Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Здравствуй, племя младое, незнакомое. . .




 

Порой можно услышать от того или иного тренера, что, мол, ребятам в его новой тройке.всем вместе... 54 года. «Им всем по 18», — с гордостью поясняет он. И журналисты подают эти слова тренера чуть ли не как радостную сенсацию.

А радоваться тут, по-моему, особенно нечему. Это ведь плохо, что всем по восемнадцать. Такое звено дол­го еще во многих трудных сражениях будет напоминать трех телят, впервые попавших на лед. И дай бог, что­бы первые неудачи не надломили психику юных хок­кеистов. Ведь в современном силовом хоккее им пона­чалу просто не будет хватать силенок, и потому они, предоставленные самим себе, могут сорваться, оказать ся легкой «добычей» для опытных, закаленных во мно­гих битвах защитников.

Проблема смены поколений, ухода из коллектива за­служенных, опытных мастеров и прихода новичков очень сложна и болезненна.

Так было и в те дни 1954 года, когда на место Вик­тора Шувалова мы пробовали молоденького Веню Алек­сандрова, так происходило и сейчас, когда мы у себя в ЦСКА вводили в основной состав молодежную трой­ку Виктора Полупанова.

И все-таки сейчас все происходит иначе. Мы стали умнее, и потому по-иному, не так, как прежде, реаги­руют ветераны на появление в основном составе юнцов...

К сезону 1965/66 года ЦСКА начал готовиться рано, и к 11 сентября, дню нашей первой официаль­ной встречи (в рамках турнира армейских команд), мы провели довольно много встреч с различными сопер­никами.

В нападении мы располагали четырьмя тройками. Кроме трех опытных звеньев, в этих первых встречах сезона принимали участие и наши юноши.

На мой взгляд, Викулов, Полупанов и Фролов в хо­де подготовки выглядели сильнее, чем звено «Б», где играли ветераны Волков, Сенюшкин и Фирсов. Моло­дежь наша сорвалась лишь однажды, когда проиграла в Новосибирске местной «Сибири» свои отрезки со сче­том 0: 1. И потому мы решили на первую официальную игру, где пока-зывали свой самый сильный состав, по­ставить именно молодежную тройку.

Но прежде чем принять это решение, мы, тренеры, советовались с ветеранами команды.

Лишь один хоккеист был как будто не совсем уве­рен в правильности и целесообразности нашего предложения. Когда я спросил Эдуарда Иванова, кого бы он поставил на игру — звено «Б» или молодежь, если бы завтра нам предстояло играть со «Спартаком», Эдик, подумав, ответил:

— Волкова, Сенюшкнна и Фирсова.

— А почему именно их?

— Опытные ребята, не будут нервничать, не растеряются в самой сложной ситуации.

— Значит, молодежь рискованно ставить? — уточ­нил я.

— Конечно, слишком молоды они еще!

— Вот так аргумент! А, сколько было тебе, Эдик, когда Владимир Кузьмич поставил тебя в команду? Ведь и Егоров тогда рисковал. Наверное, были защитники и более опытные, чем восемнадца­тилетний Иванов...

 

— Ну ладно, — согла­шается Иванов, — давайте рискнем...

Собираем тренерский совет. В этот совет, кроме тренеров, входили Кон­стантин Локтев, Александр Альметов, Олег Зайцев, Александр Рагулин, Анатолий Фирсов и врач команды Алексей Ва­сильев.

Вырисовывается общее мнение: всем, конечно, жалко, очень жалко Ле шу Волкова и Валю Сенюшкина, но и о молодежи пора всерьез подумать. Ветеранам нужна смена.

И вот что самое приятное: как будто сговорившись, и Локтев, и Альметов, и Рагулин говорят прежде всего о том, какие честные, скромные, - трудолюбивые наши молодые ребята, и уже во вторую очередь об их уме­нии играть в хороший хоккей.

Большое значение имело мнение Рагулина, ибо Алек­сандр в ЦСКА пользуется репутацией исключительно честного, прямого человека.

В нашей команде играл один сезон вратарем его брат Анатолий — Антон, как мы его называем. Алек­сандр очень любит брата; когда тот стоял в воротах, Саша сражался, кажется, с удвоенной энергией и само­отверженностью, особенно часто бросался под шайбу, закрывая своей грудью Антона и ворота. Но тот же Саша Рагулин первым предлагал не ставить брата на игру, если он не в форме, если к сегодняшнему матчу был более надежен другой вратарь — В. Толмачев.

И Саша высказывается за молодых. Итак, вопрос ясен.

Подобную задачу — кого ставить: ветерана или юношу — каждый тренер решает не один раз в своей практике. Рано или поздно. Чаще или реже. Но не столкнуться с ней невозможно. Это закономерность. И в жизни и в спорте уходят одни поколения и прихо­дят другие. И грустно и радостно. Грустно прощаться с хоккеистами, так много сделавшими для коллектива, радостно встречать новую поросль талантливых и по-своему интересных спортсменов.

Итак, вопрос звучит совершенно недвусмысленно. Приходит час, и тренер в один прекрасный день заме­чает, что молодой хоккеист, кажется только вчера еще пришедший в команду, уже догнал заслуженного и опытного ветерана. И возникает вечный для спорта во­прос: кого ставить сегодня, именно сегодня — старшего или младшего, если они совершенно равны?

Я думаю, старшего. При одном, конечно, непремен­ном условии: он должен передавать свой опыт млад­шим, помогать им расти, совершенствовать свое мастер­ство, быть человеком глубоко порядочным. Кстати, та­кими именно старшими я считал и считаю Сенюшкина и Волкова, Локтева и Брежнева и других наших вете­ранов.

Тут решает, на мой взгляд, не перспектива, а реаль­ное соотношение сил. Пусть младший докажет (ведь у него все еще впереди), что он достоин заменить ветера­на. Пусть поборется за свое право. Не надо создавать молодым искусственного преимущества: метрики вовсе не самое главное в жизни человека. А борьба только закаляет. Кроме того, и сегодняшнему юнцу когда-ни­будь будет за тридцать; нельзя, чтобы он забывал об этом.

И если мы решили ставить молодых, то только уве­ровав, что они сильнее. Решение было принято. Хотя не совсем такое, о котором шла речь вначале. Но об этом потом, а пока вернемся к нашим ребятам.

Вечером, накануне нового официального матча нашей команды, уже после того, как я объявил состав на пред­стоящую игру, в комнату, где находятся тренеры и врач» кто-то тихонько постучал.

Я вышел в коридор. У дверей стояли Витя Полупа­нов и Володя Викулов.

— У нас к вам разговор...

Приглашаю ребят в комнату. Там в это время, кро­ме, меня, никого не было.

Ребята помялись чуть-чуть, потом один из них решился:

— Анатолий Владимирович! Нам очень неудобно, что из-за нас не будут играть Леша и Валя. Мы ведь понимаем, как важно им было попасть сегодня в состав... Они ведь нас учили...

Не скрою, эта минута была для меня едва ли не самой счастливой в году.

Как это здорово, что у нас в ЦСКА такая обстанов­ка, когда ребята искренне беспокоятся о своих товари­щах, когда вполне закономерное соперничество спортс­менов за место в основном составе отходит на второй план, отступает перед благодарностью к товарищам, к тем, кто учил тебя! Как это радует тренера, что ребя­та выросли у нас в ЦСКА не только хорошими хоккеи­стами, но и хорошими, славными людьми! Вот оно, при­шедшее со временем в наш хоккей благородство.

Я тем более радовался приходу Полупанова и Викулова, их реакции на большое доверие и признание кол­лектива, что когда-то, еще до войны, сам вел себя в по­хожей ситу-ации иначе.

Тогда я учился в высшей школе тренеров. Работал в то время в Московском институте физкультуры пре­подавателем, и учил нас всех играть в хоккей с мячом и футбол славной души человек Иван Алексеевич Цапко.

И вот однажды на собрании секции, где обсуждался состав нашей команды, присутствующие предложили, чтобы отныне центральным нападающим играл я, а Иван Алексеевич пусть, мол, перейдет в полусредние (необходимо, вероятно, пояснить, что в те годы место центрального нападающего считалось самым почетным. «Центр» был обычно сильнейшим в линии нападения и находился в фокусе всеобщего внимания).

И вот я сижу, слушаю лестные слова и радуюсь. И невдомек мне, зеленому, подумать об Иване Алексеевиче о его переживаниях. Молодость бывает порой слишком эгоистична! И хотя потом мы с Иваном Алек­сеевичем поменялись местами, мне до сих пор стыдно, что тогда, на секции, я промолчал.

И тем более радостно, что сегодня молодые ребята, мои ученики, не повторяют моих ошибок, что они бо­лее деликатны, тонки в своих отношениях со старшими.

Я поблагодарил ребят за заботу о товарищах, но объяснил, что не из-за них, Викулова и Полупанова, не играют Сенюшкин и Волков. Виноваты в этом сами Леша и Валя, виноваты, что остановились в росте сво­его мастерства.

Матч 11 сентября закончился нашей победой с круп­ным счетом -— 12: 2. Звено, в котором выступали Викулов, Полупанов и Фирсов, выиграло 6:0. Но..: как попал в эту тройку Анатолий Фирсов? И почему не играл Фролов? Ведь на тренерском совете речь шла о Фролове?

Я уже писал, что практика работы тренером убеди­ла меня, что в первые дни становления новой тройки крайне важно иметь в ней опытного мастера, который сможет повести за собой молодежь, руководить ее иг­рой, подсказывать, когда нужно, молодым хоккеистам наиболее правильные решения. И потому окончательное решение тренерского совета было таково: вместе с мо­лодыми поставить Фирсова.

Эксперимент оказался удачным, ибо такой выдаю­щийся мастер, каким стал сейчас Фирсов, может (по­вторяю, я в этом убежден) играть в любой тройке без всяких предварительных тренировок.

Нас, откровенно говоря, смущало перед матчем дру­гое. Ведь Толя — ближайший друг Вали Сенюшкина, они дружат семьями.

Но оказалось, мы зря допускали даже самую мысль, что Фирсов может что-то неправильно понять и оби­деться на друга. Толя, оставаясь верным другом Сенюшкина, тем не менее сделал все возможное, чтобы мо­лодежь провела матч успешно. Я слышал, как объяснял он ребятам их ошибки, подсказывал, как надо играть в той или иной ситуации, как он старался играть на них, а порой — в первое время — и за них.

И я подумал, насколько же важна дружба в коллек­тиве, та большая дружба, что сплачивает спортсменов, учит их быть принципиальными, заставляет забывать о лич-ных привязанностях и поступать так, как это нуж­но всему коллективу.

Эта же дружба, думаю, руководила Костей Локте­вым и Виктором Кузькиным, когда они искренне и го­рячо поддерживали младших товарищей, поздравляли их с успехом и что-то объясняли в те минуты, когда оба звена — и самое опытное и самое молодое — ожи­дали своей очереди выйти на лед.

А Толя Фирсов оказался еще и неплохим педаго­гом. Он помогал Виктору и Володе очень спокойно, до­брожелательно, тактично, ничуть не кичась своим опы­том: он советовался с ребятами как с равными ему по классу мастерами, и ребята, особенно немного мнитель­ный Полупанов, буквально расцветали от такого к ним уважения.

Новая тройка выиграла, как я говорил, свой первый матч с крупным счетом. Это и обрадовало меня, и ес­ли быть до конца откровенным, немного обеспокоило. Я вдруг испугался, что такая победа может быть вос­принята молодыми хоккеистами неправильно. Вскружит им голову. И потому (заранее оговариваюсь, что не уве­рен в правильности своего решения) я специально по­старался найти в игре Викулова и Полупанова недо­статки. Подчеркиваю — если бы их, этих недостатков не было, я придумал бы их. За игру оба получили по «четыре».

А на следующей тренировке я предложил Полупа­нову особенно настойчиво пора-ботать над пасом в одно касание, а Викулову — над точностью броска. Для них был вве-ден дополнительный час занятий.

Ну, а что же Анатолий Фролов, третий нападающий из этого звена?

Он вначале, когда для него была создана обнаде­живающая обстановка, подавал надежды, стал в соста­ве ЦСКА чемпионом страны, получил золотую медаль. Но время шло, а Анатолий остановился в своем росте. Ему, конечно, было нелегко: запасному хоккеисту всегда труднее, чем игроку основного состава. Фролов как-то сник, понизил требовательность к себе, и мы вынужде­ны были отказаться от его услуг.

 

ПРИХОД ИГРОКА В КОМАНДУ

 

Конечно, когда в команду мастеров приходит спортс­мен из нашей хоккейной школы, дело обстоит просто. Он был все время на глазах. И он нас знает, и мы с ним хорошо знакомы. Так было и с Викуловым, Полу­пановым и другими.

Но все значительно усложняется, когда в команду приходит сложившийся игрок из другого коллектива, Как его ввести, в новую обстановку, как приобщить к нашим интересам, как сдружить с ребятами? Ведь он в чем-то, может быть, виноват перед тем прежним своим коллективом, перед бывшим тренером. И потому вполне объяснима определенная настороженность и да­же недоверчивость ребят.

Я всегда стремлюсь совершенно конкретно знать мотивы ухода из прежней команды, чтобы он по та­ким же точно причинам не покинул через год-два и нас И я считаю, что слияние нового игрока с коман­дой не должно быть искусственным. Не надо вводить его в коллектив по принципу «любите и жа­луйте».

Вряд ли стоит обнадеживать новичка, уверять, что ребята его сразу же примут. Ведь на его месте кто-то до этого играл, и у того, ушедшего, были товарищеские связи с оставшимися, и ребятам прежнего товарища, может быть, жаль. Вероятно даже, что у них есть ка­кая-то обида на тренера за своего старого товарища и они переносят эту обиду на новичка... Не нужно дебю­танта и намеренно хвалить. Пусть заслужит добрые слова и уважение новых своих товарищей собственны­ми усилиями.

Чрезвычайно интересна и проблема ввода молодого хоккеиста в уже устоявшееся, сыгранное звено. Как ре­жиссер беспокоится о целостности спектакля, вводя но­вого актера на какую-то роль, прибегая к замене, порой вынужденной, так и тренер должен непременно помнить о сохранении прежней силы звена, бережно хранить его игровые тактические связи.

Говорят, что в искусстве крайне важно быть всегда в поиске; актер призван даже в давно разученной роли искать что-то новое, не останавливаться на однажды найденном, постоянно обогащать какими-то дополни­тельными штрихами.

В спорте такое творческое понимание своего амплуа, своих игровых функций не менее важно. Здесь не только зритель, но и соперник заставляет тебя все время идти вперед, придумывать, отыскивать, разрабатывать, ут­верждать что-то новое.

Очевидны успехи звена Полупанова в последнем се­зоне. Эта пятерка хоккеистов сделала заметный шаг в уровне своего искусства. Звено бросило вызов меж­дународному хоккею, впервые играя на чемпионате ми­ра по новой системе, с иной, невиданной прежде рас­становкой сил на поле, с неизвестными в прежнем хок­кее игровыми связями. Звено сыграло отлично. Это видно всем, и, стало быть, как будто можно уже оста­новиться на этом составе и ограничиться тем, что про­сто совершенствовать его искусство, оттачивать взаимо­действие между хоккеистами — ведь звено доказало уже свое огромное преи-мущество над всеми сопер­никами.

Однако допускать самоуспокоения ни в коем случае нельзя. Время стремительно и неудержимо. И тот, кто не имеет себе равных сегодня, завтра найдет множество после-дователей и уже в силу одного лишь этого пере­станет идти первым. Поиск, усиление звена, команды должны быть постоянными; они не могут прекратиться ни на секунду.

Вот почему мы в новую систему в звено Полупано­ва вводим сейчас молодого хоккеиста — Володю Лутченко.

Этот парень вырос у нас, в ЦСКА; в решающих матчах сезона, последних матчах первенства страны и в кубковых встречах он играл на месте большого масте­ра Эдуарда Иванова.

Мне говорили, что это слишком рискованно — по­ставить молодого хоккеиста в высо-коклассное звено, иг­рающее в новый и крайне сложный хоккей. Безусловно, в этом есть риск. Но что прикажете делать? Такой за­мены требуют большие интересы нашего хоккея. В том числе, как мне кажется, и интересы национальной сборной.

Володя Лутченко — это се­годня, конечно, не Иванов. Кто же с этим станет спо­рить?! Эдуард опытный, злой в игре хавбек, мастер, действия которого технически расчетли­вы. Но если подумать сейчас о завтрашнем дне хоккея, пред­ставить себе, каким станет ам­плуа хавбека, то нельзя не пред­угадать, что в будущем хок­кеист, исполняющий роль полу­защитника, должен будет обла­дать еще большими игровыми крыльями, еще большим радиусом действий, большей фанта­зией и выдумкой. Я никак не хочу критиковать Ивано­ва — Эдуард в наши дни в этом амплуа лучший, спасибо ему, но больше, чем сейчас, дать он уже не сможет. А вот юный Володя Лутченко, если ему до­верять, в ближайшие годы за­рекомендует себя как большой хавбек, как игрок огромного масштаба.

Что бросается в глаза, когда смотришь на этого молодого хоккеиста? В первую очередь неуемная жажда игры, большая разрушительная мощь, азартность, до­статочно хорошее понимание момента, когда нужно от­дать шайбу, стремление выдать ее своевременно и ост­ро. Пока ему, правда, не хватает технической грамотности, времени на ориентировку. Но его сегодняшняя игра с техническим браком меня сейчас не волнует, тех­ника — дело наживное, пройдет время, и Володя ликви­дирует огрехи и в своих действиях.

Я верю в Лутченко. Верю, потому что это очень хо­роший, трудолюбивый и скром-ный юноша.

Поскольку в этой книге я рассказываю обо всем от­кровенно, то (дело прошлое!) расскажу историю появ­ления в нашей команде Эдуарда Иванова.

Он довольно активно старался попасть в ЦСКА. И как-то раз пришел ко мне домой и попросил взять его в команду.

Но мне совсем не хотелось брать Иванова в ЦСКА. Слишком уж сомнительная репу-тация была у Эдуарда.

Я так и сказал ему:

— За тобой числятся очень большие грехи. Слиш­ком ты легкомысленный человек... А нарушители спортивного режима у нас и свои, к сожалению, есть.

— Что же я, неисправимый? Буду в ЦСКА — со всем покончу...

Разговор наш остался неоконченным. Вопрос — нере­шенным. Договорились, что каждый подумает над ним еще.

Через две недели в моей квартире снова раздались два продолжительных, энер-гичных звонка: пришел Иванов.

Я удивился.

— Зачем ты пришел? Насколько я знаю, в эти две недели ты вел себя по-прежнему...

Теперь уже удивился Иванов.

— Но я же не знал, что вы меня к себе возьмете! Сразу я даже не понял, чего больше в этом ответе — хитрости, наивности или потрясающей безответ­ственности, равнодушия к себе!

Пришлось еще раз отложить разговор. Но теперь уже не на две недели, а на два месяца.

В третий раз Эдуард пришел вместе с женой. Поклялся, и жена подтвердила, что в эти недели он вел себя чуть ли не как ангел.

После, длительных раздумий и колебаний я все-та­ки рискнул включить Иванова в состав ЦСКА. Но мы взяли «го под строгий контроль, предупредили, что можем и отказаться от его услуг, если он вернется к прежним «увлечениям».

Войти Иванову в коллектив весьма помогло то важ­ное обстоятельство, что мы приняли его в ЦСКА по рекомендации одного из ведущих спортсменов коман­ды — Константина Локтева.

Рекомендация и поручительство авторитетного члена коллектива может сыграть решающую роль в слиянии новичка с командой, в создании условий, при которых полностью могло бы раскрыться и вырасти его мастерство.

Эдуард вначале был у нас пятым защитником, по­очередно подключался в уже сыгранные пары, затем он получил постоянного партнера — Александра Рагу-
лина! Рос класс игры Иванова, и вскоре он вошел в число ведущих хоккеистов страны. Вместе с Рагулиным, Виктором Кузьминым, прекрасным защитником из мос­ковского «Динамо» Виталием Давыдовым Эдуард со­ставлял костяк обороны нашей сборной. Он, как опытный, закаленный воин, обладает многими прекрасными качествами — храбро-стью, отвагой, решительностью. Этот защитник поражал своей преданностью хоккею,
своей страстностью, жаждой боя...

К новичку тренер обязан на первых порах относиться с особым тактом и пони-манием. Многое будет зависеть и от самого спортсмена, и если он не эгоист, а хороший парень, слияние его с коллективом пройдет спокойно, быстро и безболезненно.

Интересно решил проблему слияния молодых хок­кеистов со сложившимся коллек-тивом старший тренер "московского «Динамо» Аркадий Иванович Чернышев! В «Дина-мо» пришли два хоккеиста из новокузнец­кого «Металлурга» — А. Мотовилов и В. Само-чернов. Казалось бы, они должны были играть в одном зве­не — как-никак друзья, погодки, в своей команде сыгрались друг с другом. С этим нельзя было не счи­таться. Но Аркадий Иванович поставил их в разные звенья. И в этом я вижу проявление его мудрости.

Перед новичками стояла сложная задача: как можно быстрее понять динамовский почерк игры, освоиться с тактическими нюансами в их действиях.

Поскольку ребята стали играть в разных тройках, непосредственное влияние на них в ходе игры теперь оказывает не один ветеран «Динамо» (как было бы, если бы они играли в одном звене), а по два в каждой тройке.

И Мотовилов и Самочернов в этих условиях смогли больше общаться с новыми товарищами. Они не чув­ствуют себя колонией. И оттого слияние их с коллек­тивом динамовцев стало более полным: не только игровым, но и человеческим.

А это очень важно. Ведь переход из «Металлурга» в Москву был для ребят связан с определенной пси­хологической перестройкой. Там, в Новокузнецке, они были лучши-ми, задавали тон, их популярность росла с каждой игрой. А здесь, в «Динамо», они стали обычными новичками в опытном и сильном коллективе.

Удача сближения дебютанта с командой во многом зависит от педагогического мастерства тренера: он должен верить, что новый игрок обязательно войдет в основной состав. Закрепится в нем, полностью про­явит в непривычной обстановке свой талант.

Дебют не должен обернуться обидой. Мне кажется очень важным, чтобы после первых игр старожилы команды почувствовали, что новичок им необходим, что он усиливает команду, что с его приходом выигры­вают все.

Но нельзя, приглашая хоккеиста в команду, «за­дабривать» его, ставить в какие-то привилегированные условия. Я думаю, что гораздо важнее постепенно и умело проявить свое внимание к нему, свою (и коман­ды) заинтересованность иначе — постепенно и умело ввести дебютанта в учебный тренировочный процесс, принятый в новом коллективе. Может быть, новичок привык к иному режиму тренировочной работы, и с этим нельзя не считаться.

Некоторые тренеры полагают, что есть смысл оста­вить для дебютанта тот метод занятий, которому он следовал в своей команде: трудно перестраиваться на новый лад, приспосабливаться к иным, чаще всего — повышенным требованиям.

Вряд ли это верно, вряд ли педагогично: в коллек­тиве теперь будет два режима тренировок, причем для новичка — менее объемный. Конечно, нельзя сра­зу отбивать у новичка чрезмерными для него нагруз­ками желание работать — он ведь, возможно, не при­вык столько тренироваться. И тем не менее постепен­но, разумно он тоже должен перейти к новому режиму занятий.

А давать ли дебютанту сразу место в команде? Ответ не может быть однозначным. Однако я полагаю, что если приходит игрок, который хорошо заре-комендовал себя в прежнем коллек­тиве и у наших хоккеистов есть в него глубокая вера, то ему нужно сразу дать место. Не следует устраивать конку­ренцию — пусть спо-койно вхо­дит в команду. Конечно, при непременном условии, что па­рень умный и правильно поймет жест тренера: будет стараться доказать, что в коллектив он попал по праву.

Хочу рассказать о некото­рых своих, заблуждениях, свя­занных с принципами форми­рования команды.

Я думал раньше, что из лю­бого способного парня может вырасти большой мастер хок­кея. И вот частенько случалось так, что мы приглашали одарен­ного юношу, работали с ним, ставили на самые ответствен­ные матчи, доводили его до уровня мастера спорта, он был даже чемпионом Советского Союза, но все-таки большим мастером так и не ста­новился.

В чем же дело? Зрительно несложно определить уровень подготовки игрока. Мне, например, для этого достаточно посмотреть одну хорошую игру равных со­перников. Но вот угадать, вырастет ли из юнца гросс­мейстер хоккея, пригодится ли он для нашей сбор­ной—трудно.

Оказывается, не уровень мастерства спортсмена в определенный момент его спортивной биографии предопределяет будущее этого спортсмена. Нет, ре­шающую, главную роль, и мы в этом убеждались уже не раз, играют его человеческие качества — харак­тер, порядочность, волевая заряженность, умение чем-то пожертвовать, от чего-то (от многих соблазнов прежде всего) отказаться. Моя ошибка, да и не только, наверное, моя, но и других, видимо, тренеров, заклю­чается в том, что мы порой знаем парня только как хоккеиста, более талантливого или менее талантливо­го, но совсем не знаем или знаем плохо его как чело­века, не распознаем внутренние человеческие качества будущего игрока нашей команды.

Еще одна интересная закономерность. Молодежь прокладывает путь молодежи.

Вспомните снова, пожалуйста, Любляну и Вену. Два последних чемпионата мира и Европы.

Приход молодых В. Полупанова и В. Викулова в сборную команду, их успех, создание целого звена, не выпадающего по уровню игры из состава сборной, это был, конечно же, рискованный эксперимент, но коли он удался, это позволило тренерскому совету и тренерам сборной с уверенностью вести линию на омо­ложение нашей национальной команды.

Отличная игра Викулова и Полупанова открыла дорогу в сборную Виктору Ярославцеву и Александру Якушеву, новобранцам венского призыва.

Но еще раз хочу оговориться: паспорт, молодость сама по себе — вовсе не самый веский аргумент для; включения спортсмена в сборную.

И потому пусть не подумают ни Ярославцев и Якушев, ни все остальные молодые хоккеисты, для кото­рых дверь в сборную всегда открыта, что это так просто — попасть в национальную команду. Кроме ма­стерства, психологической устойчивости, творческого понимания хоккея, главным и решающим будут чело­веческие качества ребят. И если кто-либо из них, пусть и весьма одаренный, забрасывающий у себя в клубе много шайб, имеющий уже широкую прессу, окажется нехорошим товарищем, недобросовестным человеком, эгоистом, думающим лишь о себе, человеком малокуль­турным, то он пробудет в сборной не более недели. Ибо на чемпионатах мира сейчас решающими становят­ся нравственные качества спортсмена, его культура, его сознание долга, умение до последних сил отдавать себя команде, его харак­тер, преданность высоко поднятому спортивному знамени страны.

Обычно новичок про­веряется не в одном матче.

Но я не считаю это правило догмой.

Вспоминаю, как в 1953 году сборная СССР готовилась под Москвой к матчам со сборной Чехо­словакии.

И вот накануне первой игры, вечером, проводи­лась тренировка вратарей. И мне очень понравился в тот день молодой страж ворот Николай Пучков.Он считался дублером Григория Мкртычана.

Григорий был отличный голкипер, но тем не менее, к всеобщему удивлению, в пер-вом матче сборных СССР и Чехословакии ворота советской команды защищал... Николай Пучков.

Он стоял блестяще. И этот матч решил судьбу Николая. С этого дня на протяже-нии многих лет он бессменно владел свитером с расцветками сборной страны — свитером, на котором стояла большая единица.

А если бы Пучков дебютировал в игре со слабыми соперниками, то вопрос о его участии в составе сбор­ной еще решался бы долго. И хорошо, что он играл не во втором, а именно в первом матче, ибо второй в та­ких случаях часто носит экспериментальный характер и не является уже столь строгим испытанием.

Проверка в большом и ответственном матче дает спортсмену уверенность в своей силе. И хотя такой де­бют и связан с определенным риском, риск этот, на мой взгляд, оправдан: решается судьба человека. Решается не на один матч, а на долгие годы.

КАК УХОДЯТ «ЗВЕЗДЫ»

 

 

ПРОЩАНИЕ С КАПИТАНОМ

 

3 октября, в день открытия XX юбилейного чем­пионата СССР, когда играли ЦСКА и «Спартак», в составе армейской команды на поле появились два хоккеиста, на свитерах которых стояла одна и та же цифра — 2.

Почти все, кто заполнил в этот вечер просторные трибуны Дворца спорта, сразу же узнали обоих спортс­менов. Одним из них был защитник Олег Зайцев. Вторым — прославленный, хоккеист, капитан армейцев и сборной СССР Николай Сологубов. Единственный из наших мастеров, кто два раза удостаивался чести быть названным лучшим защитником мира. Олимпий­ский чемпион. Дважды чемпион мира. Шестикратный чемпион Европы. Обладатель девяти золотых медалей чемпиона СССР. Капитан Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, кавалер нескольких бое­вых наград.

И вот Сологубов в последний раз выводит свою родную команду на поле. Начинается церемония торжественных проводов. Теплые слова, поцелуи. Николаю вручаются памятные подарки от Центрального Совета союза спортивных обществ и организаций СССР, от Спортивного комите­та Советской Армии, от хоккеистов ЦСКА. Товарищи по команде и спартаковцы дружно стучат клюшками по льду, приветствуя ветерана. Бурно аплодируют зри­тели.

Мы прощались с Николаем в день открытия чем­пионата СССР, в тот необыкновенный день, которого с нетерпением ждали все любители хоккея. В минуты праздничного и немного суматошного оживления, какое бывает только на долгожданных премьерах.

Торжественно звучит Гимн Советского Союза. Па флагштоку медленно плывет вверх Государственный флаг СССР. И поднимает его в последний раз Нико­лай Сологубов, по праву капитана команды — чемпио­на страны. И в первый раз он получает право вбросить (вместо судьи) шайбу в игру. Вбросить, чтобы тут же уйти в сторону. Ведь ему уже не надо бороться за шайбу. Он прощается с командой, со зрителями. Отны­не Николая Сологубова мы больше не увидим на хок­кейной площадке. Теперь его место — на скамье у борта, где обычно сидят тренеры.

Так большой хоккей прощался со своим самым сильным, самым лучшим защитником. Со спортсменом который стал целой эпохой в истории отечественного хоккея. Так покидал команду ЦСКА один из тех, кто создавал ее славу.

«Се ля ви» — такова жизнь, говорят французы. Одни приходят, другие уходят. Вете-ранов сменяют но­вички. Это процесс, к сожалению, необратимый. Ушед­ший из строя спортсмен уже не вернется. Только мо­жет быть тренером.

Хорошо, когда люди все правильно понимают. Хорошо, когда сами чувствуют, что пора уступить свое место молодому спортсмену. Но по себе знаю, как это тяжело.

Однако иначе нельзя. Задержишься и начнешь не столько помогать, сколько вредить своей команде. Сам того не желая.

В 1957 году чемпионом Советского Союза стала команда «Крылья Советов». Но с тех пор команда успех свой повторить не может.

В чем причина этого явления?

 

Мне кажется, в том, что много лет назад, когда «Крылышки» были еще сильны, руководство коллек­тива не почувствовало, что ведущие хоккеисты, те, кто составлял костяк команды — Николай Хлыстов, Алексей Гурышев, Михаил Бычков, Альфред Кучевский и другие, — прошли высшую точку своего мастерства и уже не могли играть по-прежнему. Они потеряли вкус к игре и теперь не играли, а «доигрывали».

Инте­ресно, что и сами спортсмены понимали, что силы у них уже не те.

В это время необходимо было начать постепенно освежать организм команды, вводить в него «молодую» кровь. Но тренеры на это не решились, и ветераны, видя, что их»е меняют, постепенно почувствовали себя незаменимыми, стали меньше тренироваться, нескромно вести себя.

Кучевский и трио Гурышева, сыграв больше поло­женного, опоздали с уходом и сошли с большой сцены как-то незаметно, до обидного буднично. Так тихо и печально гаснут на рассвете самые яркие звезды. И теперь остается только пожалеть, что руководители команды не подумали в свое время о проводах этой замечательной тройки. Ведь хоккеисты эти заслужили, чтобы с ними прощались так же, как с Николаем Сологубовым.

Это один из самых сложных вопросов в жизни спортивного коллектива, когда игроку надо прощаться с командой.

Здесь всегда-возможны две ошибки. Одна — если хоккеист уходит из команды рано, еще не исчерпав полностью свои возможности. И другая крайность — спортсмен слишком задержался в команде, как говорит­ся, «пересидел».

Старая проблема: «отцы и дети». Когда и кому давать ход? Кого ставить в основной состав?

Если ветеран не потерял интереса к тренировкам, если у него есть желание работать и он при этом с удовольствием передает свой опыт молодежи, то место в основном составе должно принадлежать ему. Мы обязаны бережно хранить наших прославленных мастеров. Силы команды в сплаве опыта и задора, мастерства и дерзости.

Но с ветераном нужно прощаться (как бы ни были велики заслуги мастера!), когда он стал слабее моло­дого спортсмена.

Особенно важен и тягостен момент ухода из коман­ды выдающегося игрока.

Если думает уйти из команды или пока еще играет, хотя ему пора было бы уходить, спортсмен, ничем не примечательный, то это не так уж страшно. Если он и «пересидит», то всё равно вреда большого не при­несет: на него и раньше не особенно рассчитывали.

Но вот если, уходит игрок крупный, выдающийся, выполняющий в команде сложную роль, если он поте­рял свои былые качества, уже, как говорят, «не тянет», однако по-прежнему хочет играть, то это чревато для команды самыми неприятными осложнениями. Команду ждет беда.

Почему? Да потому, что раньше этот хоккеист участвовал в большом количестве игровых эпизодов, у него был широкий круг тактических задач и обязан­ностей, сложная роль, многое в игре было с ним свя­зано, он вел команду или звено, на него равнялись. Но теперь этот хоккеист уже не может себя пере­строить, перейти на игру простую, тактически неслож­ную, с ограниченными задачами и малым радиусом действия. Он старается показать себя, но у него не хватает сил, не хватает скорости.

Особенно тяжко команда будет переносить спад игры такого крупного мастера, если он выполняет роль хавбека, наиболее сложную, на мой взгляд, в современ­ном хоккее. Представьте себе, ведь он всегда должен быть третьим нападающим, вторым защитником, и вот его нет в самом горячем месте, там, где его ждут партнеры.

Наш хавбек будет обязательно увлекаться атакой, как и прежде, но уже не сможет успевать возвращать­ся назад, он будет «проваливаться». Атака ведь при­влекает еще и потому, что там интереснее, там легче проявить себя, показать, что ты еще не исчерпал своих сил, там легче создать видимость, что ты играешь по-прежнему.

Однако на самом деле две сложные роли, напа­дающего и защитника (а именно таков практически круг обязанностей хавбека в «системе»), этому спортс­мену уже не под силу. И самое обидное, что хоккеист не скоро это поймет. Его громкое имя позволит ему еще долгое время пользоваться авторитетом в коман­де и у зрителей, и только опытный тренер может заметить перемены, происходящие в игре этого ма­стера.

Но этого порой еще недостаточно, так как убедить ветерана, что ему пора пере-ходить на тренерскую ра­боту, иногда очень трудно.

С известными, выдающимися мастерами прощаться всего труднее. Слишком велики их заслуги, слишком высок игровой авторитет. И потому трудно допустить даже мысль, что семнадцатилетний парень играет лучше великого гроссмейстера клюшки.

Но рано или поздно прощаться, к сожалению, приходится и с олимпийскими чемпионами и с чемпионами мира.

Два года назад мы простились с Леонидом Волковым. С тем самым Лешей Волковым, который на чемпионате мира в Там­пере забросил в ворота чехословацких хоккеистов третью, «историческую» шайбу. Помните, как на последней минуте (про­игрывая 1:2 и стараясь сравнять счет) чехи заме­нили своего вратаря ше­стым полевым игроком, и Волков, перехватив шайбу, метров эдак с сорока — сорока пяти метко напра­вил ее в пустые ворота

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...