Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой.




Вариант 1.

Часть 1.

 

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А27) поставьте знак « Х » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

A1

Какое из названных событий произошло раньше других?

 

1) Ливонская война
2) Смоленская война
3) поход Ермака в Сибирь
4) поход Ивана III на Великий Новгород

 

A2

Кто из князей вошёл в историю под именем первого «собирателя русских

земель»?

 

1) Иван Калита
2) Александр Невский
3) Владимир Мономах
4) Дмитрий Донской

 

A3

Полюдьем в Древней Руси называли

 

1) собрание мужчин-общинников
2) военное формирование, находящееся на службе у князя
3) сбор князем дани с подвластных земель
4) пошлину, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца

 

A4

Что из названного было результатом военной реформы, проведённой

Избранной Радой в середине XVI в.?

 

1) создание стрелецкого войска
2) создание регулярной армии
3) создание гвардейских полков
4) формирование полков иноземного строя

 

A5

Кто из названных лиц был архитектором?

 

1) Матвей Казаков
2) Симеон Полоцкий
3) Фёдор Волков
4) Михаил Щепкин

 

A6

Политика «просвещённого абсолютизма» связана с царствованием

 

1) Петра III
2) Анны Иоанновны
3) Екатерины II
4) Алексея Михайловича

 

A7

В результате церковных реформ Никона в XVII в. в России

 

1) было ликвидировано патриаршество
2) был учреждён Святейший Синод
3) была проведена секуляризация церковных земель
4) возник церковный раскол

 

A8

Прочтите отрывок из Новгородской летописи и укажите, какое событие нашло отражение в этом отрывке.

 

«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой!

Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя...»

 

1) Ледовое побоище
2) Куликовская битва
3) стояние на реке Угре
4) битва на реке Калке
A9

 

Деятельность каких представителей общественного движения XIX – начала XX вв. началась раньше других?

 

1) петрашевцы
2) народники
3) эсеры
4) декабристы

 

A10

М.М. Сперанский подготовил «Свод законов Российской империи» в годы царствования

 

1) Николая I
2) Александра II
3) Александра III
4) Николая II

 

A11

Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-х – 1890-х гг.?

 

1) классицизм
2) романтизм
3) академизм
4) передвижники

 

A12

Какое из перечисленных преобразований относится к внутренней политике Александра II?

 

1) отмена крепостного права
2) основание военных поселений
3) проведение П.Д. Киселёвым реформы управления государственными крестьянами
4) перевод крестьян на обязательный выкуп
A13

 

В 1812 г. в результате пребывания в Тарутино русская армия:

 

1) получила свежие регулярные части, вооружение
2) разгромила французскую армию на подступах к Смоленску
3) добилась назначения М.И. Кутузова главнокомандующим
4) задержала захват Москвы армией Наполеона

 

A14

Прочтите отрывок из сочинения Н.К. Шильдера и укажите императора, о

правлении которого идёт речь.

 

«Настало новое правление, продолжавшееся [почти] 25 лет… Слова Манифеста 1801 года, обещавшие управление по закону и по сердцу Екатерины, однако не сбылись…Действительно, несмотря на новизну провозглашённых после 12 марта идей и правительственных начал, постоянное зло принесло плоды. Явился Аракчеев… Ко всему этому присоединялись ещё тяжёлые воспоминания, связанные с 11 марта, под бременем которых изнемогал император<…> в течение всей остальной своей жизни».

 

1) Павел I
2) Александр I
3) Николай I
4) Александр III

 

A15

Выступление Чехословацкого корпуса, ознаменовавшее начало «фронтового» периода Гражданской войны в России, началось в

 

1) феврале 1917 г.
2) октябре 1917 г.
3) мае 1918 г.
4) ноябре 1920 г.

 

A16

Как назывался орган представительной власти, выборы в который должно

было провести Временное правительство?

 

1) Съезд Советов
2) Учредительное собрание
3) Государственное совещание
4) Государственная Дума

 

 

A17

При проведении Столыпинской аграрной реформы

 

1) поощрялся рост хуторов и отрубов
2) принудительно отчуждались помещичьи земли
3) развивалось общинное землевладение
4) вводилось уравнительное землепользование «по трудовым нормам»

 

A18

Что из названного относится к результатам государственной политики в

СССР в области культуры в конце 1930-х гг.?

 

1) расцвет авангардного искусства
2) ликвидация массовой неграмотности
3) отмена государственной цензуры средств массовой информации
4) обеспечение и защита идейного многообразия в области культуры
A19

 

Прочтите отрывок из сообщения газеты «Правда» и укажите, в каком году оно было опубликовано.

 

«Забойщик шахты "Центральная-Ирмино" тов. Стаханов, в ознаменование 21-й годовщины Международного юношеского дня, поставил новый всесоюзный рекорд производительности труда на отбойном молотке. За 6-часовую смену Стаханов дал 102 тонны угля, что составляет 10 проц. суточной добычи шахты».

 

1) 1918 г.
2) 1926 г.
3) 1935 г.
4) 1941 г.
A20

 

Операция «Багратион» – это операция советских войск по

 

1) штурму Кёнигсберга
2) контрнаступлению под Сталинградом
3) освобождению Белоруссии
4) штурму Берлина  
A21

Прочтите отрывок из высказывания советского композитора и укажите его

фамилию.

 

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте…Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».

 

1) С.С. Прокофьев
2) А.В. Александров
3) А.И. Хачатурян
4) Д.Д. Шостакович
A22

Какое из названных событий произошло позже, чем все другие?

 

1) ввод войск стран ОВД в Чехословакию
2) размещение советских ракет на Кубе
3) начало Корейской войны
4) вступление СССР в войну с Японией

 

A23

Какое событие произошло в период «оттепели» в СССР?

 

1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности в Европе
2) вывод советских войск из Германии
3) первый визит руководителя СССР в США
4) заключение пакта Молотова – Риббентропа

 

A24

Главной задачей внутренней политики СССР во второй половине 1940-х гг. сталинское руководство считало

 

1) смягчение цензуры, проведение политики гласности
2) форсированное восстановление тяжёлой промышленности
3) переход от отраслевого к территориальному управлению народным хозяйством
4) реабилитацию жертв репрессий 1930-х гг.

 

A25

Что было одним из последствий участия советских войск в афганской войне?

 

1) исключение СССР из ООН
2) укрепление авторитета СССР в мировом коммунистическом движении
3) усиление противоречий между СССР и многими странами мира
4) переход к политике «разрядки» в международных отношениях

 

A26

Прочтите отрывок из указа Президиума Верховного Совета СССР и укажите, в каком году был издан этот указ.

 

«Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Установить, что совместные предприятия, создаваемые на территории СССР с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления, уплачивают налог на прибыль в размере и порядке, определяемом Советом Министров СССР. Налог подлежит перечислению в доход союзного бюджета. Совместные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет их деятельности».

 

1) 1953 г.
2) 1962 г.
3) 1978 г.
4) 1987 г.  
A27

Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992-1993 гг.) были отмечены

 

1) макроэкономической стабилизацией
2) падением объёмов производства
3) ростом доходов государства
4) увеличением доходов большинства населения

Часть 2.

 

Задания В1–В15 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
В1

 

Расположите имена деятелей культуры в хронологической последовательности их жизни. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.

 

А) Аристотель Фиораванти  
Б) Симон Ушаков  
В) Андрей Рублёв  
Г) Василий Баженов  
Ответ:    
       
             

 

В2

Какие три из перечисленных ниже имён связаны с военными триумфами России XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) Г.А. Спиридов  
2) М.Д. Скобелев  
3) С.И. Дежнёв  
4) П.А. Румянцев  
5) Ф.Ф. Ушаков  
6) М.Б. Шеин  
Ответ:    
     
           

 

 

В3

Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ    
  А) Василий Голицын 1) сподвижник царевны Софьи, участник Крымских походов  
  Б) Алексей Адашев 2) деятель Избранной Рады  
  В) Борис Морозов 3) боярин, воспитатель царя Алексея Михайловича  
  Г) Козьма Минин 4) сподвижник Петра I  
      5) один из вождей народного ополчения в период Смуты  
  Ответ:      
А Б В Г  
         
                             

 

В4

Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о какой династии идёт речь.

 

«Так трагически и бесславно закончилось короткое правление этой династии… на русском престоле. На долю этой династии выпали тяжёлые испытания. Им досталась в наследство разорённая, бедная страна. Системный кризис, охвативший всю страну, усугубляемый голодом первых лет XVII века, показал всю хрупкость власти, которая отошла от методов управления Ивана IV. И без того неэффективная и громоздкая система управления Российским государством начала давать серьёзные сбои. Разбойничьи шайки наводнили страну, на дорогах было небезопасно. После смерти царя страна ушла в пучину смуты и безвременья».

 

Ответ: ____________________.

 

В5

Расположите названия органов государственной власти XIX в. в хронологической последовательности их возникновения. Запишите буквы, которыми обозначены органы власти, в хронологической последовательности в таблицу.

 

А) III отделение императорской канцелярии  
Б) первые министерства  
В) Верховная распорядительная комиссия  
Г) Государственный совет  
Ответ:    
       
             

 

В6

Какие три из перечисленных ниже фактов относятся к истории русской культуры первой половины XIX в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) создание Н.М. Карамзиным «Истории государства Российского»
2) создание высших женских курсов
3) основание Александром I Царскосельского лицея
4) первый показ фильмов в России
5) основание К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского художественного общедоступного театра (МХТ)
6) создание М.И. Глинкой оперы «Жизнь за царя»
Ответ:  
       
           

 

В7

Установите соответствие между именами российских императоров и событиями внешней политики, произошедшими во время их правления.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  ИМПЕРАТОРЫ СОБЫТИЯ
  А) Б) В) Г) Александр I Николай I Александр II Николай II 1) начало Крымской войны
  2) присоединение Финляндии
  3) первый раздел Речи Посполитой
  4) завоевание Средней Азии
  5)   участие России в Первой мировой войне  
Ответ:          
А Б В Г  
         
                 

 

В8

Прочтите отрывок из воспоминаний Великого князя Александра Михайловича и назовите правившего в XIX в. императора, о внутренней политике которого идёт речь.

 

«Наступили дни "чёрной реакции", – уверяли безутешные сторонники либеральных реформ, но биографии новых министров, казалось бы, опровергали это предвзятое мнение. <…> Профессор Вышнеградский – министр финансов – пользовался широкой известностью за свои оригинальные экономические теории. Ему удалось привести в блестящее состояние финансы Империи и немало содействовать повышению промышленности страны <…> Адмирал Шестаков, высланный Александром II за границу за беспощадную критику нашего военного флота, был вызван <Императором> в Петербург и назначен морским министром <…> С.Ю. Витте… обязан был своей головокружительной карьерой дальнозоркости Императора <…> который, назначив его товарищем министра, сразу же признал его талант».

 

Ответ: ____________________.

 

 

В9

Какие три художественных произведения из перечисленных относятся к первой половине XX в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин»
2) роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
3) картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»
4) роман М.И. Шолохова «Тихий Дон»
5) фильм Э.А. Рязанова «Берегись автомобиля!»
6) картина К.С. Малевича «Чёрный квадрат»
Ответ:  
       
           

 

В10

Установите соответствие между событиями советской истории и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  СОБЫТИЯ ДАТЫ
А) образование СССР 1) 1918 г.  
Б) В) Г) принятие первой Конституции РСФСР принятие второй Конституции СССР заключение пакта о ненападении с Германией 2) 1922 г.  
3) 1926 г.  
4) 1936 г.  
5) 1939 г.  
Ответ:          
А Б В Г  
         
                     

 

 

В11

Прочтите отрывок из манифеста императора Николая II и напишите название войны, о вступлении России в которую идёт речь.

 

«Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования <...>

Ныне предстоит уже не только заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди великих держав».

 

Ответ: ____________________.

 

В12

Какие три из перечисленных событий относятся к внешней политике СССР в 1945–1953 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
2) Карибский кризис
3) разрыв отношений с Югославией
4) образование Организации Варшавского Договора (ОВД)
5) ввод войск в Венгрию
6) образование Германской Демократической Республики (ГДР)  
Ответ:        
       
         

 

В13

Установите соответствие между проводимыми в СССР реформами и годами их проведения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  СОБЫТИЯ ДАТЫ
А) начало экономических реформ под руководством А.Н. Косыгина 1) 1947 г.  
Б) начало реформы советской политической системы В) создание советов народного хозяйства (совнархозов) Г) денежная реформа и отмена карточной системы 2) 1957 г.  
3) 1965.  
4) 1971 г  
5) 1988 г.  
Ответ:          
А Б В Г  
         
                       

 

В14

Прочтите отрывок из книги современных историков и напишите фамилию

руководителя СССР, о котором идёт речь.

 

«Набирал кажущуюся силу новый культ личности <…> Первый становится генеральным. [Он] занимает ещё один пост – Председателя Президиума Верховного Совета СССР. По обкомам партии рассылается подписанный Сусловым документ об укреплении авторитета Генерального секретаря ЦК КПСС. Но ничто не помогает: авторитет на бумаге, в речах, в награждениях (Герой Социалистического труда, четырежды Герой Советского Союза), но не у трудящихся».

 

Ответ: ____________________.

 

 

В15

Расположите следующие события второй половины ХХ в. в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

 

А) принятие Конституции «развитого социализма»  
Б) первые выборы в Государственную Думу РФ  
В) устранение «антипартийной группы» Г.М. Маленкова, Л.М. Кагановича, В.М. Молотова  
Г) принятие Декларации о государственном суверенитете России  
Ответ:        
       
           

 

Часть 3.

Для ответов на задания этой части (С1–С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой.

«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью <...> Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня <...> слёзы радости текли из глаз...

Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что <...> выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях <…> разгромить <...> В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы <...> бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов <...> В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев <...> Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

 

С1

Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.

 

С2

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.

 

С3

Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.

 

Задания С4–С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4

Назовите не менее двух основных проблем экономического развития СССР к середине 1980-х гг.

Приведите не менее трёх примеров конкретных мер, предпринимавшихся во второй половине 1980-х гг. для решения этих проблем.

С5

Ниже приведены две из существовавших точек зрения на результаты Первой российской революции 1905–1907 гг.:

1. Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего стабильного развития России по пути умеренного реформирования («Союз 17 октября»).

2. Первая российская революция осталась незавершённой (РСДРП).

 

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Реформы 50-х гг. XVI в., проведённые Иваном IV вместе с Избранной Радой, способствовали укреплению Российского государства. Однако в начале 60-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной Радой и избрал другую политику. Укажите, как она называлась, в чём заключались причины её введения (не менее двух причин) и каковы были её последствия (не менее трёх последствий).

С7

Сравните последствия (итоги, результаты) Крымской войны 1853–1856 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. для внутреннего и внешнеполитического положения России.

Укажите, что было общим (не менее двух итогов, результатов для России), а что – различным (не менее двух итогов, результатов для России).

 

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее • …………………………………………………………………. • ………………………………………………………………….
Различия
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… –––––
––––– • ……………………………

ОТВЕТЫ

К ВАРИАНТУ 1.

 

ЧАСТЬ 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

 

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ
А1   А10   А19  
А2   А11   А20  
А3   А12   А21  
А4   А13   А22  
А5   А14   А23  
А6   А15   А24  
А7   А16   А25  
А8   А17   А26  
А9   А18   А27  

 

ЧАСТЬ 2

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр.

За полный правильный ответ на задания В3, В7, В10, В13 ставится 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Правильно выполненные задания В1, В2, В4, В5, В6, В8, В9, В11, В12, В14, В15 оцениваются 1 баллом, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

 

№ задания Ответ
В1 ВАБГ
В2  
В3  
В4 Годуновы
В5 БГАВ
В6  
В7  
В8 АлександрТретий
В9  
В10  
В11 перваямировая; ПерваяМировая
В12  
В13  
В14 Брежнев; ЛеонидБрежнев;ЛИБрежнев; БрежневЛИ
В15 ВАГБ

ЧАСТЬ 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...