Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение больных детей с детьми из контрольной группы

Девочки. Как и предполагалось, девочки с САН провели за игрой с игрушками мальчиков значительно больше времени, чем девочки

I из контрольной группы, (d = 0,89), t (37) = 2,66, р < 0,01, и почти столько же времени, сколько мальчики из контрольной группы (см. рис. 1).

1 Поскольку распределения подсчетов по игре асимметричны, мы провели все виды анализа на данных, преобразованных различными способами (напри­мер, использовали арксинус, квадратный корень), и с непараметрическими про­цедурами. Все аналитические процедуры дали схожие результаты.

 
 

 

 


Рис. 1. Время, проведенное за игрой с типичными для пола игрушками девочками и маль­чиками с САН и детьми из контрольной группы в течение 10-минутного игрового отрез­ка. Результаты представляют собой суммарное время игры с отдельными игрушками и потому могут превышать 600 с. Столбики отражают средние значения по группе, ли­нии— стандартные погрешности, точки — индивидуальных испытуемых; d—разница между средними по группе/среднее стандартное отклонение. Групповые различия оце­нивались с помощью t-критерия; *—р < 0,05, **—р < 0,01, ***—р < 0,001, критерий односторонний/

 

Кроме того, подобно мальчикам из контрольной группы, девочки с САН играли значительно больше с игрушками мальчиков, чем с иг­рушками девочек, t (23) = 2,93, р < 0,01. Этот эффект также виден при сравнении больных детей с детьми того же пола из контрольной группы, приходившимися им родственниками (N= 11 пар): среднее время игры р. игрушками мальчиков было 327,23 секунды для девочек с САН и 166,55 секунды для девочек, составлявших с ними пару, t (10) = 2,20, р < 0,05.

Девочки с САН также меньше играли с игрушками, предназначенны­ми для девочек, чем девочки из контрольной группы, t (37) = -2,02, р < 0,05, но этот эффект не столь заметен, как в случае игрушек, предназна­ченных для мальчиков (d = 0,65). Возможно, из-за низкой статистической мощности критерия не была обнаружена статистически значимая разни­ца в попарном анализе 11 пар больных и здоровых детей, t (10) = -1,09. Поскольку общее время игры было ограничено, игра с одним набором игрушек, как правило, уменьшала время игры с другим набором. Поэто­му непродолжительное время игры с игрушками девочек может частич­но объясняться более длительной игрой с игрушками мальчиков. Факти­чески все корреляции между играми с игрушками мальчиков, девочек и нейтральными игрушками являются умеренно отрицательными, нахо­дясь в диапазоне от -0,30 до -0,69 (все р < 0,01, критерий односторон­ний). Однако в этом контексте важно отметить, что не было различий между девочками с САН и девочками из контрольной группы в игре с нейтральными игрушками (значения t при попарном и непопарном ана­лизе < 1,0).

Не было обнаружено статистически значимых различий между де­вочками с САН и девочками из контрольной группы в ответах родителей на пункт «Я побуждаю своего ребенка вести себя так, как это свойствен­но девочке», на который соответственно 59,1% и 63,6% ответили «да». Продолжительность времени, проведенного за игрой с типичными для пола игрушками, не была статистически значимо связанной с какой-либо характеристикой болезни. В случае игры с игрушками мальчиков коэффициенты корреляции г = -0,10 для вирилизации,-0,29 для возраста на момент постановки диагноза и -0,25 для обессоливания организ­ма (1 = больной с пониженным уровнем соли, 0 = больной с ярко выра­женной вирильностью). В случае игры с игрушками девочек соответству­ющие г = 0,09, -0,14 и -0,06. Однако обратите внимание, что маленький размер выборки и ограниченный диапазон (например, только две девоч­ки имели ярко выраженную аирильность) уменьшают возможности этого анализа.

П Мальчики. В отличие от различий, обнаруженных между девочками с САН и девочками из контрольной группы, не отмечено статистически значимых различий между мальчиками с САН и мальчиками из конт­рольной группы по типичной для пола игре (р > 0,20 для игр с игрушками мальчиков и девочек). Анализ медицинских характеристик в связи с ти­пичной для пола игрой у мальчиков малозначим из-за отсутствия разли­чий между экспериментальной и контрольной группами и ограниченной вариабельности выборки.

ОБСУЖДЕНИЕ

Большие различия между девочками с САН и их здоровыми род­ственницами свидетельствуюто маскулинизации игровых предпоч­тений у девочек, подвергшихся сильному воздействию андрогена на раннем этапе развития. Эти результаты согласуются с данными, по­лученными на подопытных животных, и с предыдущими исследования­ми девочек с САН и других девочек, подвергшихся воздействию мас­кулинизирующих гормонов в утробный период. Полученные нами данные подкрепляют выводы предыдущих исследований игр у де­вочек с САН, поскольку мы использовали объективные, количест­венные показатели и поведенческие оценки, выставлявшиеся людьми, которые не знали, к экспериментальной или к контроль­ной группе принадлежит испытуемый. Эти данные также указывают на относительную дефеминизацию игровых предпочтений, хотя этот ре­зультат был менее устойчивым. Другие исследования детей, подверг­шихся воздействию гормонов, тоже показали скорее «маскулинизирующий», чем «дефеминизирующий», эффект пренатального влияния гормо­нов, возможно, частично потому, что эти исследования были сосредоточены на первом эффекте (Berenbaum, 1990; Ehrhardt & Meyer-Bahlburg, 1979; Hines, 1982). Хотя в случае САН уровень других гормонов, таких, как гидро-ксипрогестерон-17 и кортикостероиды, также аномально высок в пренатал!»-ный период, маловероятно, что они обусловливают маскулинизированное поведение у девочек с САН, поскольку эти гормоны оказывают меньшее и менее устойчивое влияние на поведение, чем андроген, и могут даже пре­дотвращать маскулинизацию (Erpino, 1975; Hull, Franz, Snyder & Nishita, 1980).

Представляется маловероятным, что поведенческие изменения вызва­ны социальными или нозологическими факторами. Тот факт, что нам не уда­лось обнаружить связь между типичной для пола игрой и физической вири­лизацией, согласуется с другими данными больных САН, указывая на отсут­ствие связи между степенью вирилизации и гендерно-ролевым поведением (Slipjer, 1984). Хотя и возможно, что вирилизация влияет на отношение роди­телей к ребенку, этот аргумент ослабляют ретроспективные сообщения ро­дителей, как в этом, так и в других исследованиях (Ehrhardt & Baker, 1974; Resnick, 1982) указавших, что они не обращались с девочками с САН как с мальчиками, а также данные, полученные во время опытов с макаками-ре-зус и свидетельствующие, что маскулинизация игр неполовозрелых особей не связана с генитальной вирилизацией или с материнским поведением (Goy, Bercovitch & McBrair, 1988). Тем не менее, учитывая непропорциональ­ность возврата вопросников родителями девочек с САН и девочек из конт­рольной группы, а также другие проблемы, присущие оценкам с помощью вопросника, полезно провести непосредственное наблюдение поведения родителей.

Наши данные не свидетельствуют о каких-либо изменениях в типичных для пола игровых предпочтениях у мальчиков с САН, что согласуется с пре­дыдущими исследованиями, проводившимися на животных и людях. Как правило, сообщалось, что мужские особи с САН не отличаются от конт­рольной группы в том, что касается типичного для пола поведения или спо­собностей (Ehrhardt & Baker, 1974; Resnick et al., 1986).

Хотя наши данные подтверждают влияние андрогена на выбор ти­пичных для пола игрушек, вовсе не обязательно, что гормоны оказыва­ют непосредственное влияние на этот выбор. Гормоны могут обуслов­ливать выбор игрушек косвенным путем, возможно, путем влияния на уровень активности, моторные навыки, способности или темперамент. Например, девочки с САН могут проявлять больше активности, чем де­вочки из контрольной группы, а игрушки мальчиков могут облегчать ак­тивную игру (O'Brien & Huston, 1985).

Результаты этого исследования могут также помочь понять, как фор­мируются типичные для пола игровые предпочтения у здоровых детей. Здоровые мальчики имеют более высокий уровень тестостерона, чем здоровые девочки, в период, длящийся приблизительно с 8-й по 24-ю неделю утробного развития, и в первые 5 месяцев жизни (Smail, Reyes, Winter & Faiman, 1981). Эти половые различия в гормонах могут способ­ствовать последующим половым различиям в поведении, таким, как предпочтения в игрушках. Кроме того, естественные вариации в уровне тестостерона среди здоровых представителей обоих полов могут спо­собствовать индивидуальным различиям в типичном для пола пове­дении.

Наши данные могут также иметь отношение к фактам, свидетель­ствующим о том, что типичные для пола игровые предпочтения в ран­нем возрасте обусловливают последующее поведение, в том числе сек­суальную ориентацию (Green, 1987) и пространственное восприятие (Newcombe, Bandura & Jaylor, 1983; Sherman, 1967), а также о том, что пространственное восприятие (Resnick et al., 1986) и сексуальная ори­ентация (Money, Schwartz & Lewis, 1984) маскулинизированы у девочек с САН (см.: обсуждение у Berenbaum, 1990). В частности, возможно, что влияние гормонов на поведение взрослых людей опосредуется типич­ными для пола игровыми предпочтениями в детстве, хотя также воз­можно, что различные типичные для пола модели поведения обуслов­ливаются влиянием гормонов независимо друг от друга (Arnold & Gorski, 1984; Goy & McEwen, 1980; Goy et al., 1988). Дальнейшие исследования САН и других эндокринных синдромов должны помочь нам понять не только то, влияют ли гормоны половых желез на поведение человека, но и каковы механизмы этого влияния.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Alien, L. S., Hines, M., Shryne, j. E. & Gorski, R. A. (1989). Two sexually dimor phic cell groups in the human brain. Journal of Neurosdence, 9,497-506.

Arnold, A. P. & Gorski, R. A. (1984). Gonadal steroid induction of structural sex differences in the central nervous system. Annual Review ofNeurosdence, 7, 413-442.

Baum, M. J. & Schretlen, P. (1975). Neuroendocrine effects of perinatal andro-genization in the male ferret. Progress In Brain Research, 42, 343-355.

J3eatty, W. W. (1979). Gonadal hormones and sex differences in nonreproductive behaviors in rodents: Organizational and activational influences. Hormones and Behavior, 12, 112-163.

Berenbaum, S. A. (1990). Congenital adrenal hyperplasia: Intellectual and psy-chosexual functioning. In С Holmes (Ed.). Psychoneuroendocrinology: Brain, behavior, and hormonal interactions. New York: Springer-Verlag. P. 227-260

Bussey, K. & Bandura, A. (1984). Influence of gender constancy and social power on sex-linked modeling. Journal of Personality and Social Psychology, 47, 1292-1302.

Cohen, J. (1977). Statistical power analysis for the behavioral sciences (rev. ed.). New York: Academic Press.

Connor, J. M. & Serbin, L. A. (1977). Behaviorally based masculine- and feminine-activity-preference scales for preschoolers: Correlates with other classroom behaviors and cognitive tests. Child Development, 48, 1411-1416.

Diamond, M., Llacuna, A. & Wong, C. L. (1973). Sex behavior after neonatal progesterone, testosterone, estrogen, or antiandrogens. Hormones and Behavior, 4, 73-88.

Ehrhardt, A. A. & Baker, S. W. (1974). Fetal androgens, human central nervous system differentiation and behavior sex differences. In R. С Friedman, R. M. Richart, & R. L. Vande Wiele (Eds.). Sex differences in behavior. New York: Wiley. P. 33-51.

Ehrhardt, A. A., Epstein, R. & Money, J. (1968). Fetal androgens and female gender identity in the early-treated adrenogenital syndrome. Johns Hopkins Medicaf Journal, 122, 160-167.

Ehrhardt, A. A. & Meyer-Bahlburg, H. F. L. (1979). Prenatal sex hormones and the developing brain: Effects on psychosexual differentiation and cognitive function. Annual Review of Medicine, 30, 417-430.

Erpino, M. J. (1975). Androgen-induced aggression in neonatally androgenized female mice, inhibition by progesterone. Honnones and Behavior, 6, 149-158.

Goy, R. W., Bercovitch, F. B. & McBrair, M. С (1988). Behavioral masculinization is independent of genital masculinization in prenatally androgenized female rhesus macaques. Hormones and Behavior, 22, 552-571.

Goy, R. W. & McEwen, B. S. (1980). Sexual differentiation of the brain. Camb­ridge, MA: MIT Press.

Green, R. (1987). The «sissy boy syndrome» and the development of homo­sexuality. New Haven, CT: Yale University Press.

Hines, M. (1982). Prenatal gonadal hormones and sex differences in human behavior. Psychological Bulletin, 92, 56-80.

Hines, M. & Green, R. (1991). Human hormonal and neural correlates of sex-typed behaviors. Review of Psychiatry, 10, 536-555.

Hull, E. M., Franz, J. R., Snyder, A. M. & Nishita. J. K. (1980). Perinatal proges­terone and learning, social and, reproductive behavior in rats. Physiology and Behavior, 24, 251-256.

Huston, A. C. (1983). Sex-typing. In P. H. Mussen (Ed.). Handbook of child psychology. Vol. IV, 4th ed. P. 387-467. New York: Wiley.

Liss, M. В. (1981). Patterns of toy play: An analysis of sex differences. Sex Roles, 7, 1143-1150.

MacLusky, N. J. & Naftolin, F. (1981). Sexual differentiation of the central nervous system. Science, 211, 1294-1303.

Money, J., Schwartz, M. & Lewis, V. G. (1984). Adult erotosexual status and fetal hormonal masculinization and demasculinization: 46, XX congenital virilizing adrenal hyperplasia and 46, XY androgen-insensitivity syndrome compared. Psychoneuroendocrinology, 9, 405-414.

Newcombe, N., Bandura, M. M. & Taylor, D. G. (1983). Sex differences in spatial ability and spatial activities. Sex Rotes, 9, 377-386.

O'Brien, M. & Huston, A. C. (1985). Activity level and sex stereotyped toy choice in toddler boys and girls. Journal of Genetic Psychology, 146, 527-534.

Prader, A. (f954). Der genitalbefund beim Pseudohermaphroditismus femininus des kongenitalen adrenogenitalen Syndroms. Helvetica Paediatrica Ada, 3,131-148.

Quadagno, D. M., Briscoe, R. & Quadagno, J. S. (1977). Effects of perinatal gonadal hormones on selected nonsexual behavior patterns: A critical assessment of the nonhuman and human literature. Psychological Bulletin, 84, 62-80.

Resnick, S. M. (1982). Psychological functioning in individuals with congenital adrenal hyperplasia: Early hormonal influences on cognition and personality. Unpublished doctoral dissertation. University of Minnesota, Minneapolis.

Resnick, S. M., Berenbaum, S. A., Gottesman, 1.1. & Bouchard, T. J. (1986). Early hormonal influences on cognitive functioning in congenital adrenal hyper­plasia. Developmental Psychology, 22, 191-198.

Sherman, J. (1967). Problem of sex differences in space perception and aspects of intellectual functioning. Psychological Review, 74, 290-299.

Slipjer, F. M. E. (1984). Androgens and gender role behavior in girls with congenital adrenal hyperplasia (САН). In G. J. DeVries, J. P. С DeBruin, H. В. М. Uylings & M. A. Corner (Eds.). Progress in brain research. Vol. 61. Amsterdam: Elsevier. P. 417-422

Smail, P. J., Reyes, F. I., Winter, J. S. D. & Faiman, С (1981). The fetal hormone environment and its effect on the morphogenesis of the genital system. In S. J. Kogan & E. S. E. Hafez (Eds.). Pediatric andrology. The Hague: Martinus Nijhoff. P. 9-19

Swaab, D. F. & Fliers, E. (1985). A sexually dimorphic nucleus in the human brain. Science, 228, 1112-1115.

White, P. C, New, M. I. & Dupont, B. (1987). Congenital adrenal hyperplasia. New England journal of Medicine, 316,1519-1524.

 

ВОПРОСЫ

1. Какие иные операциональные определения понятия «игровые предпочтения» возможны помимо использованного в этом ис­следовании?

2. Почему было необходимо снимать занятие на видеопленку?

3. Почему было важно, чтобы подсчеты производили люди, дей­ствующие «вслепую»?

4.Удовлетворены ли вы типом использованной контрольной груп­пы? Можете ли вы предложить какой-то иной тип контрольной группы?

5.Каким альтернативным образом вы могли бы объяснить резуль­таты этого исследования?


 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...