Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект и предмет политологии

Контрольная работа

Тема: Основы политологии


Содержание

1 Объект и предмет политологии

2 Субъект и объект власти

3 Компоненты политической системы

4 Формы государства

5 Социально-экономические права граждан в Республике Казахстан

 


Объект и предмет политологии

 

Понимание сущности и специфики политологии невозможно без определения объекта и предмета этой науки Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Предметом исследования конкретной науки является та часть, сторона объективной реальности, которая определяется спецификой данной науки. Предмет науки является воспроизведением эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с точки зрения этой науки закономерных связей и отношений данной реальности.

Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу: наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие “Политика” привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания.

Укажем на некоторые наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики и ее определению. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей - классами, нациями, социальными группами и слоями, В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма

Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек существо по своей при роде общественное и реализовать себя он может только в обществе - в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или “общения” людей.

Позднее антропологические трактовки политики обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными определениями. Они акцентируют внимание на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики, определяя ее динамику. Формами взаимодействия субъектов политики могут быть борьба, столкновение, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус и др. Акцент на борьбе как основной форме политических отношений особенно был усилен в марксизме, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории.

Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти одного класса над другим, одной социальной группы над другими, одной личности над массой и т.п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть - первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Классик политической науки, немецкий социолог М. Вебер подчеркивал, что политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь-то между государствами, будь-то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти. (Вебер М. Избранные произведения. М.-1990.-С.64б). Определение политики через власть характерно для многих мыслителей

-Н.Макиавелли, В.Парето, К.Маркса и др. Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный.

Властные определения политики конкретизируются и дополняются с помощью институциональных дефиниций. Последние рассматривают политику как сферу взаимодействия государства, партий, других общественно-политических институтов и структур, в которых воплощается и материализуется власть и политика. Данные политические институты возникают по мере осознания классами и другими социальными группами, своих интересов для их представительства и защиты. Центральное место в политической системе общества занимает государство, представляющее собой универсальную политическую организацию, обладающую легитимным правом на принуждение.

Современных условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественныё организации и движения, группы давления.

Обладание таким ресурсом, как власть, определяет верховенство политики в системе общественных отношений, обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению. политики, связанный с объяснением ее функций - управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др. Приверженцами функционального подхода к пониманию политики являются американские ученые Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд и другие представители системного анализа

Политика выступает как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы), способность воздействовать практически на любые стороны жизни функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними. Политика глубоко опосредована экономической сферой общества, экономическими отношениям и интересами, концентрированным выражением которых она является. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью и оказывает Обратное воздействие на экономику и другие сферы общественной жизни. Тесная связь существует между политикой и моралью, Политикой и культурой, политикой и идеологией.

Различают Политику внутреннюю и внешнюю Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В Зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия возможно выделение экономической социальной, культурной, национальной демографической и других видов политики.

Внешняя Политика - это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями международными организациями. Внешнеполитический курс любого государства определяется главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном итоге, и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу - сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

Указав на сферу политики как объект политологии, постараемся определить ее предмет. В научной литературе вопрос о предмете политологии трактуется далеко не однозначно. Имеются существенные разногласия в оценке границ, содержания политологии, круга охватываемых ею проблем и даже названии этой области знания. Наряду с понятием «политология» широко употребляются термины «политическая наука», «политические науки». Во многом это объясняется различными национальными традициями в использовании политических терминов, непропорциональностью развития отдельных политических дисциплин в Европе и Америке, плюрализмом научных школ и направлений политической мысли. Но основная трудность в определении предмета политологии обусловлена прежде всего сложностью и многоплановостью объекта политологического знания. Сфера политики, политические отношения, институты и процессы изучаются не только политологией, но и другими социальными и гуманитарными науками - философией, социологией, правоведением, психологией, историей и др. Существует целый комплекс научных дисциплин, которые возникли как бы на стыке собственно политологического и иного обществоведческого знания - политическая философия, политическая социология, теория государства и права, политическая история и т.д.

В связи с этим встает вопрос, в чем специфика предмета политологии в сравнении с другими смежными науками? Охватывает ли политология все богатство политической жизни или занимается определенным кругом проблем?

Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую психологию другие политические дисциплины Политология предстает здесь как междисциплинарная сфера гуманитарного знания с высокой степенью сложности и многомерной структурой. Ее интересует весь «мир политического» как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством, институтами, принципами, нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества.

Политология в таком ее понимании объясняет не только отдельные аспекты политической действительности, но в синтезе - всю совокупность и развитие политических отношений и. политической практики. Политология как интегративная, комплексная отрасль современных знаний имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития.

Согласно другой точке зрения, политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Как относительно самостоятельная область политических исследований, она не охватывает всю политическую проблематику, а имеет свой специфический предмет изучения. Предметом политологии в узком смысле слова являются закономерности становления и развития политической власти,. формы и методы ее функционирования в государственно-организованном обществе.

Категория власти наиболее полно выражает сущность и содержание феномена политики. Своеобразие политологии заключается в том, что все социально-политические явления и процессы она рассматривает через призму политической власти.

Исследование политической власти предполагает вытеснение ее объекта и субъектов, целей власти, которые формулируются политической идеологией; функций власти, т.е. ее основных задач, направлений деятельности, механизмов, структуры власти (политических систем); способов ее осуществления (политических режимов).

 


Субъект и объект власти

 

К структурным компонентам власти относятся субъект власти, объект власти, властные ресурсы.

Субъект власти - это лицо, организация, Социальная группа или общность, обладающие властными ресурсами и полномочиями и реализующие их в том или ином социальном пространстве. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств, прежде всего политической волей к власти. Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность, индивидуальный носитель власти должен быть компетентным, понимать состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, не все реальные носители власти одинаково наделены этими качествами.

Субъекты политической власти имеют сложный многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ – политические элиты и лидеры. Между этими уровнями обычно существует связь, но она может и прерываться Так, например, политические лидеры, придя к власти, зачастую отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий.

Объект власти. Поскольку власть — это всегда процесс взаимодействия, в ней можно выделить и еще один структурный компонент Это объект власти, который составляет нерасторжимую пару с субъектом Но если субъект активен, то объект играет пассивную роль, подчиняясь воле субъекта и принимая его решения Мотивация подчинения бывает разнообразна Она может базироваться на страхе перед санкциями, на бездумной привычке повиноваться, на заинтересованности в выполнении распоряжений, на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на самоотождествлении объекта с субъектом власти; на вере в идеологические догмы.

Власть, основанная на страхе, очень сильна. Этим Пользовались тираны, узурпаторы, основатели тоталитарных режимов. Однако страх парализует волю сравнительно ненадолго, поэтому такая власть в скором времени ослабевает. Легче воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения в традиционных обществах. Поскольку привычная власть не вызывает возмущения или отторжения, воспринимаясь как нечто само собой разумеющееся, то она очень стабильна, пока у массы людей не развивается способность ее критического переосмысления.

Наиболее стабильна власть, основанная на личной заинтересованности. В таких случаях люди подчиняются добровольно и охотно. У них развиваются другие типы позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации с субъектом власти.

Подчинение по убеждению связано с вовлечением в мотивацию глубоких слоев сознания, когда задействуются менталитет, ценностные ориентации и установки, составляющие «вторую природу личности (ее «первая природа» образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти во имя каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т. п.) - важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Авторитет — это наделение субъекта власти высоко ценимыми в обществе качествами, мотивирующее послушание без убеждения или угрозы санкций. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждении. В зависимости от лежащих в его основе качеств и специфики вида деятельности авторитет бывает научным (интеллект, образованность), деловым (компетёнтность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т. п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...