Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итоговой формой отчетности является прохождение аттестационного тестирования (экзамен)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры социальной психологии Протокол № 2 «20» сентября 2012г. Зав. кафедрой В.А. Лабунская УТВЕРЖДАЮ Декан факультета психологии П.Н. Ермаков Протокол № 2 заседания Ученого совета факультета психологии «27» сентября 2012г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины «Этнопсихология»

По специальности (030300) ПСИХОЛОГИЯ

(специалитет)

Составитель: кандидат психологических наук, доцент

Кафедры социальной психологии Г. В. Сериков

Ростов-на-Дону

 

 

I. Пояснительная записка.

Спецкурс «Этнопсихология» предназначен для психологов старших курсов. Его введение в программу подготовки психологов обусловлено осознанием важности этнопсихологических знаний на современном этапе развития полиэтнического российского общества в мировом мультикультурном пространстве, что ставит задачи повышения уровня подготовки специалистов к практической психологической деятельности. Спецкурс состоит из 39 часов практических работ, 61 часа самостоятельной работы.

Цель спецкурса: ознакомить студентов-психологов с основными понятиями, разделами и проблемами этнопсихологии, подготовить их к профессиональной деятельности в условиях интенсификации межэтнического взаимодействия

Задачи спецкурса:

1. Освоение студентами основных понятий этнопсихологии.

2. «Вхождение» в проблемное поле данной науки с учетом ее исторического развития и современного состояния.

2. Формирование «этнопсихологического мышления», с учетом всех противоречивых тенденций и сложностей методологии данной науки.

3. Ознакомление с современными достижениями в области этнопсихологии, теориями ведущих научных школ.

4. Формирование научного мировоззрения будущих психологов на основе междисциплинарного подхода, знакомства с концепциями смежных дисциплин (этнография, социология, историко-культурные исследования)

5. Формирование толерантности к представителям других культур и народов,

6.Осознание и устранение собственных предубеждений и негативных стереотипов.

7. Ознакомление с современными методами подготовки к межкультурному взаимодействию.

8. Ознакомление с основными методами изучения этнических стереотипов, предубеждений и этнической идентичности.

9. Развитие навыков этнопсихологического анализа явлений, связанных с миграционными процессами, этнической напряженностью, современными тенденциями развития этносов.

10. Обучение работе с конкретными методиками, используемыми в этнопсихологических исследованиях.

 

Место курса в образовательной программе специальности «Психология» и специализации «Социальная психология:

Спецкурс предназначен для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии. В нем реализован подход к этнопсихологии как интегративной, междисциплинарной области знания, рассмотрены базовые принципы мировой этнопсихологии, основные идеи различных психологических и культурантропологических школ и течений. В связи с этим, спецкурс строится с опорой на следующие курсы: культурология, философия, политология, социология, конфликтология, социальная психология, психология личности, психология общения. В свою очередь, он соотносится с другими спецкурсами, в ходе изучения которых рассматриваются отдельные проблемы этнопсихологии.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате проработки материалов спецкурса студенты должны:

–знать основные понятия этнопсихологии, историю формирования и логику развития данной науки, познакомиться с ее теоретическими подходами и практическими методами работы, позволяющими диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции межэтнические отношения;

–овладеть системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в мультикультурном российском обществе и позволяющих избежать ошибок в будущей профессиональной деятельности;

– выработать профессиональное отношение к сложным процессам, происходящим в современном полиэтническом обществе;

-сформировать умение применять психологический инструментарий к объектам этнопсихологических исследований.

В процессе освоения содержания спецкурса студенты отвечают на задания рубежных (промежуточных) тестов, пишут самостоятельные работы, рефераты.

Компетенции, развиваемые в рамках дисциплины:

· знание основных методологических и концептуально значимых понятий этнопсихологии науки на различных этапах ее становления

· умение сопоставлять психологические теории прошлого и современной ситуации в этнопсихологии на основе анализа исторических предпосылок ее развития

· понимание теоретико-методологических оснований формирования корпуса этнопсихологических знаний

· повышение методической оснащенности - знание основных методов изучения этнической идентичности, этностереотипов и предубеждений

· овладение умением создавать методики, приближенные к этнопсихологической реальности

· навыки анализа проблем, связанных с этническими стереотипами и предрассудками

· повышение общей этнокультурной компетенции, позволяющей осуществлять эффективный межэтнический диалог

Итоговой формой отчетности является прохождение аттестационного тестирования (экзамен)

 

II.Учебно-тематический план спецкурса «Этнопсихология»

 

№ модулей Наименование модулей и тем Всего час Аудиторные занятия Аудиторные занятия Самостоят. работа
Лекции Практические
  МОДУЛЬ 1. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ          
  Тема 1.1.Этнический парадокс современности.        
  Тема 1.2.Этнопсихология как междисциплинарная область знаний        
  МОДУЛЬ 2. История становления и развития этнопсихологии        
  Тема 2.1. Зарождение и развитие этнопсихологических знаний        
  Тема 2.2. Этнопсихологические исследования и теоретические подходы к созданию этнопсихологии в России          
  Тема 2.3. Г.Г. Шпет о необходимости создания этнической психологии России.          
  Тема 2.4. Этнопсихологическое исследование А.Р. Лурия в Узбекистане.        
  Тема 2.5. Развитие этнопсихологических идей на Западе в XX в.        
  Тема 2.6. Проникновение идей З. Фрейда в культурную Антропологию.        
  Тема 2.7. Психологическая антропология        
  Тема 2.8. Сравнительно-культурные исследования        
  Тема 2.9. Основные направления этнопсихологических исследований.        
  Тема 2.10. Исследования социализации        
  МОДУЛЬ 3. Этнопсихологические проблемы исследования личличности, межкультурноЙ коммуникации и поведения        
  Тема 3.1. Этнопсихологические исследования личностных черт        
  Тема 3.2. Особенности межличностной коммуникации и культура.        
  Тема 3.3. Сравнительные исследования детерминант социального поведения в различных культурах.        
  Тема 3.4. Исследования ценностей, интеллекта, отношения ко времени        
  Тема 3.5. Социальная и этническая идентичность. Закономерности формирования и развития этнической идентичности        
  МОДУЛЬ 4. Социально-психологические особенности межэтнических отношений        
  Тема 4.1.Межгрупповые и межличностные отношения, их психологические детерминанты        
  Тема 4.2.Этническая напряженность и этнические конфликты        
  Тема 4.3.Проблемы межкультурной адаптации        
  Тема 4.4.Методы этнопсихологического исследования.        
  Итого        

Календарно-тематический план дисциплины

Календарно тематический план дисциплины охватывает 13 недель 8 семестра

Лекции и семинарские занятия распределяются по неделям следующим образом

№ недели №№ тем (включая лекции, практические занятия и самостоятельную работу)
  Темы 1.1, 1.2, 2.1
  Темы 2.2, 2.3, 2.4
  Темы 2.4, 2.5
  Темы 2.5, 2.6, 2.7
  Темы 2.7, 2.8
  Темы 2.9, 2.1
  Тема 3.1
  Тема 3.2, 3.3
  Темы 3.3, 3.4
  Тема 3.5, 4.1
  Темы 4.1, 4.2
  Темы 4.2, 4.3
  Тема 4.3, 4.4
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...