Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тарифы призваны возмещать сумму всех затрат предприятия на производство и продажу продукции, обеспечивая прибыль.




ТЕМА

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И

ЦЕНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

1. Экономическая сущность и функции цен.

2. Классификация видов цен.

3. Методы и принципы ценообразования.

4. Совершенствование ценообразования в рыночных условиях.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕН

Главной характеристикой, определяющей соотношение спроса и предложения, является рыночная цена на продукцию.

Экономические связи в хозяйстве страны осуществляются в форме обмена результатами деятельности предприятий посредством цен. Сумма цен должна всегда равняться сумме стоимостей товара, иначе не будет обеспечена эквивалентность обмена.

Цена – это денежное выражение стоимости.

Цена – это сумма всех производственных и маркетинговых издержек плюс средняя прибыль на авансированный капитал.

В литературе можно встретить и такую формулировку: «Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать».

Цена – один из факторов определения выручки от реализации от продукции, а значит, она непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятием.

В условиях развития рыночных отношений цена выполняет ряд важных функций:

Функции цен в условиях рынка:

1) Измерительная. Цена в единых денежных знаках измеряет стоимость товара. Она выражает общественно необходимые затраты труда на производство товара. При помощи различной системы цен в экономике планируются и учитываются все стоимостные показатели: ВП, ТП, ЧД, П…

2) Плановая. Внутрихозяйственное планирование производства, распределения, обмена и потребления продукции в стоимостном выражении осуществляется с помощью цен на планируемые процессы.

3) Регулирующая. В рыночной экономике цены представляют основной инструмент уравновешивания спроса и предложения. Цена указывает денежный запрос производителя или продавца товара с ответной реакцией покупателя. Повышение или понижение цены на рынке приводит к выравниванию величины спроса и предложения и тем самым, увеличивает или сокращает поставку товаров и услуг на рынок.

4) Распределительная. Повышение или понижение цен ведет к перераспределению доходов и прибыли между отраслями, предприятиями, социальными группами населения.

5) Контрольная. Цены служат инструментом учета и контроля расхода материально-вещественных и природных ресурсов, их движения и сохранения.

6) Стимулирующая. Цены стимулируют заинтересованность товаропроизводителей в повышении объемов производства, снижении издержек и увеличении размера прибыли. Получение прибыли от реализации продукции во многом зависит от цены на конкретный вид товара и издержек производства. Рост цен на продукцию будет стимулировать увеличение объемов выпуска данной продукции.

7) Социальная. Изменение розничных цен способствует перераспределению доходов и расходов населения, изменению семейного бюджета, влияет на доступность населения к различным видам товаров, социальных благ и услуг.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЦЕН

В настоящее время существуют различные классификации видов цен. Это обусловлено спецификой функционирования цен, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Но, несмотря на большое многообразие цен, тем не менее, их можно классифицировать по ряду экономических признаков, по различным видам и подвидам.

 

ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ:

1) В зависимости от сферы обслуживания национальной экономики:

Оптовые – это цены, по которым производственные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию оптом (в больших объемах), не прибегая к услугам торговых розничных организаций. Характерной особенностью является то, что реализация товаров по оптовым ценам осуществляется, как правило, путем безналичных расчетов.

Закупочные цены – это цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями государству и перерабатывающим предприятиям различных форм собственности.

Цены государственных закупок (следует отличать от закупочных) – это цены, по которым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (не только сельскохозяйственной) для формирования централизованных государственных фондов. Включение того или иного вида продукции в государственные закупки связано с её повышенным народнохозяйственным, стратегическим и социальным значением (важнейшие виды сырья, зерна, хлопка и др.).

Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (населению). При реализации товаров по розничным ценам обычно применяется налично-денежная форма расчетов.

Сметная стоимость (цены строительства) – это цены строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих производственных и непроизводственных основных фондов.

Тарифы на услуги – это цена за оказанную потребителю услугу. Особенностью услуги является то, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. Поскольку у покупателя в момент приобретения услуги отсутствует возможность иметь представление о ее качестве, то он судит о приобретаемой услуге по информации о ее продавце.

В зависимости от сферы обслуживания различают:

- оптовые тарифы (тарифы грузового транспорта, связи…);

- розничные тарифы (на услуги населению).

Термин «тарифы» происходит от арабского «тариф», что переводится как «обозначение» или «определение».

Тарифы – означает систему ставок, по которым взимается плата за услуги производственного и потребительского назначения как за продукцию, которая относится к особого рода потребительской стоимости, доставляемой трудом, оказывающим услугу не только в вещественной форме, но, прежде всего, в форме деятельности.

В «Толковом словаре терминов из области электроэнергетики, энергоучета и информационных технологий», разработанном РУП "БелТЭИ" дано следующее определение тарифа на электрическую энергию:

Тарифы на электрическую энергию (мощность) – это системы ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность).

Тарифы обладают рядом признаков, которые отличают их от цен на вещественную продукцию, а также характерными чертами, которые присущи ценам.

Отличительные особенности тарифов (в том числе на электрическую и тепловую энергию, воду, газ):

Являются разновидностью монопольной цены,

Относительно более устойчивы, чем цены на вещественную продукцию,

Имеют более сложное дифференцирование ставок,

В большей степени подвержены государственному регулированию.

Одинаковые с ценами черты:

Тарифы представляют собой денежное выражение стоимости продукции (услуги),

тарифы призваны возмещать сумму всех затрат предприятия на производство и продажу продукции, обеспечивая прибыль.

 

Основные виды тарифов:

1) Одноставочный тариф – тариф с основной ставкой за каждый 1 кВт-час фактически потребленной активной энергии за расчетный период, служит для расчетов со следующими группами потребителей:

- с населением,

- с учреждениями, организациями, маломощными потребителями с присоединенной мощностью до 750 кВт,

- с предприятиями сельского хозяйства,

- с электрифицированным транспортом.

Размер платы при одноставочном тарифе: (определяется как произведение цены за единицу электроэнергии на общее потребленное ее количество за данный промежуток времени)

П = Тэ ∙ Э,

где Тэ – тариф на электроэнергию, руб./кВт∙ч,

Э – объем отпущенной электроэнергии, кВт∙ч.

Недостаток одноставочного тарифа – экономическая незаинтересованность потребителей в выравнивании графика за счет снижения пиков нагрузки, что облегчило бы условия работы и улучшило экономические показатели энергосистемы.

Преимущества одноставочного тарифа:

- простота,

- понятность абонентам,

- минимум измерительных приборов учета – счетчиков активной энергии.

 

 

КВт

 

Nуст

 

 

Р

t 1224 ч

 

Рис 1. Суточный график

активной нагрузки энергосистемы

 

На графике прямой, параллельной оси абсцисс, показан уровень установленной мощности (Nуст.) энергосистемы, превышение которого свидетельствует о недостаточной мощности собственных электростанций в ЭС и покупке недостающего количества энергии у других ЭС. Поэтому столь важно стимулировать снижение нагрузки у потребителей в часы максимума ЭС и выравнивание графика, т.е. уменьшать затраты на покупку электроэнергии.

 

2) Двухставочный тариф – тариф с основной ставкой за каждый 1 кВт договорной величины заявленной совмещенной активной мощности, потребляемой в часы максимальных нагрузок энергосистемы, и дополнительной ставкой за каждый 1 кВт-час фактически потребленной активной энергии за расчетный период для промышленных и приравненных к ним потребителям с присоединенной мощностью 750 кВт и выше. То есть данный тариф состоит из двух частей:

Части двухставочного тарифа:

1 – основная ставка за 1 кВт мощности, участвующей в максимуме нагрузки;

2 – дополнительная ставка за 1 кВт-ч потребленной энергии, как при расчетах по одноставочному тарифу.

Для объяснения смысла основной ставки двухставочного тарифа рассмотрим рисунок 2, на котором даны суточные нагрузки ЭС (1) и питающихся от нее крупных потребителей (2, 3, 4). Точка Рм (кВт) определяет максимум нагрузки ЭС, а точи Р1, Р2, Р3 – мощности соответствующих потребителей, участвующие в максимуме, за которые взимается плата по основной ставке.

 

1 Рм

КВт

 

 

Р

 

t 12 24ч

Рис 2. Суточные графики нагрузки

энергосистемы и ее потребителей

 

 

 

Таким образом, сумма платы за потребленную электроэнергию при двухставочном тарифе может быть представлена следующим выражением:

Размер платы при двухсавочном тарифе:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...