Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие торгово-экономического сотрудничества России со странами-членами АТЭС, БРИГС, ШОС.




Сущность, формы, факторы и условия развития внешнеэкономических связей.

1. Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

Формы: Торговые отношения. Совместное предпринимательство, Оказание услуг. Сотрудничество, содействие.

Факторы развития ВЭД:

1. Вывоз капитала.

2. Неравномерность экономического развития различных стран мира.

3. Различие в человеческих, сырьевых, финансовых ресурсах.

4. Характер политических отношений.

5. Различный уровень научно-технического развития.

6. Особенности географического положения, природно-климатических условий.

Условиями успешного развития ВЭК являются: наращивание экспортного потенциала, включение в различные формы совместного предпринимательства, наличие конкурирующих производств, повышение самостоятельности регионов, предприятий, фирм. Факторы торгово-политического характера – унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие – формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.

 

Цели, задачи, перспективы расширения участия России в международном разделении труда, повышения эффективности внешнеторговой деятельности.

2. Основные цели регулирования ВЭД:

- использование ВЭС для ускорения создания в России развитой рыночной экономики;

- содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

- создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

- защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

- создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Необходимым условием для реализации потенциальных возможностей в сфере внешней торговли является принятие действенных мер по расширению и повышению эффективности участия России в международном разделении труда:

- совершенствование законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности России с учетом действующих международных правовых норм;

- продолжение формирования единого экономического пространства России с Белоруссией в рамках союзного государства;

- создание условий для углубления экономической интеграции с государствами-участниками Содружества Независимых Государств;

- завершение согласования основных условий присоединения России к Всемирной торговой организации.

 

Определение, характеристика, сущность внешнеэкономического комплекса страны.

3. Внешнеэкономический комплекс страны (ВЭК) – это совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий, фирм, кооперативов, производящих и реализующих экспортную

продукцию, а также закупающих и перерабатывающих импортные товары и осуществляющих другие формы внешнеэкономических связей.

ВЭК состоит из двух основных частей:

1. Фирмы, предприятия, чья производственная деятельность направлена на производство экспортной продукции и услуг, а также фирмы, предприятия, являющиеся потребителями импорта.

2. Фирмы, предприятия, занятые поставками товаров зарубежным потребителям, а также поступлением продукции, производимой за рубежом.

 

Условия, виды торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, включающего специализацию, производственно – сбытовую кооперацию, совместное предпринимательство, товарообменные (бартерные) операции.

4. Сбытовая кооперация – сотрудничество хозяйственно независимых предприятий, которые вкладывают средства в совместные мероприятия по сбыту производимой ими продукции.

Товарообменные операции – операции, при совершении которых в контрактах указываются твердые обязательства экспортеров и импортеров осуществить полный или частично сбалансированный обмен товарами.

 


Значение, причины, последствия увеличения (снижения) объёмов иностранных инвестиций.

6. Создание предприятий с иностранными инвестициями с партнерами зарубежных стран предполагает для России достижение таких целей:

- выпуск товаров для удовлетворения потребностей внутреннего рынка страны с учетом наличия спроса на эту продукцию за рубежом;

- привлечение в экономику страны современной технологии и оборудования;

- получение доступа к зарубежным методам управления;

- увеличение объемов экспорта на основе выпуска конкурентоспособных товаров на мировом рынке;

- создание современных производств высококачественной продукции, позволяющих сократить импорт или полностью отказаться от него;

- привлечение иностранных капиталовложений и получение доступа к дополнительным материальным и финансовым ресурсам;

- повышение квалификации кадров в области технологии, организации и управления;

- получение иностранной валюты.

Выявлены основные трудности и проблемы, осложняющие в настоящее время деятельность предприятий с иностранными инвестициями в России:

а) недостаток опыта у лиц, участвующих в переговорах по правовым, экономическим, валютно-финансовым вопросам;

б) слабость технологических и финансовых возможностей отечественных предприятий;

в) ошибки в прогнозах рыночной конъюнктуры;

г) отсутствие методов и средств измерения качественных параметров изделий;

д) несовершенное ценообразование; со стороны зарубежных партнеров иногда наблюдается стремление использовать не самую передовую технологию, и заметно их желание на основе

предприятия с иностранными инвестициями расширить рынок сбыта своего оборудования;

е) расхождение в управленческих и маркетинговых концепциях приводит к расхождению в выборе целей и позиций партнеров.

 

Развитие торгово-экономического сотрудничества России со странами-членами АТЭС, БРИГС, ШОС.

Россия заинтересована развивать отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций в РФ. в 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена.

Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание ДКС, в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.

Шагом к активизации участия РФ в АТЭС стала разработка государственной концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В. Путин во время очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем выступлении он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР – это наш осознанный выбор. На 13 саммите АТЭС в Пусоне в ноябре 2005 было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в сфере энергетики, а в политической сфере – борьбу с терроризмом.

на протяжении многих лет Россия последовательно укрепляет торгово-экономические связи со странами АТР, наряду с осуществлением собственного экономического роста внесла активный вклад в развитие АТР. Саммит АТЭС-2012 впервые проходит под председательством Российской Федерации, и Россия провела кропотливую работу по подготовке мероприятий такого высокого уровня как саммит АТЭС. "Мы уверены, что успешное проведение саммита непременно принесет новые возможности и придаст новый импульс укреплению Россией сотрудничества с другими экономиками АТЭС", -- убежден он.

 

Анализ подходов отдельных участников БРИК/БРИКС подтверждает достаточно высокую схожесть отправных позиций. Практически каждая из стран БРИКС проявляет заинтересованность в развитии этого диалогового формата, рассматривает его как инструмент укрепления своих экономических позиций и международного авторитета, придает ему большое значение в преодолении последствий глобального экономического кризиса, видит хорошие перспективы расширения двусторонних отношений внутри «пятерки».
Сказанное в полной мере можно отнести к России. Развитие связей в формате БРИКС в высокой степени отвечает интересам ее многовекторной внешней политики. Пятисторонний партнерский диалог не только усиливает голос РФ на мировой арене, но и способствует углублению и расширению ее связей как с важнейшими азиатскими, так и латиноамериканскими и африканскими партнерами.

ШОС заняла очень значительное место во внешней политике стран региона, временами тесня другие направления. Но необходимо отметить, что страны ЦА, проводя политику, основанную на балансе отношений с Китаем, Россией и США, оказались под мощным давлением двух взаимоусиливающихся факторов: членства стран в ШОС и сотрудничества с американской стороной. Однако, как мы считаем, чтобы не оказаться полем для эксплуатации со стороны постиндустриальных стран и стать полноправным субъектом международных отношений, для центральноазиатских государств существует один из возможных выходов в сложившейся ситуации – это путь к кооперации и интеграции в рамках ШОС.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...