Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спортивные практики и субкультура




В процессе исследования стало очевидным, что в компании, где мужская часть занимала доминирующие позиции, быть лидером – сильным и властным, это, прежде всего, проявить в поведении «мужской характер», чтобы уважали и боялись. Выбор в пользу экстремальной деятельности, что является очевидным для скинхеда – те же драки, акции разного рода, требует хорошей физической подготовки. В этом смысле спортивные тренировки – это часть повседневности информантов. Механизмы формирования отношений внутри компании складывались, с одной стороны, на давнем знакомстве большинства информантов, с другой же, вокруг символически значимого ресурса компании — спортивного зала. Часто спорт становится группообразующим признаком, сплачивающим молодых людей в единую сообщность [Громов, 2007. С. 79]. Поэтому важным в компании становится формирование маскуллиности в терминах телесной выносливости и физической силы.

Согласно К. Гриффин, мускулистое тело конструируется через идеологию и практику соревновательного спорта [Гриффин, 1993. С. 20], поэтому на культурной сцене скинхедов спорт, культ физически сильного тела и тяжелая музыка так тесно взаимосвязаны. Помимо общих черт спортивные практики, как и музыкальные вкусы в изучаемой компании скинов имели свои особенности. Об одной из них мы уже упоминали выше — это наличие уникального ресурса у кампании в виде бесплатного спортивного зала в подвале. Именно зал стал тем местом, где реализовывались коллективные и индивидуальные практики в сфере досуга и спорта.

Лидерами скин-команд, по мнению С. В. Беликова, становятся не те, кто наиболее умен, начитан, политически грамотен, умеет красноречиво изложить свои мысли, а те, кто силен, агрессивен, обладает навыками боя, может принудить исполнять свои приказы [Беликов, 2009. С. 236-237]. Однако, это не совсем так, если речь идет о воркутинских скинах. Лидер компании, по мнению многих информантов, сочетал в себе и силу, и ум, и стиль.

 

Из исследовательского дневника (5.10.06):

...В компании, по мнению Сергея, умственную роль играет Андрей (подумать, разрулить что-то), а мы со Славой – воплощаем в жизнь.... Самый стильный, по мнению Сергея, Андрей. У него есть вещи достойные восхищения. Он одним из первых здесь стал делать пирсинг на брови и губе. Потом снял...

 

Для Андрея спортивные тренировки, хорошая физическая форма невероятно важны и обусловлены скорее индивидуальным интересом, а скин-идеология – лишь подтверждение правильности выбранной позиции. Однако, для остальных практика, когда «все свободное время тратят на увеличение силы и на развитие мышечной массы» [Беликов, 2009. С. 237] не является обязательной и тем более не воспринимается жизненной необходимостью. Андрей постоянно подчеркивал важность спорта в его жизни не только с целью «драться», «постоять за себя», но и как альтернативу скуке и, по его словам, «если бы в его жизни не было спорта, то, наверное, принимал бы наркотики». Для Андрея субкультурная практика, связанная с наращиванием мускулатуры, тренировками дополняли другое увлечение - «бои без правил» [6]. Согласно Г. Кожевниковой, существует связь между эти видом единоборств и скин-движением в России, например, пишет она, «в 2007 году неонацистские группы начали, открыто рекламировать свои связи с российскими участниками боев без правил, которые стали особенно популярны в России после того, как в апреле 2007 года президент В. Путин посетил одно из таких соревнований» [Кожевникова, 2008]. Но, несмотря на очевидную привлекательность подобных видов спорта для скинхедов, панкратион (бои без правил) являлся в компании отнюдь не коллективным интересом, и, кроме того, привлек внимание Андрея задолго до 2007 года. Увлечение «боями без правил» стало своеобразным культурным продолжением интереса к индивидуальным видам спорта. «Бои без правил» становятся источником для коммуникации не только с некоторыми членами группы, но и активного общения на форумах, чатах, обмена записями с такими же любителями «панкратиона».

Однако, пути формирования натренированного тела - у каждого свои – для одних это ежедневные тренировки по специальной программе, частичная трудовая занятость и соблюдение здорового образа жизни (таким в 2007 году был только Андрей). Для других – наращивание телесной массы с помощью употребления специальных пищевых добавок в сочетании с беспорядочным режимом досуга и ежедневным тяжелым физическим трудом (примером является Слава). Различия обнаруживаются и в целях – для чего важно обладать сильным телом? Для одних тело есть демонстрация здоровья и сильного духа, средство приближения к мечте — это то, чем должен владеть истинный воин, тело – это оружие и гарантия безопасности. Для других тело — это средство испробовать все, рисковать. Это всплеск эмоций, выброс адреналина социолог Бретон Д. рассматривает как поиск стресса. Благодаря этому стрессу индивид получает удовольствие от жизни [Breton D.L., 2006]. Стремление к хорошей физической форме необязательно имеет идеологическое основание или продиктовано необходимостью выжить, может быть и простое самолюбование, и дополнительный источник неформального дохода, например, выступая «третьей» стороной при разрешении «уличных» конфликтов. Спорт был привлекателен и для завоевания престижа среди девушек.

 

Из исследовательского дневника (9.10.07):

Девчонки при мне занимались боксированием. Андрей вначале [занимался] штангой, потом крутил диск тяжелый, потом прыгал на скакалке, затем стал боксировать. Потом Маша стала просить показать приемы. Андрея «окружили» я, Маша, Света. Маше он стал объяснять, как нужно держать удары. Показывал, как нужно наносить удары левой ногой, как дерутся в чистом и грязном боксе...

 

Причастность к спортивным практикам проявлялся, к примеру, у девушек не только в интересе к боксу, но и в присоединении к «мужским» практикам в качестве зрительниц: например, просмотр на DVD «Боев без правил», общение и обсуждение конкретных боев вместе с парнями, знание кумиров — главных лидеров Панкратиона. Физические тренировки занимали особое место в жизни наших информантов, однако по-настоящему спорт оставался актуальным лишь для единиц. Для остальных спорт перестал быть чем-то важным по причине усиления клубной активности (клубы, ночные тусовки, наркотические практики) в сочетании с тяжелым трудом (шахта, ТЭЦ, стройка). Активное «скинхедовское» прошлое начала 2000-х годов накладывало когда-то отпечаток на коллективные спортивные интересы и практики: наращиванием мускулатуры, изучение боевых техник — этим занимались в прошлом все респонденты в рассматриваемой компании, это было важным ресурсом в проведении акций, драк. Жизненные стремления и социальная среда вокруг изменились в 2006-2007 гг., и субкультурный компонент в жизни многих перестал играть решающую роль, что повлияло и на отношение к спортивным тренировкам. Изменения жизненных приоритетов привело к пересмотру своего субкультурного стиля и соответственно взглядов на спорт, в целом. Конфликт между лидерами в компании[7], развернувшийся вокруг главного ресурса компании — спортивного зала, стал результатом столкновения личных интересов: для Андрея преданность прежним принципам, практикам, в том числе и «правильного» использования подвала в тех целях, для которых он предназначен — для тренировок, были важнее многолетней дружбы. Для Славы субкультурные границы стали своеобразным препятствием для коммуникации, другими словами, субкультурные интересы перестали быть основанием для солидарности, и зал воспринимался им в связи с этим как место для тусовки, как ресурс для активной коммуникации.


Коммуникативные практики и субкультура.

И, наконец, последнее, о чем важно сказать, рассматривая культурные интересы и предпочтения компании скинов — это коммуникативные практики. Главная сложность состоит в том, что здесь трудно четко определить формы коммуникативных практик, так как они тесным образом связаны и со спортивными практиками, и с музыкальными интересами информантов.

Прежде всего, стоит отметить несколько особенностей коммуникативных практик воркутинских скинов, обнаруженных в ходе исследования. Во-первых, рассматриваемая компания складывалась на основании прежних связей: кто-то дружил друг с другом еще задолго до того, как определился с субкультурным выбором, кто-то был знаком со школы, с техникума, другие общались в одних дворовых компаниях. Вторая особенность коммуникации в компании связана с гендером. Дело в том, что основу группы составляли молодые мужчины, а девушки занимали второстепенные позиции. Лидером компании подчеркнуто демонстрировалось зависимое положение девушек, даже если они называли себя «скингерл»:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...