Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и специфика развития социального партнерства в России

Кризисные явления в экономике России обострили социально-трудовые отношения, привели к росту трудовых конфликтов, многие из которых стали перерастать в забастовки. Это делает необходимым поиск путей урегулирования социально-трудовых отношений. Переход от противостояния к социальному партнерству можно рассматривать двояко: социальное партнерство – это условие и компонент развития рыночных отношений. В России на первом плане сегодня - экономическое возрождение, отсюда — необходимость в социальной стабилизации, предотвращении социальных и трудовых конфликтов.

Здание трипартизма в России возводилось путем простого заимствования зарубежных моделей. Его концептуальным обоснованием приходится заниматься в процессе развития социального партнерства.

Последовательно и целенаправленно система социального партнерства в России начала формироваться в 1992 году.

Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации определены Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», федеральными законами: «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», рядом других законодательных актов.

Организационная структура социального партнерства в стране далека от целостного вида. Возведена лишь «крыша» – Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений. Она призвана устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей. РТК наделена необходимыми полномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организации коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению выполнения соглашений.

Генеральное соглашение – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и заключаемый между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей, Правительством РФ.

На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей и российские объединения профсоюзов заключают тарифные отраслевые (межотраслевые) соглашения – правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.

Важное место в системе социального партнерства отведено службе по урегулированию коллективных трудовых споров. В ее состав входят соответствующий департамент Минтруда России, территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.

Особенности системы социального партнерства в РФ:

- размытость субъектов социального партнерства;

- нет сформировавшегося класса собственников-работодателей;

- работодатели разобщены по ассоциациям и союзам внутренним и международным;

- профсоюзное движение находится в стадии формирования;

- отсутствие должной правовой базы. Принятые законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», Кодекс законов о труде в какой-то мере регламентируют правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками, но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы – санкция.

- не определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности, представляющих сторону работодателей. На 1 сентября 1997 г., по данным ФНРП, лишь четверть отраслевых (тарифных) соглашений заключена с объединениями работодателей, а остальные – либо с федеральными министерствами, либо с другими федеральными органами управления, не обладающими соответствующими полномочиями для реализации подписанных договоренностей;

- сужается материальная база социального партнерства. Следует активизировать усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов и т.д.;

- рабочее движение выходит за чисто профсоюзные рамки, приобретает социально-политическую ориентацию. Политизация профсоюзного движения проявляется в формировании широких многофункциональных движений, сочетающих в своей деятельности защиту текущих интересов рабочих с отстаиванием определенного пути развития;

- преобладание государственной собственности приводит к тому, что любой мельчайший трудовой конфликт выливается в столкновение работников с государством;

- в России не было, да и не могло быть теоретической и социально-психологической подготовки к восприятию социального партнерства, нужна система пропагандистско-идеологического обеспечения реформ.

Говоря о современном состоянии социального партнерства, председатель Российского объединения работодателей В. Колмогоров подчеркнул: «Трехсторонняя комиссия – иллюзия, если смотреть на результаты реализации решений комиссии, и не иллюзия, если смотреть на процесс работы». Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместных комиссий по подготовке колдоговоров и соглашений. Такой процесс можно смело характеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своего завершения в социальном партнерстве. Причина – невыполнение подписанных соглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.

Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений – отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается на ведение диалога лишь по проблемам, связанных с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (или должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ни работодатели к их подготовке не допускаются.

В России социальное партнерство, по существу, являет собой трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени: изменились субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения; замена «директора» на «работодателя» мало что изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателей профкомов. Неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.

Нередко во взаимоотношениях различных уровней партнерской вертикали «предприятие-регион-центр» проблем больше, чем между социальными партнерами одного уровня. Ситуация в стране больше напоминает партнерство корпоративного типа: налицо совместные действия профсоюза и работодателя с целью «выбить» из региональной комиссии разного рода помощь, налоговые льготы и т.п. для «своего» предприятия. Это дополняется «региональным лоббированием» интересов в РТК, через «своих» депутатов в Госдуме и «своего» представителя в Совете Федерации.

Готовность профсоюзов и работодателей идти на компромиссы не находит адекватного отклика со стороны государства. Уступив свое место собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых прав наемным работникам. Новые собственники, пользуясь отсутствием законов, часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.

Заявления работодателей о своем понимании социального партнерства, предполагающей диалог не только с профсоюзами, но и с другими объединениями, представляющими интересы трудящихся, снижают авторитет профсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От этого страдает система социального партнерства в целом, принципы которого правительственная сторона декларирует, но мало что делает для их осуществления.

Очевидно, что в нашей стране пока не оформились организационно сами субъекты социального взаимодействия с правительством предприниматели и наемные работники.

Объединениям предпринимателей принадлежит, в сущности, ключевая роль в развитии систем социального взаимодействия, что во многом предопределено целями, достижению которых подчинено само создание этих организаций. Среди них: содействие развитию частного предпринимательства, рыночной экономики, совершенствованию трудовых отношений вообще и с профсоюзами в частности; защита интересов предпринимателей перед лицом государственной власти; координация тактики и стратегии предпринимателей в области забастовочного движения и т.п.

В настоящее время в РФ насчитывается более шестидесяти общероссийских объединений предпринимателей. И лишь немногим более половины проявляют сколько-нибудь заметную активность в социальной сфере. Это легко понять: подавляющая часть наших предпринимателей не связана прямыми отношениями с выступающими от их имени профсоюзами. Выход же на уровень переговоров с исполнительной властью рассматривается ими не более чем дополнительная возможность оказывать давление на нее в пользу своих сиюминутных потребностей. На достижение данной цели, собственно, и сориентирована структура отраслевых, региональных и межрегиональных групп предпринимателей.

Один из центральных вопросов, связанных с участием профсоюзов в системах двух - и трехстороннего взаимодействия, — это степень их представительности. Фактически речь идет о легитимности того или иного профсоюза или профцентра представлять интересы всех наемных работников и групп, являющихся его членами, как социального партнера. Этот вопрос приобрел сейчас немалую остроту в связи со значительным сокращением профсоюзного членства и падением престижа профсоюзов. Становлению профсоюзов как субъекта социального взаимодействия препятствует серьезный раскол в российском профсоюзном движении. Три нынешних профцентра преемница ВЦСПС Федерация независимых профсоюзов России и только-только образовавшиеся, но уже имеющие солидную социальную базу Всероссийская конференция труда и Конфедерация труда России находятся в состоянии конфронтации друг с другом. Причем по соображениям принципиального характера, что, естественно, затрудняет выработку совместной согласованной позиции, без чего невозможно выйти на уровень переговоров не только с правительством, но и с предпринимательской стороной.

Главная задача государства как одного из социальных партнеров - создание условий для полной реализации в стране гражданских и политических прав, обеспечивающих свободу действий организациям трудящихся и предпринимателей. Иными словами - формирование поля для социального взаимодействия.

В нынешних социально-экономических условиях Правительство РФ как член МОТ взяло на себя инициативу по разработке и реализации концепции социального партнерства, создав Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Некоторые последствия уже четырехлетнего функционирования системы социального взаимодействия проявились с достаточной очевидностью. Этот новый в нашей стране орган представляет собой работающий в режиме сотрудничества институт согласования интересов профсоюзов, предпринимателей и правительства.

Ежегодно в России заключается более 60 отраслевых и межотраслевых тарифных соглашений. Такую работу ведут и субъекты Федерации, где заключается в год свыше 70 региональных, 338 отраслевых и 188 территориальных, а также около 100 тысяч коллективных договоров.

Однако без кардинальных перемен в социальной политике не удастся запустить по-настоящему механизм регулирования трудовых отношений. Многие работодатели уклоняются от заключения договоров, так как боятся брать на себя социальные гарантии. Нередко на предприятиях вообще нет никаких обязательств по отношению к наемному работнику. Именно поэтому Правительство, прежде всего, приводит ныне организационно-правовую базу социального партнерства в соответствие с требованиями рыночной экономики.

5. КОНЦЕПЦИЯ "ТРЕХСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА"

Концепция "трехстороннего сотрудничества" понимается МОТ в широком смысле и обозначает в целом все формы взаимодействия, которые имеют место между государством — обычно представляемым правительством работодателями и трудящимися и которые касаются разработки и применения экономической или социальной политики. Термины "трехстороннее сотрудничество", "трехсторонние отношения", "трехстороннее взаимодействие" и "трипартизм" обычно используются в качестве синонимов.

Имеется множество отличий между разными видами трехстороннего сотрудничества. Одно из этих отличий касается уровня, на котором оно происходит. На практике оно в основном имеет место на национальном межотраслевом уровне, часто называемом также "центральным уровнем". В определенных случаях оно происходит на более низких уровнях, то есть на региональном, районном или местном, или на уровне отдельных отраслей или отдельных предприятий. Имеются также примеры трехстороннего сотрудничества на международном уровне. На мировом уровне трехстороннее сотрудничество осуществляется только в рамках МОТ.

Следует иметь в виду и разнообразие функций, которые может нести трехстороннее сотрудничество. Необходимо различать, прежде всего, сотрудничество, имеющее консультационный характер, и сотрудничество, представляющее подлинные переговоры, нацеленное на достижение соглашений, на основе которых стороны принимают на себя обязательства, даже если эти соглашения не являются коллективными договорами с правовой точки зрения. Что касается функции консультаций, то здесь примером могут быть консультации в органах типа экономических и социальных советов, призванных давать рекомендации по вопросам экономической и социальной политики; что же касается функции переговоров, то это подготовка договоров типа экономических и социальных соглашений, по которым стороны берут на себя обязательства решать определенным образом насущные экономические и социальные проблемы. Необходимо, однако, отметить, что различия между консультациями и переговорами часто трудно установить на практике. Это объясняется, главным образом, тем, что консультации, если они взаимно воспринимаются сторонами, становятся часто процессом взаимных уступок, являющимся отличительной чертой переговоров, в результате которых заключается соглашение.

Помимо консультаций и переговоров, существуют и другие формы трехсторонних отношений. Наиболее важными из них являются те, которые имеют функцию принятия решений в каком-либо совместно созданном сторонами органе. Функция принятия решений, принимаемых обычно большинством голосов, может касаться разработки политики (например, определение размеров минимальной заработной платы, системы страхования от безработицы и т.п.). На практике решения, принятые этими органами, часто во многом являются результатом переговоров между группами, которые в них представлены. Примером в данном случае может служить Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 1996-1997 гг.

Рассматривая функции трехсторонних отношений, необходимо также подчеркнуть, что: во-первых, они часть выполняют важную функцию информирования сторон. Во-вторых, часто встречается термин "трехсторонний обмен мнениями". Этот термин широко используется, когда речь идет о трехстороннем обмене мнениями, и стороны принимают меры для рассмотрения и решения крупных экономических и социальных проблем посредством достижения консенсуса.

Следует также отметить, что, помимо работодателей или работников, иногда в трехстороннем сотрудничестве участвуют другие заинтересованные стороны, например, представители малого бизнеса или определенные объединения, такие как кооперативы и торгово-промышленные палаты.

Во многих случаях охват трехстороннего сотрудничества имеет очень широкую сферу. Так, консультационные органы, такие как экономические и социальные советы, а также договоры, такие как экономические и социальные соглашения, рассматривают, если не все, то, по крайней мере, большое число вопросов национальной экономической и социальной политики. В других случаях трехстороннее сотрудничество касается более конкретных вопросов, которые могут также носить весьма широкий характер политика в области заработной платы, политика в области занятости или гораздо более ограниченный характер - предотвращение некоторых профессиональных рисков, защита инвалидов.

Можно, наконец, провести различие между видами трехсторонних взаимоотношений, которые происходят в официальных органах, созданных для этой цели - будь это посредством законодательства или путем достижения договоренностей между сторонами - и за рамками подобных органов. Во втором случае речь идет обычно об отношениях, имеющих более или менее неформальный характер, которые развиваются на основе целевых процедур. На практике трудно представить себе, как может осуществляться функция принятия трехсторонних решений вне официального органа. Однако следует отметить, что понятия неформальных трехсторонних консультаций и переговоров включают фактически все неофициальные контакты, имеющие место - одновременно или поочередно - между представителями государственных органов власти, работодателями и работниками по любому экономическому или социальному вопросу. Эти контакты обычно имеют целью оказать влияние на политику государственных органов власти или на коллективные переговоры на всех уровнях.

Маловероятно, чтобы существующие механизмы социального партнерства могли внести заметный вклад в решение трудностей, с которыми в настоящее время сталкивается трехстороннее сотрудничество. Самые существенные из этих трудностей на деле имеют такой характер, что их нельзя преодолеть или заметно смягчить с помощью одних правовых норм. Трудно себе представить, например, как только одно законодательство могло бы существенно помочь в данных условиях сторонам в том, чтобы они стали более представительными, без чего они не могут в полной мере играть свою роль в процессе трехстороннего сотрудничества. Трудно также себе представить, как эти правовые нормы могли бы в этих же условиях оказывать серьезное влияние - в национальном и региональном плане на все стороны экономической и социальной жизни, особенно на микроуровне.

Если нормотворческая деятельность, видимо, не может существенно помочь в содействии социальному сотрудничеству, то большинство других практических средств, которыми располагает трипартизм (ТПП) РФ, напротив, могут, видимо, быть использованы в этих целях. Опираясь на эти средства, ТПП РФ, как представляется, может развивать свою деятельность по следующим основным направлениям.

Во-первых, следует сделать все возможное для укрепления желания правительства, работодателей и трудящихся вести поиск и находить приемлемые компромиссы между требованиями экономического развития и требованиями социальной справедливости. Будущее трехстороннего сотрудничества действительно зависит, в конечном счете, от наличия этого желания и воли. Укрепление такого стремления — это, вне всякого сомнения, трудная цель, для достижения которой нет каких-то универсально приемлемых методов. В этих условиях, вряд ли, можно рекомендовать для достижения этой цели одни средства действий и не рекомендовать другие. На деле вся деятельность ТПП РФ должна иметь перед собой постоянно цель в качестве приоритетной: оказание содействия усилиям, направленным на достижение равновесия между экономическими и социальными императивами партнеров по переговорам.

Во-вторых, ТПП РФ должна поставить в качестве крупной цели своей деятельности содействие нормальному функционированию трехстороннего сотрудничества на национальном, региональном и местном уровне. Представляется, что эти меры могли бы подразделяться на две основные группы. Первая группа мер, имеющих в целом средне- или долгосрочный характер, могла бы преследовать целью обеспечение более эффективной реализации условий, необходимых для нормального функционирования трехстороннего сотрудничества. Среди других примеров можно назвать меры, направленные на укрепление демократии и рыночной экономики в период переходной экономики, или меры, способствующие укреплению позиций сторон в трехстороннем сотрудничестве и направленные на развитие духа сотрудничества между сторонами на создание, в случае необходимости, структурных и процедурных рамок для трехстороннего сотрудничества. Вторая группа мер могла бы иметь целью сбор и распространение — будь то посредством проведения исследований и совещаний — достаточно подробной и актуальной информации, касающейся изменений и тенденций в области трехстороннего сотрудничества, вызванных к жизни влиянием экономических, технических и социальных изменений.

В-третьих, создание условий для переговоров, консультаций и заключения двусторонних соглашений между отдельными предпринимателями и наемными работниками, а также механизма контроля за соблюдением не только условий этих соглашений, но и трудового законодательства в целом.

В-четвертых, подписание при наличии соответствующих полномочий и делегирования прав от имени объединений конкретных предпринимательских структур трех- или двусторонних соглашений, регулирующих определенные экономические и социальные взаимоотношения сторон, в рамках общенационального законодательства Российской Федерации.

Важной целью деятельности ТПП РФ является также участие в создании на международном уровне социальных основ для формирования процесса нормального функционирования трехстороннего сотрудничества.

Следует подчеркнуть, что все эти положения о роли ТПП вытекают из рекомендаций МОТ о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе, предусматривающих, что "консультации и сотрудничество" при социальном партнерстве "должны обеспечиваться или облегчаться" добровольными действиями со стороны организаций предпринимателей и трудящихся".

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, социальное партнерство как система отношений различных социальных субъектов ориентирована на достижение общенациональных интересов, при учете групповых и корпоративных интересов. По своей структуре социальное партнерство представляет собой совокупность органов и организаций, создаваемых из представителей работников наемного труда, работодателей и государства для регулирования социально-трудовых отношений.

Социальное партнерство как метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной стабильности общества и гарантирует его мирную эволюцию, отсекая все деструктивное, потенциально взрывоопасное. Социальное партнерство – это необходимый элемент становления правового государства без конфронтации.

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анисимов В., Макеев В. Правовая база социального компромисса // Человек и труд. – 1998. – Вып.1. – С.84-86.

2. Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и труд. – 1999. - Вып.11. – С.68-73.

3. Борисов Е.Ф., Волков Ф.И. Основы экономической теории. – М.: Высшая школа., 1993.

4. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М., 2001

5. Генкин Б. М. Экономика и социология труда. Учебник для ВУЗов. – М.,1998

6. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / Под ред. С. А. Багрецова. – СПб, 1999

7. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. – М.: МГУ, 1999

8. Кетле А. Социальная система и законы, ею управляющие. – СПб., 1996

9. Подшивалкина В. И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. – Кишинев, 1997

10. Пригожин А. И. Социология организаций. – М.: МГУ, 1999

11. Профсоюзы и государственная власть в условиях общественных перемен конца XX в. – Казань: Издательство КГУ, 1996 – 148 с.

12. Раймон Барр. Политическая экономия. т. 1, 2. - М.: Международные отношения, 1995.

13. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Мысль», 1996 – 206 с.

14. Синергетика и социальное управление. – М., 1998

15. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Экономика», 1999 – 236 с.

16. Социальный менеджмент. Учебник для ВУЗов. – М., 2000

17. Теория и практика экономических реформ. Международный опыт. / Под ред. А. Е. Кобута. – СПб, 1994

18. Щербина В. В. Социальные теории организации. Словарь. – М., 2000

19. Ядов В. А. Социологические исследования. – М., 2000

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...