Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акционерные общества и особенности их функционирования

ТЕМА 5. ФИРМА

1. Фирма в рыночной экономике

2. Виды фирм

3. Акционерные общества и особенности их функционирования

 

Фирма в рыночной экономике

Начиная с этой темы, мы приступаем к изучению вопросов, связанных с производством. В любой экономической системе производство осуществляется множеством предприятий. В условиях рынка предприятие (фирма) – первичный, самостоятельный субъект экономической деятельности.

Чтобы что-либо производить, нужны ресурсы. Ресурсы принадлежат людям. Одни люди владеют своим трудом, другим принадлежат средства производства (капитал), в собственности третьих находятся природные ресурсы, четвертые обладают даром предпринимательства. Люди объединяют свои ресурсы в рамках единой фирмы для совместной производственной деятельности. Предприятие (фирма) – это институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев факторов производства.

Здесь возникает вопрос, зачем вообще нужны фирмы, объединяющие ресурсы, принадлежащие многим людям. Вопрос далеко не так наивен, как может показаться на первый взгляд. Впервые поставил этот вопрос и ответил на него в 1937 г. американский экономист Р. Коуз, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии.

В рыночной экономике координация взаимосвязей между фирмами осуществляется рынком посредством добровольных соглашений продавцов и покупателей на основе механизма спроса и предложения. Еще А. Смит показал (тема 2, п. 1), что рынок заставляет отдельных экономических агентов действовать в интересах общего благосостояния. Но если механизм рыночных взаимосвязей столь эффективен, то почему экономика не может существовать в виде «сплошного» рынка, где каждый человек представлял бы собой мини-фирму? Например, работник машиностроительного завода, осуществляет некоторую операцию на конвейере. Но почему он не может стать отдельной самостоятельной фирмой, покупающей заготовку у своего соседа по конвейеру (или у кого угодно на стороне), оплачивающей услуги инженеров-консультантов и после завершения операции продающей продукт следующему работнику-фирме?

Р. Коуз объяснил, что рыночная координация обходится обществу не бесплатно, но требует определенных трансакционных затрат – затрат, связанных с осуществлением рыночных сделок. В их состав входят:

а) затраты по поиску информации о поставщиках и покупателях, товарах, ценах и т.д.;

б) затраты по ведению переговоров и заключению контрактов;

в) затраты по контролю за соблюдением контрактов и их юридической защите.

Очевидно, что в экономике, где каждый работающий составляет отдельную фирму, бремя трансакционных затрат будет непомерно велико из-за огромного числа микросделок: любое продвижение продукта от одного производителя к другому придется сопровождать переговорами о цене, количестве и качестве, заключением контракта и т.д.

Для сокращения трансакционных затрат и возникают фирмы, объединяющие многих работников, владельцев капитала и природных ресурсов. Разумеется, при найме работника с ним заключается трудовой контракт на основе рыночных отношений. Однако, внутри фирмы координация взаимосвязей между входящими в ее состав заводами, цехами, бригадами, отдельными работниками осуществляется не рынком, но администрацией на основе команд и приказов. «Невидимая рука рынка» (А. Смит) здесь заменяется вполне видимой рукой менеджеров.

Таким образом, фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации; административная координация в рамках небольших образований оказывается дешевле. Но трансакционные затраты существуют и внутри фирм. Это затраты, связанные с внутрифирменным планированием, стимулированием и контролем. По мере укрупнения фирмы подобные затраты возрастают, фирма начинает терять управляемость.

Можно вообразить и такую крайность: все народное хозяйство представляет собой одну гигантскую фирму по советскому образцу. Рыночной координации здесь нет вовсе, экономика работает на приказах, спускаемых сверху вниз. Но теперь уже административная координация оказывается дороже рыночной.

Вывод: оптимальный размер фирмы определяется точкой, в которой трансакционные затраты минимальны. Если она не достигнута (фирма слишком мала), то административная координация предпочтительнее рыночной, т.е. несколько фирм целесообразно слить в одну. Если оптимальная точка пройдена – все наоборот.

Разумеется, в каждой отрасли оптимальный размер фирмы в зависимости от конкретных технологических условий будет различным.

 

Виды фирм

То, как фирма будет действовать на рынке, каковы будут ее результаты ее деятельности зависит не только от размеров фирмы (количества используемых ресурсов), но и от того, кто в фирме принимает решения, какие цели преследует и какую ответственность при этом несет. В связи с этим все предприятия в рыночной экономике можно разделить на:

а) частные коммерческие предприятия;

б) частные некоммерческие предприятия;

в) государственные предприятия;

г) смешанные (частно-государственные) предприятия.

Частные коммерческие предприятия (организации) – это фирмы, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Деятельность таких предприятий определяется рынком.

Частные некоммерческие (неприбыльные) предприятия (организации) – предприятия, не преследующие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. Последнее не означает, что такие предприятия вовсе не могут иметь прибыль. Они создаются для удовлетворения каких-либо общественных нужд, а извлечение ими прибыли трактуется законом, не как основная, но как сопутствующая цель. При этом, в отличие от коммерческих фирм, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученную прибыль между своими учредителями. Частными некоммерческими предприятиями являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и т.п. Зачастую в форме таких предприятий действуют образовательные и лечебные учреждения, базы отдыха и т.д.

Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Обычно деятельность таких предприятий определяется политическими решениями, а не рынком.

В рыночной экономике большинство товаров и услуг производится частными коммерческими предприятиями.

Частные коммерческие предприятия могут иметь следующие организационно-правовые формы: индивидуальное предприятие, полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив. Рассмотрим их особенности.

Индивидуальное предприятие создается гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Такой предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое по закону взыскание не может быть обращено.

Полное товарищество – товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом.

Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – товарищество, в котором наряду участниками, занимающимися предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несущими солидарную ответственность по его обязательством своим имуществом, имеется один или несколько вкладчиков (коммандитистов). Последние не занимаются предпринимательской деятельностью и несут риск убытков только в пределах своих вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью – общество, уставный фонд которого разделен на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью – отличается от предыдущего тем, что ответственность участников не ограничивается стоимостью вкладов, но распространяется и на остальное имущество членов общества.

Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Производственный кооператив – это объединение граждан на основе членства для совместного ведения какой-либо хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов.

 

Акционерные общества и особенности их функционирования

Акционерные общества могут быть открытого и закрытого типа. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. Число акционеров открытого АО законом не ограничивается.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на свои акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого АО по закону РФ «Об акционерных обществах» не должно превышать пятидесяти.

Акционеры закрытого АО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами. Однако реализация этого права никак не регулируется законом. На практике уставы ряда обществ предусматривают такую норму: акционер, желающий продать акции, назначает свою «цену предложения», по которой стороннее лицо может их выкупить только в случае отказа других акционеров или самого АО. Если по первоначальной цене акции не продаются, и акционер-продавец снижает цену, то акционеры АО и само общество вновь могут реализовать свое преимущественное право покупки. И т.д., вплоть до заключения сделки.

Минимальный размер имущества АО определяет уставный капитал, который не может быть меньше размера, предусмотренного законом об акционерных обществах. Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров, где все решения принимаются по принципу: одна акция – один голос. Для наблюдения и контроля за деятельностью менеджеров собрание избирает совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть как коллегиальным (правление, дирекция), так и единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров. Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общее собрание избирает ревизионную комиссию.

В России используются четыре модели управления акционерным обществом (схема 5-1):

Схема 5-1. Модели управления АО

Как видим, в третьей и четвертой моделях отсутствует совет директоров (наблюдательный совет). Единоличный исполнительный орган здесь напрямую подчинен общему собранию акционеров, осуществляющему функции совета директоров. Если первая и вторая модели могут применяться во всех АО, то третья и четвертая – только в обществах с числом акционеров (владельцев голосующих акций) менее пятидесяти.

Использование первой модели усиливает позиции председателя совета директоров за счет ослабления влияния единоличного исполнительного органа в лице директора (генерального директора). Дело в том, что директор по закону не может быть председателем совета директоров, а члены коллегиального исполнительного органа не должны составлять в совете директоров большинства.

Напротив, во второй модели коллегиальный исполнительный орган вовсе отсутствует. В результате данная модель не устанавливает каких-либо ограничений на присутствие «команды менеджеров» в совете директоров, что позволяет укрепить в нем влияние исполнительной власти.

Выбор модели управления – весьма важный этап создания АО. Зачастую учредители, не вникая в особенности той или иной модели, теряют возможность влиять на принимаемые обществом решения, даже обладая крупным пакетом акций.

Из всего вышесказанного вытекает ряд особенностей, отличающих АО от других форм организации бизнеса:

- Акционеры являются законными владельцами общества, которым принадлежит вся прибыль. В то же время ответственность акционеров ограничена стоимостью принадлежащих им акций;

- Ограниченная ответственность позволяет акционерному обществу привлекать капитал большого числа лиц, не участвующих в текущем управлении обществом. Таким образом, для акционерного общества характерно отделение собственности от текущего управления. Последнее осуществляется наемными менеджерами;

- Собственность в акционерном обществе легко переходит из рук в руки посредством отчуждения акций.

По названным причинам АО это та форма организации бизнеса, которая позволяет легко и в короткие сроки мобилизовывать значительный капитал. Она в наибольшей степени соответствует крупному производству. Поэтому основная масса продукции в рыночной экономике производится акционерными обществами.

В то же время большое акционерное общество имеет и свои слабые места. Чем крупнее фирма, тем труднее администрации подчинить действия отдельных работников и трудовых коллективов интересам фирмы. Для этого необходима все более сложная система стимулов и контроля. Этой проблемы нет на предприятиях, где сам хозяин является и единственным работником, и любой его промах или успех непосредственно сказывается на его финансовом положении.

Нередко возникают и проблемы во взаимоотношениях между акционерами и наемными менеджерами. Акционеры как собственники фирмы заинтересованы в высокой и стабильной рыночной стоимости своих акций, соответственно в максимизации долгосрочной прибыли. Управляющие же стремятся к росту своей заработной платы и повышению своего престижа на фирме. Поэтому они могут быть заинтересованы в росте объема продаж, раздувании штатов подчиненных в ущерб прибыльности фирмы. Отсюда – проблема контроля собственников над менеджерами.

В странах с развитой рыночной экономикой наилучшим контролером действий менеджеров является рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Если настоящие или потенциальные акционеры считают управление плохим, то одни начинают продавать акции фирмы, а другие отказываются их покупать. В результате цена акций начинает падать, что ведет к ухудшению финансового положения фирмы и обычно выносит приговор неэффективному менеджменту.

Иная картина сложилась на сегодняшний день в России. Здесь положение предприятий пока в значительно меньшей степени зависит от фондового рынка, поскольку акции большинства фирм вообще не являются объектом сделок. С другой стороны, еще очень слаба правовая защищенность частной собственности: действующие законы позволяют менеджерам либо иным лицам лишать собственников их имущества. При этом очень часто конфликт между менеджерами и акционерами является лишь формой проявления противоречий между мажоритарными (т.е. контролирующими фирму) и миноритарными акционерами. Мажоритарные акционеры управляют деятельностью менеджеров или сами являются высшими менеджерами и используют свою власть для присвоения собственности мелких акционеров.

Способами экспроприации собственности как мелких, так, в ряде случаев, и крупных акционеров выступают заключение невыгодных для предприятия сделок с подконтрольными недобросовестным менеджерам фирмами, вывод активов из АО в пользу дочерних фирм, искусственные банкротства вполне жизнеспособных предприятий. Поэтому очень актуальной в нашей стране является сегодня реформа предприятия, призванная обеспечить подлинную защиту инвесторов, содействовать формированию института эффективных собственников.

В этой связи очень остро встал вопрос о совершенствовании корпоративного управления. Нельзя сказать, что это исключительно российская проблема. В частности, серьезным потрясением для мировых фондовых рынков стало объявление о банкротстве компании Enron – крупнейшего в США торговца газом и электроэнергией. К краху энергетического гиганта привели махинации его менеджеров, в результате чего пострадали не только акционеры, но целые сектора экономики – энергетический, банковский, страховой, телекоммуникационный.

В самые последние годы в странах с развитой рыночной экономикой принято множество кодексов по управлению корпорациями. По сути, корпоративное управление представляет собой совокупность правил и механизмов, регулирующих взаимоотношения между акционерами, советом директоров и менеджерами компании. В 1999 г. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию сформулировала основные принципы корпоративного управления. Они просты: справедливое отношение к акционерам, прозрачность деятельности фирмы, подотчетность директоров и менеджмента и их ответственность перед акционерами. При этом под прозрачностью бизнеса понимается своевременное предоставление необходимой информации о деятельности компании, ее финансовом состоянии, способах управления фирмой, мерах по защите прав и интересов ее акционеров и других инвесторов.

Фирмы, честно ведущие себя по отношению к своим акционерам, получают сегодня немалые стратегические преимущества. Так, исследование, проведенное известной консалтинговой фирмой McKinsey, показало, что инвесторы готовы больше платить за акции компаний, характеризующихся прозрачностью управления и ведущих отчетность в соответствии с мировыми стандартами. Размер надбавки колеблется по странам, составляя от 10-15% в Западной Европе и США до 40% в России.

В июле 2002 г. президент США Д. Буш подписал закон о корпоративной ответственности. Согласно этому закону, главы всех компаний, акции которых котируются на биржи, обязаны под присягой заверять финансовые отчеты. При этом директор, отказавшийся поклясться в правильности отчетных данных, может сесть в тюрьму на 5 лет и заплатить штраф в $500 тыс. Если же руководитель будет уличен в сознательном заверении ложной информации, срок лишения свободы возрастает до 10 лет, а штраф – до $1 млн.

В нашей стране еще в 90-е годы прошлого века почти не говорилось о корпоративном управлении. Сегодня эта проблема постепенно выходит на передний план.

В апреле 2002 г. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг представила Кодекс корпоративного поведения для отечественных акционерных обществ. Кодекс содержит набор правил, которых рекомендуется придерживаться крупным акционерным обществам, состоящим из более чем тысячи акционеров. В этом объемном документе прописаны основные принципы управления и ключевые моменты деятельности АО – правила проведения собраний акционеров, права и обязанности совета директоров, правила предоставления информации и т.д. При этом приняты поправки в Уголовный кодекс РФ, которые ввели ответственность руководителей предприятий за предоставление акционерам и другим инвесторам недостоверной информации.

В марте 2003 г. создан Национальный совет по корпоративному управлению. Он призван заниматься анализом ситуации с корпоративным управлением, совершенствованием соответствующего законодательства, его применением на практике, составлением рейтингов качества корпоративного управления.

В настоящее время повышением качества корпоративного управления для достижения его большей прозрачности занимается ограниченное число российских фирм, в основном наиболее крупные и известные. Но и они не безгрешны. Так, по оценке международного агентства Standart & Poor’s, обследовавшего в 2002 г. 42 ведущие российские компании, средний уровень раскрытия информации составил в нашем бизнесе 34%. Иными словами, руководители фирм предоставляют акционерам лишь треть необходимой им информации. Это существенно ниже, чем в ведущих компаниях развивающихся стран Азии, не говоря уже о японских, американских и европейских фирмах.

Тем не менее, положительные сдвиги здесь налицо: уровни менеджмента, финансового планирования и т.п. значительно выросли в последние годы. Улучшается и отношение менеджеров к инвесторам: открытость управления входит в моду. Процесс этот, однако, весьма противоречив. Для большинства российских компаний информационная прозрачность остается модной игрой, прикрывающей дезинформацию как инвесторов, так и общества. Тем не менее, для ряда бизнесменов открытая информационная политика становится необходимым условием привлечения новых акционеров, особенно – иностранных, соответственно – средством повышения рыночной стоимости принадлежащих им фирм.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...