Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о видах искусства.




Экзаменационные билеты по ИСКУССТВУ - 9 класс 2012 - 2013 г.

БИЛЕТ №1

1) Единство мировой культуры.

Как в экономике и политике, так и в сфере духа, в культуре мир стремится к единению. При всем многообразии культуры, повсюду культура выступает как генеральная черта всего человечества. Пожалуй, нет ничего многоцветнее, чем культура. В языке, символах, традициях, привычках, предрассудках, особенностях межличностного общения, гастрономических вкусах. Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. Конкретно-историческое понимание культуры опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Что же делает единым целым мировую культуру? Несмотря на то, что европейцы и китайцы, африканцы и индийцы используют одни и те же машины и они произошли от одних и тех же кроманьонцев и все принадлежат к одному и тому же биологическому виду, у них сложились совершенно разные традиции и разные шкалы ценностей. Оказывается, существуют подлинно всеобщие основания того целого, которое называется мировой культурой. Фундаментально общим, существенно связывающим всю человеческую историю, делающим мировую культуру истинно целым генетически, исторически (диахронно) и системно-структурным (синхронно) является цивилизационная деятельность людей, которую можно назвать «материнским лоном истории». В общем, человеческая деятельность определяет общность генезиса, функционирования и закономерного развития всей мировой культуры. Вместе с тем многообразные формы культуры, как бы ни были они разительно не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности. Итальянцы сказали «Весь мир есть одна страна». Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.

Искусство и власть.

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, светской и религиозной.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей – вождей. Им предавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей.

В этих образах проявляются традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

Например, по указу Наполеона I, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.

В 1814 году в России к торжественной встрече русской армии, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота (арка) у Тверской заставы.

В XV веке после падения Византии, центром православной культуры становится Москва. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей, в числе которых архитекторы, строители, иконописцы и музыканты.

Московские цари считали себя наследниками римских традиций. Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиоравати перестраивается Московский Кремль.

В XVIII веке – (Петр I) появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка.

В XX веке в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства и ничтожность человеческой личности. (например, музыка Д.Шостаковича, А. Шнитке и др.; проект Дворца Советов, Б. Иофана).

Демократические настроения народа находят особое яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши (1917), плакаты, живописи, музыка Великой Отечественной войны (1941 – 1945), массовая авторская песня, в которых выражается протест против ограничений свободы личности.

ББИЛЕТ № 2

1) Какими средствами воздействует искусство. Композиция.

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

Особенности композиции акцентируют внимание на определенных предметах. Художник подчеркивает их значимость в сюжете картины. Он преднамеренно переключает внимание зрителя с одной части картины на другую, вызывая в его душе соответствующие переживания, причем в последовательности, желательной для понимания содержания произведения.

В изобразительном искусстве композиция определяет расположение всех частей единого целого в пространстве или на плоскости, а в музыке, литературе, кино, театре – во времени и развитии.

В изобразительном искусстве одни и те же предметы, расположенные по – вертикали или горизонтали, по – разному воспринимаются зрителем, так как вызывают различные ассоциации. Помещая персонаж или предмет в то или иное место картинного пространства, художник рассказывает нам о своем отношении к этому человеку или предмету и о том, какую роль он отводит ему в развитии сюжета.

Например, картина Сандро Боттичелли «Весна» - справа, легко скользя по цветущему лугу в прозрачных, легких одеждах, рассыпает цветы сама Весна. Преследуемая Зефиром Флора ищет у неё защиты. В центре под аркой ветвей стоит Венера. Её жест указывает на трех граций, причудливо сплетающих в хороводе руки. Слева тянется за апельсином Меркурий. Персонажи как – будто не замечают друг друга. Ясные и тягуче – нежные линии создают ощущение зачарованности. На всех лицах лежит тень невысказанной грусти.

Сопоставим особенности композиции этого полотна с особенностями построения музыкального произведения «Весна» - первый концерт в цикле концертов «Времена года» Антонио Вивальди.

Первая часть концерта – «Весна грядет!» - открывается радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны.

Вторая часть – «Сон крестьянина». Вивальди нарисовал картину сладкого сна – солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое звучание всех скрипок оркестра. Можем услышать – шелест травы, лай собаки, охраняющей сон хозяина.

Третья часть – «Танец – пастораль» - полна энергии и жизнерадостности. Ритм напоминает поступь итальянского танца сицилианы.

Понятие о видах искусства.

Искусство — это сфера деятельности людей, которая направлена на художественное освоение мира.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы творческой деятельности. Это:

- изобразительное искусство (раскрывает многообразие мира с помощью красок);

- литература (включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове);

- музыка (звучание человеческого голоса, разнообразные тембры, инструменты);

- архитектура и прикладное искусство (материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей).

Виды искусства делятся на группы:

1. пластические или пространственные виды искусств. (пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.)

2. временные виды искусств. (Музыка – вокальная, инструментальная, Литература – фольклор, проза, поэзия).

3. синтетические или пространственно - временные искусства –(Хореография, Театральное искусство, Киноискусство).

Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира.

БИЛЕТ№ 3

1) Художественный образ в искусстве.

Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

Художественный образ – это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства.

В отличии от литературы и кино, изобразительное искусство не может передать движение и развитие во времени, но в этом есть и своя сила. В неподвижности живописного образа скрывается огромная сила, которая дает увидеть, пережить и понять именно то, что в жизни проноситься, не останавливаясь, лишь мимолетно и отрывочно касаясь нашего сознания.

Художественный образ создается на основе средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. В художественном образе осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства - жизнь во всем её эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно системой Художественного образа связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию - доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства, посредством системы Художественного образа проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей.

2) Какими средствами воздействует искусство. Форма.

Форма представляет собой сумму приёмов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определённого содержания. Существуют изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности.

В изобразительном искусстве форма – это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, кругу, треугольнику, амёбе.

Каждая форма несёт свой характер. Квадрат – законченная, устойчивая форма – выражает утверждающие образы, ей несвойственно движение, полет. Треугольник – активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма – несет в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. Круг наиболее яркое выражение природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амёбы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными. В них подчёркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а так же в современной скульптуре.

В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а так же жанровые обозначения – песня, романс, баллада, прелюдия и др. Формы – композиции в музыке основаны на принципах – повтор и контраст.

Масштабность замысла музыкального произведения определяет его форму - композицию. Для песенных жанров характерны простые формы (куплетные, куплетно – вариационные); танцевальные жанры чаще написаны в трёхчастной форме. А драматургия таких жанров как симфония, концерт, опера, балет, требует более развёрнутых форм, построенных на сопоставлении контрастных образов.

 

БИЛЕТ № 4

1) Религиозные праздники и обряды народов мира.

Основой верований разных народов было представление о том, что вся окружающая природа наполнена душами и духами. Народы представляли землю в виде мифического животного: лося, рыбы, дракона. Символизировать землю, тайгу, море, скалы стали многочисленные и могущественные духи-хозяева местности. Несмотря на общую основу верований в духовной культуре разных народов можно отметить и некоторые особенные моменты. Огонь, как даритель тепла, пищи, жизни, являлся для всех народов священным понятием и с ним связана до сих пор масса запретов, ритуалов и верований. Практически вся жизнь аборигена была раньше наполнена ритуалами либо задабривающими добрых духов, либо защищающими от злых духов. Общими в своей основе были обряды жизненного цикла. Родители защищали от злых духов жизнь еще не родившегося ребенка и впоследствии до момента, когда человек может сам либо при помощи шамана позаботиться о себе. Жизнь взрослого человека также была обставлена многочисленными табу, ритуалами и обрядами. Похоронные обряды были направлены на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. Для этого было необходимо соблюдать все элементы похоронного ритуала и снабдить покойного необходимыми орудиями труда, средствами передвижения, определенным запасом продуктов, которого душе должно было хватить для путешествия в загробным мир. Все вещи, оставляемые с покойным, намеренно портились для того, чтобы освободить их души и для

Еще одним важным праздником нанайцев, удэгейцев и орочей был медвежий праздник, как наиболее яркий элемент культа медведя. По представлениям этих народов медведь являлся их священным родственником, первопредком. Благодаря своему внешнему сходству с человеком, а также природному уму и хитрости, силе медведь с древнейших времен был приравнен к божеству. Праздник проводился в двух вариантах - пиршество после убиения медведя в тайге и праздник устраиваемый после трехлетнего выращивания медведя в специальном срубе в стойбище. На празднике соблюдался ряд половозрастных запретов при еде священного мяса. Определенные части медвежьей туши сохранялись в специальном амбаре. Как и последующее после пира захоронение черепа и костей медведя, это было необходимо для будущего возрождения зверя и, следовательно, продолжения хороших отношений со сверхъестественным родственником. Большую роль играли благодарственные ритуалы в честь добрых духов перед отправлением на промысел и непосредственно на месте охоты или рыбной ловли. Охотники и рыболовы угощали добрых духов кусочками пищи, табаком, спичками, несколькими каплями крови или спиртного и просили помощи, чтобы повстречался нужный зверь, чтобы не сломалось копье или хорошо сработала ловушка, чтобы не сломать ногу в буреломе, чтобы не перевернулась лодка, чтобы не повстречаться с тигром.

2) Какими средствами воздействует искусство. Ритм. Фактура.

Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово «ритм» означает «мерность»

Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача – причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы. Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т.п. такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояние покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

В европейской культуре в Средние века вытянутые по вертикали пропорции соборов создавали образы, созвучные устремленной к небу в эмоциональном порыве душе человека. В древнерусском искусстве выразительные пропорции архитектурных построек несли в себе образы, объединяющие человека с природой.

Фактура – обработка, строение.

В изобразительном искусстве фактура – это характер обработки поверхности изделия декоративно – прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шёлк, бронза и др.). Это и совокупность технических приёмов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка.

В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в котором голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен; гомофонно – гармоническая.

 

БИЛЕТ №5

1) Наука и искусство

Наука и искусство – это две деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.

Культуре в равной мере нужны и наука, и искусство. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И художник, и ученый воссоздают мир во имя главной цели – постижения истины, красоты и добра.

Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека. Однако наука и искусство решают различные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, вторая – отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.

Ещё в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

Науки, искусства и ремёсла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.

И в Древнем мире, и в Средние века искусство было не отделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности»

В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.

2) Особенности храмового зодчества.

Издавна на Руси было развито деревянное зодчество-искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек-клетей, переходов, сеней. Художественная резьба по дереву украшала деревянные строения. Каменное строительство началось на Руси в конце Х века после принятия христианства. Первым каменно-кирпичным храмом стала церковь Богородицы в Киеве в 989. Все основные постройки на Руси ставились плотниками, т.к. они были деревянными, поэтому первые христианские храмы на Руси возводились византийскими зодчими. В западной части храма располагалось предхрамие, церковные сени. Во время богослужения здесь было положено находиться кающимся и оглашенным (кого готовили к принятию крещения и обучали (гласом) основам веры). Древнейшим, хорошо сохранившимся памятником древнерусской архитектуры является Киевский Софийский собор. В Киеве возводятся Золотые Ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь.

Весь русский Север можно назвать музеем - заповедником под открытым небом. Ярким примером деревянного зодчества является Кижский погост на Онежском озере, Витославлицы в устье Волхова на Ильмень-озере, Суздаль.

Самая старинная постройка Кижей – Лазоревская церковь – 16 век. В ансамбль Кижи входит знаменитая 22-х главая Преображенская церковь. Купола этих церквей выполнены в технике лемеха, как рыбья чешуя. Все здания построены народными мастерами- плотниками из сосны, без гвоздей. София новгородская – 1045 году 5 купольная. Успенский собор Владимира 5 купольный, 1185 год, Дмитриевский собор во Владимире украшенный каменной резьбой (1200 изображения). Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году князем Андреем Боголюбским, является символом гармонии в архитектуре. Вся архитектура до 18 века была храмовая. В основе лежит крестово-купольная система.

БИЛЕТ №6

1) Искусство рассказывает о красоте Земли.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Благодаря произведениям искусства – литературным, музыкальным, живописным – природа предстает перед читателем, зрителем, слушателем всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать ив себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.

В XX веке в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление импрессионизм (от франц. – впечатление). Импрессионисты фиксировали в своих картинах мимолетное впечатление от реально существующего мира. В зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей, туман может приобретать самую различную окраску. Открыл и заметил эту особенность художник.

2) Дом – жилище человека.

В течение своей эволюции люди использовали разные виды жилищ. В первую очередь жилища служили для защиты человека от внешних погодных условий и живого природного мира, который угрожал человеку в течение всего его существования. В роли первых жилищ у людей выступали пещеры и землянки. Земля́нка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй. Человек развивался, продолжительность его жизни увеличивалось, человек спускался с гор на равнины, - где практически не было никаких жилищ. Именно это вынудило первобытного человека начать строительство домов из различных подходящих для этого материалов. Люди занимались строительством домов из дерева, камней и т.д.. Впервые жилые дома начинают возводить в Древнем Риме.

 

 

Характер жилищ определяют географическое положение, условия и образ жизни народа. В крупных городах Рима начали возводить и первые многоэтажные дома – инсулы. Имели обычно от четырёх до семи этажей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...