Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Десятая ступень.




I. " Закон-облако" (санскр. dharmamegha; кит. " фаюнь" ) [6, л. 419С].

II. " Тело Закона подобно пространству, знание и мудрость подобны великому облаку. [Они] способны заполнить и все покрыть" [6, л. 419С]. .

III. Бодхисаттвы видят: " Тела татхагат излучают золотое сияние, наполняют все вокруг неизмеримо чистым светом". Бесчисленные цари-брахманы оказывают им почтение, совершают в их пользу благодеяния. Татхагаты вращают " чудесное колесо Закона" [6, л. 419С].

IV. (1) " Незнание того, что в великих чудесных проникновениях еще не достигается выявления самостоятельного существования"; (2) " незнание того, что мельчайшие тайны еще не способны привести к просветлению и освободить от [мирских] дел" [6. л. 420А].

V. " Парамита знания" (санскр. jnana-paramita; кит. " чжи-боломи" ) [6, л. 420А].

" Подобно тому как пространство, а также святой царь, вращающий колесо [Закона], и его мысли могут беспрепятственно распространяться по всем мирам, так и [бодхисаттва, следующий данной парамите] может во всех местах достичь самостоятельного существования – вплоть до обретения места " с окропленной головой" 35 [6, л. 418В].

Пять установок: 1) " во всех дхармах можно различить хорошее и плохое"; 2) " отдалившись от черных и белых (т. е. плохих и хороших. – А. И. ) дхарм, ухватывают истину"; 3) " быть способным не питать неприязни и радости к жизням и смертям и нирване"; 4) " наполненное счастьем знание следует по всем без исключения местам"; 5) " с окропленной головой, которые победили, способны постичь все необщие дхармы будд36, а также все знания" [6, л. 419А].

VI. Самадхи " С храбростью продвигающееся вперед" (кит. " юнцзинь-саньмоди" ) [6, л. 420А].

VII. " Дхарани", называемое " Разрушающее горы из алмаза" 37 (кит. " поцзиньганшань" ):

" Да-чжи-та си-ти-су-си-ти мо-чжэ-ни-му-ча-ни-пи-му-ди-ань-мо-ли пи-мо-ли ман-цзе-ли-сы-лань-жо-хэ-би хэ ла-да-но-цзе-би сань-мань-до-ба-чжи-ли са-по-е-та-по-дань-ни мо-на-сы-мо-хэ-мо-на-сы е-бу-ди-е чжи-бу-ди а-лай-ши-пи-ла-ши е-чжу-ди-ань-ми-ли-ди а-лай-ши-пи-ла-ши ба-лань-ми ба-ло-жань-мо-со ли-бу-ла-ни-бу-ла-но мань-ну-ла-ти-со-хэ" [6, л. 421В].

В процессе прохождения бодхисаттвой " десяти ступеней" отчетливо выделяются два направления изменения его психического состояния.

Во-первых, трансформируется мироощущение бодхисаттвы. Окружающее, как мы видели, воспринимается в новых красках, причем нарушение адекватности реальной картины бытия (с точки зрения обыденного сознания) и его восприятия бодхисаттвой происходит за счет изменения психического состояния последнего в результате настойчивого дискриминирования функции разума (достижения " непривязанности" мыслей) при помощи медитативных упражнений. Бодхисаттва начинает видеть то, что якобы скрывается за " делами и вещами", а именно некое блаженное бытие (" ступени" I, II, IV-VI).

Во-вторых, на каждой " ступени" происходит усиление ощущения бодхисаттвой собственного могущества. С одной стороны, возрастают его возможности познать " сокровенные истины", с другой – появляется представление о своей исключительности (его почитают цари, охраняют львы). Безусловно, ощущение физической неуязвимости, равенства с монархом (и даже превосходства над ним) следует понимать метафорически, т. е. как " знак" определенного психического состояния.

В третьей главе сутры прямо утверждается, что обыкновенные люди " отдалены от трех тел будды" из-за неправильного понимания так называемых " трех знаков" и неспособности очиститься от " трех [типов] мыслей" [6, л. 409А].

" Три знака" 38 – это: 1) " знак привязанности к всеобщим измерениям" (кит. " пяньцзисочжи-сян" ). Им обозначается ложное с точки зрения философии и психологии махаяны различение " феноменов" и присвоение им " имен" (т. е. их " измерение", оценка); 2) " знак возникновения с опорой на другое" (кит. " итаци-сян" ) обозначает также ложное представление, что все " феномены" возникают во взаимодействии друг с другом (по закону " зависимого существования" ); 3) " знак достижения [истины]" (кит. " чэнцзю-сян" ) указывает на достижение адекватного взгляда на " феномены", т. е. постижение их иллюзорности и отсутствия различий.

" Три [типа] мыслей" – это: 1) " мысли о возникновении дел" (т. е. " феноменов" ) (кит. " циши-синь" ); 2) " мысли об опоре на основу" (кит. " игэньбэнь-синь" ): возникновение " дел и вещей" опирается на некоторую основу; 3) " мысли об основе" (кит. " гень-синь" ) – основа (и здесь, и в предыдущем случае) – синоним алаявиджняны [5, с. 55-56, примеч. 1], универсального " сознания-хранилища" (единственной реальности в виджнянаваде, осмысляемой иногда как Абсолют).

Ложные представления, обозначаемые первыми двумя " знаками", создаются у обыкновенного человека из-за активности так называемого " седьмого сознания", которое можно отождествить с разумом. " Три [типа] мыслей" также возникают в общем за счет " седьмого сознания" 39. Деятельность его всегда сопровождается четырьмя главными " заблуждениями" и страстями (прежде всего признанием реальности " Я" и себялюбием). Даже осознание алаявиджняны расценивается как умственный акт, вызывающий различные заблуждения. В рассуждениях о " трех телах будды" неоднократно повторяется, что путь к " просветлению" возможен только посредством подавления " трех типов мыслей" (т. е. функционирования разума), а при перечислении в этой главе кратких характеристик " десяти ступеней" указывается, что на " десятой ступени" " удаляют мысли об основе" и вступают на ступень татхагаты [6, л. 410А].

" Ступень татхагаты", т. е. " состояние будды", характеризуется в сутре " тремя [видами] чистоты" – в отношении: 1) заблуждений и страстей, 2) страданий и 3) " знаков" (т. е. различий " феноменов" ) [6, л. 410А]. И далее подчеркивается, что эти " три вида чистоты", закон " таковости" (татхаты), неразличение внутри " таковости", истинное освобождение, " конечный предел " таковости" " (т. е. сама татхата) едины [6, л. 410В]. " Ступень татхагаты" сравнивается с куском золота, которое " после того, как плавилось, подвергалось ковке и обжигу, не содержит пылинок грязи, поэтому выявляет истинную природу (естество) золота и является чистым. Сущность золота чиста" [6, л. 410А]. Таким образом, абсолютное состояние достигшего " ступени татхагаты" уподобляется " царю металлов".

Итак, конечное, целевое состояние психики, предлагаемое составителями сутры бодхисаттве, можно представить как полное подавление рационального восприятия и оценки окружающего мира и себя самого, как " отключение" от реальности и пребывание, говоря словами О. О. Розенберга, в экстазе, которое характеризуется цепочкой видений, и главное из них – сияющее " тело будды". Перед тем как " совершить все деяния", бодхисаттва, говорится в сутре, находится в " сосредоточении без мыслей" (кит. " усиньдин" ) [6, л. 408С], а это как раз тот тип медитации, во время которой перестает функционировать разум.

Прохождение бодхисаттвой " десяти ступеней" весьма схоже с процессом " самоактуализации", концепцию которой разрабатывает так называемая " гуманистическая психология" А. Маслоу40. Ее автор выделил ряд так называемых " предельных" ценностей (более специальное название – " Б-ценности", " бытийные" ценности41, которые выступают как " метапотребности" [11, с. 110]. Реализация последних и есть конечная цель " самоактуализации". Избавление от страданий, страха смерти и достижение некоего блаженного состояния, т. е. обретение нирваны, не могло не быть " Б-ценностями" и соответственно " метапотребностью" буддиста. А. Маслоу выделяет восемь путей " самоактуализации" 42. Если посмотреть на материал сутры, касающийся " десяти ступеней" и постижения " сокровенных истин", то мы обнаружим поразительное сходство в принципах решения проблемы реализации " метапотребностей". И это несмотря на более чем полуторатысячелетнюю хронологическую дистанцию между эмпирическими данными, с которыми имели дело составители сутры и А. Маслоу. Все это еще раз показывает, что развитие человеческой психики в различных культурных регионах в разные исторические периоды подчиняется более или менее общим закономерностям.

Как уже отмечалось, большое значение для деяний бодхисаттвы в сутре придавалось " дхарани". Однако " дхарани", привязанные к " десяти ступеням", не столько даже средства достижения того или иного состояния, сколько " знак" ступени. Некоторые " дхарани", функционирующие именно как средства, перечисляются в той же шестой главе [6, л. 421C], но более подробно описываются в гл. VIII (" Дхарани Золотой победы" ), гл. XIII (" Дхарани о непривязанности к грязному" ), гл. XIV (" Драгоценная жемчужина, исполняющая желания" ), гл. XV (" Великая богиня Способность Выступать" ), гл. XVIII (" Богиня земли Мудрая Твердость" ).

Психологические аспекты буддийского учения разрабатывались практически во всех позднейших школах. Дискриминирована роли рационального в пользу интуитивного в наибольшей степени проявилось, очевидно, в чаньских (дзэнских) школах. Там были выработаны соответствующие методы регуляции психики адепта (см. [12]). В китайских и японских школах тяньтайского (тэндайского) направления этот процесс так далеко не заходил (см. [13]). Однако для всех школ (и особенно двух названных) было характерно, так сказать, " приземление" образа бодхисаттвы: реальный, живой буддист в неопределенном смысле ставился на один уровень с " высшим существом". Известно много случаев, когда те или иные лица (начиная с императоров и кончая буддийскими деятелями) объявлялись бодхисаттвами (или даже буддами), а Сайте, основатель японской школы тэндай, официально приравнял монахов своего объединения к бодхисаттвам и ввел специальный термин – " бодхисаттва-монах". Поэтому все предписания, предназначенные бодхисаттвам и зафиксированные в канонических сутрах (в том числе и в " Сутре золотого света" ), стали распространяться на членов монашеских орденов, а затем и на буддистов-мирян. Следует отметить еще одно обстоятельство. " Приемы" достижения нирваны и вообще представление о нирване как об особом состоянии психики живого существа со временем вышли за пределы буддийской среды. В частности, в традиционной японской культуре подобные идеи нашли отражение в классической прозе, поэзии (прежде всего дзэнского типа), медитативной практике самурайства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...