Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития классно-урочной формы обучения.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗАВАНИЯ

«Тюменский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра дефектологии возрастной физиологии

 

Контрольная работа по

дисциплине Педагогика

на темуКлассно-урочная система, её достоинства и ограничения.

 

Выполнил студент

Группы 29 СдО 165-2, ОФО

Направления: Специальное

(дефектологическое) образование

Щепелин Антон Анатольевич

Проверила:

Болтунова Л. М.

 

 

Тюмень, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………….. 3 стр.

Глава 1. Классно-урочная система обучения…………………………………………... 3 стр.

1.1.Основные организационные системы обучения……...…............................. 3 стр.

1.2. Развитие классно-урочной системы обучения…………………………….. 4 стр.

1.3. Отличительные особенности классно-урочной системы обучения……… 6 стр.

Глава 2. Достоинства и ограничения классно-урочной системы в современных условиях………………………………………………………………………………….. 7 стр.

Заключение……………………………………….……………………………………… 11 стр. Литература……………………..………………………………………………………… 13 стр.

 

 

Введение
Классно-урочная система – традиционный метод обучения в настоящее время. Она служит всему миру вот уже четыре столетия (еще с XVII века) и не утеряла своей актуальности. Ян Амос Коменский – великий чешский педагог и мыслитель XVII века в своем теоретическом труде «Великая дидактика» описал основы и принципы, которые кардинально изменили взгляды на образование. Являясь одной из форм организации учебного процесса классно-урочная система представляет собой формирование из групп учащихся классов, которые сохраняют свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), и где ведущей формой проведения занятий является урок, проводимый по специально разработанным методикам.
Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении многих лет. И не смотря на то, что ее основные положения были разработаны весьма тщательно, в практику работы школ она входила медленно. На протяжении истории становления данной системы многие ученые занимались ее подробным изучением, вследствие чего были выделены определенные недостатки. Начались поиски организационного оформления педагогического процесса, которое заменило бы классно-урочную систему. Они происходили в различных направлениях, и преимущественно были связаны с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом. Тот факт, что данная система с момента возникновения практически не изменилась в своей основе, вызывает у некоторых ученых мнение, что она уже устарела, что она ориентирована на среднего ученика, создает трудности для слабых и задерживает развитие способностей у более сильных.

В условиях реформирования процесса образования наблюдаются изменения в организации учебного процесса. Самой распространенной формой обучения является классно-урочная форма обучения. Поэтому изучение классно-урочной системы обуения является актуальным.

Цель работы: изучение особенностей классно-урочной системы обучения.

Задачи работы:

1. Рассмотреть основные системы обучения в педагогической науке;

2. Познакомиться с развитием классно-урочной системы обучения;
3. Изучить основные особенности классно-урочной системы обучения;
4. Выявить достоинства и ограничения классно-урочной системы обучения.

Глава 1. Классно-урочная система обучения

Основные организационные системы обучения.

В истории педагогики и образования наибольшую известность получили три основные организационные системы обучения, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учащихся, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебным процессом со стороны учителя: индивидуальная, классно-урочная и лекционно-семинарская системы [12, 306].
Система индивидуального обучения сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально.
По мере развития научного знания и расширения доступа к образованию большего круга людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую [12, 307].
. Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10-15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание, и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не освоит науку, ремесло или искусство. Содержание образования было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Учитель редко собирал всех учеников группы для коллективных бесед, наставлений или заучивания священных писаний и стихотворений.
В средние века в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно-урочная система [12, 307].

История развития классно-урочной формы обучения.

Развитие на рубеже XVI–XVII вв. машинного производства, торговли, культуры (эпоха Возрождения) породило потребность в массовом обучении, хотя бы элементарном. Возникает возможность подбирать в группы детей примерно одинакового возраста, так как увеличивается численность учащихся. Это порождает необходимость создания наиболее совершенной организационной системы образования. Такую систему, названную классно-урочной, создал в XVII в. Я. А. Коменский и описал в своей книге «Великая дидактика». Я. А. Коменский поделил учащихся на особые группы (классы), ввел в школах учебный год, а также разделил учебный день на одинаковые промежутки времени, названные им уроками. Такие уроки чередовались с переменами. С методической стороны все уроки выстраивались достаточно четко, представляли собой условно законченное целое. Структурно урок делился на несколько частей: начало, когда учитель при помощи вопросов побуждал учащихся восстанавливать в памяти и устно излагать пройденное раннее; продолжение, в течение которого учитель пояснял новый материал; завершение, во время которого учащиеся закрепляли только что пройденный материал и выполняли задания.

В XVII в. классно-урочная система получила признание и в XIX в. стала ведущей системой организации школьного обучения во многих странах. В школах России классно-урочная система начала широко применяться в последней четверти XVIII в.; изданное в 1783 «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи» утверждало классно-урочную систему как основную систему организации обучения в русских народных школах.

Своё дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила в работах русского педагога К. Д. Ушинского. Он научно доказывал ее достоинства и разработал стройную концепцию урока, в особенности его типологию и организационное строение. К.Д.Ушинский в любом уроке выделял три преемственно связанные друг с другом части. Первая часть урока была ориентирована на воплощение сознательного перехода от уже пройденного к новому и выработку у учащихся мотивов и целей на интенсивное восприятие нового материала. По суждению К.Д. Ушинского, данная часть урока является необходимым ключом, как бы дверью урока. Вторая часть является определяющей, центральной долею урока, и ориентирована на решение основной задачи. Третья часть направлена на укрепление знаний и умений и подведение результатов проведенной работы [12, 682 ].

Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А.Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся [12, 682 ].

Классно-урочная система получила широкое распространение во всех государствах и остается неизменной, в своих главных чертах, на протяжении уже более трехсот лет.

Однако в конце XIX века, в связи с распространением догматизма и схоластики в преподавании, низким качеством обучения, она стала подвергаться критике. Поиски новых организационных форм обучения, которые заменили бы классно-урочную систему, были связаны преимущественно с проблемами количественного охвата обучающихся и управления учебным процессом.

В условиях российской школы классно-урочная система обеспечивает четкость организации учебной работы, относительно непрерывное педагогическое руководство учащимися, их продуктивную познавательную деятельность, сохраняет личностные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися и способствует созданию ученического коллектива, который становится эффективным инструментом не только обучения, но и воспитания учащихся. В старших классах школ классно-урочная система применяется в сочетании с элементами лекционно-семинарской системы [5, 112].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...