Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные цели решаемые с помощью ТРИЗ-педагогики.




Содержание

1. Психолого-педагогическая характеристика ТРИЗ-педагогики……..3

2. Образовательные цели, решаемые с помощью ТРИЗ-педагогики….5

3. Опыт применения ТРИЗ-педагогики в начальной школе…………..18

4. Конспект урока…………………………………………………………26

5. Обоснование инновационности ТРИЗ-педагогики. технологий……30

Список литературы в помощь учителю………………………………....33

Интернет-ресурсы по теме………………………………………………..34

Приложение

 

Психолого-педагогическая характеристика ТРИЗ-педагогики.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, основоположником которой является изобретатель, писатель - фантаст - Генрих Саулович Альтшуллер. Впервые ТРИЗ была апробирована в 60-е годы ХХ столетия в кружках технического творчества, где проводилось обучение инженерами и педагогами, прошедшими подготовку на семинарах Г. С. Альтшуллера. На этих занятиях детей учили творческому процессу: придумывать новые, до тех пор невиданные самолёты, машины, корабли, а затем изготавливать их модели. Эти творения участвовали во всевозможных конкурсах, как в Советском Союзе, так и за рубежом. При этом они очень часто становились победителями выставок и получали патенты на изобретение. Именно тогда впервые было поставлено под сомнение утверждение, что творческий потенциал – это врожденный талант. ТРИЗ–педагоги утверждали, что любого ребенка можно научить творческому процессу. Сегодня ТРИЗ включают не только в школьный компонент учебных планов многих лицеев и гимназий, но и используется как метод обучения на отдельных предметах в общеобразовательных школах. Такая популярность ТРИЗ–педагогики обусловлена необходимостью становления нового типа личности, который бы соответствовал современной информационной эре, чего не может обеспечить классическая система образования, сформированная на заре индустриальной эпохи.

В обыденной жизни нам всегда приходится решать какие-либо задачи, для этого мы ищем пути решения, подбираем способы, выстраиваем последовательность своих действий, связываем происходящее ассоциациями и закономерностями, то есть пытаемся сделать всё как можно качественнее и быстрее, и при этом извлечь пользу и привнести в жизнь что-то новое. Многие приемы мышления, которыми мы привыкли пользоваться, входят в систему Теории решения изобретательских задач или ТРИЗ.

Зародившись в технической науке, в наши дни она вошла в различные области человеческой деятельности, например, реклама, бизнес, политика, менеджмент, искусство, экономика. Поскольку в педагогической деятельности существует также большое количество задач, то естественным образом ТРИЗ нашла свое отражение и в педагогике. Современное образование ставит перед работниками этой сферы цель в воспитании всесторонне-развитой личности ученика, способной активно проявлять себя в социуме. Для того чтобы придерживаться активной позиции, необходимо знать, как находить выход из той или иной жизненной ситуации. Теория решения изобретательских задач содержит массу понятий и приемов, используя которые в обучении и воспитании, можно добиться поставленной цели.

Кроме того, организация работы по обучению способам творческой деятельности способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя, между самоуправлением и педагогическим управлением творческой деятельностью ученика. Это возможно за счет возвышения потребности учащихся в творческом самовыражении, в самореализации через наполнение ее социально-значимым содержанием и новыми способами деятельности, за счет развития творческой активности ученика, которая составляет основу его саморазвития. ученик, покидающий школу, мог бы самостоятельно принимать решения, предвидеть последствия своих действий и нести ответственность за свои поступки.

В чем преимущества ТРИЗ как педагогической технологии, нам придется разобраться. В содержании работы имеется две части. В первой теоретической части будет освещена сущность теории решения изобретательских задач, рассмотрены ее принципы и основные понятия. Во второй практической части мы попытаемся представить, как может проходить обучение некоторым компонентам ТРИЗ.

Образовательные цели решаемые с помощью ТРИЗ-педагогики.

В 1940-х годах Г.С Альтшуллер разработал Теорию решения изобретательных задач для помощи инженерам в решении технических проблем. Далее им было решено использовать основы ТРИЗ в преподавании точных наук. Последователи и единомышленники Генриха Самуиловича занялись развитием и дальнейшим внедрением ТРИЗ в образовательный процесс. В конце 1980-х годов в нашей стране сформировалась ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление. Её «замыслом определяется идея совмещения педагогической науки и теории решения изобретательных задач с целью определения алгоритмов создания инструментальных способов построения системы средств развития (саморазвития), обучения (самообучения) и воспитания (самовоспитания) на основе целостного понимания сущности этих процессов в соответствии с общими законами развития систем» [15; 27]

ТРИЗ в педагогической деятельности позволяет достичь следующих целей:

- формирование системного мышления учащихся;

- воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях деятельности. [4; 35]

Любая педагогическая концепция имеет в своем составе некие ценностные ориентиры, а также некий идеал человека, по которому отслеживается успешность педагогических действий по отношению к конкретному воспитаннику, ученику, объекту-субъекту педагогической деятельности. Идеал ТРИЗ-педагогики был сформулирован создателем теории решения изобретательских задач Г.С.Альшуллером:

ü Наличие большой жизненной цели, целеустремленность.

ü Наличие плана достижения цели, организованность.

ü Высокая работоспособность.

ü Умение решать творческие задачи.

ü Умение «держать удар» (продолжать работу, несмотря на препятствия).

ü Умение видеть промежуточные результаты. [10; 99-100]

ТРИЗ получила широкое распространение при обучении детей всех возрастов, ее элементы включены в учебные программы ряда дошкольных, средних и высших учебных заведений России, изучаются в колледжах и университетах США, Японии, Вьетнама, Франции и других стран. Преподавание ТРИЗ для школьников проводится как в виде кружков или дополнительных занятий, так и в качестве обязательных. Последние могут проводится разными способами. Наиболее распространено преподавание ТРИЗ как самостоятельного предмета. Реже преподаватели отдельных дисциплин вводят ТРИЗ в свой предмет. [8; 20]

Известны различные формы работы по ТРИЗ с детьми:

а) использование единичных элементов (отдельные эвристические приемы, модели, изобретательские задачи) ТРИЗ в традиционных занятиях по различным образовательным предметам (физика, трудовое воспитание, биология, ОБЖ, литература, изобразительное искусство); б) создание предельно упрощенных (на обзорном уровне) курсов с элементами ТРИЗ для дошкольников и младших школьников. Часто такие курсы назывались «Развитие мышления», «Развитие творческого воображения» и т.п.

в) полноценное обучение ТРИЗ школьников (в первую очередь – старшеклассников) с целью подготовки будущих пользователей теории, консультантов, исследователей и т.п.

К типовым недостаткам обучения по пунктам а) и б) можно отнести:

- конъюнктурность - для получения преподавателями различных выгод и дивидендов без получения нового качества (лишние учебные часы, возможность продвинуться по служебной лестнице, повод съездить куда-нибудь, защита диссертации, получение гранта и т.п.);

- называние «ТРИЗом» любых попыток развития учащихся «нешкольными» способами, в том числе: эклектичное смешение ТРИЗ-подходов и любых других модных новинок. То есть в рамках одного курса оказываются и элементы психологических тренингов, и вариации на тему «мозгового штурма», групповых дискуссий… Многое из этого, возможно, полезно для развития. Но ошибочно всё это вместе называть «ТРИЗом»;

- использование устаревших материалов;

- низкую квалификацию преподавателей в области ТРИЗ и отсутствие у них личных творческих достижений. [16]

Также существуют курсы и программы на основе ТРИЗ. Вот несколько из них.

- Курс развития творческого воображения (РТВ) включает:

1. приемы психологической активизации воображения на основе образного мышления;

2. приемы на основе формально-логических операций;

3. приемы патентного фонда научно-фантастической литературы;

4. приемы, применяемые в техническом творчестве. [13; 158]

- Алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС) - модификация АРИЗ, специально адаптированный для применения в учебном процессе, представляет собой четкую программу в виде универсальной последовательности операций (шагов) по анализу проблемы: преобразованию исходной ситуации в задачу, выявлению противоречия и поиска способов его устранения. АРПС включает в себя систему логических, психологических, информационных и других инструментов.

-Упрощенный Алгоритм Решения Творческих Задач на основе ТРИЗ

АЛГОРИТМ - это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности получить результат, определяемый целью и исходными данными. (Вместо слова "алгоритм", можно использовать слова: программа, последовательность выполнения, шаги, предписание).

Классический алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), предложенный Г. Альтшуллером, предназначен для инженеров, знакомых с общими идеями ТРИЗ (80 часовой курс) и не пригоден для детей начальных классов в силу свой трудности и необходимости знать хотя бы основные законы физики. Но для старшеклассников он вполне доступен. Известны случаи, когда школьники делали вполне взрослые изобретения и получали авторские свидетельства.

АРИЗ включает 9 крупных частей, 40 шагов, 44 примечания и 11 правил. Это действительно могучий многократно опробованный инструмент для решения технических задач любой сложности.

Ниже приведен Упрощенный Алгоритм Решения Творческих Задач, включивший основные шаги АРИЗ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: для решения задач по алгоритму нужно терпение.

1. Понять задачу и настроиться на ее решение, "встать в охотничью стойку". Воспроизвести задачу своими словами. Сделать рисунок (подключить образное мышление). Определить тип задачи - логическая, творческая, множественная...

2. Попробовать решить задачу традиционными методами: Методом Проб и Ошибок, по здравому смыслу (по логике), по частям, по аналогу (не решал ли я подобной задачи?), по ассоциации, методом поиска компромисса, путем экспертных оценок (посоветоваться с мудрым доброжелательным человеком)...

3. Если задача творческая и сложная и ее не удалось решить традиционными методами, тогда используйте следующие шаги:

· Сформулируйте ПРОТИВОРЕЧИЕ (В ТРИЗ, как и в диалектике, понятие ПРОТИВОРЕЧИЕ является одним из важнейших. Кроме того, этот термин имеет несколько значений, поэтому поговорим о противоречиях подробнее, без четкого понимания противоречия невозможно освоить "тризовское мышление противоречиями".), укажите вредную функцию

· Сформулируйте Идеальное конечное решение (ИКР) (В 50-е годы он предложил до решения задачи сформулировать самый желанный ответ, пусть даже и невыполнимый, и назвал его ИКР - Идеальное Конечное Решение.) и ответьте на вопрос: "Что мешает получить ИКР?" (Это очень сильный ход).

· Определите, какие основные части участвуют в задаче (составьте МОДЕЛЬ задачи),

· Поищите РЕСУРС (возможности для решения) в каждой из этих частей, необходимый для получения ИКР и разрешения противоречия,

· Используйте ПРИЁМЫ для разрешения противоречия,

· Получите НЕСКОЛЬКО решений.

4. Определите СИЛУ и НРАВСТВЕННОСТЬ полученных решений и выберите наилучшее решение для данных конкретных условий по заданным критериям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...