Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработать и рассчитать режим полного цикла термообработки




Рисунок 4.1 - Толкатель клапана

Таблица 4.1.-Варианты заданий для термообработки толкателя клапана

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность Сердцевина
  Т - 150 20ХГР 58 -62 20 - 25
  Т - 40   55 -62 30 -35
  Т - 25 15ХР 58 -62 20 - 25
  Т – 40А   55 -62 30 -35
  МТЗ - 50 35ХФ 55 -62 31 -35
  ДТ – 75М 18ХГТ 55 -62 20 - 25

Рисунок 4.2 - Вторичный вал

Таблица 4.2.-Варианты заданий для термообработки вторичного вала

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность (HRC) Сердцевина (HRC)
  Т - 150   269 – 321 НВ
  К - 700   ≥ 50 269 – 321 НВ
  К - 700 20ХГНР 56 -63 179 - 229НВ
  Т – 40А 30ХГСА 58 -63 30 -45
  МТЗ - 80 18ХГТ 56 -63 25 -35
  Т - 150 18ХГТ 56 -63 28 - 38
  Т – 100М 20ХН3А 55 - 62 ≥20
  Т - 130 50Г 50 - 56 30 -35
           

Рисунок 4.3 - Первичный вал

Таблица 4.2.-Варианты заданий для термообработки первичного вала

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность (HRC) Сердцевина (HRC)
  Т – 150К 18ХГТ 56 - 63 25 - 35
  Т – 150 40Х ≥ 50 241 – 285 НВ
  Т - 25 45Х 30 - 36
  Т – 40А 30ХГТ 56 -63 30 -40
  МТЗ - 50   ≥ 50 30 -45
  Т - 150   ≥ 50 259 - 321 НВ
  Т – 100М 35ХГФ 255 - 302 НВ
           

Рисунок 4.4 - Поршневой палец

Таблица 4.4.-Варианты заданий для термообработки поршневого пальца

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность Сердцевина
  Т - 150 12ХН3А 56 -62 25 - 30
  Т – 150Х 20ХГР 56 -62 28 -35
  Т - 25 20ХГР 56 -62 20 - 25
  Т – 25 20ХГТ 56 -62 20 -25
  Т - 40 20Х 56 -62 20 -235
  МТЗ - 80 20Х 56 -62 25 - 30
  Т - 150 12ХН3А 56 - 62 20 - 25
  Т – 100М 20Г 56 - 62 20 - 25
  ДЭТ - 250 50Г ≥55 30 - 35
  Т - 130   ≥55 30 - 35

Рисунок 4.5 - Болт шатуна

Таблица 4.5.-Варианты заданий для термообработки болта шатуна

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
  Т - 150 40Х 230 – 280 НВ
  Т – 150Н 40ХР 280 - 302 НВ
  Т - 4 38ХС 241 – 269 НВ
  ДТ – 75 40ХН 255 – 280 НВ
  Т – 40А 40ХГР 272 – 302 НВ
  МТЗ - 80 40ХС 30 – 34HRC
  ЭТ - 250 40ХФА 282 – 348
  Т – 100М 50ХМ 30 – 35HRC
  Т – 150Н 40ХС 241 - 269 НВ
  Т - 330 35ХГСА > 235 НВ
  Т - 130 35СГ 248 - 285 НВ
  Т - 25 35Г2 248 - 285 НВ

Рисунок 4.6. Шатун

Таблица 4.6.-Варианты заданий для термообработки шатуна

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
  К - 700 45Г2 217 – 289 НВ
  Т – 150 40Х 27 – 30HRC
  ДТ – 75 45ХН 217 – 287 НВ
  Т – 4А 38ХГН 230 – 280 НВ
  Т – 40 50Х >300 НВ
  МТЗ - 80 40ХС 272 - 302 НВ
  ДЭТ - 280 40ХС 241 – 269 НВ
  Т – 100М 45Г2 207 - 255 НВ

Рисунок 4.7. Распределительный вал

Таблица 4.7.-Варианты заданий для термообработки распределительного вала

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность HRC Сердцевина НВ
  Т - 150   54 -62 197 – 241
  Т – 150К 45ХН 54 -62 197 – 241
  Т - 25   54 -62 163 – 202
  ДТ – 75   54 -62 163 – 207
  Т - 40 50ХН 54 -62 197 – 248
  МТЗ - 50   54 -62 156 – 217
  ДТ – 75М   54 - 62 197 – 241
  Т – 100М   54 - 62 197 - 241

Рисунок 4.8. Коленчатый вал

Таблица 4.8.-Варианты заданий для термообработки коленчатого вала

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность HRC Сердцевина НВ
  Т - 150 45 ХН 52 -62 207 – 241
  К - 700 45ХН 52 -62 207 – 241
  ДТ – 75М 40Г 52 -62 207 – 241
  Т – 25   52 -62 207 – 241
  Т – 40А   52 -62 207 – 241
  МТЗ - 80   52 -62 207 – 241
  Т - 150   52 - 62 207 – 241
  Т – 100М 45Г2 48 - 58 217 - 255

Рисунок 4.9. Ведомая шестерня конечной передачи

Таблица 4.9.-Варианты заданий для термообработки ведомой шестерни конечной передачи

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность HRC Сердцевина HRC
  Т - 150 20Х 56 -62 ≥18
  Т – 150М 20ХГР 56 -62 ≥23
  Т – 25 20ХМ 56 -62 ≥23
  Т – 40 20ХГР 56 -62 ≥23
  МТЗ - 80 18Х2А; 56 -62 35 - 45
  Т – 150 20ХН3А 56 -62 ≥27
  Т – 100М   56 -62 190 – 220 НВ
  Т – 40А 18ХГТ 56 -62 ≥23
  МТЗ - 80 12Х2Н4А 56 -62 ≥20
  ДТ – 25М 20ХФА   ≥25

Рисунок 4.10. Шестерня коническая ведомая

Таблица 4.10.-Варианты заданий для термообработки шестерни конической ведомой

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность HRC Сердцевина HRC
  К - 700 12Х2Н4А 56 -63 ≥20
  Т – 150 18ХГМ 56 -63 25 - 38
  Т – 4 20Х 56 -63 ≥20
  Т – 40А 20ХН3А 56 -63 ≥20
  МТЗ - 80 20ХН3А 56 -63 35 - 45
  ДТ – 75 18Х2Н4А 56 -63 25 - 40
  Т – 100М 20ХН3А ≥55 35 - 40
  Т – 130 20ХНР 56 -63 35 - 45
  Т- 25 14Х2Н3М 56 -63 ≥25
  Т – 40 20ХФ 56 -63 ≥25
  Т – 150К 20ХГР 56 -63 ≥25

Рисунок 4.11. Ведущие шестерни конечной передачи

Таблица 4.11.-Варианты заданий для термообработки шестерни конечной передачи

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность HRC Сердцевина HRC
  К - 700 12ХН3А 56 -63 ≥25
  Т – 150 20Х 56 -63 ≥23
  Т – 4 20ХГР 56 -63 220 – 302НВ
  Т – 40 20ХН 56 -63 ≥23
  МТЗ - 80 20ХН3А 56 -63 35 - 45
  МТЗ - 50 18ГТ 56 -63 ≥27
  Т – 100М 20ХН3А ≥56 25 - 34
  Т – 130 12Х2Н4А 56 -63 20 - 25
  Т- 40А 25ХГСА 56 -63 25 - 35

Рисунок 4.12. Ось сателлитов

Таблица 4.12.-Варианты заданий для термообработки оси сателлитов

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность HRC Сердцевина HRC
  ДТ - 75   ≥54 25 - 30
  Т – 150   ≥54 25 - 30
  Т – 40А 18ХГТ 56 -62 25 - 30
  МТЗ – 50 20ХГСА 56 -60 23 - 28

Рисунок 4.13. Сателлиты дифференциала

Таблица 4.13.-Варианты заданий для термообработки сателлита дифференциала

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность HRC Сердцевина HRC
  ДТ – 75М 15ХФ 56 -63 25 - 32
  Т – 150 18ХГТ 56 -63 25 - 32
  Т – 25 12ХН3А 56 -63 28 - 38
  МТЗ – 58 20ХГР 56 -63 28 - 38
  ДТ – 75М 40Х 41 - 49  

 

Рисунок 4.13. Шестерня дифференциала

Таблица 4.13.-Варианты заданий для термообработки шестерни дифференциала

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность HRC Сердцевина HRC
  ДТ – 75М 12Х2Н4А 56 -63 25 - 28
  Т – 25 20ХГСА 56 -63 25 – 28
  МТЗ - 50 20ХН3А 56 -63 28 - 32
  Т – 40 18ХГТ 41 - 49 25 - 38

 

Рисунок 4.14. Ведущая шестерня коробки передач

Таблица 4.13.-Варианты заданий для термообработки ведущей шестерни коробки передач

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность HRC Сердцевина HRC
  ДТ - 14 20ХГН 56 -63 25 - 38
  ДВСШ – 16 15ХРА 56 -63 25 - 38
  ДТ - 28 15ХМ 56 -63 ≥50
  Т – 38 20ХН 56 -63 30 - 45
  Беларусь 15ХФ 56 -63 28 - 38
  ДТ - 54 15ХГНТ 56 -63 25 -40
  С - 100 20ХН3А 56 - 63 28 - 32

Рисунок 4.15. Ведомая шестерня коробки передач

Таблица 4.15.-Варианты заданий для термообработки ведомой шестерни коробки передач

№варианта Модель трактора Марка стали Твердость после окончательной термообработки
Поверхность HRC Сердцевина HRC
  ДТ – 75М 15ХГНТ 56 -63 25 - 28
  Т – 150 18ХГН 56 -63 25 - 38
  Т – 150К 12Х2Н4А 56 -63 25 - 28
  Т – 25 18ХНВА 56 -63 25 - 30
  Т - 40 30ХГТ 56 -63 28 - 38
  Мтз - 80 18ХГТ 56 -63 28 - 38
  Т – 4А 15ХФ 56 -63 23 -28
  С - 100 20ХН3А 56 - 63 25 - 32

Детали сельскохозяйственных машин

№варианта Наименование и чертеж детали Марка стали Твердость после окончательной термообработки
  Рисунок 4.16. Лемех долотообразный S = 8мм   441 - 601 HB
  Рисунок 4.17. Лемех предплужника S = 6м 65Г 441 - 601 HB
  Рисунок 4.16. Лемех долотообразный S = 8мм 65Г 441 - 601 HB
  Рисунок 4.18. Отвал корпуса S = 6мм Ст2пс HRC≥48
  Рисунок 4.19. Нож дисковый S = 3мм 70Г 327 - 415 HB
  Рисунок 4.20. Лапа культиватора стрельчатая S = 5мм 65Г лезвие Не закаленная часть
452 - 495 HB >350 HB
  Рисунок 4.21. Щечки шатуна уборочной машины S = 8мм Ст2пс     45 – 55HRC 150HB

Детали автомобиля УРАЛ ЗИС

№варианта Наименование и чертеж детали Марка стали Твердость после окончательной термообработки
    Рисунок 4.22. Стержень S = 8мм   441 - 601 HB
    Рисунок 4.17. Лемех предплужника S = 6м 65Г 441 - 601 HB
  Рисунок 4.16. Лемех долотообразный S = 8мм 65Г 441 - 601 HB
    Рисунок 4.18. Отвал корпуса S = 6мм Ст2пс HRC≥48
    Рисунок 4.19. Нож дисковый S = 3мм 70Г 327 - 415 HB
    Рисунок 4.20. Лапа культиватора стрельчатая S = 5мм 65Г лезвие Не закаленная часть
452 - 495 HB >350 HB
    Рисунок 4.21. Щечки шатуна уборочной машины S = 8мм Ст2пс     45 – 55HRC 150HB

Задачи

Задача №5.1.

На заводе необходимо изготовить вал быстроходного двигателя диаметром 70мм, работающего с вибрациями; сталь в готовом изделии должна иметь предел прочности не ниже 85 кг/мм2.

В распоряжении завода для изготовления вала имеется сталь трех марок: Ст.4, 45, 30ХНЗА.

Объяснить, какую из этих сталей надо применить для изготовления вала, чтобы обеспечить требуемые механические свойства.

Указать, следует ли применять термическую обработку выбранной стали, и в утвердительном случае рекомендовать режим обработки и привести механические свойства и микроструктуру стали в готовом изделии.

Задача №5.2.

Шестерни в зависимости от условий работы и напряжений, возникающих в металле, можно изготовить из чугуна, стали обыкновенного качества, качественной углеродистой и легированной стали с разным содержанием легирующих элементов. Выбрать, руководствуясь техническими и экономическими соображениями, марку чугуна или стали для изготовления шестерен диаметром 70мм и высотой 50 мм, к которым предъявляются следующие требования:

а) предел прочности не ниже 18кг/мм2 (шестерни этого типа не испытывают ударных нагрузок в работе).

б) предел прочности не ниже 36 – 38кг/мм2 (шестерни этого типа не работают в условиях ударных нагрузок).

Объяснить, необходимо ли в данном случае применять качественные стали: углеродистые или легированные и производить термическую обработку шестерен.

Указать механические свойства и структуру выбранных сплавов в готовом изделии и для сравнения – механические свойства и структуру сталей марок 45, 40ХН после улучшающей термической обработки.

Задача №5.3.

Подобрать марки стали для изготовления валов диаметром 50мм для двух редукторов. По расчету сталь одного из этих валов должна иметь предел прочности не ниже 60кг/мм2, а для другого – не ниже 80 кг/мм2.

Указать:

1) Химический состав стали выбранных марок;

2) Рекомендуемый режим термической обработки для получения заданного предела прочности;

3) Структуру стали после каждой термообработки;

4) Механические свойства в готовом изделии.

Объяснить, кроме того, можно ли применить для изготовления валов требуемого сечения и прочности углеродистую сталь обыкновенного качества.

Задача №5.4.

На заводе изготовляются коленчатые валы диаметром 80мм из качественной углеродистой стали, а также из легированной стали.

Указать марки и химический состав стали, которую можно применить для этой цели.

Рекомендовать режим закалки термообработки и сопоставить механические свойства, которые может обеспечить углеродистая качественная и легированная сталь выбранных марок для вала указанного диаметра.

Указать, в каком направлении изменяются свойства вала, если его изготовить из стали обыкновенного качества.

Задача №5.5.

Подобрать марку стали для изготовления тяжелонагруженных коленчатых валов двигателей диаметром 60мм; предел прочности стали должен быть не ниже 75кг/мм2. Учесть, что валы работают при вибрационных нагрузках.

Указать химический состав стали, режим термической обработки, микроструктуру и механические свойства после закалки и после отпуска.

Задача №5.6.

Одна партия крюков для железнодорожных вагонов была забракована вагоностроительным заводом, так как при исследовании заводской лабораторией было обнаружено, что сталь имеет макростроение, показанное на рисунке 5.6.

Рисунок 5.6. Макростроение крюка железнодорожного вагона: а)неправильно изготовлен; б) правильно изготовлен

Дальнейшие исследования подтвердили выводы макроанализа, поскольку крюки этой партии (рисунок 5.6.(а)) при проведении механических испытаний давали поломки, приходившиеся:

на носовую часть крюка 67%
на хвостовую часть крюка 19%
на отверстие крюка 14%

Крюки были изготовлены из кипящей стали марки Ст2. Другие партии крюков выдержали испытание и были приняты заводом (рисунок 5.6.(б)).

Объяснить:

1) какой способ испытаний позволил лаборатории выявить макростроение стали;

2) какими способами были изготовлены крюки, забракованные заводом, и крюки, признанные качественными.

Указать химический состав, микроструктуру, режим термообработки и марку спокойной стали для крюков, если предел прочности при растяжении должен быть 40 кг/мм2.

Задача №5.7.

Ось вагона диаметром 100мм можно изготовить из стали: а) обыкновенного качества, б)углеродистой качественной, в)легированной.

Указать марки и химический состав сталей этих классов, применяемых для изготовления осей. Рекомендовать режим термообработки и сопоставить механические свойства и структуру стали выбранных марок в готовом изделии.

Объяснить, какими соображениями следует руководствоваться при выборе каждого из указанных здесь классов стали.

Задача №5.8.

Ведущая ось крановой тележки диаметром 70мм была изготовлена из стали марки Ст.5. В дальнейшем при реконструкции крана, предпринятой для увеличения его грузоподъемности, конструктор решил не изменять диаметра ведущей оси, а заменить материал оси сталью другой марки, обладающей пределом текучести в полтора раза выше.

Указать марки углеродистой качественной, а также легированной стали, из которой можно изготовить ось тележки; рекомендовать режим термической обработки и сопоставить механические свойства стали выбранных марок, с аналогичными свойствами стали марки Ст.5.

Задача №5.9.

Завод должен изготовить три вала двигателей. Все они должны иметь предел прочности при растяжении не ниже 75 кг/мм2; первый вал имеет диаметр 35 мм, второй 50 мм, третий 120 мм.

Выбрать марки стали для изготовления валов, указать химический состав и сопоставить механические свойства; обосновать сделанный выбор марок стали, рекомендовать режим термообработки и указать структуру стали в готовом вале.

Задача №5.10.

На заводе изготовлялись валы для двигателей диаметром 60 мм из стали, имеющей предел текучести 20-23 кг/мм2 и относительное удлинение 20-22%.

В дальнейшем заводу поручили изготовить валы такого же диаметра для более мощных и быстроходных двигателей, причем завод должен был гарантировать предел текучести:

1) В валах одного типа не ниже 60 кг/мм2 и ударную вязкость не ниже 6 кгм/см2;

2) В валах другого типа не ниже 80 кг/мм2 им ударную вязкость не ниже 8 кгм/см2.

Указать марки, химический состав и микроструктуру стали, обеспечивающей получение заданных пределов текучести и ударной вязкости.

Рекомендовать режим термической обработки изделия, привести структуру и механические свойства после окончательной термообработки.

Задача №5.11.

Некоторые ответственные детали автомобиля, например шестерни (рисунок 5.11.), работающие в условиях значительных нагрузок, сопровождаемых ударами, изготовляли из хромоникелевой стали марок 12ХН2, 20ХН.

Подобрать по данным ГОСТ состав более дешевой конструкционной стали-заменителя, обладающей близкими механическими свойствами, указать ее химический состав и рекомендовать режим термообработки.

Сопоставить механические свойства сталей 12ХН2, 20ХН с аналогичными свойствами стали выбранной марки, а также углеродистой конструкционной стали с одинаковым содержанием углерода.

Задача №5.12.

Шатуны подвергаются действию знакопеременных и ударных нагрузок; поэтому они должны иметь максимально однородные свойства в продольном и поперечном направлении. Шатуны двигателей изготовляют в зависимости от типа двигателя из стали с пределом прочности при растяжении:

1) 70-75 кг/мм2;

2) 90-95 кг/мм2.

Подобрать марки стали для изготовления шатунов в обоих указанных типов, привести химический состав, режим термической обработки, микроструктуру и механические свойства в готовом изделии. На основании макростроения шатуна (рисунок 5. 12), указать последовательность операций его изготовления, начиная с получения стали на машиностроительном заводе, отметив операции, позволяющие создать в шатуне однородное строение, а следовательно и однородные свойства.

Рисунок 5. 12. Макростроение поковки шатуна.

Задача №5.13.

Многие шестерни двигателей должны обладать высокими характеристиками прочности и высокой вязкостью. В случае изготовления шестерен путем нарезки из прутка ударная вязкость в поперечном направлении, т. е. в направлении изгиба зуба, будет относительно низкой.

Подобрать марку стали для изготовления шестерни диаметром 50 мм и высотой 40 мм, обеспечивающей получение после термической обработки предела текучести стали не ниже 50 кг/мм2 и ударной вязкости не менее 4 кгм1смг.

Указать химический состав стали, технологический процесс обработки для получения механических свойств, в частности, ударной вяз­кости, одинаковых в различных направлениях, режим термической обработки и микроструктуру стали в готовом изделии.

Задача №5.14.

Шестерни диаметром 100 мм, с внутренним отверстием диаметром 20 мм и высотой 50 мм должны иметь высокую прочность по всему сечению. Предел прочности при растяжении в готовом изделии должен быть не ниже 85 кг/мм2.

Подобрать марку стали, привести ее химический состав, рекомендовать режим термической обработки и указать структуру стали после каждой операции термической обработки и механические свойства в готовом изделии.

Объяснить, можно ли применять для этой цели сталь обыкновенного качества или углеродистую качественную сталь, и указать, какие максимальные свойства можно получить в этих сталях.

Задача №5.15.

Завод изготовляет два типа шестерен диаметром 60 мм и высотой 80 мм, предназначенных для работы- в одинаковых..условиях. Предел прочности стали должен быть не ниже 54—55 кг/мм'-. Однако второй тип шестерен отличается от первого более сложной формой (большая высота зуба).

Выбрать марки стали для шестерен указанных двух типов и привести химический состав, учитывая технологические особенности термической обработки и необходимость избежать деформации. Обосновать сделанный выбор марок стали, рекомендовать режим термической обработки и указать механические свойства в готовом изделии.

Задача №5.16.

Червяк редуктора диаметром 35 мм можно изгото­вить из цементуемой и из нецементуемой стали. Обосновать, в каких случаях целесообразно применить цементуемую и в каких случаях не-цементуемую сталь. Предел прочности в сердцевине детали должен быть 50—60 кг/мм2.

Выбрать марку цементуемой и марку нецементуемой углеродистой качественной стали для изготовления червяка. Указать химический со­став, рекомендовать режим химико-термической и термической обра­боток и сопоставить механические свойства стали обоих типов в готовом изделии. Указать способы цементации и состав применяемых кар­бюризаторов.

Задача №5.17.

. Цех изготовляет шестерни диаметром 50мм из цементуемой стали. Подобрать марки стали: а) для шестерен, рабо­тающих в условиях обычного износа и удара, и б) для шестерен, работающих при повышенных удельных давлениях.

Указать химический состав выбранных марок стали, рекомендовать режим термической обработки, объяснить назначение каждой операции термообработки и ее влияние на структуру и свойства стали.

Указать также способы цементации, составы карбюризаторов и рекомендуемую толщину цементованного слоя для данной детали.

Сопоставить механические свойства стали выбранных марок В готовом изделии и привести механические свойства, которые можно получить при изготовлении подобных шестерен из модифицированного чугуна, хорошо работающего на износ.

Задача №5.18.

Конические шестерни диаметром 50 мм в электротележке работают в условиях динамических нагрузок и повышенного износа. По требованию конструктора сталь должна обладать высокой вязкостью в сердцевине.

Выбрать марку углеродистой цементуемой стали, указать химический состав, рекомендовать режим термической обработки для получения максимальной вязкости' в сердцевине изделия, если цементация производится в твердом карбюризаторе. Одновременно для сравнения указать режим термической обработки, если цементация производится: в жидкой или в газовой среде.

Указать механические свойства стали в сердцевине изделия и твердость на поверхности после окончательной термической обработки и объяснить, в какой мере возможно применение для этой цели стали обыкновенного качества.

Задача №5.19.

. Палец шарнира диаметром 30 мм работает на изгиб и срез и должен, кроме того, обладать высокой износоустойчи­востью на поверхности и высокой вязкостью в сердцевине.

Выбрать марку углеродистой стали, привести ее химический состав, рекомендовать режим термической обработки детали и указать структуру стали и механические свойства в сердцевине и твердость на поверхности после выполнения рекомендуемой обработки. Указать желательную толщину твердого поверхностного слоя для данной детали.

Объяснить, в каких случаях необходимо выбрать легированную сталь и какие механические свойства можно гарантировать в стали указанных различных классов.

Задача №5.20.

Заводу поручено изготовить шестерни сложной формы диаметром 50 мм или высотой 100 мм, которые должны обладать твердостью на поверхности не ниже HRc= 58—60, а в сердцевине пределом прочности не ниже 40 кг/мм2 и ударной вязкостью не ниже 5— б кгм/см2. Завод изготовил первую партию шестерен из углеродистой цементуемой стали; однако некоторые шестерни покоробились при закалке.

Подобрать марку стали и рекомендовать режим термической обработки после цементации, чтобы обеспечить получение заданных механических свойств и устранить брак по короблению и деформации при закалке.

Указать химический состав выбранной стали, режим термической обработки, микроструктуру стали в сердцевине и поверхностном слое и причины, вызывающие деформацию при закалке.

Задача №5.21.

Рекомендовать марки стали и режим термической обработки для изготовления отвалов и рам тракторных плугов.

При выборе состава стали учитывать следующие условия работы этих деталей.

1. Отвалы, разрыхляющие и оборачивающие почву, должны обладать высокой износоустойчивостью и вязкостью, чтобы выдерживать удары при работе по почве.

2. Рамы плугов должны обладать высокой прочностью (обычно не ниже 55—60 кг/мм2) и достаточной ударной вязкостью (более 4 кгм/см2), так как они часто должны выдерживать значительные нагрузки (в том числе и динамические).

Рекомендовать режимы термической обработки отвалов и рам для получения заданных свойств и указать микроструктуру и твердость после окончательной обработки.

Задача №5.22.

Стаканы цилиндров некоторых двигателей должны обладать особо повышенной износоустойчивостью на рабочей поверхности и поэтому высокой твердостью, и одновременно высоким пределом текучести в сердцевине (не менее 75 кг/мм2).

Указать марку и состав стали, применяемой для этой цели, и рекомендовать режим термической обработки.

Сопоставить последовательность применяемых при этом термических операций, продолжительность химикотермической обработки, толщину, структуру и твердость поверхностного твердого слоя и сравнить выбранный состав стали и режим обработки с составом стали и обработкой, применяемыми при цементации.

Задача №5.23.

Завод изготовляет коленчатые валы диаметром 35 мм, причем сталь в готовом изделии должна иметь предел текучести не ниже 30 кг/мм2 и ударную вязкость не ниже 5 кгм/см2; кроме того, вал должен обладать повышенной износоустойчивостью не по всей поверхности, а только в шейках, то есть в участках, сопряженных с подшипниками и работающих на истирание.

Привести химический состав сплавов выбранных марок и механические свойства после литья.

Указать, для какого сплава из числа выбранных рационально применить термическую обработку после литья; рекомендовать режим обработки и объяснить ее влияние на структуру и механические свойства.

Задача №5.24.

Завод изготовляет крупные шестерни путем литья; по условиям работы от материала не требуется большой вязкости.

Подобрать марку дешевого сплава, обладающего хорошими литейными съойстпами, для изготовления шестерен диаметром 300 мм и высотой 80 мм двух типов, к которым предъявляются следующие требования:

1) предел прочности при растяжении не ниже 25 кг/мм2, предел прочности при изгибе не ниже 45 кг/мм2;

2) предел прочности при растяжении не ниже 35 кг/мм2, предел прочности при изгибе не ниже 55 кг/мм2.

Указать микроструктуру, которую должен иметь сплав для шестерен каждого типа.

Объяснить, каким способом достигается повышение механических свойств в сплаве второго типа по сравнению с первым и примерный химический состав сплава второго типа.

Привести химический состав стали марки 40, сопоставить механические свойства этой стали с механическими свойствами выбранных сплавов и указать, по каким причинам технологического и экономического порядка применение стали в данном случае менее целесообразно.

Задача №5.25.

Многие крупные детали для железнодорожного транспорта, например, автосцепки, изготовляют литыми.

Выбрать марку стали для подобных деталей и обосновать режим термической обработки отливок.

Указать структуру и механические свойства стали после литья и после термической обработки. Для сравнения указать механические свойства чугуна в случае изготовления массивных изделий, например, колес для вагонов, и сопоставить технологические и механические свойства выбранных стали и чугуна

Задача №5.26.

Цилиндрические пружины железнодорожных вагонов изготовляются в массовых количествах и имеют относительно большие размеры (толщина проволоки около 10—15 мм, высота пружины более 100 мм). Эти пружины изготовляют обычно навивкой в горячем состоянии.

Подобрать марку пружинной стали, не содержащей дорогих элементов, и привести ее химический состав. Указать механические свойства и микроструктуру стали в готовой пружине после навивки и термической обработки.

Указать, какое сочетание механических свойств необходимо иметь в пружинах и как влияет на повышение механических свойств применение термической обработки.

Задача №5.27.

Режущие части уборочных машин, ножи соломорезок, лемехи плугов и т. п. детали должны иметь по условиям работы твердость в режущей части на ширине 20—40 мм Нпс не ниже 50, в остальной части, например, у отверстий в местах крепления к машине, HRс не выше 30.

Привести марку стали, применяемой для изготовления этих частей, и указать ее химический состав. Указать способы нагрева под закалку, позволяющие получить разную твердость в отдельных участках, <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...