Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Явные и латентные функции института. Функции и дисфункции института.




социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и ре­гулируемое сводом социальных норм.

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, все­ми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляют­ся. Первые — осознаваемые и произвольные функции социальных процессов, вторые — неосознаваемые и непреднамеренные. Явными называют такие функции (или дисфункции), последствия деятельности которых носят намеренный ха­рактер и осознаются людьми. Латентными принято называть функции (дис­функции), последствия деятельности которых не осознаются участниками и носят ненамеренный характер. Явные функции института заявлены, офици­ально признаны и контролируются обществом. Латентные функции — это «не свои» функции, которые выполняются институтом скрытно или непредна­меренно (когда, например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации).

Так, явной функцией запрещающего азартные игры закона может быть их прекращение, а латентной — создание подпольного игорного бизнеса. Функция может быть явной для од­них членов общества и латентной для других. То же и с дисфункцией. К при­меру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать полезные знакомства.

Функция (от лат. functio — исполнение, осуществление) — назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в об­ществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, кото­рую он приносит обществу, иначе говоря, совокупность решаемых задач, до­стигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и основной функцией социальных институтов является удовлет­ворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего об­щества не будет как такового. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универ­сальных функций, т.е. общих для всех институтов, можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, ре­гулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции38.

Наряду с универсальными существуют специфические функции, т.е. такие, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например воспроизводство людей, рождение новых поколений (институт семьи), до­бывание средств существования (производство), наведение порядка в обще­стве (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия).

Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов обществен­ного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государ­ства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Институты церк­ви и религии поддерживают и развивают культуру. В каждом социальном институте можно выделить ряд подфункций, кото­рые он выполняет и которых может не быть у других институтов. Выполняемые институтами функции изменяются со временем. К функциям семьи относят обеспечение экономической безопасности, образования, религиозного инструктирования и руководства, рекреации, вос­производства и эмоциональной поддержки. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может рас­цениваться как дисфункциональная, если институт работает не на сохранение общества, а на его разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности соци­альных институтов может привести к социальной дезорганизации общества.

 

32. Типология институтов. Институт как нормативная система и социальная организация.

 

социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и ре­гулируемое сводом социальных норм.

Все социальные институты, существующие в обществе, удобно подразде­лять на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и не­главные (неосновные, частные), которые «скрываются» внутри главных как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглав­ные их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, инсти-

туты различаются временем своего возникновения и продолжительностью су­ществования (постоянно действующие и кратковременные), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями функционирования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, формаль­ных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты: 1) экономический — институ­ты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический — инсти­туты власти; 3) семейный — институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный — институты, организующие законное наследие; 5) религиозный — институты, организующие коллектив­ное почитание богов.

Вслед за ним большинство социологов сходятся в том, что главных (ос­новных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять31. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Социальная организация — это такой способ совместной деятельности лю­дей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулиру­емого, скоординированного и направленного на достижение конкретных це­лей взаимодействия. Социальная организация — это совокупность индивидов, ролей и других эле­ментов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения ре­зультатов, которые недоступны разрозненным индивидам. Социальная орга­низация — структура, предназначенная для координации деятельности двух индивидов и более путем разделения труда и иерархизации власти для дос­тижения общей цели. Социальный институт — совокупность учреждений, связанных выполне­нием одной функции.

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют институциональной структурой общества.

Нормативная система является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации, перестраивать содержание оставшихся и вносить другие изменения, позволяющие сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий.

Нормативные системы существуют в обществе и культуре. Т. Веблен определил социальный институт как совокупность общественных обычаев и социальных норм, в которых воплощены образ мысли и образ жизни людей и которые передаются из поколения в поколение. Многие современные социологи трактуют социальный институт как сложную конфигурацию обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов, и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

Обычаи представляют собой образцы поведения, сохранившиеся на протяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневной жизни. Обычаи являются настолько привычной частью жизни, что их редко замечают.

Нравы — это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравы воспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются оценкой правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются аморальным, безнравственным и осуждается обществом.

Условности — этот термин употребляется в двух значениях. Будучи разновидностью нравов и обычаев, условности тоже возникли в далеком прошлом. Они не регулировались никакими административными постановлениями и не и не касались важных сфер человеческого поведения, в отличие от обычаев и нравов. Их сфера — область вежливого обхождения. Условности касаются манеры выражения, форм одежды, обстановки, украшений.

Этикет — кодекс вежливого поведения. который часто путают с манерами. Манеры выражают отношение или установку по отношению к другим людям. Можно хорошо знать книжный этикет и в тоже время иметь дурные манеры. Существуют хорошие и дурные манеры, но дурного этикета — нет.

Традиции — можно уподобить тенденциозно изложенной истории. Писаные традиции передают истинную историю в легендарном виде. Таковы легенды, предания, сказания и прочие. Когда говорят о каких-то национальных традициях, например, о традиции гостеприимства или о традиции демократичного общества, то подразумевают целый ряд исторических явлений, представляющихся типичными и осознаваемых как общественная ценность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...