Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речи детей раннего возраста




Оглавление

  Введение ……………………………………………………………….  
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………………………  
  1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме повышения педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста ………………………………………….  
  1.2 Особенности развития речи детей раннего возраста…………….  
  1.3 Организационно-педагогические условия повышения педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста……………………………………………………………… Вывод по главе 1………………………………………………….  
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА …………………..  
  2.1 Задачи и содержание констатирующего этапа исследования.  
  2.2 Реализация организованно–педагогических условий ДОУ.  
  2.3 Результаты экспериментальной работы и их интерпретация. (Или сравнительный анализ результатов экспертной работы) Вывод по главе 2 ………………………………………………….. Заключение ……………………………………………………….. Библейский список …………………………………………………… (Указать страницы)  

Введение

 

В настоящее время среди большинства родительской общественности отмечается понимание той определяющей роли, какую играет семья в развитии ребенка, в становлении его личности, в формировании его представлений обо всех явлениях действительности, а значит и ценностных установок на всю дальнейшую жизнь. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, подтверждает, что педагогическому просвещению родителей должно уделяться должное внимание, так как педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Возникает не только образовательный, но и социальный запрос на психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей в области взаимодействия с семьей, помощи семье в вопросах развития детей раннего возраста. В ходе динамично развивающихся социально-экономических преобразований, выпавших на поколение родителей детей раннего возраста, проявляется их педагогическая некомпетентность, воспитательная несостоятельность. В законе «Об образовании» РФ зафиксировано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Таким образом, педагогическое просвещение родителей находится в зоне повышенного внимания педагогической общественности. Поэтапно организуется взаимодействие, партнерство педагогов и родителей с целью вооружить семью эффективными приемами воспитания и развития детей.

Учитывая актуальность рассматриваемых вопросов формулировалась тема исследования: «Повышение педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия повышения педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Объект исследования – процесс повышения педагогической грамотности родителей в области развития речи детей раннего возраста.

Предмет исследования – организационно-педагогические условия повышения педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: повышение педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста будет более эффективным, если реализовать следующие организационно-педагогические условия:

- повысить уровень педагогической грамотности родителей в области развития речи детей раннего возраста;

- вовлечь родителей в реализацию задач по развитию речи детей раннего возраста, обозначенных в образовательной программе ДОО;

- обогатить предметно-развивающую среду группы игрушками, развивающими мелкую моторику руки ребёнка раннего возраста.

В соответствии с намеченной целью и для проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме повышения педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста.

2. Выявить организационно-педагогические условия формирования педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста.

3. Определить критерии проверки гипотезы.

4. Разработать методические рекомендации по повышению педагогической грамотности родителей.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, тестирование, наблюдение, опрос, методы математической обработки данных. (могут придраться, она спросила, будут они или нет)

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы, исследование изложено на (указать)……, содержит 3 таблицы,1 рисунок.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

Повышения педагогической грамотности родителей по развитию

речи детей раннего возраста

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей раннего возраста, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

На современном этапе проблема повышения компетентности и педагогической грамотности родителей, рассматривается исследователями на основе фундаментальных трудов Л.С. Выготского. Роль семьи, а именно педагогическую культуру родителей не обходят вниманием классики зарубежной педагогики. (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталлоци, Я. Корчак).

Педагоги-классики подчеркивают, что народная педагогика обогащает науку о воспитании. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Г.Н. Волков, С.М. Михайлов - Яндуш, Г.Т. Тимофеев, И. Я. Яковлев и др.).

Основой обеспечения физического, психического, социального благополучия детства является готовность и способность родителей и педагогов проявлять квалифицированную заботу об этом. Обратимся к пониманию ведущего понятия исследования в словарях.

Педагогическая грамотность - комплекс знаний, умений и навыков, способность передавать другим освоенные знания и педагогический опыт [Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г.].

Педагогическая грамотность - способность быть посредником между теми, кто создает, хранит и обогащает социально-культурный опыт, и теми, кто нуждается в освоении их достижений. Педагогическая грамотность предполагает знание мотивации субъекта, обусловленной его положением в обществе, понимание особенностей психической деятельности, свойственных возрасту и полу, умение выбрать формы и методы работы, адекватные поставленным целям и задачам. [Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.].

По мнению И.А.Зимней, педагогическая грамотность родителей – это степень владения родителем элементарных навыков взаимодействия с ребёнком, которые включают представление о возрастных особенностях физического, морально-нравственного и эмоционально-психического развития ребёнка. [ И.А Зимняя]

Рассмотрим понятие педагогическая грамотность в логико – историческом аспекте в таблице 1.

Таблица 1 – Понятие педагогической грамотности родителей в логико-историческом аспекте

Годы ФИО Взгляды / теории
1640 г. Я.А.Коменский В центре его интересов стояла проблема переустройства школы, семейное воспитание. Подчеркивал всю важность и необходимость семейного воспитания, создал образ материнской школы.
1930 е гг Л.С.Выготский Педагогическая грамотность родителей, периодизация развития
  Тотас Гордон Раз­работал и приступил к реализации программы обучения родителей
1980-х — 1990-е гг Аллан Фромм "Азбука для родителей". Просвещал родителей, считая это необходимым в педагогике  
1987 г. А.А. Дубровского Разработал программу работы с родителями больного ребенка
1920 –е гг 1960-е гг 1980-е-90 гг А.С. Макаренко Б.Г. Ананьев, В.А. Сухомлинский Э.К. Васильева Теория семейного воспитания, роль родителей в воспитании

 

Годы ФИО Взгляды / теории
1980-е гг 1970-е гг 1990-е гг 1980-е гг Л.П. Алексеева, Д.А. Иванов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А. К. Маркова О педагогической компетентности родителей, включая родителей профессионально-замещающей семьи
1990 е гг И.С. Кон, А. В. Мудрик, М. И. Рожков О семье как приоритетном институте социализации личности
1990-е гг Е.В. Бондаревской, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова   Определены гуманистические основы подготовки специалистов к организации педагогической деятельности с семьей  
вторая половина ХХ века В.Г. Бочарова, Л. Билквист, Б.П. Битинас, А. Вагнер, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, И.Д. Зимняя, А.В. Иващенко, Н.П. Клушина, М. Миллер, А.П. Панова, Е.Н. Сорочинская, А.Ф. Фоменко, А.Г. Фомина, А.В. Шапиро, Н. Юнсон Проблема подготовки социальных педагогов к организации педагогической деятельности с семьей была рассмотрена в ряде отечественных и зарубежных исследований. Что думаю об этом? Как понимают?
1960-ее – 90 е гг Ю.Е. Алешина, Б.И. Антонов, С.И. Голод, С. В. Дармодехин, И. С. Даниленко, И. Д. Демакова, Н. С. Дежникова, А. Г. Ковалев, Т.А. Куликова, М.С. Савина, Б. Спок Профессионально-педагогическое сопровождение семьи и, социализации приёмных детей. Добавить информации

 

Годы ФИО Взгляды / теории
2000-е гг Ю.П. Азаров, Е.А. Аркин, Л.В. Байбародова, И.В. Бестужев-Лада, И.В. Гребенников, С.В. Ковалев, Т.А. Маркова, Н.А. Менчинская, М.И. Рожков, А.Г. Харчев Общие вопросы воспитания детей в семье. Добавить. Что думают? Что понимают?
  Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Б.З. Вульфов, М. Дубовская, Л.И. Уманский Психолого-педагогическое консультирование семьи. Добавить. Что думают? Что понимают?
2000-е гг М.И. Буянов, А. Б. Добрович, В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, И.Я. Медведева, Т.А. Шишова, Х. Фигдор Особенности воспитания и социализации детей в нетрадиционной семье. Добавить. Что думают? Что понимают?

 

Таким образом, уже несколько сотен лет ученые, педагоги, воспитатели обращают внимание и разрабатывают научные теории и программы о значимости семейного воспитания и повышения педагогической грамотности родителей. Исследования большинства из них направлены на приоритетную роль семьи в социализации личности, на форме педагогической компетентности.

Рассмотрим понятие педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей и педагогическая грамотность. Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию; область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений, [? ].

Компетентность — это личные возможности и квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию определенных знаний, навыков; это уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.

Компетенция (от лат. соmреtеге — добиваться, соответствовать, подходить) это:

а) совокупность полномочий (прав и обязанностей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций, Компетенция органов и должностных лиц устанавливается законом, уставом данного органа, а также закрепляется в положениях по отделам и в должностных инструкциях или в иных нормативных актах. Границы компетенции устанавливаются в соответствии с функциями органа управления.

б) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом (Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005).

Еще недавно для успешного родительства было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На этапе развития дошкольного образования актуальной остается проблема психолого-педагогической компетентности родителей. В современном мире прогресс идет огромными темпами и даже для детей предъявляются требования, которые с годами увеличиваются. Поступая в детский сад и в школу, ребенок уже должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками. А это должно быть грамотно удовлетворено со всех сторон, для полноценного развития ребенка как личности. Поэтому семейное образование должно удовлетворять развитию как эмоциональной, так и интеллектуальной сфер.

Компетенция относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводит ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным» [Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. Вып. 4 / Федер. агентство по образованию; Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Рос. акад. образования, Ур. отд-ние, 2006. - 571 с. С. 74. ].

Компетенция формируется в результате осознанной деятельности. Для овладения компетенцией учащийся (родителей, надо наверно)(она сказала убрать везде учащиеся, руководители, соц.педагоги. должен стать субъектом деятельности. Природа компетенций зависит от контекста деятельности - конкретных обстоятельств. Поэтому для формирования каких-либо компетенций необходимы такие условия, в которых проявляются эти компетенции. Компетенция развивается, отталкиваясь от начального уровня.

Компетенция имеет многосторонний, разноплановый и системный характер, она развивается как результат интеграции знаний, умений и навыков. Соотношение понятий компетентность и компетенция большинством авторов определяется следующим образом: компетентность - результат овладения компетенциями; компетентность человека может быть боле или менее высокой, в зависимости от того, сколькими компетенциями он владеет и каков уровень владения ими; компетенция - элемент компетентности, связанный с решением определённой задачи или класса задач; при проектировании компетентности компетенции служат структурными единицами, "кирпичиками", из которых выстраивается компетентность определённой направленности и требуемого уровня; чем сложней ("многозадачней") деятельность, подготовка к которой осуществляется в педагогическом процессе, тем сложней структура компетентности и тем многочисленней и разнообразней компетенции, которыми требуется овладеть.

Педагогическая компетентность в отношении развития речи ребенка раннего возраста - это личные возможности использовать совокупность сведений о специфике воспитания и обучения, взаимодействии с ребенком, развития, особенностях психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии, его возрастных особенностей, о способах, технологиях педагогического воздействия на ребенка с учетом его развития, а так же умений, касающихся постановки задач и организации ситуации; умений, относящихся к применению специальных приемов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия. Кроме того, это способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его образование и способностями ребёнка и игровой, речевой ситуацией.

Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, религиозного, духовного, психологического, биографического и другого происхождения. Рассмотрим педагогическую грамотность родителей. (Определение педагогической грамотности 2-3)

Таким образом, наибольшая доля участия родителей в воспитании детей приходится на период раннего детства, когда ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. На этом этапе активно развиваются психомоторные функции, складываются предпосылки к овладению речью, формируется подражательная способность. Итак, задача родителей - стимулировать все развивающиеся функции. Программа такого взаимодействия разрабатывается совместно с педагогом, психологом, врачом. Она может включать в себя выполнение упражнений различных видов, режимные моменты, игры с детьми дома и на прогулках. По рекомендациям специалистов родители обеспечивают правильное развитие среду дома.

Педагогическая грамотность родителей и педагогические компетенции формируются на основе просвещения. Педагогическое просвещение — одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.), предусматривать ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.

Выделим формы педагогического просвещения рис.1

  Формы педагогического просвещения родителей  
             
Традиционные   Нетрадиционные
             
родительские собрания лекции вечера вопросов и ответов диспуты дни открытых дверей   деловые игры регламентированные дискуссии обмен родительским опытом (в том числе через Сеть)
 
 

 

Рисунок 1 – Формы педагогического просвещения родителей

 

Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий:

- знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения в группе, что более всего ценят в людях и т. п.);

- личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером;

- педагогическая грамотность родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания.

Есть родители, не имеющие возможности пользоваться специальной литературой, не владеющие культурой и тактикой общения с детьми с учётом их психологических возрастных особенностей, мало интересующиеся проблемами развития ребёнка ввиду занятости и недостатка времени. Вследствие этого они не могут объективно оценить создавшуюся неблагоприятную ситуацию, правильно отреагировать и вовремя принять соответствующие меры по своевременному развитию речи детей раннего возраста. Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определится с пониманием существенности педагогической грамотности родителей в определение развитие речи детей.

Таким образом, проблема педагогической грамотности родителей в развитии речи детей раннего возраста достаточно актуальна, тем не менее, в основном научные исследования и методические разработки посвящены тяжелым и средним нарушениям в развитии ребенка, педагогическому просвещению родителей по развитию речи детей раннего возраста не уделено достаточного внимания. Рассмотрим особенности развития речи детей раннего возраста и организационно-педагогические условия повышения педагогической грамотности их родителей в следующем параграфе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...