Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общий вектор эволюции традиции




 

1. ТРАДИЦИЯ В ДОПИСЬМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ.

 

В процессе культурной истории видно, что характер действия традиции меняетя, появ­ляются новые её формы. Видно, что общим вектором этого изменения является усиление осознаного элемента в традиции, усиляется его субъективная составляющая. Идет усиление рациональных элементов. В принципе можно интерпретировать традицию как элемент, который является переходной формой от генетических механизмов регуляции жизни к культурному механизму сознательной регуляции пове­дения. Но этот процесс идет противоречивым путем. Достижение конечного пункта до­вольно проблематично для ближайшего будущего, если оно вообще возможно и необ­ходимо.

 

Как подчеркивал Б. Малиновский: «..в первобытных условиях традиция имеет высшую цен­ность для сообщества, ибо нет ничего более важного для сплочения и со­хранения его ленов. Порядок и цивили­за­ция могут поддерживаться только благодаря строгой приверженности ре­лигиозным верованиям и зна­ниям, полученным от преды­дущих по­колений. Всякая небреж­ность в этом деле ослабляет спло­ченность группы и подвергает опасности её культуру вплоть до угрозы самому ее существованию. Человек пока не открыл столь сложного аппарата совре­менной науки, который смог бы обеспе­чить в наши дни фик­сацию результатов опыта в вечных образцах, проверять их в любое время, постепенно придавать им бо­лее адекватные формы и постоянно обогащать их новым содержанием. Знание, кото­рыми обладает пер­вобытный чело­век, его общест­венный строй, обряды и верования являются бес­ценным результатом противоречивого опыта его предков, за который заплачена непомерная цена и который должен быть со­хранен в любом случае» (Б. Малиновский Магия, наука и религия \\ Этно­графическое обозрение 1993 №6 с.110)

 

2. ТРАДИЦИЯ В ПИСЬМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ.

 

3. ТРАДИЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

 

Европейское общество XX века двигается под воздействием двух течений. Течения мо­дернизма и по­стмодернизма. Как пишет П. Козловски: Модерн – это вера в обоснован­ность притязаний естествен­ных наук на тотальное просвещение, он – в упрощении тео­рии и собственного проекта общетсва до функций и коммуникативных средств, а наде­жды – до внутримировых утопий; достижением же постомодерна является критика сциентизма, функционализма и утопизма» (Козловски П. Культура постмодерна. М.,1997. С.47).

 

«В постмодерную эпоху наука лишилась своей функции конституирования мировоз­зрения. Её парадигмы – универсальный механизм, или эволюционизм, - как теории все­охватности самим развитием естествознания были оспорены в своих притязаниях на тотальность» (Козловски П. Культура постмодерна. М.,1997.С.47)

 

 

Б. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ «ДРУГОГО»

 

С точки зрения концепта «традиция» не существует некоего единого понятия, которое служит основой для принятия или отрицания какого-либо факта - события. Существует множество фактов и событий, которые одинаково приемлемы, они лишь различаются. Этот принципиальный плюрализм обусловлен тем, что одна традиция не образует само по себе тело всей культуры, всегда предполагается наличие и иных традиций, которые поддерживают её саму, придают ей устойчивость.

ЛАНДШАФТ КУЛЬТУРЫ

 

Но дело не только в понимании культуры, на принципах пространственной упорядо­ченности и временной динамики культуры (историцизма) основывается сама онтология культуры. Если следовать терминологии О. Конта, то культура держится на символах-идеях «По­рядок» и «Прогресс». Первая идея реализуется на принципах соци­альной статики путем достижения гармонического соотношения между системными элементами культуры, их «композиционного» единства культурного пространства; вторая – на принципах временной динамики системных элементов культуры, изменения их взаимной расположенности друг с другом. Люди всегда хотят «Порядка» и «Прогресса», но, хотя и культура определенным образом организована и имеет тенденцию к совершенствова­нию, реально же организована она плохо и тенденции к развитию в большей степени перекрываются деструктивными процессами деградации и вырождения. Потому все ут­верждаемое далее имеет характер лишь общих схем и гра­ниц, в рамках которых воз­можны разнообразные вариации и мутации – и именно в этой хаотичности и стихийно­сти культурных процессов во многом кроется тайна этого крайне сложного и динамичного образования – человеческой культуры.

 

1. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

 

А. СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРЫ: МЕНТАЛИТЕТ – ОБЩЕСТВО - ХОЗЯЙСТВО

 

 

Можно допустить и поли­семан­тизм, обозначая ментальную сферу культуры как куль­турную сферу. Но, с другой сто­роны, употреблять понятие культурное и культура, как имеющее в своем объеме поня­тие социальное и общество, что правомерно, ибо культурная подсистема буквально «пронизывает» своими смыслами и ценно­стями всю человеческую культуру. Этот по­лисемантизм не опасен, ибо культурология, которая имеет предметом культуру - это сфера действия философского типа теоретического ис­следования, где «блуждающие» значения поня­тий естественны. Потому все эти споры, - это споры, которые вызваны самими культурологами, хотящими видеть культуроло­гию наукой по образцу ма­тема­тики или физики, когда она яв­ляется по своей природе другой формой теоретиче­ской деятельности – в этом причина бес­плодности этих спо­ров. Тем более, следует за­метить, что полисемантизм свойстве­нен и их «идеалам» - ре­альная математика, физика, да и любая другая форма научного исследования всегда живет в такой же полисеман­тии, ибо именно это создает ту «ди­намику» науки, которая является одним из существенных её преимуществ. Потому все эти споры выявляют лишь то, что физический принцип до­полнительности Н. Бора имеет всеобщий характер. Полноцен­ную картину культуры (или общества) можно соз­дать лишь на базе нескольких углов рассмотрения, которые взаимодополнительны. Все эти споры обусловлены реальной логикой теоретиче­ского исследова­ния, и естественны.

Более ясным это становится, когда, следуя критике П. Сорокина в поздний период его творчества организмических концепций культуры Данилевского, Шпенглера и Тойнби, заметим, что ареалы ментальных, социальных и хозяйственных систем не совпадают. Факт, что исповедующие те или иные верования общности людей не всегда замкнуты лишь определенным государством или иным общественным объединением. Идентично, ареал распространения той или иной хозяйственной системы не детерминирован тем или иным менталитетом или социальной формой. Но механизм традиции действует в всех них. При принятии отождествлении «традиции» и «культуры» нельзя понять, как связана культура, понимаемая при такой интерпретации обычно как «духовная» куль­тура, с социальными и хозяйственными системами.

Одно общество, которое оформилось в единую социальную общность, использует раз­ные культурные (символические или ментальные) подсистемы, использует разные хо­зяйственные под­системы. Нет жесткой «привязки между этими подсистемами. Но это не значит, что социальная подсистема может жить без символического обеспечения культурной подсистемы – она либо выбирает из культурного наследия, или социальной памяти тот или иной образец, либо создает новый, либо применяет их несколько одно­временно. Каж­дая социальная подсистема также выбирает формы хо­зяйственной жизни.

Надо учитывать также, что, к примеру, культурная подсистема имеет свое социальное «тело», она оформлена в «социальный институт». Потому, наряду с тем, что она вы­полняет роль хра­нителя и создателя символических систем для всей культуры, - она еще «автоматически» вы­рабатывает свое символическое обеспечение. Эти две, накладывающиеся друг на друга, симво­лические системы «внешние» и «внутренние» – создают именно то, что мы имеем реально. Это и вызывает у некоторых представите­лей собственно социальной или хозяйственной подсистемы культуры раздражение, ибо ос­воение символической системы требует автоматиче­ски освоение и символической сис­темы, которая выработана для «внутреннего» потребления. Бывает, иногда эта куль­турная подсистема замыкается внутри себя, перестает выполнять свои функции, а по­тому имеет тенденцию «заболевать», пример тому средневековая схоластика. Также, имеет смысл заметить еще то, что культурная подсистема есть еще и форма хозяйствен­ной деятельности – «духовное производство», что также накладывает свой отпечаток, определяет во многом всю специфику жизнедеятельности этой подсистемы.

Такой же пример можно привести, к примеру, в отношении хозяйственной подсис­темы. «Хо­зяйственники» часто не жалуют «политиков» и «интеллигентов» – это ти­пично. Но, так как они составляют собой социальный институт, то они вынуждены применять оп­ределенные системы управления, и, в конце концов, отмечают наличие в своей фирме каких-то «кланов» и «элит»- они сами их бессознательно создают. Также сами того не осознавая создают и определенную «идеологию» – стиль и образ жизни, подбирают людей, которые соответствуют принятым ими моральными и мировоззрен­ческими принципами, создают свою «доморощенную» идеологию.

Культура потому довольно сложная разветвленная система взаимодействий, которая требует просто конкретного исследования, общие же понятия тут - «идеальные типы», общеметодологические принципы.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА.

 

В социальной жизни часто многим трудно представить, что там действуют механизмы традиции. Традиция у многих ассоцииируется с теми исходными ценностями, коими живет общество. Социальная же жизнь – это, как правило, система действий, которая обусловлена не традицией, а интересами и стремлением к выживанию любыми способами. Но, тем не менее, эти интересы и способы выживания также жестко реглпментируются теми установленными традицией правилами игры, типами социального поведения. Сама социальная структура, в рамках которой разыгрывается драматическая игра по выживанию индивидов – это есть форма традиции в социальной сфере культуры. Как правильно пишут П. Бергер и Т. Лукман: «Социальная структура – это вся сумма типизаций и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия. В качестве таковой социальная структура является существенным элементом реальности повседневной жизни» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. 1995. С.59)

 

Социальная система в культуре играет важную роль. Л.Мэмфорд, один из известных культуро­логов, правильно подчеркивал, что фактором глубоких изменений в человече­ской культуре, которые про­изошли в третьем тысячелетии до н.э. были не столько тех­нологические изменения: изобретение письменности, гончарного круга, ткацкого станка, плуга, способы из­готовления оружия и орудий труда из металла, переход к про­изводящей экономике, но и изо­бретение невидимой «мегамашины» социальной организации. Эта невидимая для современных археологов мегамашина, может быть, в большей степени, чем новые технологии, сыграла зна­чительную роль в становлении современной ци­вилизации, корни которой как раз находятся в том периоде. Эта новая форма социальной организации, возникшая из ранней неолитической культуры, «не рассеянная в мелких единицах, но объединенная в большую; уже не «демократи­че­ская», то есть основанная не на соседской интимности, обычаях и согласии, но автори­тарная, управляемая из центра, контролируемая господ­ствующим меньшинством; не прикованная бо­лее к ограниченной территории, но умышленно перехо­дящая границы, чтобы захватить сырье, поработить более слабых, расширить свой контроль, наложит дань на покоренных. Эта новая культура способствовала не только росту богатства, но и экспансии коллективной власти. Усо­вершенствовав новые орудия принуждения, пра­вители этого общества к третьему тысячелетию до н.э. достигли такой индустриальной и военной мощи, масштабы которой оставались непревзойденными вплоть до нашего времени.

В этот период человеческие усилия перемещаются с горизонтальной плоскости деревни и се­мьи в вертикальную плоскость общества в целом. Новая общность сформировала иерархиче­скую струк­туру, социальную пирамиду, включающую от основания до вер­шины множество семей, множество деревень, множество занятий, нередко множе­ство регионов, и не в последнюю очередь множество богов. Эта политическая струк­тура была базовым изобретением новой эпохи: без нее ни ее мону­менты, ни ее города не могли быть построены – нужно добавить – без нее не происходило бы так часто их преждевременное разрушение» (Мэмфорд Л. Миф машины\\ Утопия и утопическое мышле­ние. М.,1991с.80)

До сих пор составляет тайну, как могли египтяне создать такие мощные монументаль­ные тво­рения, создание которых и сейчас представляет сложную техническую задачу. Тайна же кро­ется в том, что египтяне создали четко работающую человеческую «мегамашину», организо­ванную из единой цен­тра посредством царской власти, которая смогла из аморфного образования деревенских сельских общин создать «механизированную группы, которой можно было бы манипулировать с помощью ко­манд» (С.87)

Центральным понятием в отношении устойчивых форм традиции в социальной сфере является понятие «института». Само понятие ведет проис­хождение от латинского institutum – установление, учреждение, обычай. Понятие «институт» – это социологи­ческий аналог понятия «традиция». Институт – социально организованная опреде­ленной системой символов, образов мыслей и поведе­ния группа с устойчивой системой социальных взаимодействий, кото­рая обладает спо­собностью воспроизво­дить и транслировать выработанный тип соци­альных взаимодействий последующим по­колениям.

Понятие «института» как центрального понятия при анализе социальной организации было дано еще Э. Дюркгеймом, в предисловии ко второму изданию своей работы «Ме­тод социологии», говоря о сущности «социального факта»- центрального понятия в его социологии он пишет следующее - «чтобы существовал социальный факт, нужно, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов соеди­нили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то но­вый результат. А поскольку этот синтез имеет место вне каждого из нас (так как он образуется из множества сознаний), то он непре­менно имеет следствием закрепление, установленное вне нас определенных способов дейст­вий и су­ждений, которые не зависят от каждой отдельно взя­той воли… есть слово, ко­торое, если несколько расширить его обычное значение, довольно хо­рошо выражает этот весьма специфический способ бы­тия; это слово «институт». В самом деле, не ис­кажая смысла этого выражения, можно назвать ин­ститутом все верования, все способы поведения, установленные группой. Социологию можно оп­ределить как науку об институтах, их генезисе и функционировании» (с.405)

Из социологов, которые исследовали феномен института, наиболее известен Торнстейн Веблен (1857-1929), который является одним из основателей так называемого инсти­туционализма. В своей знаменитой работе «Теория праздного класса» (1899) он дает понятие об институте как социальной общности, объединенной устоявшимся образом мыслей и поведения, который пе­редается от поколе­ния к поколению. Наиболее четкое определение института, которое во мно­гом идентично пониманию института Т.Вебленом дает другой представитель институциона­лизма У. Гамильтон: «Институты – это словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают пре­обладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для группы или превратился для народа в обычай.. Институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы при­спа­сабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и неразрывную ткань институ­тов» (Цит. Веблен Т. Теория праздного класса. М.,1984 с.6). Определенным недостат­ком такого по­нимания является то, что делается упор на ментальные системы органи­зации института, тогда как институт как форма социальной организации имеет смысл тракто­вать как устойчивую сис­тему социальных взаимодействий, которые конечно «подкреплены» устой­чивой системой мен­тальности.

Современный представитель школы «институционализма» в России Владимир Бычен­ков в своей объемной работе «Институты. Сверхколлективные образования и безлич­ные формы со­циальной субъектности» (1996) правильно подчеркивает что «…рацио­на­лизация социального действия со­вмещается с иррационализацией мотива, предопре­де­ляющего это действие. Самодовлеющее стрем­ление, страсть к наживе реа­лизуется в системе тщательно продуманных, последовательно организованных действий, опера­ций, акций; предельно иррациональная жа­жда денег ради самих де­нег, составляющая существо капиталистического этоса, обслуживается формальной рационально­стью, на­ходящей свое предельное выражение в математически точ­ном расчете» (С.719)

 

Как пишет, в частности А.А. Белик: «Традиционная культура (или тип общества) – это (в самом первом приближении) общество, в котором регуляция осуществляется на ос­новании обычаев, традиции, установлений. Функционирование современного общества обеспечивается кодифицированным правом, сводом законов, изменяемых посредством органов власти, избираемых народом» (Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998 с.14)

 

Предтечей теории элит, как не парадоксально, можно считать просветителей. Именно они счи­тали, что знание и просвещение создают основу для движения общества. А ве­дущей силой этого прогресса в социальном плане интеллигенцию. Эти же идеи развивал выдающийся рус­ский философ П.Л. Лав­ров, который утверждал, что интелли­генция, как элита общества, при­дает динамику культуре.

Сущностью социального процесса В. Парето считал циркуляцию элит. Парето различал два типа элит. Это элита «львов» и «лис». Для «львов» характерно использование гру­бой силы и край­ний консерва­тизм, для «лис» – обман и спекуляция на чувствах и жела­ниях людей. Про­цесс по­стоянной смены этих элит обусловлен тем, что каждая из элит обладает такими преимущест­вами, которые со време­нем перестают удовлетворять ус­ловиям лидерства.

Крайне интересно то, что, как подмечает специалист по психологии лидерства Лассу­элл Г., у пара­ноиков есть много несомненных преимуществ в борьбе за лидерство, так как они в экстремальных ситуациях чувствуют себя привычно и энергично, когда нор­мальный человек, естественно испыты­вает колебания и старается максимально точно продумать свою стратегию поведения.

 

Политическая устойчивость общества крайне важна, взять, к примеру, феномен «Воз­рождения XII в.». после отражения нападения мадьяр и норманнов, Европа приобрела определенную ус­тойчивость. Стало приходить в порядок разрушенное сельское хозяйство, которое стало в со­стоянии прокармливать не только деревню, но и город. В связи со стабилизацией начинают подниматься го­рода, городские ремеслен­ники, со­вершенствуя свое мастерство, улучшали каче­ство своих изделий. Оживилась международная торговля и с Востока пошли предметы роскоши. Необходимость управ­ления вызвала потребность в слое образованных менеджеров, которых поставляли мо­настырские школы, а затем целая сет университетов, возникших по всей Европе.

Стабильность жизни вызывает творческую техническую мысль в совершенствовании орудий труда. Изобретение хомута вносит переворот во всю крестьянскую жизнь. В 1180 г. появляется жесткое ру­левое управление, компас делает возможность совершать дальние плавания, налаживать широкие торговые контакты с Востоком.

 

Обычаи имеют большую силу. Известный исследователь обычаев, «классик» этой темы исследований, У. Самнер (1840-1910) писал: «Обычаи регулируют все действия человека – его купание, умывание, прическу, еду, питье, воздержание. От колыбели до могилы он раб древних традиций. В его жизни нет ничего свободного, ничего оригинального, никакого прогресса в направлении к высшей и лучшей жизни, никаких попыток улучшить свои условия умственно, морально или духовно (W. Sumner Folkways. Boston, 1906. р.8)

ХОЗЯЙСТВО

 

Человек не только существо мыслящее, общественное, но и производящее. Именно в этих трех ипостасях он определяется наиболее полно. Хозяйственная деятельность не есть только способ обеспечения человека необходимыми продуктами для обеспечения своей жизнедеятельности. Как правильно писал Н. Бердяев: «..хозяйство есть обнаружение силы человеческого духа.. через него осуществляется миссия царствен­ного признания человека в природе.. Добывание из природы хозяйственных благ есть духовное действие» (Бердяев Н. Философия неравенства с.236).

1. Техника и традиция

 

Человек формирует совершенно новую среду обитания, которую академик А.Е. Ферсман в 20-е годы XX века назвал техносферой.

«Поистине революционный переворот – не в поверхностном, а в более глубоком смысле – про­извела в хозяйстве машина. И проблема машины принадлежит к глубоким метафизическим проблемам» (Бердяев Н. Философия неравенства. с.237)

«Техника является тактикой всего живого. Она является формой метода той борьбы, которая совпадает с самой жизнью» (Spengler O. Der Mench und die Technik. Műnchen. 1932. S.7).

 

ОБЩЕСТВО И ХОЗЯЙСТВО

 

«История промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности явля­ются рас­кры­той книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психо­логией, которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью чело­века, а всегда лишь под уг­лом зрения какого-нибудь отношения полез­ности… (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.42. С.123)

 

Всякая хозяйственная система изначально вплетена в реальную жизнь людей и их со­циальную орга­низацию, что особо проявлено в ранний период развития человеческой культуры

 

«Дух, двигавший торговлю и все положительные предприятия (поскольку они не имели целью посе­ле­ние европейцев), был, я полагаю, разбойничий дух» (Зомбарт Буржуа. М., 1994.с.63)

 

Особенно интересна подмеченная Б. Малиновским система обмена «кула». Суть этой системы об­мена заключается не в каком-то практическом значении, а в системе уста­новления взаимосвязей ме­жду людьми на основе системы «дарения». Такое же подмечено и Моссом, но ранее всего нашим экономистом Н. И. Зибером в работе «Очерки первобытной куль­туры»(1881)

 

Как правильно говорит Полани К. «Элементы экономики погружены в внеэкономиче­ские ин­ституты, экономический процесс институциализован через посредство родства, брака, возрастных групп, сек­ретных обществ, тотемных ассоциаций и публичных тор­жест.» (Этнологические исследования за рубежом: Критические очерки. М.,1973)

 

Особенно взаимозависимость социальной и хозяйственной систем видна в первобыт­ном обще­стве. Лесли Уайт правильно подчеркивал что «экономическая организация первобытного об­щества на деле идентична с его организацией по родству» (L. White Evolution of Culture N.Y. 1959 p.247)

 

В общей теории равновесия Перру центральное место занимает не рынок, в социальные струк­туры, характеризующие отношения в сфере производства и распределения. Путь к их познанию лежит через рынок, где эти отношения проявляются в ходе реализации продукта.

Перру исходит из того, что устойчивые структуры хозяйственной жизни определяют за­коны движения товаров

 

 

В. ОЙКУМЕНА КУЛЬТУРЫ

 

Во-первых, культура человечества не представляет собой единого целого, она представляет собой систему из различного рода культур, которые обладают собствен­ной спецификой, свои образом мышления и поведения. Но, с другой стороны, нельзя отрицать и единства человеческого рода. Во-вторых, страты человеческой культуры не закреплены жестко в рамках какой-либо культурной целостности. Образования ментальной (духовной) культуры размещены по всему пространству человеческой культуры вне зависимости от тех или иных социальных образований, тех или иных ти­пов хозяйственных связей. Идентично и типы хозяйственных связей не завязаны же­стко на те или иные типы социальных образований и т.д. и т.п. В-третьих, всегда сле­дует учитывать что идет постепенных процесс конвергенции человеческого общества, который выражается не только в сближении тех или иных типов локальных культур, но в сближении между стратами культуры - менталитетом, обществом и хозяйством.

 

С. КУЛЬТУРНЫЙ ПРОГРЕСС.

 

Динамика культуры во многом отрывается от исходной типологии различения «доин­дустриальных» и «индустриальных» обществ. Типология идет в диахронном плане пу­тем раз­личения у Г. Спенсера на теологически-милитаристское и индустриально-мир­ное общество. У Ф. Тённиса на общность и об­ще­ство, у Дюркгейма –на механиче­скую и органическую солидарность, у Т.Парсонса на – аскриптив­ную и функциональ­ную со­лидарность.

 

В принципе оно имеет и синхронную систему как «Запад» и «Восток»:

Один из самых толковых российских социальных философов А.С. Панарин довольно четко и сжато излагает в своей работе «Философия политики»(1996) суть хронометрии истории:

«Общественные науки своими средствами подходят к выводу о том, что в современном обще­стве, в отличие от традиционного, нет единого для всех социальных групп пространства-вре­мени» (Панарин А.С. Философия политики. М.,1996. с.73)

 

«Запад представляет уникальный тип земной цивилизации, которой в каких-то сущест­венных аспек­тах жизни удалось вырваться из плена цикличного времени и войти в ли­нейное, кумулятивное. И­н­ституты западной цивилизации являются своего *рода лин­зой, фокусирую­щей добываемую в обще­стве информацию таким образом, что она ста­новится источником пре­образующих технологий, про­мышленных и социальных. Со­временной общественной науке еще не до конца известна природа этой линзы»(там же, с.75-76)

Базовыми моментами он считает: логический дискурс, иудео-христианский монотеизм, кото­рый по­зволил сформировать инструментальное отношение к миру; индивидуализм. Существенным момен­том является не то, что Запад известен драматизмом своей исто­рии, кон­фликтным развитием исто­рии, Панарин правильно подчеркивает, что Восток также насыщен драматическими событиями в своей истории значительно большего масштаба. Суть состоит в том, что Восток в своей истории шел путем перераспределе­ния – возвышение одних за счет других. Существенным отличием Запада явля­ется на­копление и освоение драматического опыта истории. И «высшим га­рантом линейного времени является творчество: там где общественная жизнь лишена творчества, там ре­сурсный потенциал скоро оказывается исчерпанным, что оз­начет приближение «попятной фазы» цикла: возврат старых запретов или реванш старых групп, новый ви­ток перераспределительства»(с.78)

 

Панарин правильно пишет, что: «Значительная часть общественных процессов и на За­паде по-преж­нему пребывает в цикличном времени; внутри самого линейного времени хранятся следы циклического, например, в виде экономических или поколенческих циклов, либо непредвиден­ных «откатов назад» в отдельных сферах жизни. Но остается фактом, что непрерывные кумулятивные процессы в ряде сфер жизнедеятельности придают им линейный характер»(с.77)

«Гибкость общественных структур и открытость системы, допускающей непрерывные мелкие изме­нения, являются гарантией от взрывов циклического времени, сменяющего застои неожиданными ка­тасрофами.

В целом следует отметить растущую ценность линейного времени, потрясающего об­щество и де­лающего жизнь непредсказуемой.

В этом смысле линейное время является «образцовым» и эволюцию многих общест­венных ин­ститу­тов современности можно оценить как движение в сторону линейного времени»(с.78)

 

Идея прогресса является одной из центральных проблем в общественной мысли. Реше­ние ко­торой тем или иным образом задает ритм и «архетип» для истолкования че­лове­ческой культуры.

Интересна точка зрения французского позитивиста начала XX века, который, отмечая крайнюю про­тиворечивость понятия прогресса, утвердил понятие «ритма прогресса»

Как утверждает Ю.М. Лотман: «Цикличная повторяемость – закон биологического су­щество­вания, ему подчинены мир животных и человек как часть этого мира. Но человек не весь по­гружен в этот мир, «мыслящий тростник», он енаходится в исконном противоречии с кооренными законами окру­жающего»(Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992. С.49)

Э.Блох:«..сам прогресс течет не в гомогенном ряду времени, а в различных уровнях времени, лежащих вверху и внизу. Он протекает в многообразно выявляющемся гу­манном единстве окончания и успеха. Действительно общее, единое время историче­ского и мирового процессов прорастает повсюду, как вре­менная форма начинающегося тождества, то есть неотчужденности в отношении человека к человеку и к при­роде»(1.165)

3. ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ И ХРОНОТОПЫ ТРАДИЦИЙ.

 

Многие склонны считать, что традиция и культура, понятия равнообъемные. Это не­верно. Тра­диция –это «эйдос» культуры. Культура обладает историчностью и много­значностью своих проявлений. Традиция также обладает историей, но это своя история. Далее, традиция более однозначна. Культура есть переплетение разнообразных традиций, традиции дают её «дерновый» слой, который придает устойчивость культуры, образует основу «гумуса» культуре. Каждая традиция – это своего рода «ко­решок» в этом «дерновом» слое культуры.

 

Сущностью традиции является то, что она представляет то, что передается. Потому временные харак­теристики являются основными для традиции. Традиция живет и су­ществует во времени, но само время имеет, но как пишет Ж.Делёз: «… есть два времени: одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутые прошлые и буду­щие. Есть два времени, одно имеет всегда определен­ный вид – оно либо активно, либо пассивно; другое – вечно Инфинитив, вечно ней­трально. Одно – циклично; оно измеряет дви­жение тел и зависит от материи, которая огра­ничивает и заполняет его. Другое – чистая прямая линия на поверхности, бестелесная, безграничная, пустая форма времени, независимая от вся­кой материи» (Делёз Ж. Логика смысла. М.,1995. С.85). Или как точнее выражает эту многомерность времени Николай Бердяев: «..события истории происхо­дят в ином времени, чем события природы, они происходят в историче­ском времени, в то время как события природы происходят в космическом времени. Космическое время есть круговорот, ис­тори­ческое же время есть линия, устремленная вперед.»(Опыт эсх.,245) Вообще Н.Бердяев различает три типа времени: «Есть время космическое, время историческое и время экзистенциальное. Время кос­мическое исчис­ляется математически по движению вокруг солнца, с ним связаны календари и часы, оно символизируется круговоротом. Время историческое как бы вставлено во время кос­мическое, и оно может исчисляться математически по десятилетиям, столетиям, тысячелетиям, но в нем каждое собы­тие неповторимо и оно символизируется линией, устремленной вперед, к новизне. Время экзи­стенциальное не исчисляется математически, его течение зависит от на­пряженно­сти переживаний, от страдания и радости, в нем происходит творческий подъем и бы­вают экстазы, оно более символизируется точкой, говорящей о движении вглубь» (Бер­дяев Н.А. Опыт эсхатологической мета­физики. Творчество и объективация \\ Царство духа и царство ке­саря. М..1995 с.263)

 

В. БАЛЬЗАКОВЫ КООРДИНАТЫ ИСТОРИИ

 

Собственно в этом наличии двух миров – мира «дантовых» координат» и «бальзаковых коор­динат» нет ничего специфически философского, - любая сфера человеческой дея­тельности дви­гается в этих двух мирах – это мир заданных «паттернов» поведения, ко­торые построены по принципу «иерархии», и мир реальных желаний и интересов, ко­торые двигают человеческой деятельностью в реальности.

 

 

С. ДАНТОВЫ КООРДИНАТЫ ТРАДИЦИИ

 

Как пишут Делез и Гваттари: «философское время – это время всеобщего сосущество­вания, где «до» и «после» не исключаются, но откладываются друг на другав стратиграфическом по­рядке. Это и есть бесконечное становление философии, которое* пересекается с ее историей, но не совпадает с нею. Жизнь философов и наиболее внеш­ние моменты их творчества подчиня­ются обычным законам временной последователь­ности; однако их имена сосуществуют между собой и блистают либо путеводными звездами, помогающими нам вновь и вновь проходить по составляющим концепта, либо направляющими ориентирами того или иного пласта или стра­ницы; их свет не пе­рестает доходить до нас, подобно свету угасших звезд, еще ярче чем пре­жде. Философия – это становление, а не история, сосуществование планов, а не последова­тель­ность систем» (чтф. с.78)

 

3. Путешествия сознания.

 

Путешествия сознания по дантовым координатам имеют свою логику, оно «блуждает» в ином пространстве. Блуждания Фауста по «дантовым» координатам мира – вот путь философа в мире культуры. Это его дорога. Эрнст Блох сравнивал «феноменологию духа» Гегеля с блужданиями Фауста.

 

 

Ибо суть фило­софии не состоит в строгой до­казательности на базе формальной или «мистической» логики, а состоит в живой «размеченно­сти» смысла и свободной «прозрач­ной» топо­логии философство­вания.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Брутян Г.А. Природа языка философии\\ ФН. 1976. №1.

2.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...