Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика понятийного аппарата философии и науки




 

• Философия стремится найти предельные основания и регуля-тивы всякого сознательного отношения человека к действи­тельности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид разверну­того обсуждения, детального формулирования всех трудно­стей анализа, критического сопоставления и оценки возмож­ных путей решения поставленной проблемы. Отсюда извест­ная сентенция: в философии важен не только достигнутый

результат, но и путь к этому результату. Ибо путь (т. е. процесс постижения последнего) и является специфическим

способом обоснования результата.

Когда И. Ньютон восклицал: «Физика, бойся метафизики!» — он протестовал против того, что в философии, тем более умозри­тельной, невозможно найти один-единственный удовлетворяю­щий ответ на поставленный вопрос. И если наука реализует дос­таточно строгую форму организованности, то философия не мо­жет похвастаться подобной однозначностью. Она всякий раз стал­кивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы возражений. Знаменитое изречение: «подвергай все сомнению!», а также страстная неприязнь догматов — вот кредо философству­ющего разума.

• В науке по традиции принимается прогрессивное постепенное движение вперед,

т. е. развитие на основе накопления уже полученных результатов (не будет же ученый заново откры­вать таблицу умножения или законы классической механи­ки), что, конечно, не исключает научных революций. Здесь уместен образ копилки, в которой, словно монетки, скапли­ваются крупицы истинных знаний. Философия, напротив, не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Нельзя, скажем, удовлетвориться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенным средневековыми
мыслителями. Каждая эпоха будет по-своему ставить и ре­шать этот вопрос. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии — метод
оборачивания на себя. Это челночное движение, предполага­ющее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерна переформу­лировка основных проблем на протяжении всей истории че­ловеческой мысли. Условно это ее свойство может быть обо­значено' как обратимость или рефлексивность философии.

• Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интеллигибельных сущностей. Intelligibilis — умопости­гаемый, обозначает существование объектов, постигаемых только умом и не доступных чувственному познанию. Вопро­сы «что есть красота, истина, добро, справедливость» выхо-

дат за рамки эмпирических обобщений. Красота не есть тот или иной прекрасный цветок, кристалл, пейзаж или девушка. Философское понимание красоты ориентировано на постиже­ние этого явления с точки зрения всеобщего. Оно выходит за пределы эмпирической данности, преодолевает их и «транс-цендирует к сущностному определению». Популярно разъясняя специфику философии, выдающийся британский философ Бертран Рассел утверждал, что философия «является чем-то промежуточным между теологией и наукой. По­добно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор не­достижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человечес­кому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения»[14]. Философия, по его мнению, Ничейная Земля меж­ду наукой и теологией, открытая, однако, для атак с обеих сторон. На многие философские вопросы: «Что есть мудрость, добро, в чем смысл жизни?» — нельзя найти ответ в научной лаборато­рии. Не устраивают и версии богословов со ссылкой на акт творе­ния и Священное писание. Неразрешимые вопросы с точки зре­ния науки и теологии оказываются уделом философии.

• В соотношении науки и философии очевидны различия в по­нятийном аппарате. Язык философии существенно отличает­ся как от языка науки с его четкой фиксацией термина и пред­мета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где пред­метность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения все­общего, нуждается в таких языковых средствах, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому она создает свой собственный язык — язык катего­рий, предельно широких понятий, обладающих статусом все­общности и необходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других более широких по­нятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т. д. — примеры фило­софских категорий.

• Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания (физи­ка, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства, а химия — невзирая на распростра­нение религии, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология не оглядываться на императивы правоведения), то в философии все обстоит ина­че. В ней в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм обществен­ного сознания: науки, искусства, религии, политики, права, морали и пр.

Философия — не наука, однако в ней господствует понятийность, ориентация на объективность, идея причинности и стрем­ление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся свя­зей и отношений, т. е. закономерностей. Философия — не искус­ство, хотя в ней образ — признанная гносеологическая категория, достойное место занимает чувственное познание, используются метафора и интуиция. Философия — не религия, хотя уносится в мир интеллигибельных сущностей, трансцендирует и часто име­ет дело с чувственно-сверхчувственным материалом.

• В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план, хотя в современной науке (в том числе и в естествознании) его значение увеличивается («ценностно-целевые структуры»). В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации. Со­гласно тезису античного мыслителя Протагора «человек есть мера всех вещей», философия и по сей день выдвигает свои обоснования в ценностной шкале человеческих смыслов. Она
пристально интересуется судьбой научных открытий и теми социальными последствиями, к которым они могут привес­ти, утверждая в качестве абсолютной ценности человеческую
жизнь. Личность творца, мыслителя и ученого не может быть безразлична в исследовательском процессе. В философском творчестве всегда происходит углубление человека в самого себя. Мыслитель стремится к более точному и адекватному
определению своего места в мире. Это создает все новые и новые оттенки миросозерцания. Поэтому в философии каж­дая система авторизована, и при освоении философских зна-

ний достаточно значимой оказывается роль персоналий. Фи­лософия — это такой род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с великими умами про­шлого и современности: Платоном, Аристотелем, Августи­ном, Кантом, Гегелем, Хайдеггером, Соловьевым, Бердяе­вым и пр.

• В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики. Рус­ский философ Н. И. Кареев начал свою статью с примечатель­ным названием «О духе русской науки» следующими слова­ми: «...каждая нация имеет право вносить в единую общече­ловеческую науку свои идеи, но не имеет право всю науку сводить к одним этим целям...»[15]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...