Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета




Область сравнения Управленческий учет Финансовый учет
  Обязательность ведения учета Необязательный учет – по решению администрации организации По законодательству
  Цель учета Оказание помощи менеджерам для управления хозяйственной деятельностью организации Составление отчета для предоставления их вне организации
  Пользователи информацией Менеджеры организации Чиновники разных структур вне организации
  Базисная структура учета Зависит от целей использования информации АКТИВЫ = ПАССИВЫ + КАПИТАЛ
  Основные положения Как правило, их нет Общепринятые нормы, принципы, правила учета
  Привязка по времени Носит перспективный характер Имеет ретроспективный характер
  Виды выражения информации Информация используется в равной степени как в количественном (натуральном), так и в денежном выражении Принцип денежного измерения
  Степень точности информации Точной оценки не требует Высокая точность информации (допускаются округления)
  Частота (периодичность) отчетности Информация нужна по мере надобности Квартальная, полугодовая, годовая отчетность и т. д.
  Сроки предоставления отчетов Сразу по истечении, какого-то времени. До наступления какого-то события. Квартальная отчетность – опоздание в 1 месяц, годовая – в 3 месяца
  Объект отчетности По структурным отделениям, центрам ответственности. Объектом являются все организация в целом
  Степень ответственности Как правило, ответственности никакой Уголовной ответственности нет. Увольнение.

- 15.5 -

В настоящее время крайне актуально, и ведется большая полемика в экономической литературе о том, какие цели и задачи должна ставить перед собой организация. Согласно экономической теории – это получение максимальной прибыли. Выдвижение данной цели в качестве приоритетной может быть аргументировано следующим образом: увеличение прибыли ведет к росту общего благосостояния, то есть, повышая свое благосостояние, тем самым повышаешь и благосостояние всего общества. Причины для того, чтобы выделить цель максимизации прибыли как наиболее предпочтительную для выбора, следующие:

§ маловероятно, что выбор другой цели даст возможность с такой же эффективностью оценить способность организации успешно функционировать в будущем;

§ реализация данной цели помогает собственникам организации понять, во что им обойдется выбор других целей.

Поиск альтернативных вариантов действий вызывает необходимость получать информацию об ожидаемой конъюнктуре и изменениях экономической обстановки. Для максимизации будущего потока денежной наличности существенно, чтобы руководство организации постоянно получало информацию о возможных положительных и отрицательных для нее тенденциях в развитии экономической обстановки и немедленно принимало меры, посредством которых могло бы защитить себя от различных неожиданностей в будущем.

Поскольку в точности реализовать запланированные решения, сформированные по результатам анализа и в рамках мер, принятых на этапе контроля и регулирования, практически невозможно, то обычно каждое решение обосновывается в пределах известных ограничений и приемлемых допущений.

В практике управления развитых зарубежных стран особая роль в данном случае отводится управленческому учету. При этом большое внимание уделяется расширению и усилению функций бухгалтерского учета, использованию его аналитического потенциала в качестве основного и достоверного источника управленческой информации, методам ее анализа с целью формирования управленческих решений. В последнее время и отечественные менеджеры, и руководители организации проявляют значительный интерес к управленческому учету и стремятся выделить в контуре управления новую информационную систему. Однако в этом отношении существуют определенные трудности, связанные как с пониманием сущности и возможностей управленческого учета, так и с его организацией.

Признание управленческого учета как самостоятельной подсистемы бухгалтерского учета относится к 1972 г. Именно в этот период американская ассоциация бухгалтеров разрабатывает программу по управленческому учету как самостоятельной дисциплине, введенной в учебные планы высших учебных заведений, готовящих бухгалтеров-аналитиков, специалистов новой квалификации и формации.

Сущностный характер управленческого учета находит выражение в определении этой области экономических знаний. Управленческий учет является следствием обособления экономической информации для повышения результативности системы управления, его основой является теория принятия решения.

В настоящее время среди отечественных экономистов не существует единого мнения по вопросу определения управленческого учета. Н. Врублевский в результате анализа различных определений управленческого учета сделал вывод о необходимости группировки имеющихся трактовок управленческого учета в зависимости от его сущностных характеристик. Все позиции в обобщенном виде представляются следующим образом:

1. управленческий учет – подсистема бухгалтерского учета, информация которой используется для управления и контроля за деятельностью последней (А. Шеремет, Н. Кондраков, М. Вахрушина, В. Ивашкевич, С. Николаева и др.);

2. управленческий учет представляет собой интегрированную систему учета, нормирования, планирования, контроля и анализа с целью формирования информации для принятия управленческих решений (Т. Карпова, В. Палий и др.);

3. управленческий учет представляет собой производственный учет и калькулирование себестоимости продукции в системе бухгалтерского учета, информация которого используется для управления организацией (П. Безруких, С. Стуков и др.).

Если понятие «бухгалтерский учет» определено законодательно, то термин «управленческий учет» в России не регламентирован и допускает много разных толкований. Специалистами-аналитиками широко обсуждается вопрос о месте управленческого учета в системе управления организацией, который сводится к следующему: должен ли управленческий учет быть связанным с системой управления организацией в целом и всеми ее функциями или же сосредоточенным на предоставлении соответствующей количественной информации менеджерам, ответственным за достижение конкретных производственных результатов.

Второй из указанных подходов, по нашему мнению, занижает роль управленческого учета, так как учетная информация для целей управления на любом уровне должна быть соответствующим образом подготовлена и интерпретирована на основе определенных методов анализа. Сами по себе количественные данные не улучшают процесс управления.

По нашему мнению, управленческий учет представляет собой информационно-вычислительную систему, объединяющую совокупность форм и методов планирования, учета и анализа, направленную на формирование альтернативных вариантов функционирования организации и предназначенную для информационного обеспечения процесса принятия решений по управлению ею в целом и отдельными процессами.

Существует также мнение, что управленческого учета не существует, что это ошибка некомпетентных переводчиков, а само понятие буквально означает «учет для управления». Ошибка, повторяемая и сегодня, была сделана в 50-х годах прошлого века, когда на русский язык был переведен отчет английских бухгалтеров об организации управленческого учета в США. Однако, любой вид учета – это система наблюдения (мониторинга) и контроля, формирующая информацию обратной связи в управлении хозяйствующими субъектами. Вместе с тем, только на основе информации обратной связи невозможно решить все задачи внутреннего управления хозяйственными процессами, в том числе и процессом продаж.

Это было понято еще на крупных советских предприятиях, где на основе американской модели стали строить не «учет для управления», а системы внутреннего хозрасчета (внутрихозяйственного расчета), которые позволяли комплексно использовать планирование, нормирование, мотивацию труда, учет и анализ во внутреннем управлении производственными затратами, а также стимулировать их экономию и решать другие задачи.

Главную роль во внутрихозяйственном расчете все же играл бухгалтерский учет, поскольку нормирование и планирование – однократные разовые процессы, а внутренний учет, как элемент обратной связи в этой системе, непрерывный и постоянный.

Можно дискутировать о приемлемости термина «управленческий учет». Однако, он общеизвестен, применяется длительное время и имеет весьма конкретное наполнение. Также нельзя формально рассматривать разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, а необходимо учитывать их сущностные характеристики. Действительно, система двойной записи на счетах, описанная Л. Пачоли и получившая впоследствии в России название «бухгалтерский учет», предназначалась для наблюдения за сохранением и приумножением индивидуального капитала, отражения расчетных операций и имущества индивидуальных предпринимателей. Бухгалтерский учет вели для внутреннего потребления, а оперативное управление осуществлялось путем личного надсмотра и наблюдения. Даже надобность в калькулировании не возникала.

С появлением и развитием мануфактурного производства, то есть по мере развития общества, получили развитие калькуляционные методы формирования информации. Британская энциклопедия сообщает, что время зарождения калькуляции неизвестно, а методы калькулирования в отрасли кораблестроения породили позаказную, а в текстильном производстве – попроцессную калькуляции, которые являются прямыми предшественниками всех современных методов калькулирования. Таковы истоки той системы, которая в настоящее время называется производственным учетом и исчислением себестоимости.

Считать традиционный производственный учет, в рамках которого получают учетные данные о затратах с целью определения себестоимости продукции (работ, услуг) и ожидаемой прибыли от ее продажи, выполняющим основную задачу управленческого учета, представляется, однако, упрощенным. Управленческий учет использует данные производственного учета, но в зависимости от целей управления они группируются по разным основаниям, что придает им более широкое смысловое содержание. Это производится с целью прогнозирования будущих издержек и обеспечения этой информацией персонала всех уровней управления организацией для принятия ими обоснованных экономических решений по обеспечению будущих результатов ее деятельности.

Возникновение в середине XIX века акционерных обществ и фондовых бирж явилось началом не только финансового капитала, но и его дифференциации. Акционерный капитал отделился от его производственного применения. Собственники средств стали инвесторами, а управление капиталом начали осуществлять специалисты – менеджеры. Следовательно, возникли отношения подчинения между ними, требующие отчетности управляющих с целью подтвердить эффективность управления. Необходимостью стала публичная бухгалтерская отчетность, достоверность которой подтверждается также независимым специалистом – аудитором. Финансовый учет для составления бухгалтерской (финансовой) информации стал автономным направлением бухгалтерского учета.

Для того, чтобы финансовая отчетность была понятна всем пользователям, она должна составляться по единым и всем известным правилам. Очевидность этого была окончательно осознана после биржевого краха 1929 г. и последовавшего за ним мирового экономического кризиса. На международном уровне появились общепризнанные правила финансового учета, так называемые GAAP, предшествовавшие современным международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В основе финансового учета лежит известный балансовый метод, применяемый путем регистрации фактов хозяйственной деятельности при помощи метода двойной записи. Таким образом, в глобальном смысле финансовый учет воплотил в себе традиционный бухгалтерский учет, освобожденный от формирования несвойственной ему внутренней информации.

Однако нельзя утверждать, что данные финансового учета неприменимы внутренними категориями пользователей. Учет всегда и во всех формах представляет информацию для управления и формирует в системе управления наряду с анализом контур обратной связи. Но финансовый учет ограничивается управлением только теми процессами, для учета которых он предназначен.

Управленческий же учет возник в ответ на потребности крупного индустриального производства. Его истоки восходят к системе Тейлора, учету затрат по методу «стандарт-кост», бюджетированию и системе гибких смет, методу «директ-костинг». Он развивался по мере усложнения производственных процессов, исходя из жизненно важных потребностей внутреннего управления, и сложился в современную систему к концу 40-х годов ХХ века. Безусловно, управленческий учет выходит за рамки собственно учета. Это комплексный метод внутрихозяйственного управления, очень похожий на хорошо известный в прошлом отечественный внутрихозяйственный расчет, который достаточно широко был распространен и в сельском хозяйстве.

Очень важной и принципиально отличной от финансового учета задачей управленческого учета является организация учета по центрам затрат и центрам ответственности. Это проводится с целью контроля за затратами по местам их возникновения для оценки усилий, приложенных к получению прибыли, как основного условия деятельности организации. При этом, поскольку организация – это динамично функционирующая система, то есть со временем приоритеты по направлениям деятельности могут изменяться, то и организация учета по центрам ответственности должна быть ориентирована на отражение этого фактора развития и управления хозяйствующим субъектом. Центры ответственности должны четко выделяться и в системе управления процессами продаж.

Если обобщить высказывания современных авторов о содержании, целях и задачах управленческого учета, то они могут быть сведены к следующим пяти тезисам:

1. прогнозирование, нормирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости; прогнозирование, планирование и учет периодических расходов отчетного периода;

2. планирование и учет долгосрочных (фиксированных) расходов на инвестиционную деятельность;

3. планирование, учет и анализ доходов и результатов деятельности по направлениям, подразделениям, сегментам и центрам ответственности;

4. формирование внутренней количественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала;

5. система управленческого учета создается для управления конкретной организацией и не может регулироваться обязательными для всех нормами и стандартами.

Зарубежный опыт организации управленческого учета свидетельствует о том, что он является внебалансовым учетом, то есть его показатели не сводятся в единую балансовую систему. На практике в управленческом учете применяют и простую, и двойную системы учета в зависимости от организационных условий и традиций учета.

Таким образом, управленческий учет – это новая комплексная отрасль знания, объединяющая несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и оперативный учет, управленческий анализ и ряд других. В этом заключается его преимущество, так как именно на стыках наук возникают новые технологии.

- 15.6 -

Совершенствование системы управления организацией, рост ее эффективности являются в настоящее время одним из основных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность организации на внешнем и внутреннем рынках. Рассматривая современные условия развития организаций, можно отметить значительное усиление роли и значения экономического анализа в системе управления ими. Анализ, по сути, становится основным инструментом и методом обоснования и проверки эффективности управленческих решений, как в области стратегического менеджмента, так и при решении тактических задач – по оперативному регулированию финансово-хозяйственной деятельности.

Управленческий анализ является одной из важнейших функций реализации гибкого регулирования и прогнозирования хозяйственных процессов организации. Главная цель его заключается в постоянном информационном обеспечении контроля за рациональностью функционирования всей хозяйственной системы по выполнению обязательств производства и продажи продукции, выявлению и мобилизации текущих внутрипроизводственных резервов для снижения затрат на производство продукции, роста его доходности.

Следует отметить, что исторически роль учета и анализа в системе управления неправомерно принижалась. Зачастую в классификационных группировках функций управления выделялись такие функции, как планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль, а учет и анализ включались в состав контрольной функции. Однако, уяснив важность и истинное значение учетно-аналитической информации в процессе принятия управленческих решений, отдельные специалисты старались исправить сложившееся положение.

Роль анализа как средства управления производством в последнее время все возрастает, что обусловлено разными обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью повышения эффективности сбытовой деятельности в связи с повышением науко- и капиталоемкости производства; переходом к рыночным отношениям; созданием новых форм хозяйствования. В данных условиях управленческие решения должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе.

Управленческий анализ направлен на выявление внутренних ресурсов и возможностей организации, на оценку текущего состояния бизнеса, выявление стратегических проблем. Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами:

1. необходимость анализа при разработке стратегии развития организации и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;

2. анализ является инструментом оценки привлекательности организации с точки зрения внешних инвесторов;

3. управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности организации, определить направления адаптации ее внутренних возможностей к изменениям условий внешней среды.

В основе управленческого анализа деятельности предприятия должны лежать следующие принципы:

§ системный подход, в соответствии с которым организация рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая, в свою очередь, из ряда подсистем;

§ принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов организации;

§ динамический принцип и принцип сравнительного анализа;

§ принцип учета специфики деятельности (отраслевой и региональный).

Управленческий уровень отражает внутренние проблемы организации: размеры, стоимость и эффективность использования ресурсов производства, измерение затрат, формирование центров производства продукции, ее качество, конкурентоспособность, цену, каналы сбыта, то есть все те моменты, от которых зависят финансовые результаты. Объекты управления представлены в виде схемы на рис. 7.

 

Рис. 7. Объекты управления, учета и анализа

 

От правильности и результативности внутреннего управленческого учета и анализа зависит основной результат – прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа. В этом единство целей, но различие объектов управленческого и финансового учета и анализа. Каждый из них решает свою задачу единой стратегии бухгалтерского учета и анализа предприятия. В современных организациях подобные задачи решаются именно системой управленческого анализа – внутреннего экономического анализа, нацеленного как на оценку прошлых, так и будущих результатов хозяйствования структурных подразделений организации. Управленческий анализ интегрирует три вида внутреннего анализа – ретроспективный, оперативный и перспективный, каждому из которых также свойственно решение собственных задач. Содержание управленческого анализа представлено в виде рис. 8.

 

      Управленческий анализ      
                       
                     
Внутренний ретроспективный анализ   Оперативный анализ   Внутренний перспективный анализ
             
    краткосрочный   стратегический
                     
                       
Определение эффективности производственно-хозяйственной деятельности путем сопоставления затрат и результатов по различным объектам учета и в различных временных интервалах   § Оперативная оценка краткосрочных изменений в состоянии объекта с тем, чтобы показать, насколько фактическое положение дел отличается от желаемого   § Выявление возможностей доведения фактического состояния объекта до желаемого   Подготовка информации, полезной для принятия перспективных управленческих решений
                               

 

Рис. 8. Содержание управленческого анализа

 

Управленческий анализ выступает как элемент обратной связи между управляющей и управляемой системами, которая представляет собой процесс информирования заинтересованных руководителей о соответствии фактических результатов деятельности ожидаемым или желаемым. Анализ, подвергая обработке входную информацию, формирует основу для принятия управленческих решений по сбыту готовой продукции, выполняя при этом две основные функции: во-первых, информационно-образующую, формируя необходимую для управления информацию, и, во-вторых, позволяет обосновать управленческие решения, и тем самым связать воедино поставленную задачу, факторы и условия ее выполнения.

Анализ, как инструмент принятия управленческих решений предъявляет к информации определенные требования: полнота данных, их достоверность, оперативность получения, сопоставимость, непрерывность, перспективность. Требование полноты информации с позиций экономического анализа означает, что в ней должны присутствовать данные, детализированные в достаточной степени для того, чтобы на их основе можно было провести исчерпывающий факторный анализ, выявить и количественно оценить отклонения, вызванные влиянием отдельных факторов. В то же время на практике традиционно существует проблема избыточности информации. Она возникает в случае расхождения состава и периодичности данных, используемых в процессе управления, с содержанием учета и отчетности. В принципе, понятие избыточности информации специфично для каждого уровня управления. По мере повышения уровня иерархии управления информация агрегируется, принимая в большей мере качественный характер.

Сбор информации, как правило, очень трудоемкий процесс и затраты на получение этой информации могут быть несоизмеримы с эффектом от ее использования, если не знать специфики изучаемого объекта и допустить сбор ненужной информации. Недостаток же информации приводит к снижению уровня обоснованности принимаемых управленческих решений. Поэтому необходимо наличие в рамках организации разработанного порядка формирования и маршрутов движения оперативной аналитической информации с учетом организационной структуры управления, чтобы исключить дублирование информации, ее чрезмерное накопление в одних линейных звеньях управления при недостаточности в других.

Что касается самой методики проведения анализа, то центральное ядро базовых представлений экономического анализа образует ряд классических моделей: «CVP-анализ», теория финансового рычага и формулы Дюпона. В классической теории эти модели представлены в виде набора отдельных методик, взаимосвязи между которыми либо не были установлены, либо были установлены в недостаточной степени. Кроме того, применение их основано на использовании одного, к тому же не очень распространенного в сельском хозяйстве, способа учета себестоимости продукции – «директ-костинг». Все это препятствовало использованию мощной конструктивной финансово-экономической сути классических моделей в широкой практике коммерческой деятельности.

Важное значение в системе управления хозяйственной деятельностью организации имеет процесс принятия управленческих решений, неотъемлемым элементом которого выступает анализ себестоимости, предназначенный для формирования системы аналитической информации, составляющей базу для принятия управленческих решений, направленных на совершенствование производственных и сбытовых процессов с целью оптимизации затрат на производство и продажу продукции.

- 15.7 -

Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необхо­димо привлечь для достижения данной цели.

Фактически бюджет организации представляет собой план в де­нежном выражении, принятый на один год, с разбивкой на че­тыре квартала. Как правило, бюджет разбивается на месяцы, а иногда – на недели.

Бюджет служит инструментом для управления доходами, рас­ходами и прибылью организации. Разработка бюджета состоит из следующих этапов:

§ постановка задачи и сбор информации, необходимой для раз­работки бюджета;

§ изучение и анализ имеющейся информации;

§ обобщение и ана­лиз фактических результатов прошлого периода;

§ расчет научно обоснованных показателей деятельности организации;

§ форми­рование бюджета;

§ экспертиза и оценка проекта бюджета;

§ принятие и утверждение бюджета.

Разработка бюджета предполагает участие квалифицированных специалистов разного профиля: экономистов, финансистов, бух­галтеров, юристов, специалистов в области налогового планиро­вания, технологов и др.

Неправильно планировать производство только «сверху», начи­ная с утверждения годового бюджета. Планирование процесса толь­ко «снизу», то есть с составления смет подразделений, цехов, также не даст положительных результатов: доходы могут оказаться сознатель­но заниженными, а расходы – завышенными из-за перестраховки отдела реализации и производственного отдела и др. Формирование бюджета, таким образом, должно идти синхронно «сверху» и «снизу» при тесном взаимодействии руководства производствен­ных подразделений и организации в целом. Только в этом случае бюджет будет разработан с учетом максимального использования реаль­ных производственных возможностей в целях удовлетворения же­лаемых результатов руководства организации.

Возможны три альтернативных варианта формирования бюд­жета: пессимистический, вероятностный и оптимистический. При пессимистическом варианте преследуется минимальная цель при максимальном использовании имеющихся ресурсов. Ве­роятностный вариант ориентирован на достижение максимальных целей при умеренном использовании ресурсов. Оптимистический вариант предусматривает достижение максимальных целей при эффективном использовании ресурсов.

При формировании бюджета должны соблюдаться следующие требования:

§ бюджет является обобщающим планом в натуральных и стоимост­ных показателях;

§ бюджет должен быть сбалансированным по всем показателям;

§ в разработке бюджета должны принимать участие лица, ответственные за его выполнение;

§ изменения, вносимые в бюджет в течение бюджетного перио­да, должны обсуждаться и утверждаться лицами, ответствен­ными за его составление и принятие.

Подготовленный проект бюджета должен быть согласован со всеми руководителями первичных производственных подразделений и представлен руководству организации на рассмотрение. После рассмотрения бюджет утверждается и становится обязательным для исполнения всеми службами организации.

Контрольные вопросы к теме 15:

1. Раскрыть сущность управленческого учета.

2. Указать, что является объектом управленческого учета.

3. Назвать методы, используемые в управленческом учете, и цели, которые он преследует.

4. Дать характеристику финансового и управленческого учета в сравнении.

5. Назвать функции управленческого учета.

Рекомендуемая литература к теме 15:

1. Бреславцева Н. А., Михайлова Н. В., Гончаренко О. Н. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: «Феникс», 2012. – 318 с.

2. Воронова Е. Ю. Управленческий учет. – М.: «Юрайт-Издат», 2012. – 560 с.

3. Кириллова Н. А., Богаченко В. М. Бухгалтерский учет: практикум. – М.: «Феникс», 2013. – 399 с.

4. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 681 с.

5. Кондраков Н. П., Кондраков И. Н. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах. – М.: «Проспект», 2012. – 280 с.

Интернет-ресурсы к теме 15:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%EF%F0%E0%E2%EB%E5%ED%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%F3%F7%B8%F2

2. http://www.bibliotekar.ru/upravlencheskiy-uchet-2/index.htm

3. http://www.aup.ru/books/m176/16_1.htm

4. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook071/book/index/index.html?go=part-004*page.htm

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Авизо – банковское письмо, уведомляющее получателя о посылке векселя, товара, о переводе денег.

Аккредитив – условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.

Актив – одна из сторон бухгалтерского баланса, отражающая хозяйственные средства по составу и размещению.

Акцепт – принятие документа к платежу путем подписи на векселе, счете.

Алименты – средства на содержание, которые обязаны предоставлять одни лица другим.

Амортизация – списание части стоимости основных средств на готовую продукцию.

Аналитический учет – учет детальных данных об отдельных видах имущества и обязательств, ведущийся на аналитических счетах в натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Аренда – наем на срок, главным образом недвижимости (помещений, земли и т.д.), за определенную плату с правом пользования и извлечения доходов.

Бухгалтерская отчетность – система показателей, характеризующих производственную и финансовую деятельность организации за определенный период (месяц, квартал, год).

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах организации в денежной оценке на определенную дату.

Бухгалтерский счет – экономическая группировка в виде таблицы, в которой накапливается и систематизируется текущая информация о состоянии и движении отдельных видов имущества и обязательств организации.

Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Валюта – денежная система, принятая в данной стране и денежная единица данной страны.

Вексель – возникшее долговое обязательство об уплате определенному лицу или предъявителю векселя определенной суммы в определенный срок.

Гарант – государство, организация, лицо, предоставляющие определенные гарантии.

Главная книга – учетный регистр синтетического учета, открываемый на год.

Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Дебитор – должник.

Дебиторская задолженность – задолженность организаций, работников и физических лиц (дебиторов) экономическому субъекту.

Дивиденд – часть прибыли, полученной акционерным обществом, которая должна быть распределена среди акционеров.

Договор займа – вид договора, по которому одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Документация – первичная регистрация хозяйственных операций с помощью установленных форм первичных учетных документов в момент и в месте совершения операции.

Документооборот – порядок движения документов от момента их составления или получения от других организаций до использования в бухгалтерском учете и последующей передачи в архив.

Долговые ценные бумаги – обязательства, размещенные выпускающей их организацией на фондовом рынке для привлечения на возвратной и возмездной основе денежных средств.

Забалансовые счета – счета, на которых учитываются ценности, не принадлежащие данной организации, но временно у нее находящиеся.

Закрытие счетов – записи на счетах бухгалтерского учета, после чего они не имеют сальдо.

Затраты организации – средства, израсходованные на приобретение ресурсов имеющихся в наличии, и регистрируемые в балансе, как активы организации, способные принести ей доход в будущем.

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета.

Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости готовой продукции.

Кредитный договор – соглашение, по которому банк (или иная кредитная организация) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик, в свою очередь, обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить на нее проценты.

Кредиторская задолженность – задолженность экономического субъекта другим организациям, работникам и лицам (кредиторам).

Лизинг – долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, при которых арендатор постепенно погашает задолженность по мере использования имущества.

Материально-производственные запасы – часть имущества организации, используемая ею в качестве предметов труда в производственном цикле.

Метод двойной записи – способ регистрации хозяйственных операций, заключающийся <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...