всерьез, то вероятность его неуправляемого, буйного поведения может многократно возрасти.

Еще одной особенностью преступников подобного рода явля­ется то, что в связи с условиями, предшествующими захвату заложников, они, как правило, менее всего обеспечены необ­ходимым, на их взгляд, инструментарием для успешного до­стижения своих замыслов. Это приводит к тому, что типичны­ми их требованиями являются оружие, транспорт и, особенно когда ситуация затягивается, а преступники психологически к этому не были готовы, — наркотики, спиртное. Однако пере­говорщикам и здесь нужно придерживаться определенных пра­вил, а именно:

· не предлагать обмен сотрудников правоохранительных
органов и администрации госструктур на заложника;

· исключить передачу преступнику наркотиков или оружия;

·     не вести переговоры, находясь на слишком близком расстоянии от преступника (угроза стать самому заложником);

·     не поручать переговоры постороннему лицу;

·  контролировать ситуацию, эмоциональный фон переговоров; стараться не допускать их развития в нежелательном для правоохранительных органов направлении;

·  на этапе переговоров избегать демонстрации силы.

     Разбирая особенности подобных «ситуаций заложника», нужно отметить, что чаще всего они все-таки заканчиваются задержанием преступника(ов), однако вопрос заключается в том, с какими «издержками производства» будет подведена окончательная черта. Поэтому работа переговорщика на за­ключительном этапе не менее важна и сложна, чем на других стадиях развития ситуации.

Чтобы избежать нежелательных последствий, переговорщи­ками используется на заключительном этапе такой психологи­ческий прием, как «сохранение лица». Этот прием может быть реализован в случаях, когда:

§ преступник чувствует озабоченность быть публично побитым или униженным и может ответить неожиданным взрывом неуправляемого поведения. Задача переговорщика — по­пытаться убедить преступника в том, что возможно представ­ление ситуации, таким образом, будто он был арестован намного превосходящими огневыми илами, а не взят спокойно и тихо (т. е. силой, а не сам);

§ у преступника обострено чувство заброшенности, неспра­ведливого отношения и недостатка внимания к нему и его проблемам со стороны родственников, госструктур, коммерческих организаций и т. п. В подобной ситуации организация прессы, телевидения, встреч с родственниками и переговоров с ними под контролем общественности (роль объективного и беспристрастного судьи) вполне может нейтрализовать ситуацию.

Еще раз останавливаясь на вопросе о сути такого важного психологического приема, как помощь преступнику «сохра­нить лицо», укажем, что он базируется на удовлетворении (пусть даже мнимом) основных социальных потребностей че­ловека, например, не потерять уважения, не уронить автори­тета в значимом для себя окружении (особенно если это окру­жение — преступный мир), добиться внимания, уважения к себе самой широкой общественности, тем самым доказать свою значимость в этой жизни себе и людям, которые его обычно не ценят, отстоять свою правоту, добиться справедливости как сверхцели, на жертвенный алтарь которой кладется жизнь не только своя, но и других и т. п.

Поэтому использование психологических приемов воздей­ствия на преступника должно основываться на знании экспер­том-переговорщиком их сути. В каждом отдельном случае надо действовать по обстоятельствам, нельзя следовать каким бы то ни было правилам догматически.


Заключение.

 

Правовой основой ведения пере­говоров с преступниками в нашей стране являются ст. 2 Кон­ституции Российской Федерации, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», а также следующие нормативные документы общероссийского значения:

· УК Российской Федерации (ст. 39 «Крайняя необходимость»);

· Закон Российской Федерации «О безопасности» (ст. 2), «О милиции» (ст. 11, 12);

· Ведомственные нормативные документы: совместный Приказ МБ РФ и МВД РФ за №0228/086 от 15.XII.92 г., утвердивший Инструкцию о координации и взаимодействии федеральных органов безопасности и внутренних дел при про­ведении операции по освобождению заложников, в которой говорится об организации группы ведения переговоров, о целях и задачах ее членов, о месте группы в работе оперативного
штаба; Приказ МВД Российской Федерации за № 20 от
12.01.96г., определяющий, при каких экстремальных ситуациях создаются и работают группы переговорщиков.

Среди различных способов организации переговоров с преступни­ком выделяют следующие:

· Переговоры в условиях личного контакта (в ситуации контак­та "лицом к лицу").

· Переговоры с использованием технических средств связи.

· Переговоры голосом при отсутствии визуального контакта.

Обобщенная стратегия действий в переговорах с преступником(ами) такова:

1. Если возможен визуальный контакт, то обязательны рес­пектабельность и представительность во внешности;

2. Голос переговорщика должен быть уверенным и спокойным;

3. В начале диалога необходимо представиться и презентовать свои полномочия, спросить, как обращаться к преступнику;

4. Четко оговорить условия ведения (существования) само­го процесса переговоров (основное условие — жизнь и здоро­вье заложников) и периодически напоминать об этом;

5. В диалоге начинать свои предложения со слов типа: «Да-да, конечно..., Вы же понимаете..., Чувствуется, что вы ум­ный человек...., Вы грамотный,...надежный,...бывалый чело­век...» и т. п.;

6. Основной способ ведения переговоров с преступником - торг;

7. Основной ошибкой переговорщика является «потеря сво­его лица» и, как следствие, превращение переговоров типа «торг» в переговоры типа «соглашение» (т.е. безвольные уступки);

8. Выход из каждого диалога должен сопровождаться по­вторением достигнутых договоренностей и обговором условий следующего сеанса связи;

9. Снижение эмоциональной возбужденности преступника достигается спокойной и уверенной манерой общения перего­ворщика со стороны правоохранительных органов, началом выполнения (пусть даже самых незначительных) требований, умением переговорщика создать видимость положительной для преступника динамики происходящих событий.

10.  Параллельно должны вестись сбор информации и составление психологического портрета преступника или группы преступников.

Критерии успешности проводимых переговоров. Пере­говоры оцениваются положительно, если:

·  категоричность и рез­кость выдвигаемых требований снижается;

· количество угроз, аг­рессивных действий, например, по отношению к заложникам, перего­ворщикам и т.п. уменьшается;

· продолжительность контактов, диа­лога увеличивается, а в разговорах со стороны преступников появля­ются личные темы;

· с момента начала ведения переговоров не про­исходит насилия или убийства заложников, переговорщиков, сотрудни­ков правоохранительных органов, случайных граждан;

· заложники освобождаются;

· преступники отказываются от реализации своих за­мыслов. Указанные критерии применимы как в совокупности так и по отдельности.


Практическое задание

На основании характеристик определить акцентуации характера и темперамента сотрудника ОВД.

Задание 1. Недостаточно управляем. Главное в жизни – влечения, инстинкты. Импульсивен. По пустякам вступает в ссору с руководством отдела. Груб, агрессивен, несдержан в словах. Нередко дает волю рукам. Привязчив, заботлив, любит животных. Склонен к употреблению алкоголя. Тугодум, уделяет чересчур много внимания мелочам, отвлекаясь от главного. С трудом поддается воспитанию. Имеет атлетическое телосложение.

Ответ: Холерик (нервная система второго типа) - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над тормо­жением. Он отличается большой жизненной энергией, но ему недостает самообладания, поэтому он вспыльчив и несдержан. Такой человек приступает к делу с полной отдачей, со всей страстностью, увлечён­но, но сил ему хватает ненадолго, и как только они истощаются, у него появляется "слюнявое настроение". Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Увлекшись каким-нибудь делом, он чересчур налегает на свои силы и в конце концов истощается больше, чем следует, дораба­тывается до того, что ему всё невмоготу. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость движений, порывистость и т.д. В общении он вспыльчив, необуздан, нетерпелив, несдержан, криклив.

Например, у холерика сильная нервная система, он легко пе­реключается с одного дела на другое, но его безудержность в поведении, неуравновешенность нервной системы уменьшают уживчивость (иначе говоря, совместимость) с другими людьми (школа Теплова Небылицина).

Акцентуация характера – Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Для него характерна по­вышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, уг­рюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам. Отмечается замедленность вербальных и невербальных реакций, низкая контактность в общении (по Леонгарду).

Акцентуация темперамента – Экзальтированый тип. Яркая черта людей этого типа способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости. Словоохотливы, влюбчивы. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны. Подвержены сиюминутным настроениям, по­рывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали.

Иксотимик спокойный, маловпечатлительный, характеризует­ся сдержанностью жестов и мимики. Трудно приспосабливается к пере­мене обстановки, мелочен. Отличается невысокой гибкостью мышления. Имеет атлетическое сложение. При психических расстройствах прояв­ляет предрасположенность к эпилепсии (по Э.Кречмеру).

Желчный (или холерический) темперамент отличается жесткостью и резкостью черт, глаза живые, взгляд твердый, нижняя губа часто выдается вперед. Люди этого темперамента чаще имеют лицо смуглое или желтоватое, волосы густые и жесткие, самое обыкновен­ное выражение лица показывает самоуверенность и твердость, а иногда жесткость и насильственность. Человек такого сложения рав­но способен и к самым великим преступлениям и к самым высоким добродетелям, среди представителей данного темперамента наиболее часто встречаются люди, призванные управлять и повелевать себе подобными (по книге Из. Бурдона – 1864 г.).


Задание 2. Оптимист. Легко ставит на карту свой авторитет. Чрезмерная жажда деятельности часто превращается в бесплодное разбрасывание. Феноменальная беспечность часто толкает его к употреблению алкоголя.

Ответ: Сангвиник (нервная система первого типа: сильный, уравнове­шенный, подвижный) - это человек быстрый, легко приспосабливающий­ся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопро­тивляемость трудностям жизни. Он в высшей степени подвижный, общи­тельный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в об­щении и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный дея­тель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоян­ном возбуждении, в противном случае он становится скучным и вялым.

Акцентуация характера – Демонстративный тип. Характеризуется способностью к вы­теснению, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контак­тов. Склонен к фантазии, ленивости, притворству. Им движут стрем­ления к лидерству, потребность в признании, жажда власти, похвалы. Он обходителен, артистичен. Способен увлечь других неординар­ностью мышления и поступков. Но вместе с тем эгоистичен, недобро­совестен в работе.

Акцентуация темперамента – Гипертимический тип. Людей этого типа характеризует чрез­вычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, ми­мики, пантомимики, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди.


Список использованной литературы.

1. Андреев Н.В. Тренинги оп переговорной деятельности. – М., 1996

2. Буданов А.В. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников. Учебно-методические материалы для слушателей. – М., 1995

3. Васильев В.Л. Юридическая психология. – М., 1991

4. Илларионов В.П. Заложники и переговорщики. Советская милиция, 1991, №9

5. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Учеб. пособие в 2 частях / под ред. Ю.В. Наумкина, 1995

7. Психологическое обеспечение ведения переговоров с преступниками при захвате заложников. Методические рекомендации. Управление внутренних дел Ивановской области. Иваново, 2006

8. Романов В.В. Юридическая психология. – М., 2002.

9. Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г., Дудкина Е.И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: Курс лекций. – Воронеж. 1998.

10. Якушин Н.М., Артюх А.Г. Организация и тактика ведения переговоров при освобождении заложников. – М., 1993

11. Кречмер Э. Строение тела и характер: Пер. с нем. — М., 1930.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...