Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 5. Европа в ХV – XVIIІ вв. Белорусские земли в составе Речи Посполитой (конец ХVI – ХVIIІ вв.).




1. Европа раннего Нового времени. Зарождение и генезис капитализма.

Понятие "Новое время" появилась в эпоху Возрождения и связывалось с развитием личности, науки и культуры. Гуманисты считали, что человечество вступило в отдельный - новый период своего развития. С конца XVII в. в западноевропейских университетах традиционным стало деление мировой истории на древнюю историю, Средние века и Новое время. Этой периодизации историческая наука пользуется до сегодняшнего дня. В XX в. появилось понятие "новейшая", или "современная история".

Новое время берет свое начало на рубеже XV - XVI вв. С ним связаны такие события, как открытие Америки, Реформация, Нидерландская буржуазная революция. Новая история завершается в начале XX в. Рубежом между новой и новейшей (современной) историей принято считать Первую мировую войну 1914 - 1918 гг. В свою очередь Новое время делится на два периода: до Великой французской революции и после нее.

В начальный период Нового времени происходит зарождение современной науки. Значительные успехи были достигнуты в области естествознания, в географии и астрономии. Дальние морские экспедиции расширяли пространственные представления людей, заставляли изучать направления ветра, течения, климат. Была освоена техника определения географической долготы и широты, составлена точная карта Европы.

В области астрономии революционную роль сыграл великий польский ученый М. Коперник (1473-1543). Его книга «О вращении небесных сфер" аргументировала гелиоцентрическую идею, в соответствии с которой Земля не является центром мира, а вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца наряду с другими планетами. Взгляды Коперника пропагандировал великий итальянский ученый Дж. Бруно (1548-1600). Он также утверждал о существовании в безграничной вселенной множество систем, подобных солнечной.

В XVII в. в Европе был сделан ряд новых научных открытий, которые привели к образованию новой естественной картины мира, окончательной сменившей средневековые взгляды. Возникли новые методы и принципы научного познания. Так, немецкий ученый И. Кеплер (1571-1630) обосновал и развил гелиоцентрическую теорию Коперника, открыл три законы движения планет. Итальянец Г. Галилей (1564 -1642) экспериментально подтвердил идеи Коперника. Он сконструировал телескоп для наблюдения за небесными телами, который увеличивал размеры наблюдаемых объектов в 32 раза. Английский ученый И. Ньютон (1643-1727) открыл закон всемирного притяжения, который не только утвердил гелиоцентрическое представление о солнечной системе, но и дал обоснование многим процессам, которые происходили в мире, стал основой единой физической картины мира.

Существенные сдвиги происходили и в области экономики. В промышленном производстве почти повсеместно были усовершенствованы орудия труда и технологические процессы. Наиболее значительным был прогресс в добывающей и обрабатывающей отраслях. Появилось довольно сложное для своего времени оборудование для шахт, в металлургической промышленности вместо небольших горнов начали строить более высокие, ставшие прообразом будущих доменных печей. В металлообработке были усовершенствованы молоты, в текстильной промышленности вместо примитивного вертикального станка появляется горизонтальный ткацкий станок. С появлением свободного капитала возникают мастерские или предприятия, получившие название мануфактуры. Характерными признаками мануфактуры стали разделение труда и использование наемных рабочих. Существенные сдвиги произошли и в развитии средств передвижения, особенно в морском транспорте. Появление в начале XVII в. огнестрельного оружия привело к настоящей революции в военном деле. С началом книгопечатания появилась новая отрасль - типографское дело; начали производить очки и часы.

На основе прогресса в материальном производстве наблюдались изменения в сельскохозяйственных отношениях. Если раньше значительная часть населения вела натуральное хозяйство, то теперь увеличилась роль товарно-денежных отношений. Расширился внутренний рынок, где главным действующим лицом становится купец. Усложнилось денежное обращение, появились новые виды торговых сделок и соглашений, биржа превратилась в место операций с товарами и ценными бумагами, развивались кредит и банковское дело. Все это способствовало появлению свободного капитала - одной из решающих условий зарождения в феодальном обществе капиталистического уклада. Формируются классы буржуазии и наемных рабочих.

В результате глубоких сдвигов в экономической и социальной структуре общества изменилась форма феодального государства - сословная монархия в большинстве европейских стран уступила место абсолютизму. Король не только сконцентрировал в своих руках высшую государственную власть, но и подчинил церковь. Феодальная знать и дворянство увидели угрозу своим экономическим и политическим привилегиям, и повели борьбу против усиления королевской власти. В этих условиях монархия стала искать опору в аппозиционной феодалам политической силе - буржуазии. Буржуазия давала абсолютной монархии финансовые средства, а взамен получала выгоды от протекционистской и меркантильной политики абсолютизма. Такой союз вполне устраивал буржуазию, потому что позволял ей укрепить свои позиции.

Абсолютная монархия сыграла в европейских странах положительную роль в развитии национальной промышленности и торговли, а также в завершении политической централизации. Однако исторически прогрессивное воздействие феодально-абсолютистская монархия оказывала недолго. Когда буржуазия превратилась в мощную экономическую силу и начала претендовать на политическую власть, абсолютизм перешел к политике подавления и ограбления буржуазии. В свою очередь буржуазия, которая отражала интересы прогрессивной части общества, начала открытую борьбу против абсолютизма и сил феодальной реакции. Этот непримиримый конфликт нашел свое разрешение в буржуазных революциях.

2. Реформация и Контрреформация. Берестейская уния.

Реформация - это широкое общественно-политическое и идеологическое движение, возникло в начале XVI в. в Западной Европе с целью ослабить власть католической церкви и лично Папы Римского. Инициатором ее была буржуазия - новый класс, что в процессе рождения начал борьбу с наиболее одиозными проявлениями феодализма. Основные требования - децентрализовать, демократизировать, сделать дешевой церковь; ликвидировать монастыри, культ, обрядность, духовенство как замкнутую касту, секуляризовать (конфисковать в пользу государства) церковную имущество - были разработаны в работах Мартина Лютера, Жана Кальвина, У. Цвингли.

В ВКЛ идеи Реформации проникли к 1540-м гг., но реформационное движение имело здесь значительные особенности в развитии. Развивалась Реформация на феодальной основе, главной движущей силой были крупные феодалы и знать, главный религиозный направление - кальвинизм. Учение Кальвина отрицала иерархическую структуру церкви и верховную власть папы римского, требовала упростить религиозный культ; единственным источником и авторитетом новой церкви признавалась Священное Писание; вводилось богослужение на национальном языке. Некоторые черты Реформации наблюдались и в православной церкви. Широкое распространение получило еретическое движение антитренитариев (ариан). Они отрицали божественную сущность Христа, соответственно, Троица так же ими отрицалась, единый Бог часто ассоциировался с мировым разумом и природой. Православные братства активно выступали за установление контроля над священниками. Реформация в Беларуси имела три этапа.

Первый этап охватывал время с 1553 по 1570 гг. Это был период быстрого роста количества протестующих, формировалась их церковная организация. Основная масса протестантов - это католическая и, главным образом, православная шляхта. Они были не против того, чтобы подорвать экономическую мощь как православной, так и католической церквей. Крупнейшие феодалы - магнаты - стремились предотвратить вмешательство Москвы и Кракова во внутренние дела княжества через создание национальной протестантской церкви.

Главным деятелем Реформации в ВКЛ был Николай Радзивил Черный, канцлер, самый влиятельный человек в государстве. Он основал самый первый сбор в Бресте (в начале 1550-х гг.) И первую на территории современной Беларуси типографию. Под его патронатом в 1557 г. состоялся первый съезд протестантов в Вильно. Была основана Литовская провинция кальвинистской церкви, руководил ее делами провинциальный синод. В 1560-е гг., во время наивысшего подъема Реформации, в Беларуси действовало около 90 сборов (культовых учреждений), а так же школы, типографии, больницы. В кальвинизм перешла большинство магнатов и шляхты. Так, из 600 шляхетских фамилий Новогрудского воеводства в православии осталось только 16.

Значительно активизировалась духовную жизнь, выросла роль просвещения, книгопечатания, широко стали известны ренессансные идеи, настраивались международные контакты.

Во второй период - с 1570 по 1596. (до Брестской церковной унии) начали усиливаться позиции католической церкви, усилилась Контрреформация. Начала сужаться социальная база Реформации - знать и магнаты, что достигли своих целей, покидали ряды кальвинистов. После Люблинской унии выгоднее было перейти в католичество, так как короли Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза много заботились о католичество, даже получили за это прозвища "католических королей. Тем не менее, в 1573 г. на Варшавском сейме был объявлен "религиозный мир", положения о нем были включены в Статут ВКЛ 1588 г.

В течение третьего этапа Реформации - с 1596 г. по середину XVII в. еще более ярко проявились тенденции, начавшиеся в предыдущем периоде. Шляхта и магнаты, что оставляли Реформацию, не возвращались назад, в православие, а переходили в католичество - это давало значительные политические и экономические преимущества. Началось преследование радикальных религиозных движений - арианство или антитренитариев.

Ариане, благодаря широкой социальной программе, имели широкую поддержку среди горожан и крестьян. В этом движении отчетливо выделялась два течения - левое (плебейско-крестьянская) и правое (шляхетско-бюргерская). Левые критиковали основные принципы феодального общества, требовали отмены крепостничества, выступали против государственной власти вообще, требовали прекратить войны. Программа строилась на принципах примитивного коммунизма. Правые признавали социальные проблемы, но частично, они критиковали произвол магнатов, но больше внимания уделяли религиозным делам.

Реформация сыграла важную роль в истории Великого княжества:

• она способствовала формированию гражданского самосознания;

• способствовало проникновению и распространению гуманистических, ренессансных идей;

• активизировала духовную жизнь в княжестве, способствовало развитию просвещения и книгопечатания;

• расширила международные связи княжества, способствовала более широкому вовлечению ВКЛ в европейский исторический процесс;

• способствовало культурной и политической полонизации белорусских магнатов и шляхты, что неблагоприятно сказалось на развитии белорусского языка и культуры.

Католическая церковь не сдавалась, она инициировала начало Контрреформации - это движение в католической церкви с целью вернуть утраченные позиции. После Тридентского собора (1545-1563 гг.) поддержку Папы Римского получили иезуиты (католический орден, созданный Игнатия Лайолой в 1534 г.), которые успешно возвращали потерянные католичеством позиции. Контрреформации содействовали такие явления, как инквизиция, списки запрещенных книг, а также и отличная система образования.

В ВКЛ иезуиты появились в 1570 г. в Вильно по приглашению Виленского епископа Протасевича. Это были Петр Скарга, Франц Сунъер, Станислав Влошак. Сразу был основан коллегиум - учебное заведение, которое давало среднее образование. Очень удачной деятельности иезуитов в княжестве способствовало толерантность и веротерпимость, благодаря чему иезуиты основали свои представительства по всей стране. Была создана одна из 35-ти провинций в Европе - Литовская иезуитская провинция с центром в Вильно. Там же действовала созданная в 1579 г. на базе коллегиума иезуитская академия (с правами университета). Второй город княжества, где утвердились иезуиты - Полоцк, коллегиум открыли в 1581г., а к началу XVII в. коллегиумов стала 10 - в Несвиже, Орше, Берестье, Пинске, Новогрудке, Гродно, Витебске, Минске, Слуцке, и это были лучшие учебные заведения в княжестве. Образование там могли получить как католики, так и православные, униаты, протестанты. Одновременно учащихся постепенно склоняли к переходу в католичество.

Иезуиты досконально знали белорусский язык и пользовались им в богослужениях, их проповеди потрясали. На белорусский язык были переведены священные книги и богословская литература, но одновременно иезуиты уничтожали запрещенные книги (первый раз книги горели в Вильно в 1579 г. по приказу епископа Георгия Радзивила), они добились закрытия протестантских школ и типографий. Для простого народа открывались благотворительные учреждения. Строились величественные культовые храмы, художественное убранство и органы впечатляли - население потянулось в костелы.

Основные направления деятельности иезуитов:

• налаживание лучшего образования в коллегиумах, куда вербовались сторонники католичества и ордена иезуитов;

• отстаивание интересов ордена и католичество через личных служителей и совещательных при наиболее влиятельных лицах;

• создание красоту богослужения, которая привлекала простой народ;

• широкая благотворительность, которая также привлекала простой народ;

• широкая литературно-полемическая деятельность - желание идеологически разгромить протестантов и православных.

Кроме иезуитов в Беларуси действовали учреждения (монастыри, коллегиумы, госпитали и др..), 17 мужских католических монашеских орденов и 7 женских. До того, католическая церковь получила сильную поддержку правящих кругов Речи Посполитой. Обновленное католичество быстро вытеснило протестантизм на территории княжества и стала планировать ликвидацию православия.

Особенности Контрреформации в ВКЛ:

• начало контрреформации в княжестве совпало по времени с наивысшим подъемом Реформации, что породило высокую степень напряженности в обществе, но выразилось это в идеологической борьбе (полемическая литература). Ужасных форм противостояния (например - Варфоломеевская ночь во Франции) в ВКЛ не было;

• протестанты не смогли основать свою национальную протестантскую церковь (лютеранство в Германии, англиканства в Англии, кальвинизм в Швейцарии и Франции);

• основная часть феодалов перешла в католичество, а Брестская уния приблизило к католичеству "простой народ";

• особое внимание ВКЛ со стороны Рима, княжества рассматривалась как плацдарм до окатоличивания Москвы;

• не удалось достичь главной цели - ликвидировать многоконфессиональность в ВКЛ;

• в период Контрреформации сблизились позиции протестантов и православных - в 1599 г. в Вильно была достигнута договоренность о совместных действиях против проявлений воинствующего католицизма;

• была упразднена толерантность в княжестве, в 1658 г. с ВКЛ изгонялись ариане.

В 1054 г. произошел окончательный раскол христианской церкви на западную - католичество и восточную - православие. ВКЛ находилось на границе двух религий, поэтому обе конфессии были широко представлены в государстве. Это давало основания православной Москве и католическому Западу для вмешательства во внутренние дела княжества. Чтобы защитить независимость ВКЛ, нужно было что-то другое - не католичество и не православие.

До XVI в. отчетливо проступили черты кризиса православия. Константинополь был захвачен турками, епархии княжества не смогли создать независимую систему образования, подготовить квалифицированные кадры низшего духовенства, наблюдался кризис проповедничества. Православие теряла интеллектуальную опору - тогдашнюю интеллигенцию. Иезуит Петр Скарга отмечал состояние православия в ВКЛ так - "попы схолопели, наука упала". До того, в условиях Ливонской войны с Россией ориентация на Москву (центр православия, так как с 1589 г. в Москве патриархия) выглядело предательством. В то время на Западе наблюдался духовный подъем, создавались национальные церкви. Необходимость реформирования церкви понимали белорусские православные иерархи. Совпадение этих факторов (культурная деградация православия, возвышение православной Москвы, стремление государственных руководителей ВКЛ на укрепление независимости и устремления Ватикана на окатоличивание княжества) содействовало быстрому проведению церковной реформы - введению униатства.

В первой половине 1590-х гг. на многочисленных встречах с представителями Ватикана православные иерархи вырабатывали условия объединения церквей в ВКЛ. Инициаторами унии выступили епископ брестский и владимирский Ипатий Потей и епископ Луцкий Кирилл Тарлецкий. Их поддержали киевский митрополит Михаил Рогоза, король и князь Сигизмунд III Ваза и канцлер ВКЛ Лев Сапега. На церковном соборе весной 1595 с намерением заключить унию согласились все православные епископы, кроме львовского. Были выработаны «33 статьи» - условия объединения, согласно которым:

• хранились все церковные праздники согласно православным календарем;

• на церковные должности назначаются только "русские" люди;

• монастыри и церкви не превращаются в костел;

• запрещается переманивать в католичество униатов;

• Папа Римский является главой церкви в вопросах веры;

• униаты принимают некоторые догматы католической церкви (символ веры и др.).

После принятия унии не должно было быть ломки обычаев и традиций - внешне ничего не изменилось. На это очень надеялись инициаторы объединения церквей. 23 декабря 1595 г. И. Пацей и К. Тарлецкий встретились в Риме с Климентом VIII, который согласился со всеми условиями и подписал папскую буллу об унии. 6-9 октября 1596 г. в Берестье на церковном соборе, куда съехались сторонники унии, униатство было окончательно оформлено как религиозный направление. Одновременно в Бресте на свой собор собрались сторонники сохранения чистоты православия, лидером их был епископ львовский. Наложив взаимные проклятия, иерархи разъехались по епархиям, сея зерно вражды и напряженности в обществе. 15 октября 1596 г. королевский универсалом акт унии был утвержден на государственном уровне. Официально православная церковь в ВКЛ перестала существовать, была создана греко-униатская церковь.

Общество восприняло введение унии по-разному. Часть населения решительно ее поддержала особенно в епархиях, что возглавляли сторонники унии, часть населения решительно отказались от реформы. Традиция православия не допускала никаких изменений - так не могла сохраниться чистота "первоначального" христианства. Введение унии принималось как личная трагедия. Другие православные деятели выступали не против унии, а против подчинения папе, против регионального характера унии. Такое сильное сопротивление было непредвиденное, конфронтация нарастала. Происходили стычки, борьба за храмы и епископские кафедры, некоторые события принимали ужасные формы. Жесткий деятельность униатского архиепископа Иосафат Кунцевич в Полоцке и Витебске вызвала взрыв народного гнева - Кунцевич был убит и выброшен в Двину. Такие восстания жестоко подавлялись властями, которые сначала поддержали новую церковь.

Униатство через поддержку государства и культурно-просветительскую деятельность постепенно расширялась среди сельского населения и горожан, мелкой шляхты. К началу XVIII в. оно стало самой массовой религией в княжестве, помогло сохранить национальные особенности белорусского народа, сдержала ополячивание белорусских земель. Это означает, что те надежды, которые возложили на униатство в Ватикане и Кракове, не сбылись. Более удачно Ватикан и Краков действовали в среде средних и крупных феодалов ВКЛ. Во время Контрреформации они почти все перешли в католичество, что поспособствовало их ополячиванию, слиянию с феодальным сословием Польши в единое феодальное сословие Речи Посполитой. Белорусские феодалы теряли связь с исторической традицией государства ВКЛ, со своим народом.

Сторонники православия не исчезли с исторической сцены. В 1620 г. они тайно посвятили новую иерархию в Киево-Печерской Лавре, которая контролировалась православными. Так окончательно произошел раскол бывших православных княжества на две церкви. В восточных районах княжества православные пользовались значительной поддержкой, особенно в крупных городах. Поэтому руководители государства со временем вынуждены были официально признать возрождение православия в княжестве. В 1632 и 1633 гг. Владислав IV Ваза признал существование православных церквей и придал им некоторые привилегии, в 1650 г. эти привилегии подтвердил Ян Казимир.

3. Эпоха Возрождения в Европе

Уже в XIV в. в образованной среде европейского общества возник интерес к сочинениям античных греческих и римских философов и писателей, сочинения которых были запрещены церковью. В богатых итальянских республиках — Флоренции, Венеции, Генуе, а также в самом Риме образовались кружки любителей античной литературы. Появились многочисленные списки сочинений древних авторов. Интерес к древним образцам литературного творчества распространился вскоре на область искусства, архитектуры и философии. В Европе началась эпоха Возрождения античной литературы, искусства и архитектуры (Ренессанс).

На основе непревзойденных образцов литературного творчества античных греческих и римских авторов возникло новое направление в ораторском искусстве и литературе, так называемый гуманизм. Появились писатели и поэты нового типа, такие, как Данте (1265—1321), Петрарка (1304-1374), Боккаччо (1313-1375) и др.

В дальнейшем новые веяния особенно ярко сказались в искусстве и архитектуре. Возвращение к образцам античных строителей и ваятелей вдохновило великих художников эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело (1475— 1564), Рафаэля (1483-1520), Дюрера (1471-1528), Тициана (1477—1576) и др. Появились замечательные архитектурные сооружения, особенно в Италии.

Все новые экономические, политические и социальные явления эпохи Возрождения привели к формированию нового буржуазного мировоззрения, отвергавшего религиозную схоластику прошлых веков. Возникновение элементов нового мировоззрения оказало благотворное влияние на развитие естественных наук. Характеризуя этот важный в истории культуры и науки период, Ф. Энгельс писал, что это была эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем, чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными».

 

4. Геополитические процессы в Центральной Европе. Люблинская уния 1569г. и создание Речи Посполитой.

1569 г. положил начало новой странице в истории Беларуси. В этот год на политической карте Европы появилось новое государство – Речь Посполитая как конфедерация двух государств – ВКЛ и Польского королевства.

Можно выделить следующие причины, заставившие правящие круги ВКЛ пойти на такой союз с Польским королевством. Во-первых, сложное внешнеполитическое положение. Кульминацией борьбы между ВКЛ и Московским государством за объединение восточнославянских земель явилась Ливонская война (1558-1582 гг.). В 1558 г. Московское государство начало войну с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю. Ливония, обратившись за помощью к ВКЛ и Польше, перешла под патронат обоих государств, и с этого момента Вильно и Москва оказались в состоянии войны. Военная удача чаще «улыбалась» Ивану IV (Грозному). Были захвачены Витебск и Полоцк, угроза нависла над Вильно. ВКЛ срочно требовался союзник. Надежда, в первую очередь, была на помощь Польши, с которой княжество имело почти двухсотлетний опыт сосуществования, основанного на государственных и династических униях двух государств, начиная с Кревской унии 1385 г.

Во-вторых, шляхта ВКЛ хотела иметь те же привилегии и вольности, какими обладала шляхта в Польском королевстве.

В свою очередь и Польша стремилась к унии. Польской шляхте стало «тесно» в королевстве, она без стеснения посматривала на земли ВКЛ, которые принесли бы новое богатство, а значит, - и новые должности и награды. Другая причина состояла в том, что именно Польше, как сильному католическому государству в Восточной Европе, Ватикан отводил главную роль в экспансии католицизма на белорусские, русские и украинские земли.

Сохранение государственных и династических уний позволяло полякам оказывать влияние на все сферы государственной и общественно-политической жизни ВКЛ. Схожесть государственного и политического строя ВКЛ и Польши являлись благоприятным условием для объединения двух государств.

1 июля 1569 г. был подписан акт Люблинской унии, и была образована Речь Посполитая как конфедеративное государство с единым королем, общим Сеймом. Исключительно в компетенции Речи Посполитой находилась внешняя политика. Все прежние договоренности и законы, что были направлены против интересов одной из частей новой конфедерации, должны были быть отменены. Поляки получали право приобретения и владения землями в ВКЛ, феодалы ВКЛ – в Польше. Избрание великого князя литовского прекращалось, хотя титул «великий князь литовский» сохранялся. Отдельный сейм ВКЛ упразднялся. Общие соймы должны были созываться согласно условиям унии только в Польше. В то же время в ВКЛ полностью сохранялся свой административный аппарат управления: канцлер, подканцлер, маршалки, гетман и т.д.; главный литовский трибунал (судебное учреждение). Сохранялась граница между государствами, отсутствовала общая денежная система. Сохранялось в ВКЛ законодательство, отличное от Польши, свое войско. Таким образом, после Люблинской унии отношения между ВКЛ и Польшей в значительной мере оставались такими же, как и при персональной унии, до 1569 г. Новым было то, что союз двух государств был дополнен образованием Речи Посполитой как конфедерации.

 

5. Послелюблинский период в истории белорусских земель. Борьба ВКЛ за независимость в составе РП.

После окончания Ливонской войны в ВКЛ усиливается тенденция к отделению от Речи Посполитой, но восстановить независимость княжества не удалось. Самым сильным проявлением государственной независимости ВКЛ было принятие III Статута 1588 г. Новый статут не только исключал многие положения Люблинской унии, но даже не упоминал о ее существовании. Он состоял из 14 разделов и 487 статей. Нормы государственного права были изложены в третьем разделе, где провозглашалась самостоятельность ВКЛ, неприкосновенность его границ, территориальная целостность. Статья 12 Статута отменяла сверх принципиальный для поляков пункт Люблинской унии о разрешении им приобретать земельную собственность в границах княжества. А поляки-собственники подаренных в княжестве имений – должны были нести земскую службу, в противном случае они теряли права на владения. Земли по закону могли раздаваться в княжестве только уроженцам ВКЛ.

Статут 1588 г. еще раз подтвердил государственность в границах ВКЛ «старобелорусского» («русского») языка. В Статуте появилась очень прогрессивная по тому времени статья – о разрешении и свободе разных норм христианского вероисповедания (веротерпимость), к сожалению, часто не соблюдавшаяся в повседневной жизни. Статут ВКЛ 1588 г. оставался главным источником права на Беларуси до 1840 г. Значение Статута 1588 г. еще и в том, что он подвел законодательную базу под новые взаимоотношения между ВКЛ и Польшей.

Однако, со временем польское влияние на население ВКЛ усиливается. Шляхта ополячивается, переходит в католицизм. В 1696 г. польский язык был объявлен государственным языком Речи Посполитой (в том числе и ВКЛ).

Упадок белорусского языка в официальном делопроизводстве совпал с сужением его роли и в других направлениях культурной жизни. Фактически прекратили печатать книги на белорусском. Образование велось в основном на польском и латинском языках. ВКЛ начинает терять свою самостоятельность, так как Польша находилась в лучшем политическом и экономическом положении и осуществляла великодержавную политику по отношению к населению ВКЛ.

 

6. Особенности политического устройства («шляхетской демократии») РП, социально-экономического и культурного развития белорусских земель в составе РП.

Политическое устройство. Речь Посполитая была конституционной, сословной монархией, во главе с выборным королем. Законодательным органом в ней был двухпалатный общий (вальный) Сейм, состоящий из Сената (Рады) и Посольской избы. В сенат входили наиболее знатные феодалы в количестве около 150 человек. Низшей палатой Сейма была Посольская изба, состоявшая из депутатов от шляхетских уездных сеймиков. Они созывались за шесть недель до общегосударственного сейма и не только выбирали послов на последний, но и вырабатывали инструкции, которые послы должны были проводить на вальном Сейме. Количество депутатов Посольской избы превышало 200 человек.

Вальные (общие) сеймы рассматривали и принимали постановления на отдельных заседаниях Сената и Посольской избы. На общих заседаниях в случае совпадения постановлений они принимались и после утверждения королем приобретали силу закона. Постановления принимались единогласно. Группа депутатов или один депутат мог сказать "не разрешаю" и постановление приостанавливалось. Это право liberum veto (свободное вето) рассматривалось как одна из важнейших «золотых шляхетских вольностей".

Во главе исполнительной власти стоял король, при избрании которого также сохранялось право вето. Король возглавлял Сенат, "посполитое рушение", созывал сеймы, назначал на высшие правительственные должности. Власть короля была ограничена «золотыми шляхетскими вольностями". С каждым претендентом на трон заключался "Pacta conventa" - договор, согласно которому король возлагал на себя ряд обязательств по решению некоторых внутренних и внешних проблем. В 1573 г., во время избрания Генриха Валуа, были разработаны "Генриховские статьи", согласно которым король терял право без согласия Сейма устанавливать новые налоги и пошлины, созывать общее ополчение, обязывался иметь при себе постоянную совет из 16 сенаторов, осуществлявшей фактическое руководство государством и т.д. Когда король действовал вопреки праву и своим обязательствам, то шляхта имела право созывать конфедерации (союзы вооруженной шляхты) и начать "рокаш" - вооруженное восстание против короля. Свободное вето и конфедерации были легальной формой феодальной анархии.

Речь Посполитая являлась феодально-крепостническим государством. Господствующим классом были землевладельцы: магнаты (паны), средняя и мелкая шляхта. Только паны и шляхта имели право владеть землей. Шляхтича мог судить только дворянский суд. Шляхта была свободная от поборов. Единственной повинностью ее являлась военная служба.

В состав господствующего класса входило и духовенство, которое владело огромной земельной собственностью. Духовенство собирало десятину из королевских и шляхетских имений. Представители высшего клира входили в состав Сената.

Социально-экономическое развитие. На время вхождения Беларуси в состав Речи Посполитой приходится период наивысшего развития феодального строя. После осуществления аграрной реформы 1557 г. в Беларуси в первой половине XVII века наблюдался определенный рост сельскохозяйственного и ремесленного производства, развитие внутренней и внешней торговли.

С середины ХVII в. Беларусь почти на целое столетие попадает в полосу экономического упадка. Основной причиной тому - разрушительные войны, которые велись на ее территории - крестьянско-казацкая или антифеодальная, РП с Россией в 1654-1667 г., Северная. Так, после каждой пустовало множество пашенных земель. Королевский власти были вынуждены на несколько лет освободить от налогов горожан, чтобы поднять ремёсла и торговлю.

От войн, как известно, несли потери не только крестьяне и ремесленники, но и феодалы. Каждый из них по-своему старался поправить свое благосостояние. Более богатые и дальновидные землевладельцы не спешили делать это за счет своих крепостных, давая им возможность восстановить разрушенное хозяйство, и только потом в полной мере усиливали обязанности. Так, отдельные господа позволяли селиться в своих разрушенных деревнях новоселам, для освоения зависимых земель, основывать слободы и т. д. Иногда пан был вынужден сдавать крестьянам за низкую плату участки земли - так называемые приемные, боковые - чтобы только они не оставались необработанными.

Большинство же мелкопоместных дворян видели выход из своего тяжелого положения в усилении эксплуатации крепостных крестьян. Основными повинностями оставались барщина и оброк, причем первая преобладала у тяглых крестьян, а вторая (оброк) - у осадных. Именно барщина вплоть до середины ХVIII в. занимала первое место среди других повинностей. В результате, она стала составлять до 8-12 и даже до 16 дней в неделю с тяглой волоки. К отработочным повинностям также относились гвалты (всей семьей 12 раз в год: лесоповал, жатва), шарварки (ремонтные и строительные работы); подводная повинность (1-2 раза в год или 15 злотых и др.). Ежегодно крестьяне платили падымное, продуктовый оброк (дякло).

Во время войны в пользу армии государственные крестьяне платили денежный налог - гиберну, панские крестьяне - рейтарщизну. И те, и другие платили продуктовый налог - cтацию - на питание служащих. Количество разного рода повинностей и выплат колебалась от 120 до 140.

Крупные феодальные владения принадлежали государству, лично королю (экономии), магнатам, католической и униатской церкви. Кроме того, феодальной знати во второй половине ХVIII в. принадлежало 58 городов и местечек.

Каждый владелец в меру своих нужд использовал различные способы повышения своих доходов. В ХVIII в. распространилась практика передачи имений с крестьянами или даже целых населенных пунктов и территорий в аренду купцам за определенную сумму денег. В таких случаях сами арендаторы брали на себя заботу сбора налогов, в результате чего резко ухудшалось положение налогоплательщиков и в той или иной местности резко возрастала социальная напряженность. Так, в результате многочисленных злоупотреблений арендаторов в Кричевским старостве с 1740 по 1744 происходило сильное восстание во главе с Василем Ващилой, которое было подавлено лишь регулярными войсками с артиллерией. Чуть позже, в 1750-е годы крупное восстание произошло на Каменщине.

В прямой и непосредственной зависимости от сельского хозяйства находились городские ремесла и торговля. В городах и поселках по-прежнему оставалась цеховая организация ремесленников. Верхушку торгового населения составляло купечество.

Новым явлением в экономической жизни Беларуси первой половины ХVIII в. стало зарождение и развитие мануфактурного производства. В отличие от мастерских, где весь процесс производства товаров от начала до конца происходил вручную, во главе и с участием самого владельца - мастера, мануфактура представляла собой предприятие, принадлежавшее купцу или феодалу, которые сами не изготавливали ту или иную продукцию, а нанимали для этих целей мастеров и рабочих. Во-вторых, на этих предприятиях возник разделение труда и начали использоваться механические орудия труда.

В Беларуси первые мануфактуры отличались от западноевропейских тем, что их подавляющее большинство принадлежало феодалам, а рабочими являлись местные крепостные. Такие мануфактуры назывались вотчинными.

Одновременно стали возникать и купеческие мануфактуры, где работали лично свободные наемные работники - горожане или жители местечек.

Первая мануфактура возникла в начале ХVIII в. в Налибоках Столбцовского повета - так называемый стекольный завод.; затем в конце 30-х гг. ХVIII в. - Уречский стекольный завод в Слуцком повете., где был налажен выпуск хрустального сосуда и люстр. Такие же заводы были налажены в местечке Илия Минского уезда и имении Мышь Новогрудского уезда. В местечке Свержень начался выпуск фаянсовой посуды, в имении Вишнево Ошмянского уезда. - промышленная обработка железа, в местечке Ружаны - производство сукна и полотна.

Все эти мануфактуры были вотчинными и принадлежали крупным феодалам. Количество купеческих значительно уступала вотчинным вследствие слабой конкурентоспособности: поскольку использование наемного труда было гораздо дороже труда крепостных. С другой стороны, наблюдалась тенденция к расширению использования на прежних вотчинных мануфактурах именно наемных рабочих и не только мастеров, так как производительность труда крепостного крестьянства, не заинтересованного в ее результатах, не могла не отражаться на качестве продукции. Так, на основанной в 1751 г. М. - К. Радзивилом в Слуцке фабрике поясов вместе с крепостными работали и мещане. Использование 24 станков позволяла выпускать до 200 поясов в год.

В 60-70 гг. ХVIII в. по приказу короля Ст. Августа Понятовского главный управляющий экономиями Антоний Тызенгауз основал более 20 мануфактур в Гродно, фабрики золотой и серебряной ниток, по выпуску шелковых изделий, шляп, экипажей и др.

Все же основную массу промышленных товаров по-прежнему выпускали ремесленные мастерские, которые сохранили свои замкнутые цеховые структуры. Наиболее развитыми являлись профессии металло- и кожеобработчиков, затем портных и строителей.

К концу ХVIII в. численность горожан составляла 11% на 3, 6 млн. населения Беларуси. По некоторым сведениям, в это время в Беларуси существовал 41 город и 397 городков общей численностью жителей 370 тыс. чел.

В середине ХVIII в. в РП наметился определенный экономический подъем, в том числе в Беларуси. По-прежнему царил феодальный способ производства, основанный на эксплуатации подавляющей части населения - крепостного крестьянства. В недрах феодального общества стали зарождаться новые слои населения - промышленная буржуазия и наемные рабочие. Но их роль в экономической и политической жизни оставалось совсем слабой.

Культура. Интеллектуальная жизнь в XVII - начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность - полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура - культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.

Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалось, в основном, в руках монашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность братских и протестантских школ. Преподавание велось на латинском языке, предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центрами образования были Виленская Иезуитская академия и Полоцкий Иезуитский коллегиум. В 1773 г. была создана Комиссия по национальному образованию (Адукационная комиссия). Ее стараниями школа приобретает светский характер.

В общественно-политической мысли господствовала схоластика. Однако широкую известность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинского. Оставив Орден иезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», где утверждал, что Бог не существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей. Католическое духовенство жестоко расправилось с белорусским вольнодумцем. В 1689 г. К. Лыщинский был сожжен на костре.

Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси начали проникать научно-философские идеи западноевропейских просветителей Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы, разделявшие просветительские идеи французов. Среди них К. Нарбут, Б. Дабшевич, М. Карпович. Сторонниками идей физиократов были И. Хрептович, И. Стройновский, М. Карпович и др. Широкую известность получил философ и церковный деятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы.

Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий (1629 - 1680 гг.). Существенная часть его жизни была связана с Москвой. С. Полоцкий создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко-латинскую академию. На становление белорусской литературы в немалой степени повлияло устное народное творчество. Литературная жизнь Беларуси XVIII в. отличалась еще большими полилингвизмом, чем в предыдущую эпоху.

Театральная жизнь Беларуси на рубеже XVII - XVIII вв. была представлена школьным театром и народным кукольным - батлейкой. В их репертуаре преобладали постановки на польском и латинском языках. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры. Магнаты приглашали на придворную сцену зарубежных актеров, музыкантов. Особенно высоким был художественный уровень крепостных театров Несвижа, Слуцка, Шклова, Гродно, Ружан, Слонима, Могилева.

В каменном зодчестве проявились особенности барокко. В городах и деревнях строились помпезные костелы, монастыри, замки. К таким сооружениям относятся бернардинский, бригитский, иезуитский костелы в Гродно, францисканский костел в Пинске, Монастырский комплекс в Жировичах и др.

В XVII - XVIII вв. дальнейшее развитие получила иконопись. Ведущее место в светской живописи занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Развивалась книжная графика. Высокий уровень оформления и иллюстрирования книг демонстрировали Супрасльская и Могилевская типографии. Признание за пределами Беларуси получило мастерство местных резчиков. Белорусские мастера создали ряд высокохудожественных иконостасов для Донского, Симеоновского, Ново-Иерусалимского и других монастырей. Ими же оформлены многие соборы, помещения Московского Кремля.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...