Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменение творческой индивидуальности на примере картины «Чёрное Море».




 

Картина «Чёрная море» написана в 1881 году, использованные материалы холст и масляные краски. (см.Приложение №3).

И.К.Айвазовский в 50-х годах иногда отступал от излюбленной им морской темы, но даже там, где нет моря, он изображает степи, своими просторами подобные морю, и сверкающее светом небо. В 70—80-х годах, когда вполне расцвело и окрепло такое направление в пейзажной живописи, как реалистическое, И.К.Айвазовский, испытывая воздействие искусства демократического реализма, написал монументальное полотно «Чёрное море». Картина поражает суровой реалистической правдой. Это произведение простое по сюжету, но действительно неповторимое по силе и выразительности чувств.

Незадолго от написания это картины, И.К.Айвазовский виделся с Ф.М.Достоевским, и был поражён его желание писать правду и восклицаниями, что для этого нужно страдать, эта встреча произвела на художника большое впечатление, и у него из головы никак не выходили слова писателя. То, что сказал Фёдор Михайлович: «Чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать! Сердце кровоточить должно, когда пишешь! Босыми ногами по острым камням надо идти к правдивым страницам» отчасти поменяло отношение Ивана Константиновича к искусству, и в итоге долгих размышлений он написал «Чёрное море».(3,с.190).

На полотне почти ничего нет кроме воды и неба. На картине море изображено в сумрачный, ветреный день. Всё небо затянуто тяжёлыми облаками. Они низко нависают над морскими просторами, будто небо и волны готовы слиться в жестокой схватке. Создавая особый торжественный строй полотна, волны, рождаясь где-то на горизонте, стремительно движутся на зрителя. Видно, что художник восхищается мощью морской стихии. И только еле различимый силуэт корабля на горизонте, напоминает о присутствие человека.

Полотно написано в строгой, сдержанной колористической гамме, которая полностью построена на сочетание тёплых серых тонов неба и зеленовато-синего цвета воды. В центре полотна цвет сгущается до черноты и напоминает о бездонных глубинах моря. Это придает картине еще более возвышенный вид. Свет на картине распределяется не совсем равномерно, В основном хорошо освещено небо, а вода находится в затемнении, что говорит о том, какими неизведанными и тёмными для людей являются морские просторы. В темноте моря может скрываться что угодно.

Картина оказывает необычайно сильное эмоциональное воздействие. Она – свидетельство того, что Айвазовский понимал и чувствовал не только внешнюю красоту моря, но улавливал строгий ритм его дыхания и восхищался потенциальной мощью стихии.

«Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю. На ней нет ничего, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно ещё бесконечнее.» Так о картине отзывался И.Н.Крамской.(6,246).

Картина написана так, что смотря на неё, зритель перемещается внутрь произведения, волны словно выходят за рамки. Изображение настолько объёмно и реально, что можно представить себя окружённого этой стихией.

В этом произведении И.К. Айвазовского, видно насколько изменились творческие взгляды художника, он стал писать в более реалистичном стиле, нежели раньше. Возможно, это связанно, с тем, что происходило в это время в России. На почве горячих споров об отмене крепостного права шла переоценка ценностей, утверждались новые идеалы. Художники стремились, как можно более правдиво рассказать о суровой жизни народа, заостряли внимание на её теневых сторонах. Критический реализм становится определяющим художественным направлением.

Однако, несмотря на всё, картин подобных «Чёрному морю», среди огромного количества произведений И.К.Айвазовского, не очень много. В его творчестве все равно преобладали картины романтического характера.

Иван Константинович умел видеть красоту близкой ему стихии не только во внешних эффектных проявлениях, а и в едва уловимом, строгом ритме её дыхания, в её скрытой потенциальной мощи, и картина «Чёрное море» свидетельствует об этом. В ней он сумел передать не только внешний рисунок ритмического чередования черноморских волн, с особой изобразительной ясностью и художественной правдой, но и что важнее, - сумел сообщить ему неотделимое от зрительного образа шумовое звучание, ассоциирующееся с музыкальным ритмом.

За внешним реализмом этого полотна скрывается глубочайшая метафизика. Море и небо - вот главные герои, а сюжет – их противостояние и единство.

Художник впервые представил картину на выставке в Академии художеств. И.Н.Крамской был большим поклонником этого произведения и даже включил его в свою собственную работу «Неутешное горе», он поместил её за спиной у героини своей картины, сделав своеобразным «зеркалом» её душевных переживаний. (см.Приложение №4.)

III. Заключение.

 

Из всего выше приведённого можно сделать вывод, что И.К.Айвазовский был величайшим художником-маринистом. Никто в искусстве XIX века не сумел достичь такого восприятия морской стихии, как это сделал он. Не один живописец того времени не видел всей грандиозности, величественного спокойствия или грозного могущества моря. Никто не передал неуловимый ритм движения морских волн, не ощутил пульсирующего прибоя, так как Иван Константинович. Его искусство легло в основу армянской пейзажной живописи.

Независимо от сюжетного содержания, в картинах И.К.Айвазовского, очень явно видно стремление охватить широкие просторы, это придаёт особую значимость его работам и покоряющую силу искусству. Художник посвятил всю свою жизнь маринистической живописи, за это время он не только изучил всё многообразие явлений морской и воздушной стихий, но нашёл и разработал для их воплощения огромный арсенал технических приёмов. Благодаря огромному творческому опыту на пути Ивана Константиновича не вставали трудности технического порядка, его живописные образы возникали на холсте во всей цельности и свежести первоначального художественного замысла. Он так искусно передавал раскат волны на песчаном берегу, глубоко постиг различные состояния воздушной среды, всё это помогало ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения. Изображая широкие просторы моря и неба, художник передавал природу в живом движении.

Понятно, что художники-пейзажисты существовали и до Ивана Айвазовского, но именно он стал первым русским маринистом, потому что сумел воплотить в этом стиле живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени и придать глубокий смысл его искусству. Художник был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, он передавал природу в живом движении, в бесконечной изменчивости форм: то в виде спокойных и ласковых штилей, то в образе грозной, бушующей стихии.

Критик В.В.Стасов писал «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно предающий, быть может, как никто в Европе, воду с её необычайными красотами». (2,с.10)

Жизнь И.К. Айвазовского полностью была посвящена искусству, рисунки его представляют широкий интерес, как со стороны артистического их выполнения, так и для уяснения творческого метода художника. Его творческий путь – это непрерывный процесс совершенствования живописного мастерства. Творчество И.К. Айвазовского патриотично, а заслуги в искусстве отмечены во всём мире. Начав с произведений ярко насыщенных романтическими образами, он пришёл к проникновенному глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии.

И.К.Айвазовский сумел выразить потрясающую грандиозность морского пейзажа в своём творчестве. Его картины полны чувства свободы, силы и оптимизма.

Он разработал многие технические приёмы для изображения бурного моря и грозового неба, яркого солнечного заката и мягкого блеска восходящей над морем луны. Но художник не замыкался в рамки маринистической живописи. Впервые в русском искусстве им был создан большой цикл картин кавказкой природы, отличавшийся не только высоким живописным мастерством, но и большой познавательной ценностью.

Живописец работал с поразительной быстротой и неутомимостью до конца своих дней. Наследие Ивана Константиновича Айвазовского огромно. Его творчество охватывает огромный промежуток времени – шестьдесят лет, и за это время он написал невероятно большое количество картин – свыше трёх тысяч. На своей родине художник создал картинную галерею, которая в советскую эпоху была самым крупным собранием его произведений.

В искусстве И.К.Айвазовского заложена большая познавательная ценность: она сделало море понятным для многих, близким, дорогим, помогло узнать и полюбить его, научило шире познавать природу, видеть в обычном прекрасное.

Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии.

И.К.Айвазовский прожил в Феодосии долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.

Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

Великий художник умер в Феодосии 2 мая 1900 года, в возрасте восьмидесяти двух лет.

 

 

Список используемой литературы:

 

 

1. Анфертьев И.А., «Флагманский живописец российского военно-морского флота», ж. «Военно-исторический журнал», №2, 2004 г.

2. Барсамов Н.С., «Айвазовский», «Искусство», М.,1962 г.

3. Вагнер А., Григорович Н. «И.К.Айвазовский», серия «Жизнь в искусстве», М., 1970 г.

4. Локотьков Н., «Родившийся у моря и прославивший его», ж., «Введенская сторона», №3, 2007 г.

5. Погребецкая И.М., «Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского», «Таврия», Симферополь,1980 г.

6. «История русского искусства», под ред. Прыткова В.А., «Искусство», М., 1960 г.

 

 

МУ Общеобразовательная школа-интернат

«Лицей-интернат»

 

 

Реферат

по мировой художественной культуре на тему:

«И.К.Айвазовский основатель русского маринизма»

 

Выполнила ученица 10 класса

химико-биологического отделения

Гойчуева Марина

Учитель: Степаненко Елена Александровна

 

 

Великий Новгород

2011 год

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...