Ведическая религия-reды 235 34 глава
Во 2-й пол. 30 — нач. 40-х гг. начали утверждаться в науке и разрабатываться ленинские положения о деятельности и взглядах Г. (С. Бушуев, О мировоззрении Герцена, в журн. «Книга и пролетарская революция», 1936, № 1; Д. Чесноков, Герцен и его «Письма об изучении природы», в журн. «Под знаменем марксизма», 1938, № 2; И. Луппол, [«А. И. Герцен» ], в кн. «Краткий очерк истории философии», 1940, с. 183—85; Л. Коган, Выдающийся русский диалектик, в журн. «Большевик», 1940, № 21; Г. Васец-кий и М. Иовчук, Очерки по истории рус. материализма XVIII—XIX вв., 1942, гл. 3; Б. Быховский, Критика классической немецкой философии в работах Герцена, в журн. «Под знаменем марксизма», 1943, № 9—10, и др.). В 40—50-х гг. сов. ученые создали ряд монографии, исследований, освещающих материализм и диалектику в филос. воззрениях Г. и революц. значение его деятельности (А. Эльсберг, А. И. Герцен, 1948, 3 изд., 1956; Д. И. Чесноков, Мировоззрение Герцена, 1948; Л. Гинзбург, «Былое и думы» Герцена, 1957; 3. П. Базилева, «Колокол» Герцена, 1949; Б. П. Козьмин, К вопросу об отношении А. И. Герцена к I Интернационалу, «Историч. записки», 1955, т. 54; И. М.Белявская, А. И. Герцен и польское нац.-освободит, движение 60-х гг. XIX в., 1954; Н. М. Пирумова, Исторические взгляды А. И. Герцена, 1956; В. А. Путинцев, Герцен-писатель, 1952, и др.). За границей творчество Г. издавна было предметом внимания и изучения (Н. Rosen, Die socialpolitischen Ideen Alex. Herzens, Halle, 1893; O. Sperber, Die socialrjolitischen Ideeu Alexander Herzens, Lpz., 1894; M. BogdanoviC, Aleksandar Ivanovic Hercen, «Savremennik», Zagreb, 1912, кн. 7, и др.). В 20—50-х гг. 20 в. иностр. авторы выпустили ряд книг и статей о Г., различных по своей науч. ценности и идейно-поли-тич. направленности (Е, Lo Catto, A. Herzen, в его кн.: Saggi sulla culture russa, Napoli, 1923; R. Labry, Alexandre Ivanovic Herzen. Essai sur la formation et le developpement de ses idees, P., 1928; его же, Herzen et Proudhon, P., 1928; M. Wiedemann, Herzen und der «Kolokol», Charlottenburg, 1935; I.
ГЕРШЕНЗОН — ГЕСС 363 Montanelli, Vita sbagliata di un fuoruscito [A. I. Herzen], Milano, 1947; Ch. Corbet, Dobroljubov et Herzen, «Rev. etudes slaves», P., 1951, t. 27; A. Bruyere, Alexandre Herzen, «Syntheses», 1953, Mi 89, Oct., An. 8; F.F. Seeley, Her-zen's «Dantean» period, «Slavonic andE. Europ. Rev.», 1954, v. 33, № 80; F. Venturi, II populismo russo, v. 1—2, [TorinoJ, 1952, и др.). Много работ о Г. издано в 50-е гг. в странах нар. демократии; Е. Wolfgramm, Alexander Herzen und die «Deutsche Monatsschrift», «Z. Geschichtswiss.», В., 1954, Beilage l.S. 7g__104; то же в «Geist und Zeit», Dtisseldorf, 1956 JV» 4, S. 61—88; А. Т. Илиев, Естетическите възгледи на Херцен, «Език и литература», С, 1957, кн. 1, с. 14—23; Н. Lazwinska, -Sprawa polska na lamaeh «Kolokola» (W stulecie pisma), «Jezyk rosyiski», Warsz., 1957, r. 10,№ 3, s. 125—32; G, Haupt, Influenta in Romania a revistei «Colocol»..., «Studii», Buc, 1950, Oct.—Dec. An. 3, № 4; J. Zumr, cesti radikalni demokrati a. A. I. Gercen, в кн.: J. V. Fric, A demokraticke pvoudy v eeske politice a kultufe, sb. St., Praha, 1956, s. 113—50; B. Dunikowski, Hercen a Polska, «Tygodnik demokratyczny», Warsz., 1956, r. 4, № 2; J. Sieradzki, Alexander Hercen w Swietle swoich pamiftnikuw, в его кн.: Szkice i materialy historyczne z XIX i XX wieku, [Warsz., 19561 и др. Сов. ученые в содружестве с прогрессивными учеными др. стран вели и ведут борьбу с фальсификацией деятельности и мировоззрения Г. в работах рус. белоэмигрантов (Г. Флоров-ский, Б. Яковенко, Д. Чижевский, Н. Лосский, В. Зень-ковский), реакц. бурж. философов и историков. А. Володин. Москва. С о "ч.". «П исьмаоб изучении природ ы»— осн. филос. произведение Г. Опубликованы в журн. «Отечественные записки» как цикл из 8 статей: «Эмпирия и идеализм» (1845, кн. 4), «Наука и природа — феноменология мышления» (1845, кн. 4), «Греческая философия» (1845, кн. 7), «Последняя эпоха древней науки» (1845, кн. 8), «Схоластика» (1845, кн. 11), «Декарт и Бэкон» (1845, кн. 11), «Бэкон и его школа в Англии» (1846, кн. 3), «Реализм» (1846, кн. 4). Написанию предшествовало изучение Г. филос. первоисточников, историко-филос. (Гегеля, Фейербаха, Эрдмана и др.) и естеств.-науч. (Гёте, И. Мюллера, Либиха и др.) трудов, посещение лекций И. Т. Глебова и К. Ф. Рулье. Значение «Писем...» в России 40-х гг. 19 в. определялось их направленностью против теологич. разрыва духа и материи и славянофильского принижения знания перед верой.
Работа вошла в женевское собрание сочинений Г. (т- 2, 1875), Собр. соч. под ред. Лемке (т. 4, 1919), Поли. собр. соч. ИАН (т. 3, 1954). В составе избранных философских произведений Г. (изд. 1940, 1946, 1948) переведена на ряд языков. Отд. изданием,переведенным на чеш. язык, вышла в 1954. Полн. собр. соч. и писем, ред. М. К. Лемке, т. 1—22, П.—М., 1919—25; Собр. соч. в тридцати томах, т. 1—19, М., 1954—60; Соч., т. 1—9, М., 1955—58; Избр.филос. произв., т. 1—2, М.—Л., 1948 (переведены на англ., нем., франц., исп., болг., румын, и ряд др. яз.); А. И. Герцен об искусстве, вступит, ст. Эльсберга Я. Е., [сб.], М., 1954; Новые документы и материалы, в сб.: «Литературное наследство», № 7—8, М., 1933, № 39—40, 41—42; 61—62, 63, 64, М., 1941 — 58. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 14; История философии, т. 2, М., 1957, гл. 4, § 3. ГЕРШЕНЗОН, Михаил Осипович (1869—1925) — историк рус. обществ, мысли; один из представителей веховства, впоследствии порвавший с ним и ставший на путь сотрудничества с Сов. властью. Однако Г. осознавал свой разлад с сов. действительностью, духовную чуждость новому строю (см. М. О. Гершензон и В. И. Иванов, Переписка из двух углов, М.— Берлин, 1922, с. 70). Он оставался идеалистом, хотя и понимал внутр. прэтиворечия религии. Работы Г. по истории рус. философии, содержащие нек-рый ценный фактич.материал, написаны с позиций субъективного идеализма. Соч.: П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление, СПБ, 1908; История молодой России, М.—П., 1923; Исторические записки (о русском обществе), М., 1910; Жизнь В. С. Печерина, М., 1910; Образы прошлого, М., 1912; Грибоедовская Москва, М., 1914; Декабрист Кривцов, 2 изд., М.—Берлин, 1923; Мудрость Пушкина, М., 1917; Тройственный образ совершенства, М., 1918; Мечта и мысль И. С. Тургенева, М., 1919; Видение поэта, М., 1919; Ключ веры, П., 1922; Гольфстрем, М., 1922; Статьи о Пушкине, Л., 1926; Письма к брату, [Л.], 1927. Лит.: Ленин В. И., О «Вехах», Соч., 4 изд., т. 16;
ГЁРЯ-ДОБРОДЖАНУ (Gherea-Dobrogeanu), Константин (наст, фамилия — К а ц; 21 мая 1855—май 1920) — рум. политич. деятель, лит. критик и эстетик. Родился в Екатеринославе (Днепропетровск), участво- вал в харьковском народном кружке (1874), после разгрома к-рого был в эмиграции (1875—78), а затем в ссылке. Из ссылки бежал в Румынию и принял румынское подданство. В работах 80—90-х гг. «Карл Маркс и наши экономисты» («Karl Marx si economistii nostri»), «Рабство и социализм» («Robia si socialismul», 1886) пропагандировал идеи диалектич. и историч. материализма, выступая против анархизма и эволюционизма (особенно против философии Спенсера). В 1886 составил программу социалистич. кружков Румынии, к-рая представляла собой платформу общедемократич. требований. Однако после подавления крест, восстания 1907 и под влиянием оппортунистов 2-го Интернационала Г.-Д. стал все чаще высказывать реформистские и оппортунистич. идеи, заметные еще в его работе 80—90-х гг. В кн. «Неокрепостничество» («Neoiobagia», 1910) выступил с либерально-бурж. теорией неокреностничества, согласно к-рой ведущая роль в румынской бурж.-демократич. революции должна принадлежать буржуазии. Победу социалистич. революции в Румынии Г.-Д. связывал с предварит, победой революции в более развитых в капиталистич. отношении зап. странах. Чуждый революц. марксизму, Г.-Д. не учитывал рево-люц. энергии крестьянства, не признавал основную идею марксизма-ленинизма о союзе пролетариата с крестьянством как гл. условие победы пролетарской революции. Эта меньшевистская теория, сильно повредившая рабочему движению, была разгромлена на V съезде румынской компартии в 1931. Г.-Д.—основоположник материалистич. эстетики и лит. чкритики в Румынии. В его эстетич. воззрениях заметно влияние рус. революц. демократов, а также Тэна и Гюйо. Он преодолел это влияние, стараясь рассматривать эстетические проблемы с марксистских позиций. В соч. «О критике» («Desprecritica»), «Личность и мораль в искусстве» («Personalitatea si morala in arta») Г.-Д. выступил с разработкой теории социальной природы иск-ва. В противовес реакц. философу Май-ореску, пропагандировавшему теорию «искусства для искусства», Г.-Д. доказывал тенденциозность иск-ва, обусловленность художеств, творчества социальными условиями («Studii critice», v. 1, 1956, p. 31).
Выступая против теории автономности иск-ва, Г.-Д. считал задачей художника критику социальных отношений бурж. об-ва («Граждане-художники»— «Arti§tii ceta^eni», там же, р. 318). С о ч.: Anarhia cugetarii, Buc., 1892; Studii critice, t. 1—2, [Buc. ], 1956. Лит.:Т и м о в С, Аграрный вопрос и крестьянское движение в Румынии (Anti-neoiobagia).M., 1928; Farca§anu S. С, Dobrogeanu-Gherea reprezentant de frunte al criticii materialiste si progresiste romine^ti, Buc, 1955; В г a t u H., Din controversa in jurul criticii literare a lui Dobrogeanu-Gherea, «Cereetari filozofice», 1957, v. 4, nr. 2, p. 71—96. Институт философии Румынской АН. ГЕСС (Hess), Моисей (1812—75) — нем. социалист, видный представитель истинного социализма. Г. был знаком с Марксом и высоко ценил его как «величайшего, быть может, единственного теперь подлинного философа..., глубокая философская серьезность сочетается у него с редкостным остроумием; представь себе Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля, объединенных в одном лице... и перед тобой будет д-р Маркс» (Marx—Engels Gesamtausgabe. Abtl. 1, Bd 1, Hbd. 2, S. 261). Однако Г. не понял научного коммунизма (сб. «Из истории формирования и развития марксизма». [Сб.], 1959, с. 61—65, 114—7 9; О. Корню, Карл Маркс и Фридрих Энгельс..., М., 1959, вступ. ст. Т. Ойзермана). Этич. взгляд Г. на социализм, изложенный в статьях «Философия действия» («Philosophie der Tat») и «Социализм и коммунизм» («Sozialismus und Kommunismus») (впервые опубликованы в «Einundzwanzig Bogen aus der Schweiz», 1843), явился результатом синтеза идей 364 ГЁТЕ нем. идеализма, абстрактной фейербаховской морали и утопич. франц. социализма. Идеи Г. были раскритикованы в 40-х гг. Марксом и Энгельсом, считавшими, что нек-рые идеи Г. (синтез франц. социализма с нем. философией) представляли известную ценность и «заслуживали известного признания», но быстро «устарели» и стали «реакционными» (Соч., 2 изд., т. 3, с. 494—495). Во время революции 1848—49 Г. был представителем Немецкого рабочего союза в Париже; позже примкнул к антимарксовой группе Виллиха— Шаппера, а в 1861—к лассальянству. Участвовал в работе 1-го Интернационала. В конце жизни занимался космологией. Соч.: Sozialistische Aufsatze. 1841—1847, В., 1921; Die heilige Geschichte der Menschheit von einem Jiin-ger Spinozas, Stuttgart, 1837; Die europaische Triarchie, Lpz., 1841; Rom und Jerusalem, 2 Aufl., Lpz., 1899. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4, М.. 1955, гл. 3, § 1; Серебряков М. В., Фридрих Энгельс в молодости, [Л.], 1958; Zlocisti Th., Moses Hess, [2 Aufl.], В., 1921; M б n k e W.. Ober die Mitarbeit von M. Hess an der «Deutschen Ideologic» von Karl Marx und Friedrich Engels, «Wiss. Ann.». В., 1957, [№] 5, S. 316—30.
А. Панфилова. Москва. ГЁТЕ (Goethe), Иоганн Вольфганг (28 авг. 1749— 22 марта 1832) — нем. поэт, естествоиспытатель и мыслитель. В 1765—68 Г. учился в Лейпцигском, в 1770 — 71 — в Страсбург-ском ун-те, к-рый присудил ему ученую степень лиценциата права. В эти годы Г. вместе с Гердером — один из вождей первого общенем. антифеод, обществ.-лит. движения «Буря и натиск». Новый период в жизни и творчестве Г. начался после переезда в 1775 в Веймар. При веймарском дворе Г. занимал пост министра. Противоречие между офиц. положением Г. и его научной деятельностью наложило отпечаток на все ого дальнейшее творчество. Идеи Г. сыграли большую роль в развитии философской мысли. Формирование мировоззрения Г. проходило под влиянием Гердера, Руссо, Спинозы, «Этику» к-рого Г. называл книгой, более всего совпадающей с его воззрениями. Материалистич. пантеизм Спинозы Г. пытался соединить с идеей развития. Это обусловило его отрицат. отношение к механицизму франц. материалистов, в частности Гольбаха (см. Соч., т. 10, М., 1937, с. 48—50). Поскольку, однако, материализм самого Г. носил гило-зоистич. характер, он, критикуя механицизм, не смог развить диалектич. взгляда на эволюцию органич. мира и вынужден был прибегать к идеалистич. понятиям «энтелехии», «монады», заимствованным у Аристотеля и Лейбница. Диалектич. искания определили отношение Г. и к совр. ему нем. идеалистич. философии. Не соглашаясь с резко отрицат. отношением Гердера к Канту, Г. высоко оценил критику Кантом вольфианской телеологии. Однако Г. выступал против агностицизма Канта и Галлера, на что обратил внимание Энгельс (см. «Диалектику природы», 1955, с. 191). О Гегеле Г. отзывался с большим уважением, хотя и не разделял его идеалистич. взглядов. Г. не соглашался со стремлением Гегеля включить «в философию христианскую религию, которой там совершенно нечего делать» («Goethes Gesprache mit Eckermann», В., 1955, S. 445; запись от 4 февр. 1829). Антипатия к религии и церкви была характерной чертой мировоззрения Г.: «Гёте, — писал Энгельс,— неохотно имел дело с „богом"; от этого слова ему становилось не по себе; только человеческое было его стихией...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 594). Г. был враждебен спиритуалистич. христ. этике (как и этике Канта), возвышающей дух за счет принижения плоти. В противоположность христианству он защищал гуманистич. идеал целостного человека, гармонично развитого духовно и телесно. Источник религии Г. видел в невежестве людей. «Бог-природа» — это для Г. лишь художеств, образ объективной реальности. Осн. принципы диалектики Г.— полярность и восхождение. Каждое явление имеет противоположность. Их взаимодействие приводит к возникновению третьего явления, к-рое стоит на более высокой ступени развития. Развитие идет через отрицание старого, отжившего. Г. видел творч., положит, роль отрицания и в образе Мефистофеля воплотил идею всеотрицаю-щей силы, «желавшей вечно зла, творившей лишь благое». Вместе с тем в понимании противоречия Г. не дошел до признания «борьбы» противоположностей, как движущей силыразвития. Развитие представлялось ему постепенным процессом без скачкообразных переходов. Отрицание скачков в природе находило обоснование в гилозоистич. т. зр., согласно к-рой вся материя обладает духовными потенциями. Ценные мысли Г. высказал о диалектике категорий части и целого, единого и многообразного, особенного и всеобщего, сущности и явления. Он подчеркивал их взаимосвязь, взаимопроникновение. Г. старался найти особенное, наиболее полно раскрывающее всеобщее. Это особенное — явление, воплощающее в себе всеобщее, сущность,— Г. назвал «первоявлением» («Urphanomen»; напр., «перворастение», «первоживотпое»). Значит, внимание уделял Г. проблеме науч. метода. В работе «Анализ и синтез» («Analyse und Synthese», 1829) он подчеркивал неразрывное единство этих двух путей науч. исследования. Г.— поборник единства теории и практики. «В начале было дело» — эти слова, вложенные Г. в уста Фауста,— его исходный гносео-логич. принцип. Подчеркивая значение эксперимента для науки, Г. указывал на важность теоретич. обобщения («Опыт как посредник между субъектом и объектом» — «Der Versuch als Vermittler von Objekt zu Subjekt», 1792). В области естествознания Г. был сторонником эво-люц. идей. В 1784 он открыл у человека межчелюстную кость, наличие к-рой явилось аргументом для доказательства связи между животными и людьми. В трактате «Метаморфоз растений» («Die Metha-morphose der Pflanzen...», 1790) Г. выступил против идеи Линнея о неизменяемости видов. Эволюц. идей Г. придерживался также и в геологии. Энгельс назвал имя Г. наряду с именем Ламарка в числе ученых, предвосхитивших позднейшую теорию развития (см. «Людвиг Фейербах...», 1955, с. 22). Диалектика Г.— это не только диалектика природы: плодотворный материал для филос. обобщений Г. искал и находил в совр. истории. Обществ, взгляды Г. с наибольшей полнотой воплощены в его художеств, произведениях и в первую очередь в «Фаусте», в к-ром, по выражению Белинского, «выразилось все философское движение Германии» (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 797). Гл. движущая сила историч. процесса, смысл человеч. существования — деятельность, труд. Эти идеи, навеянные философией истории Гердера, роднят «Фауста» с «Феноменологией духа» Гегеля. Г. оптимистически смотрел в будущее, он верил в то, что настанет время, когда исчезнут социальные конфликты, но он не видел реального пути к этому. Мечтая об уничтожении феод, отсталости и установлении справедливых социальных порядков, Г. в то же время боялся революц. переворота. Двойственным ГЁТЕ 365 было его отношение и к франц. бурж. революции конца 18 в. Г. участвовал в походе против французов, однако явно симпатизировал им и назвал их победу при Вальми началом «новой эпохи всемирной истории» (см. «Кампания во Франции»—«Kampagne in Frankreich», 1792). Г. любил свою страну, однако был совершенно чужд национализму. Это явилось одной из причин его враждебного отношения к реакц. романтизму, мечтавшему о возврате средневековья и увековечении нем. отсталости. Романтизм для Г.— «больное» иск-во. Эстетич. взгляды Г. претерпели значит, эволюцию. В период «Бури и натиска» он выступал как сторонник нем. нац. иск-ва, проявление к-рого видел в нар. поэзии и готич. архитектуре («О немецком зодчестве» — «Von deutscher Baukunst», 1772). Художеств, творчество этих лет проникнуто идеями бунта, протеста против отживших условностей, обветшалой морали, обществ, неравенства. С 80-х гг. идеалом Г. становится антич. иск-во, к-рое представлялось ему воплощением гармонич. отношений между людьми. Культ античности, «классицизм» Г., был своеобразной формой критики совр. ему бурж. культуры и обоснования реалистич. принципов в иск-ве. Общность воззрений и, в частности, идея эстетич. воспитания как средства преобразования общества сблизила Г. с Шиллером. Однако Г. не разделял шиллеровского увлечения кантовской эстетикой, для него не существовало непроходимой пропасти между трудом и художеств, деятельностью, он понимал идеалистич. природу царства эстетич. видимости. Труд и иск-во для Г. идут близкими путями, к-рые окончательно сольются в будущем обществе. Вера в преобразующую роль труда усилилась в последние десятилетия жизни Г., когда он разочаровался в надеждах построить культуру по антич. образцу. В этот период Г. все больше занимался теоретич. проблемами сопр. иск-ва, проявлял большой интерес к творчеству Байрона, Мериме, Стендаля, к проблемам реалистич. романа. Для зрелого Г. иск-во есть «подражание» природе (в понятие последней включались им также и «естественные» законы общества). Задача художника — «схватить и выразить смысл природы». Если Г. в период «Бури и натиска» мечтал о растворении человека в природе, считал основой иск-ва стихийное, бессознат. начало в человеке, то теперь он рассматривал человека как деятельное, разумное существо. Иск-во есть произведение человеч. духа, поэтому оно часть природы, но, как активная деятельность человека, оно «поднимается» над природой, поскольку «рассеянные в природе моменты соединены в нем вместе и даже самые обыкновенные из них приобретают высшее значение и достоинство» («О правде и правдоподобии произведений искусства» — «Uber Wahrheit und Wahrscheinlichkeit der Kunstwerke», 1797, в кн.: Samt-liche Werke, Bd 33, 1903, S. 84—90). В этом смысле Г. стоял за идеализацию в иск-ве, являющуюся, однако, не отрывом явлений от действительности, а средством их обобщения и воплощения в художеств, образах. За недостаточное акцентирование организующей, упорядочивающей стороны иск-ва Г. критиковал эстетич. теорию Дидро, к-рого он, однако, высоко ценил (Г. перевел на нем. язык работы Дидро «Опыт о живописи»—«Diderots Versuch uber die Malerei», 1799, и «Племянник Рамо», снабдив их своими комментариями). Одной из центр, проблем эстетики Г., как и его теории познания, является соотношение целого и части, всеобщего и особенного. В соответствии с различными возможностями решения этой проблемы Г. различал три вида иск-ва: «простое подражание природе», «манеру» и «стиль». Первое сводится к воспроизведению отд. предметов природы (напр., натюрморт в живописи); «манерой» Г. обозначал воспроизведение нек-рой природной целостности при игнорировании ее мелких составных частей (напр., ландшафтная живопись) и, наконец, «стиль» — наиболее совершенное подражание природе, «познание сущности вещей в той степени, насколько мы можем познать ее в видимых и ощущаемых образах» («Простое подражание природе, манера, стиль» — «Einfache Nachalimung der Natur, Manier, Stil», 1789, в кн.: Samtliche Werke, Bd 33, 1903, S. 54—59). Подлинная выразительность и сила в иск-ве достигаются за счет того, что художник, изображая центр, образ, подчиняет ему все остальное; внимание зрителя приковывается к основному, через к-рое создается впечатление и о целом. Проблему всеобщего и особенного в иск-ве Г. решал, сопоставляя свой метод с методом Шиллера. «Огромная разница,— писал Г.,—подыскивает ли поэт особенное для всеобщего или видит в особенном всеобщее. В первом случае возникает аллегория, где особенное служит лишь примером, случаем всеобщего; второй случай характеризует собственную природу поэзии, она передает особенное, не думая о всеобщем, не указывая на него. Кто, однако, схватывает это живое особенное рано или поздно, не замечая, получает одновременно и всеобщее» («Искусство и древность» — «Kunst und Altertum», 1821—26, там же, Bd 38, 1903, S. 261). Противоречивость мировоззрения Г. определила и судьбы его теоретич. наследства. Материалистич. идеи Г. были восприняты Фейербахом, Геккелем и др. прогрессивными нем. мыслителями и учеными. В сер. 19 в. поднялась волна нападок на Г. со стороны мелкобурж. демократии (Мендель). В эпоху империализма неоднократно предпринимались попытки извратить мировоззрение Г. и изобразить Г. предтечей «философии жизни» (Дилыпей, Зиммель), кантианцем и расистом (Гундольф, Чемберлен). Значит, влияние творчество Г. оказало на рус. материалистич. философию середины 19 в., крупнейшие представители к-рой уделяли большое внимание творчеству Г. [см. В. Г. Белинский, Ноли. собр. соч., т. 13, М., 1959, с. 468 (Указатель имен); А. И. Герцен, Поли. собр. соч. и писем под ред. М. К. Лемке, т. 22, Л. — М., 1925, с. 422—23 (Алфавитный указатель имен); Н. Г. Чернышевский, Поли. coop, соч., т. 16, М., 1953, с. 859 (Сводный указатель имен) ]. Бурж. искажениям облика Г. противостоит науч. анализ его мировоззрения, содержащийся в марксистских исследованиях. Отвергая либеральную критику Г. как и слащавую его апологию (К. Грюн), Маркс и Энгельс раскрыли противоречивость, величие и ограниченность Г.: «...Гёте то колоссально велик, то мелок; то это непокорный, насмешливый, презирающий мир гений, то осторожный, всем довольный, узкий филистер» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 233). Рус. марксисты и в первую очередь Ленин высоко ценили Г.; Ленин широко пользовался его афоризмами и образами. Соч.: Werke, AMI. 1—4 (133 Bde), Weimar, 1887—1919; Samtliche Werke, Jubilaums-Ausgabe, Bd 1—40, Stuttgart—В., [1902—07]; Goethes Philosophic aus seinen Werken, 2 Aufl., Lpz., 1922; tjber Kunst und Literatur, В., 1953. Соч. в рус. пер.—Собр. соч., т. 1 — 13, М.—Л., 1932—49; Статьи и мысли об искусстве, М., 1936; Избр. соч. по естествознанию, М., 1957; Гёте и Шиллер. Переписка (1794—1805), т. 1,М.—Л., «Academia». 1937; Эккер ман И. П.. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни, вступ. ст. В. Ф. Асмуса, М.-Л., 1934. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т.), М.. 1957, с. 493-523; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 1 — 5, М., 1956-58 (см. Указатель имен); Меринг Ф., Литературно-критические работы, [пер. с нем.], т. 1, М.—Л., «Academia», 1937, с. 522—54; Лихтенштадт В. О., Гёте, П., 1920; Л у п п о л И., Мировоззрение Гёте, «Под знаменем марксизма», 1932, № 5—6; Литературное наследство, [т.] 4—6, М., 1932; В е р и м а н И., Эстетические взгляды Гёте, «Литературный критик», 1936, № 4; Вильмонт Н., Гёте, М., 1959; Ш а г и и я н М. Гёте, М.—Л., 1950; Кочорадзе В. А., Социально-утопические тенденции в 366 ГЕТЕРОЛОГЙЧНОСТИ ПАРАДОКС-ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ творчестве Гёте. [Автореф. дисс] Тб. * 1952; Г е й з е н-б е р г В., Учения Гёте и Ньютона о цвете и современная физика, в его кн.: Философские проблемы атомной физики, [пер. с англ.], М., 1953; Джинория О., Философские взгляды Гёте, «Тр. Тбилисск. ун-та», 1956, [т.] 75 (на груз, яз.); Г у л ы г а А. В., Материалистические тенденции в немецкой философии XVIII века, «Вопр. философии», 1957, № 4; Г у л и а н К. И., О диалектике в творчестве Гёте, [пер. с румын.], там же, 1958, № 3;Рейман П., Основные течения в немецкой литературе 1750—1848, М., 1959 (см. Именной указатель). Grotewohl О., Amboss Oder Hammer, В., 1949; ГЕТЕРОЛОГЙЧНОСТИ ПАРАДОКС (в логике), гетерологичность (от греч. ttepo?—иной, другой и 'К6~(оч —слово),—формально неразрешимая ситуация особого рода; до нек-рой степени аналогична расселовскому парадоксу в расширенном исчислении предикатов. Г. п. состоит в следующем. Заметим, что существуют свойства, к-рыми не обладают обозначающие их имена. Напр., имя «мощный» не является само мощным, имя «активный» не является само активным. С др. стороны, существуют такие свойства, к-рыми обладают также обозначающие их имена. Напр., имя «коротко» — коротко, а имя «старо» — старо. Свойства этого последнего типа назовем «автологичными», в противовес им свойства первого типа назовем «гетерологичными» и обозначим их буквой G. Возникает вопрос, является ли слово «G» гетероло-гичным или же оно автологично? Допустим, что «G» автологично. Но тогда оно должно обладать тем свойством, к-рое оно обозначает, т. е. быть гетерологич-ным. Предположим теперь, что «G» гетерологично, тогда оно приложимо к самому себе. Значит, оно автологично. Итак, мы пришли к противоречию, к-рое и конструирует парадоксальную ситуацию, устраняемую по способу, аналогичному с общими методами решения парадоксов в логике. Лит.: Reich enbach H., Elements of symbolic logic, ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА (от греч. /теро? — иной, другой и vdjio? — закон) — этика, основанная не на внутренних нравств. принципах, а на началах, взятых из другой сферы обществ, жизни. Понятие «Г. э.» сформулировано Кантом в «Критике практического разума». Обосновывая принципы автономной этики, Кант выступил с критикой т. н. нравств. гетерономии— этич. учений, основывающихся на признании зависимости поведения от внешних причин. В бурж. этич. системах разновидностями Г. э. считается гедонистич. этика (см. Гедонизм), основывающая нравств. долженствование на стремлении к удовольствию, утилитаризм, выводящий нравственность из принципа пользы и др. системы. Деление этики на гетерономную и автономную антинаучно, т. к, оно основано на идеалистич. принципе автономии воли. Марксистско-ленинская этика решает проблему свободы воли ни с позиций Г. э., ни с позиций автономной этики, а материалистически, исходя из обществ, обусловленности поведения людей. См. Мораль, Этика. 1ЁТЧЕСОН — см. Хетчесон. ГЁФФДИНГ, Хёфдинг (Hoffding), Харальд (11 марта 1843—2 июля 1931) — датский философ и психолог. С 1883 — проф. ун-та в Копенгагене; в 1915 оставил прсподават. деятельность. Испытал влияние учений Канта и Шопенгауэра. Предметом филос. исследований Г. являются проблемы познания (логики), существования (космологии), ценности (этики и религии), сознания (психологии). Проблемы эти Г. пытается разрешить с помощью т. н. сравнит, метода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|