Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации.




Первый вопрос “От романской к готической архитектуре” изучается с использованием иллюстративного материала. Предполагается обсуждение в аудитории предпосылок смены художественных стилей на примере гражданской и церковной архитектуры.

Второй вопрос “Типы замков: замок на скалах и рандхаузбург” предполагает анализ, какие замки на иллюстрациях относятся к одному из двух названных видов, а также выяснение, какие замки возведены в романском, а какие в готическом стиле. Уточняются также особенности оборонительных сооружений и внутреннего устройства замков с использованием иллюстраций в книге А.К. Иванова. “Средневековый замок и его обитатели” (в сборнике его работ: “Многоликое Средневековье”. М., 1996).

Третий вопрос “Замки Германии, Франции, Англии, Чехии, Венгрии, Польши” изучается в ходе кратких сообщений студентов о замках в Западной и Восточной Европе (по выбору стран). Используются иллюстрации из книг и альбомов, в частности, “Burgen und Schlösser. Б.м.: Б.и., б.г.”

Четвертый вопрос “Повседневная жизнь обитателей средневековых замков ” изучается на основе текстов из документов и иллюстраций в книге К.А. Иванова “Средневековый замок и его обитатели” и чтения отрывка из рыцарского устава по “хрестоматии” Г.В Гриненко.

В конце занятия совместно делаются выводы по изученной теме.

Наглядные пособия

1. Английский рыцарь. С надгробного памятника из собора в Солсбери. ХIII в.; Польский рыцарь. Изображение на печати. ХIII–ХIV вв.; Собор в Саламанке. ХII в.; Собор во Фрейбурге. ХIII в.; Кентерберийский собор. ХI–ХV вв.; Внутренний вид Амьенского собора. ХIII в.; Собор в Лунде. ХII в. (Швеция); итальянский средневековый замок в Кастель дель Монте (Апулия). ХII в. Иллюстрации см.: Всемирная история в 10 т. Т. III. М., 1957. С. 365, 434, 408, 385, 355, 198, 395.

2. Ворота. Донжон. Замковая стена. Осада. Посвящение в рыцари на поле битвы. См.: Иванов К.А. Средневековый замок и его обитатели. [2-е изд.] // Иванов К.А. Многоликое средневековье. М., 1996. С.15, 18, 22, 30, 109.

3. Часть кольчуги, которая хорошо иллюстрирует процесс изготовления // Норман А.В. Средневековый воин: Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов. М., 2008. С. 13.

4. Burgen und Schlösser. Б.м.: Б.и., б.г.: С. 46 (доспехи, предметы быта), Бернбург, ХII–ХVIII вв.(С. 66–69;); Шверин, с ХIV в. (С. 109–112).

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности романской архитектуры?

2. Почему она получила такое название?

3. Назовите наиболее известные памятники романской архитектуры

4. Каковы особенности готической архитектуры?

5. Почему она получила такое название?

6. Назовите наиболее известные памятники романской архитектуры

7. Когда началось строительство каменных замков в разных странах?

8. Какую роль играл замок в жизни средневекового общества?

9. Какие были типы каменных замков?

10. Какие факторы оказывали влияние на архитектуру замков?

11. Какие постройки входили в ансамбль замка?

12. Какие приспособления использовались для защиты и штурма замка?

13. В каких странах сохранилось больше всего замков?

14. Какие обстоятельства влияли на региональные особенности замковой архитектуры?

15. Как проводил свой день владелец замка и его слуги?

Литература

1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

2. Иванов А.К. Средневековый замок и его обитатели // Иванов А.К.. Многоликое Средневековье. М., 1994.

3. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

4. Норман А.В. Средневековый воин: Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов. М., 2008.

5. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. М., 1987.

6. Руа Ж.Ж. История рыцарства. М., 1996.

7. (Малая история искусств).

8. Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в ХIV и ХV веках во Франции и Нидерландах. М, 1988.

9. Шпаковский В.О. Рыцари средневековья. М., 1997.

Занятие № 7.

Тема: Человек как венец творения в эстетике и живописи эпохи Возрождения в Западной Европе

Время 2 часа.

Учебная цель: Конкретизировать у учащихся представления об основных этапах, особенностях и значении культуры и искусства эпохи Возрождения, об изменении средневекового представления о человеке как “сосуде греха” на убеждение в том, что человек является “венцом природы”. Занятие дополняет тему лекции22 раздела 5.

Учебные вопросы занятия

1. Человек как “венец творения”: Этика и эстетика эпохи Возрождения о достоинстве человека.

2. Леонардо да Винчи: живопись и трактаты.

3. “Афинская школа” – школа Рафаэля: проблемы диалога культур.

4. Микеланджело: творчество и судьба.

Тематика сообщений студентов

1. Леонардо да Винчи как художник.

2. Микеланджело как художник.

3. Микеланджело как скульптор.

4. Мадонны кисти Рафаэля.

Методические рекомендации

По первому вопросу “ Человек как "венец творения": Этика и эстетика эпохи Возрождения о достоинстве человека ” изучение строится на изучении текстов Джаноццо Манетти. “О достоинстве и превосходстве человека”, “Город солнца” Кампанеллы и “Декамерона” Джованни Боккаччо (Тексты см.: Гриненко Г.В. Указ соч.). Необходимо показать изменение представлений о человеке как о “сосуде греха” в средние века к представлению о нем как о “венце творения”. Чтение текстов сопровождается беседой о развитии литературы в эпоху Возрождения.

По второму вопросу “Леонардо да Винчи: живопись и трактаты” заслушивается сообщение студента “Леонардо да Винчи как художник”, после чего анализируются иллюстрации в соответствии с нижеприведенными вопросами. Необходимо обосновать выводы о Леонардо да Винчи как родоначальнике Высокого Возрождения, живописце, скульптор, архитектор, ученом, инженере.

По третьему вопросу “Афинская школа” – школа Рафаэля: проблемы диалога культур” после краткого сообщения студента “Мадонны кисти Рафаэля” в ходе беседы уточняются особенности творчества итальянских художников – Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти, Джорджоне, Тициана. Рассматривается значение творчества Рафаэля и анализируются иллюстрации с произведений Рафаэля.

По четвертому вопросу “ Микеланджело: творчество и судьба ” после сообщений студентов “Микеланджело как художник” и “Микеланджело как скульптор” обсудить вопросы, проиллюстрировав их репродукциями с произведений автора.

В конце занятия совместно делаются выводы по изученной теме.

Наглядные пособия

1. [Боттичелли] Кустодиева Т.К. Сандро Боттичелли. Л., 1971.

2. [ Леонардо да Винчи ]. Живописные произведения и графика Леонардо да Винчи: Леонардо в 29 лет. Предположительно, автопортрет с полотна “Поклонение волхвов” (молодой человек, стоящий справа. 1481–1482; Галерея Уффици, Флоренция); “Портрет Джиневры де Бенчи”, 1476–1478, Фонд Алисы Меллон Брюс); “Мадонна Бенуа”. 178–1482, ГЭ); “Мадонна в скалах” (1483–1485, Лувр); “Дама с горностаем” (“Портрет Чечилии Галлерани” – любовницы Л. Сфорцы; 1488–1490, Коллекция Чарторыйских в Народном музее Кракова); “Тайная вечеря” (1494–1497, церковь Санта Мария деле Грация в Милане; техническая проработка реверсивного подъёмника Брунеллески, выполненная Леонардо (1478, чертеж – человек, спускающийся на парашюте (1485); Атлантический кодекс, Амвросианская библиотека, Милан); “Обиталище души”. Эскиз человеческого черепа сбоку с измерениями, позволяющими определить местонахождение sensus cimmunus”, 1489; Королевская библиотека, Виндзорский замок; анатомическое вскрытие плеча и плеч (1508–1509, Виндзор); лист эмбриологических этюдов (1510, Королевская библиотека, Виндзорский замок); “Загадка создания” – эскиз плода в утробе (фрагмент; 1510–1512, Королевская библиотека, Виндзорский замок).

3. Другие художники: Неизвестный художник. “Обнаженная Джоконда”, начало ХVI в., ГЭ.) // Никол Ч. Леонардо да Винчи. Полет разума. Пер. с англ. М., 2006.

4. Микеланджело Буонарроти. Репродукции живописных работ: картон “Битва при Кашине” (1504–1506), роспись свода и люнетов Сикстинской капеллы в Ватикане (1508–1512), алтарной стены: “Страшный суд” (1536–1541) Репродукции скульптурных произведений: “Давид” (1501–1504), “Моисей” (1515–1516).

5. Рафаэль / Пер. с ит. Э.И. Иотылевой. М., 2003. См.: репродукции работ: “Мадонна Конестабиле” (ок. 1500–502), росписей станц (комнат) Ватикана (1509–1517), “Сикстинская мадонна”1515–1519), росписей виллы Фарнезина (1514–1518) и лоджий Ватикана (1519). Идеальный образ человека Возрождения – “Б. Касталионе” (1515). [Веласкес] Экардт, Гётц. Диего Веласкес. [Альбом] Берлин, 1985.

6. [ Тициан ] Бергерхоф, Ренате. Тициан. [Альбом] Берлин, 1985.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие черты и пороки общества критикуются в произведениях гуманистов?

2. Каким изображается человек в произведениях гуманистов?

3. Что можно сказать об отношениях людей (представителей разных сословий, мужчин и женщин) в произведениях гуманистов?

4. Какое идеальное общество представляется гуманистам?

5. Сюжеты произведений Леонардо да Винчи?

6. Идеал красоты человека у Леонардо да Винчи?

7. Какие произведения Леонардо да Винчи находятся в ГЭ?

8. Какой идеал человека у Рафаэля?

9. Архитектурные проекты Рафаэля?

10. В чем значение Микеланджело в культуре и искусстве Возрождения?

Литература

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995.

3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

4. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. 4-е изд. М., 2003.

5. Никол Ч. Леонардо да Винчи. Полет разума. Пер. с англ. М., 2006.

6. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М., 1976.

7. Фукс, Эдуард. Иллюстрированная история нравов. Пер. с нем. В 3 т. М.:, 1996. – Т. 1. Век Ренессанса.

 

Занятие № 8.

Тема: Региональные особенности культуры Возрождения

Время 2 часа.

 

Учебная цель: Выработать у учащихся общих представления о региональных особенностях культуры Возрождения: “Северного Возрождения” (Голландии, Фландрии, Германии, Англии), Франции, Испании, вкладе народов разных стран в развитие мировой культуры и искусства. Занятие дополняет тему лекции 22 раздела 5.

Учебные вопросы занятия

1. “Северное Возрождение” в Германии. Живопись и графика: Альбрехт Дюрер, Кранах Старший, Гольбейн Младший.

2. “Северное Возрождение” в Нидерландах. Живопись: Ян Ван Эйк, Босх, Питер Брейгель Старший.

3 Возрождение во Франции: Литература и скульптура.

4. “Золотой век” испанской живописи: Эль Греко, Веласкес, Мурильо.

Тематика сообщений студентов

1. Трактат Альбрехта Дюрера “Четыре книги о пропорциях человека” и его графика.

2. Творчество Хиеронимуса Босха.

3. Скульптор и архитектор Жан Гужон.

4. Творчество Эль Греко (Доменико Теотокопули).

5. Живопись Диего де Сильвы Веласкеса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...