Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение свойств породообразующих минералов




Строительные свойства горных пород определяются химическим составом породообразующих минералов и их основными физико-механическими свойствами. В условиях учебной лаборатории вид породообразующего минерала можно определить, применяя молоток, стальную иглу, лупу, металлическую измерительную линейку,10% -ный раствор соляной кислоты, а также набор минералов-эталонов.

При проведении лабораторных занятий выдают набор минералов-эталонов, свойства которых они изучают, пользуясь учебником, коллекцией минералов. Прежде всего необходимо сравнить внешние признаки образца с эталоном (цвет, блеск, структуру) и ориентировочно дают название исследуемому минералу. Затем для проверки предварительных выводов определяют твердость минерала при помощи шкалы твердости Мооса (табл.2.1.) и необходимо заполнить пустые графы табл.2.2.

 

Таблица 2.1

Шкала твердости минералов

 

Показатель твердости Наименование минерала Характеристики минералов
     
  Тальк Легко чертится ногтем
  Гипс Ногтем оставляет черту
  Кальцит Легко чертится стальным ножом
  Плавиковый шпат Чертится стальным ножом под небольшим давлением
  Апатит Чертится стальным ножом при сильном нажиме, стекло не чертит
  Ортоклаз (полевой шпат) Слегка царапает стекло, стальной нож черты не оставляет
  Кварц Легко чертит стекло, стальной нож черты не оставляет
  Топаз То же
  Корунд То же
  Алмаз То же

 

 

Изучение свойств горных пород

 

Используя коллекцию горных пород, минералов, учебной литературы, конспектов лекций, изучить свойства основных горных пород и определить область их применения в строительстве. По содержанию минералов, их цвету и структуре можно установить вид горной породы, а затем ориентировочно ее свойства. Необходимо заполнить пустые графы табл.2.3.

 

Таблица 2.2

Основные породообразующие минералы.

  № п/п   Наименование минералов   Хими-ческая формула   Плот-ность, г/см2 Твер-дость по шкале Мооса     Цвет   Характерные особенности
             
Группа кварца
  Кремнезем   2,65      
2. Опал   2,30      
Группа алюмосиликатов
3. Корунд   3,80      
4. Диаспор   3,40      
5. Полевые шпаты: а) ортоклаз б) альбит       2,55 2,76        
6. Слюды: а) мусковит б) биотит в) вермикулит     2,30 2,30 2,30   2-3 2-3 2-3    
7. Каолинит   2,28-2,59      
Группа железисто- магнезиальных силикатов
8. Авгит   3,2-3,6 5,5-7,5    
9. Роговая обманка   3,1-3,5 5,5-7,5    
10. Хризотил-асбест   3,2-3,6 5,5-7,5    
Группа карботанов
11. Кальцит   2,7 3,0    
12. Мазнезит   2,5-2,9 3,5    
13. Доломит   2,1-2,8 4,0    
Группа сульфатов
14. Гипс   2,3 2,0    
15. Ангидрит   2,9 3,0-3,5    

Таблица 2.3

Основные горные породы

 

№ п/п   Наименование горной породы К какому виду относится Цвет, блеск Строение Минералы,входящие в состав Средняя плотность,. кг/м3 Прочность при сжатии, МПа Область применения
                 
1. Гранит         2600-2700 100-190  
2. Гнейсы         2400-2800 150-200  
3. Песчанники         2000-2800 80-200  
4. Диатомит         400-900    
5. Известняки         1000-2600 0,4-100  
6. Диабаз         2700-2900 100-300  
7. Каолиновая Глина         2100-2300    
8. Трахит         2200-2600 60-70  
9. Базальт         1900-3800 300-500  
10. Лабродорит         2600-2900 100-250  
11. Трепел         350-950    
12. Пемза         400-600 2-3  
13. Порфиры         2400-2600 130-180  
14. Глинистые сланцы         2000-2400 100-240  

Вопросы для самоподготовки

 

1. Что такое горная порода?

2. Что такое минерал?

3. Приведите классификацию горных пород в зависимости от условий их образования.

4. Назовите основные породобразующие минералы.

5. Каковы свойства и где применяют следующие изверженные горные породы: гранит, диорит, габбро, базальт, вулканический туф,сиенит.

6. Каковы условия образования и свойства, а также область применения всех осадочных пород: песок, гипс, известняк, мел, трепел, диатомит?

7. Назовите основные метаморфические горные породы, охарактерезуйте их свойства и укажите для каких целей их применяют.

8. Назовите горные породы, применяющиеся для получения: вяжущих, в качестве легкого заполнителя и для облицовки.

9. Какими способами защищяют изделия из горных пород от выветривания?

КЕРАМИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Керамическими называют искусственные каменные материалы, получаемые из глиняных масс путем формования, сушки и последующего обжига. После обжига керамические материалы приобретают значительную прочность, водостойкость, морозостойкость и ряд других ценных свойств. Среди керамических материалов наибольшее распространение имеют керамический обыкновенный и пустотелый кирпичи (рис.3.1.), пустотелые керамические камни (рис.3.2.), облицовочные плитки, керамическая черепица и керамзит.

а) б)

Рис. 3.1. Керамический кирпич– пустотелый а) с 19, б) с 32 пустотами

 

а) б)

 

 

 

Рис. 3.2. Пустотелые керамические камни а) с 7, б) с 18

пустотами

 

 

Керамический кирпич изготавливают из легкоплавких глин с отощающими добавками или без них, пластическим или полусухим способами прессования и с последующей сушкой и обжигом.

При пластическом способе, глину измельчают сначала в вальцах, а затем в глиномялке, где её увлажняют до 18-25% и перемешивают до получения однородной массы. Подготовленную массу подают на прессование в приемную ленточного пресса. Цилиндрический шнек пресса с лопастями проталкивает массу через мундштук. Масса уплотняется и выходит из мундштука в виде четырехугольного бруса. Затем получают кирпич - сырец заданной толщины, разрезая движущийся брус поперек, тонкими стальными проволоками резательного устройства.

При полусухом способе, подсушенную и мелкоизмельченную глину тщательно перемешивают и увлажняют до 8-12%. Прессуют кирпич-сырец на револьверных прессах под давлением до 15 МПа.

Сушка кирпича-сырца осуществляется в сушилках, а обжиг - в туннельной печи непрерывного действия.

Согласно ГОСТ 530-95, керамический кирпич выпускают одинарный с размерами 250х120х65 мм и модульный – 250х120х88 мм.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...