Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование государственно-частного партнерства при переходе к устойчивому развитию региона.




Если укрупнено подводить итоги переходного периода, то можно отметить, что Россия уже признана как страна с рыночной экономикой, ликвидирован монополизм государственной собственности, и теперь абсолютное большинство экономических единиц и хозяйствующих субъектов в стране образуют негосударственный сектор экономики, который занимает господствующие позиции в различных сферах деятельности и может инициативно развиваться. Значительную роль играют акционерные общества, корпорации, крупнейшие из которых составляют наиболее действенное звено экономики. При этом государство сохранило свою долю в капитале практически всех ведущих акционерных компаний. Правомерно возникает вопрос, должно ли государство полностью «уйти из экономики» или это может привести к «уходу экономики из государства»?

Как известно, спор о роли и значении государства в рыночной экономике идет давно. Так в начале проведения экономических реформ в России консультанты из европейских стран и США пропагандировали идею либерализации, т.е. обеспечения максимального простора для предпринимательской деятельности, убеждая, что рынок сам все поставит на место. Утверждалось, что не надо в принципе ничего создавать, есть рынок, рыночные регуляторы, они все исправят, отрегулируют. Были проигнорированы основополагающие предупреждения французского ученого Жака Сапира о том, что дело перехода к рынку нельзя отдавать на откуп самому рынку и что нелепо пытаться воспользоваться преимуществами еще не существующего института.[49]

Группа ученых РАГС однозначно, и мы считаем правильно, выразила свою позицию подчеркивая, что в переходный период в обязательном порядке необходимо определить степень участия государства в построении новой экономической системы[50]. И это не случайно. Опыт экономической реформы доказал научную и практическую бесплодность противопоставления рыночного хозяйствования и экономической роли государства. Экономическая теория и практика убедительно доказывают, что нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной рыночной экономики без активной роли государства. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в экономику (например, в США, Японии), на деле оно активно влияет на развитие хозяйственной системы. Можно объективно утверждать, что государственное регулирование рыночной экономики является обязательным условием ее эффективного развития. «Подобно любому другому сложному устройству, конкурентная экономика, - отмечает В.В.Леонтьев, - может давать сбои в стрессовой ситуации, а такая ситуация возникает всегда, когда оно сталкивается с проблемами, значительно отличающимися от тех, которые оно решало прежде. Неудивительно поэтому, что при переходе от мира к войне или от войны к миру, при переходе от длительной стагнации к быстрому росту или при необходимости осуществления быстрых и резких технологических изменений решение проблем достижения общего равновесия … может быть облегчено благодаря использованию внешнего воздействия, то есть планирования»[51]. Мы считаем не случайно в переходный период стали складываться теоретические основы государственного регулирования экономики. Это признание того, что рынки не всегда действуют эффективно, а порой допускаются «провалы рынка»[52]. Был составлен четко определенный перечень провалов, связанных с внешнеэкономической деятельностью и производством общественных благ, где вмешательство государства в экономику признавалось оправданным.

Разделяем точку зрения тех ученых-экономистов, которые признают, что государство и частный сектор тесно взаимосвязаны. Первое должно выступать дополнением к рынкам, делая то, что способствует улучшению их функционирования, и исправляя рыночные провалы, а в ряде случаев выступая катализатором некоторых процессов. Идеальная ситуация достигается тогда, когда удается обеспечить гармоничную встроенность государственного регулирования в сложившийся рыночный механизм. Сравнительный анализ двух макрорегуляторов позволяет сделать важное заключение о том, что в целях улучшения управления хозяйственным комплексом региона разумнее всего не менять попеременно один регулятор на другой, а перейти к смешанному типу управления, органически соединяющему в себе достоинства обоих хозяйственных механизмов. В качестве важной особенности современной России можно отметить стремительное формирование дополнительного "третьего сектора", что исследовано в работах Ф.М.Бородкина[53], М.Кодина[54], Т.М.Матвеевой[55] и В.Г.Хороса[56]. Специфика каждого из трех секторов может быть представлена так. К первому сектору принадлежат все те организации, которые непосредственно реализуют государственные властные функции. Ко второму сектору относятся все организации, ориентирующиеся на получение дохода, экономически эффективное (выгодное) использование денежного капитала. При этом капитал не обязательно должен полностью принадлежать организации. Она может его «арендовать». Капитал может быть и государственным. Но в любом случае используемый капитал должен давать организации данного сектора некоторый прирост собственных денежных средств в форме прибыли.

В третий сектор входят организации, создаваемые ради удовлетворения потребностей групп предприятий и отраслей. Это общественные институты в виде ассоциаций, союзов, лиг, палат. Не случайно, на территории Владимирской области специально создана сеть саморегулируемых организаций и структур отраслевого самоуправления. Отраслевые союзы принимают на себя координацию действий по решению таких проблем, как представление интересов отрасли на всех уровнях государственной власти, развитие взаимовыгодных кооперационных связей, оказание маркетинговых услуг, а так же участие их в различных выставочно-ярморочных мероприятиях.

Так, лига оборонных предприятий оказывает практическую помощь в рассмотрении различных вопросов текущей и перспективной деятельности предприятий ВПК. Заседания Лиги проводятся с участием представителей Минпромэнерго России и ФГУП «Рособоронэкспорт». Обсуждаются вопросы диверсификации производства, участия предприятий в реализации проектов в рамках целевых программ, возможность их финансирования из федерального бюджета.

Система "Бизнес для Бизнеса" в области представлена сетью организаций, среди которых некоммерческое партнерство «Владимирская областная саморегулируемая организация специалистов по управлению и экономике», оказывающая услуги предпринимателям в области консалтинга, мониторинг экономического состояния и уровня развития бизнеса организаций области. Некоммерческая организация «Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области»; Торгово-промышленная палата Владимирской области дополняют имеющийся спектр услуг.

Для построения эффективной схемы управления хозяйственной системой региона, обеспечения процесса устойчивого развития необходимо гармоничное сочетание всех субъектов управления, как это показано на рисунке 5.

Взаимное влияние государства, рыночной экономики, и отраслевого самоуправления реализуется в целом следующим образом: государство регулирует и стимулирует экономику, способствует организации отраслевого самоуправления; экономика определяет возможности и мощь государства и формирует экономические интересы; отраслевое самоуправление «воспитывает» государство, указывает бизнесу цели и перспективы развития.

 
 


Совершенствуя управление хозяйственной системой региона, необходимо обеспечивать на практике разумный баланс между государством, экономикой и отраслевым самоуправлением, вводить дополнительно к трем секторам новые структурные элементы для осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. Исследования, проведенные во Владимирской области, доказывают важность общественного контроля и гражданских инициатив для принятия обоснованных управленческих решений. Так в регионе для привлечения широких слоев общественности к процессу выработки предложений по важнейшим вопросам социально-политического и экономического развития регулярно проводятся областные экономические совещания с приглашением представителей различных сфер деятельности.

Дополнительно в 2002 году создан экономический совет. Он действует при Губернаторе Владимирской области и является общественным консультативным органом, способствующим принятию оптимальных решений в сфере управления хозяйственным комплексом. Совет взаимодействует с руководителями и специалистами организаций, администрацией и Законодательным Собранием области, органами местного самоуправления, общественными организациями. Основными задачами Совета являются оказание содействия в улучшении работы экономики области и обеспечении её устойчивого развития, в том числе: поддержка приоритетных отраслей, способствующих экономическому росту в регионе; создание современной инфраструктуры рынков; внедрение инноваций, увеличение отдачи научно-технического потенциала области; повышение устойчивости работы отраслей экономики за счет улучшения энергообеспечения, транспортного обслуживания; привлечение инвестиций в экономику области; выполнение специальных программ, повышение квалификации и переобучение кадров; обеспечение охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов[57].

В результате на практике реализуется рациональное сочетание четырех субъектов управления, как показано на рисунке 6.

 
 


Рисунок 6. Рациональное взаимодействие субъектов управления при переходе к устойчивому развитию региона

 

Особая миссия, конечно, принадлежит государственным органам управления, призванным выполнять функции и обязанности по отношению к обществу и экономике, которые нельзя переложить на других участников. Одновременнореализация эффективного взаимодействия всех субъектов управления, действительного государственно-частного партнерства осуществляется посредством заключения трехстороннего соглашения между региональным отделением ассоциации работодателей и товаропроизводителей, администрацией области и объединением отраслевых профсоюзов. В нем предусматривается комплекс мер по повышению устойчивости функционирования отраслей экономики, обеспечению положительной динамики развития. Так, администрация берет на себя обязательства по разработке стратегии и программы социально-экономического развития области; совершенствованию инвестиционной политики и оказанию государственной поддержки при реализации высокоэффективных проектов; формированию государственного заказа для поддержки собственных товаропроизводителей; дальнейшему совершенствованию регионального законодательства и нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы устойчивого функционирования отраслей экономики и т.д.

Работодатели предусматривают меры по эффективной работе организаций, техническому перевооружению, внедрению передовых технологий, созданию дополнительных рабочих мест, обеспечению безопасности и охраны труда.

Профсоюзы выступают инициаторами подготовки и заключения коллективных договоров, отраслевых, территориальных соглашений, организуют контроль за их исполнением. Они способствуют росту квалификации работников, организации трудового соперничества в коллективах.

Стороны совместно добиваются стабилизации и подъема экономики области, укрепления экономического и финансового положения коммерческих организаций, развития предпринимательского ресурса, повышения жизненного уровня населения Владимирской области. Так совершенствуется механизм социального партнерства, закрепления прав, обязанностей, взаимной ответственности сторон, создания условий для равноправного диалога и сотрудничества.

Для реализации отмеченных принципов предложена и апробирована на практике структура управления социально-экономическим комплексом Владимирской области (рисунок 7).


       
 
 
   
Рисунок 7. Структура управления социально-хозяйственным комплексом региона


Структура представляет собой сложное взаимодействие и взаимовлияние органов власти и управления, которые через соответствующие инструменты регулирования воздействуют на хозяйствующие субъекты, находящиеся, в свою очередь, под влиянием объектов рыночной инфраструктуры. Сочетание инструментов государственного регулирования и рыночной самоорганизации позволяет обеспечить рациональное воздействие на предприятия хозяйственного комплекса. Двойная прямая и обратная связь между администрацией области и Законодательным Собранием означает, что принципиальные управленческие решения вырабатываются и принимаются на основе взаимного участия обеих сторон.

Отличительной особенностью данной интегрированной структуры является то, что региональная социально-экономическая система рассматривается не как замкнутая, на которую воздействуют лишь внутренние факторы, а как открытая, интегрированная в общероссийскую и мировую внешнюю среду. Поэтому в ней очень важное значение, с точки зрения обеспечения стабильности и устойчивости функционирования, играет блок «Взаимодействие региональной социально-экономической системы с внешней средой». Оптимизировать структуру и численность администрации области позволяет введение в схему управления дополнительных экономических институтов в виде автономных некоммерческих организаций. В практической деятельности они доказали, что способны осуществлять такие функции, как:

- маркетинговые исследования;

- выработка отраслевой технической, финансовой и ценовой политики;

- подготовка предложений по совершенствованию системы налогообложения;

- проведение торговой политики, обеспечивающей защиту предприятий на внешнем и внутреннем рынках и другие.

 

 

Контрольные вопросы для подготовки

1. Когда впервые в отечественной литературе появился термин «устойчивое развитие»?

2. Сущность категорий экономическая устойчивость и устойчивое экономическое развитие. Общее и принципиальные различия.

3. Почему вопросы устойчивого развития и государственного регулирования связанных с этим процессом в настоящее время находятся в сфере системного внимания российских ученых?

4. Возможно ли изучение указанной темы проводить лишь с позиции устойчивого эколого-безопасного развития?

5. Основные элементы стратегии развития России в XXI веке в области устойчивого развития.

6. В каких основополагающих работах излагается философское мировоззрение, теория и методы проектирования устойчивого развития сложных социально-экономических систем?

7. Сущность системного подхода к управлению сложноэволюционизирующими системами.

8. Необходимость усиления государственного регулирования социально-экономических процессов в связи с возрастанием дифференциации развития регионов в Российской Федерации.

9. Что такое системы? Основные законы их функционирования.

10. Хозяйственная система региона как научное понятие и явление.

11. Основные компоненты обеспечения экономической устойчивости хозяйственной системы региона.

12. Инновационная и инвестиционная активности как важнейшие факторы обеспечения устойчивости хозяйственной системы региона.

13. Кадровый потенциал и устойчивое экономическое развитие.

14. Интегрированное (многофакторное) управление региональным развитием: теория и практика реализации.

 

Обязательная литература

 

1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб./ Под общей редакцией В.И. Кушлина. – М.: Издательство РАГС, 2006, 616 с.

2. Дмитриев Ю.А., Кретинин В.А., Максимов С.А. Направления и механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона // ВлГУ, Владимир, 2004, 300с.

3. Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. М.-Н. 1996 г. Дальнаука, Владивосток, 1997 г.

4. Кретинин В.А. Механизм формирования экономической устойчивости хозяйственной системы региона. Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 252 с.

5. Кретинин В.А. Региональная экономика и управление: механизмы государственного регулирования. Учебно-методическое пособие. – Владимир: Собор, 2009. – 212 с.

6. Кретинин В.А. Региональная экономика и управление: переход к устойчивому развитию. Монография. – Владимир: Собор, 2007. – 332 с.

7. Кретинин В.А., Омарова Т.Д., Чайковская Н.В. Управление региональной экономикой – механизмы перехода от антикризисного к устойчивому развитию: моногр. – Муром: Изд.- полиграфич. центр МИВлГУ, 2005, 216с.

8. Кушлин В.Н., Волгин Н.А., Фоломьев А.Н. и др. «Государственное регулирование рыночной экономики». М.: ОАО «НПО» Экономика», 2000.

9. Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем. Эдиториал УРСС, М., 2000г.

10. Кузнецова О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа- общество-человек. Санкт-Петербург- Москва- Дубна, 2001 г.

11. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексное исследование проблем устойчивого развития: идеи и результаты. Под редакцией В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. Изд. 2-е. М.: Academia, 2000.

12. Региональная экономика и управление: Учебник/ Под общ. ред. А.Л. Гапоненко и Ю.С. Дульщикова. – М.: Издательство РАГС, 2006. – 616 с.

13. Селезнев Г.Н., Христенко В.Б., Залиханов М.И., Львов Д.С. и др. Научная основа устойчивого развития Российской Федерации. - М.: Издание Государственной Думы, 2002.

14. Урсул А.Д., Лось В.А.. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы. М., РАУ, 1994 г.

15. Указ Президента РФ " О концепции перехода российской Федерации к устойчивому развитию" № 440 от 1 апреля 1996 г. // Российская газета, 9 апреля, 1996 г.

16. Фоломьев А.Н.. Экономическая динамика и устойчивость хозяйственных систем.// Экономическая устойчивость и инвестиционная активность хозяйственных систем. Издательство РАГС, М., 1999 г.

17. Фоломьев А.Н., Ревазов В.Г.. Инновационное инвестирование// «Наука», С-Пб,

2000.

 

Дополнительная литература

1. Алексеев Ю.П., Шпилев Б.Е., Регион: теория и практика устойчивого развития// Издательство «БСТ», М., 1998

2. Бильчак В.С., Захаров Р.Ф. Региональная экономика – Калининград, 1998

3. Бутов В.Н., Игнатов В.Г., Кетов Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М., Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000.

4. Данилов-Данильянц, Резванов Н.А. и др. Стратегия устойчивого развития России в XXI веке. www.economyzdat.ru

5. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление, М., РАГС, 1998.

6. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Под редакцией профессора Ю.В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2000.

7. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа-общество-человек. Учебник. С.Петербург-Москва-Дубна, 2001.

8. Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

9. Лапыгин Ю.Н. Системное управление организацией. Владимир, 2003г.

10. Левашов В.К. устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегия. – М., 2001.

11. Селезнев Г.Н., Христенко В.Б., Залиханов М.И., Львов Д.С., Матросов В., Гранберг А., Левашов В., Урсул А., Шелехов А.М. и др. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы, 2002. – 232 с.

12. Стратегия ускоренного развития: методология, теория и тактика. Под редакцией С.Б.Мельникова. – М.: Изд. РАГС, 2000 – 291с.

13. Фоломьев А.Н., Ревазов В.Г. Инновационное инвестирование. – СПб.: Наука, 2001. – 184с.

14. Экономическая устойчивость и инвестиционная активность хозяйственных систем. Под ред. Фоломьева А.Н., Издательство РАГС, М., 1996, 251с.

15. Экономика региона: от антикризисного к устойчивому развитию. Под редакцией Кушлина В.И., Фоломьева А.Н. и др. М.: Издательство РАГС, 2003г., 425с.

 

Содержание

 

1. Региональная хозяйственная система как объект государственного регулирования…………………………………………………………...    
2. Эволюция смыслового значения категорий "экономическая устойчивость" и "устойчивое экономическое развитие"……………..    
3. Совершенствование государственно-частного партнерства при переходе к устойчивому развитию региона……………………………..    
  Контрольные вопросы для подготовки………………………………...    
  Обязательная литература………………………………………………..    
  Дополнительная литература……………………………………………    

 

 

 

 

В.А. Кретинин

 

“Механизм обеспечения устойчивого развития региональных хозяйственных систем”

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Ответственный за выпуск

 

 

Компьютерная верстка:

 

Корректор

 

 


[1] См.: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973; Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974; Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методолигии. М., 1995; Делокаров К.Х. Системность как парадигма современной науки и синергетики// Общественные науки и современность. 2000. № 6.

[2] Тарасов В. Тектология Богданова и неоклассическая теория организации// Проблемы теории и практики управления – 1998, № 4, с. 70.

[3] Берталанфи Л. Общая теория систем: Критический обзор/ Исследования по общей теории систем. М., 1969

[4] В.Д. Могилевский. Методология систем: вербальный подход / Отделение экон. РАН; науч.-ред. совет из-ва "Экономика" – М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1999, ISBN-5-282-01921-3. С. 8.

[5] Пичужкин И.В., Жарков В.Н., Максимов С.А. Основы менеджмента. М.ЮРАЙТ - Изд-во, 2003. С.92

 

[6] Колосов А.В. Устойчивое развитие хозяйственных систем: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2005, с.4.

[7] А.Н. Фоломьев. Экономическая динамика и устойчивость хозяйственных систем.// Экономическая устойчивость и инвестиционная активность хозяйственных систем. М.Изд-во РАГС. С. 4-5.

 

[8] Там же. С.8.

 

 

 

 

[9] Министерство регионального развития РФ. "Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации". С. 8.

[10] Советская энциклопедия/ Под ред. Б.П. Введенского. – М.: Советская энциклопедия. 1985. С. 275-276.

 

[11] См.: Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджмента. Книга антикризисного управляющего) / Отв. ред. Ю.Б. Рубин – М.: СОМИНТЭК, 1996. С. 166.

[12] См.: Новожилов В.В. У истоков подлинной экономической науки. М.: Наука, 1995. С. 50-60.

[13] См. там же. С. 61-70.

[14] См.: Кондратьев, Н.Д. Проблемы экономической динамики [Текст]/ Н.Д. Кондратьев. – М.: Экономика, 1989. С. 526.

 

[15] Leibenstein H. Economic Backwardness and Economic Growth. Studies in the Theory of Economic Development. New York, 1957, p. 48-51.

[16] Nurkse R. Problems of Capital Formation in Underdevelopment Countries. Oxford, 1955, p.5.

[17] Сентэш Т. «Третий мир»: проблемы развития. М.: Прогресс, 1974. С. 96-109.

 

[18] Нуреев. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. С. 12. ISBN 5-16-000697-4.

 

[19] Hirshman A. The Strategy of Economic Development. 2 nd ed. New Haven, 1961, p.50-54.

[20] Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». М.: Мысль, 1972. С.638.

 

[21] Авсентьев М. Теории экономического роста развивающихся стран. М.: Мысль,1974. С. 57.

 

 

[22] Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М.: Наука, 1996. С. 210.

[23] Теория организации [Текст]/ под ред. В.Г. Алиева. – М.: Луч, 1999. С. 416.

[24] Общий и специальный менеджмент [Текст]/ под ред. А.Л. Гапоненко, А.Г. Панкрухина. – М.: РАГС, 2002. С. 568.

[25] Гапоненко, А.Л. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления [Текст]/ А.Л. Гапоненко, В.Г. Полянский. – М.: Изд-во РАГС, 1999. С. 208.

[26] Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие – проблема выживания человека. – Человек: 2003. №5. С. 52-53

[27] Большой экономический словарь [Текст]/ Под. ред. А.Н. Азрилияна. – 4-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 1999. С. 1248.

 

[28] Урсул А.Д., Романович А.Л. Безопасность и устойчивое развитие. - М., 2001. С. 6.

[29] Данилов-Данильян В. Устойчивое развитие – проблема выживания человека./ Человек, 2003, №5. С. 57.

[30] http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sgi?R l ddqul!zvwgirltol

[31] Указ Президента РФ "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" № 440 от 1 апреля 1996 г.

[32] http://boris.taylashev.com/global.htm

[33] Ярыгина Т.В. О формировании стратегии устойчивого развития России // Материалы работы межпарламентской группы. Стенографический отчет государственной думы РФ от 2 октября 2002 года.

[34] http://www.abdulatipov.ru/archive.files

[35] Урсул А.Д., Романович А.Л. Безопасность и устойчивое развитие. М., 2001.С.23.

[36] Научная основа стратегии устойчивого развития РФ./Федеральное собрание. общ.ред. М.Ч Залиханов, М.В. Матросов, 2002. С.207.

 

[37] Под флуктуациями понимаются колебания, изменения, возмущения внешней и внутренней среды.

[38] Бобров А.Л. Состояние и динамика социальной и эколого-экономической устойчивости России и ее регионов // Вестник МГУ. 1995. Сер 5. С. 117.

[39] См.: Шнипер Р.И. Регион: Диагностика и прогнозирование. Новосибирск, 1996. С. 78.

[40] Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем. Эдиториал УРСС, М., 2000. С. 15,65.

[41] Воронин Ю.М. Воспроизводство интеллектуального потенциала страны// Федеральный справочник, январь-июнь 2002г., выпуск 11. С. 338, 339.

[42] Клебанов И.И. Повышение конкурентоспособности Российской промышленности// Федеральный справочник, январь-июнь 2002г., выпуск 11. С.171.

[43] Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике // Вопросы экономики, 2004, № 6. С. 20.

[44] Конкурентоспособность России в глобальной экономики. – М.: изд-во «Международные отношения», 2003. С.7.

[45]Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2005. С.17

 

[46] Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2005. С.17.

 

[47] Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2005. С. 29.

[48] Более подробно материалы исследования отражены в научной монографии Дмитриева Ю.А., Кретинина В.А., Максимова С.А. Направления и механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона / Владим. гос. ун-т; Владимир, 2004. – с. 194-240 и статье Л.К. Корецкой, В.А. Кретинина. Эволюционный

процесс познания теневой экономики. Развитие экономических и социальных процессов в регионе в новых условиях хозяйствования. Сборник научных трудов. Часть 1. Владимирский филиал ВЗФЭИ, 2003. С. 43-51.

[49] Сапиро Ж. Структурные аспекты реформы. Мировая экономика и международные отношения. 1992 г. N12. С..64.

 

 

[50] Кушлин В.Н., Волгин Н.А., Фоломьев А.Н. и др. «Государственное регулирование рыночной экономики». М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. С.735.

[51] Леонтьев В. Экономические эссе: Теория, исследования, факты и политика.//Пер. с англ., М.:Политиздат, 1990. С. 237.

[52] Стиглиц Дж. Многообразные инструменты, шире цели: движение к пост-Вашингтонскому консенсусу”, Вопросы экономики, N9, 1998. С. 27.

 

[53] Бородкин Ф.М.. Третий сектор в государстве благоденствия // Мир России. - 1999. - №2. С..67-116.

[54] Кодин М. Общественные объединения // Наука. Политика. Предпринимательство. – 1999. - №2.С.35-45.

[55] Матвеева Т.М. Неправительственные организации в механизмах защиты прав человека. М., 1997. С..67.

[56] Хорос В.Г. Проблемы формирования гражданского общества в России и мировой опыт // Проблемы общественного развития. - 1999. - №1. С.17-24.

 

[57] Положение об экономическом совете при Губернаторе Владимирской области. Приложение №1 к Указу Губернатора Владимирской области. - 2002. - №16. С.2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...