Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы и структура уроков во вспомогательной школе




В специальном образовательном учреждении используют те же типы и структуры урока, как и в обычных школах, но с учетом особенностей обучающихся детей. Выделяются следующие типы уроков:

1) уроки смешанные или комбинированные. При их проведе­нии сочетаются, комбинируются различные цели и виды учебной работы;

2) уроки изучения нового учебного материала посвящаются главным образом работе над усвоением новых знаний;

3) уроки закрепления изученного материала направлены на орга­низацию повторения и закрепления пройденного материала;

4) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала проводятся в конце изучения темы, раздела;

5) уроки-семинары, уроки-конференции проводятся после изу­чения определенного раздела учебной программы для углуб­ления знаний, обсуждения узловых вопросов;

6) уроки проверки и оценки знаний проводятся после изучения крупных тем, разделов учебной программы для проверки ус­воения материала.

Каждый тип урока имеет свою структуру.

1. Уроки смешанные, или комбинированные. В них обычно имеют место следующие структурные компоненты:

1) организация учащихся для занятий. Суть ее - психологиче­ски настроить учащихся к работе, возбудить у них внима­ние и активное отношение к занятиям;

2) повторительно-обучающая работа по пройденному мате­риалу. Работа над пройденным материалом на уроке, про­верка и оценка знаний учащихся;

3) смысление и усвоение нового материала. Первичное вос­приятие и осмысление нового материала, его последующее, более глубокое осмысление и запоминание;

4) работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике (связана с использованием метода устных, письменных и практических упражнений);

5) задание на дом.

2. Уроки сообщения новых знаний. Уроки-лекции.

1) организация учащихся для занятий;

2) краткий опрос учащихся по пройденному материалу;

3) постановка темы и определение основных целей занятий;

4) изложение новой темы;

5) краткий опрос учащихся по новому материалу;

6) задание на дом.

3. Уроки закрепления изучаемого материала.

1) опрос или фронтальная беседа по пройденному материалу;

2) проведение тренировочных упражнений;

3) небольшая самостоятельная работа.

4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изу­ченного материала.

1) беседа и устный опрос;

2) организация упражнений по углублению практических уме­ний и навыков.

5. Уроки-семинары. Уроки-конференции.

1. Обсуждение вопросов семинара.

6. Уроки проверки и оценки знаний.

1) устный опрос;

2) проведение проверочных работ.

В специальном образовательном учреждении для стимули­рования интереса к учению можно использовать нетрадиционные уроки. Это уроки-конкурсы (КВН, викторины, смотр знаний и др.); уроки-драматизации (спектакль, концерт, утренник и др.); интегрированные уроки; уроки в игровой форме; уроки- путешествия. Все эти уроки также реализуют дидактические раз­вивающие и воспитательные задачи урока.

Литература: 15, 25, 26, 35, 51, 62, 63, 97.

Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к уроку состоит из трех взаимосвязан­ных между собой этапов: диагностики, прогнозирования и пла­нирования (М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, Г.М. Дульнев, В.В. Воронкова) или звеньев (Т.Н. Ильина, И.Г. Еременко): пла­нирования системы уроков и конкретизации этого планирования применительно к каждому уроку. Общепедагогическая подготов­ка предполагает определение всех обстоятельств проведения уро­ка (место урока в общей системе уроков, возможности учащихся, мотивы их деятельности, интеллектуальные способности, харак­тер учебного материала). Прогнозирование и планирование по­зволяют определить объем знаний учащихся, избрать вид и фор­му планирования.

В системе общего и специального коррекционного образо­вания определились два вида планирования - тематическое и поурочное.

Тематический план составляется учителем до начала рабо­ты над темой. Желательно, чтобы в нем нашли отражение все ос­новные составляющие данного вида планирования.

Время урока определяется его структурой, объемом изу­чаемого материала. Последовательность уроков, их содержание определяются учебной программой по конкретному предмету. Цели и задачи уроков вытекают из общедидактической и коррек- ционной направленности процесса обучения. Оборудование уро­ка (таблицы, картины, дидактический материал) подбирается с учетом его содержания, предполагаемой методической работы.

Тематическое планирование является основой для поуроч­ного планирования, которое представляет собой описание урока с учетом его типа, целей и задач. При отборе материала к уроку учитель должен четко знать, каким количеством терминов, поня­тий должны овладеть учащиеся; сам владеть учебным материа­лом; учитывать работоспособность детей; подготовить свое рабо­чее место, учащихся к учебной деятельности.

Важной является подготовка учащихся к выполнению до­машних заданий. В настоящее время подготовка учащихся к уро­кам проводится на самоподготовке, хотя в ряде случаев домаш­нее задание по некоторым предметам можно готовить на уроке. Теоретическое обоснование эта идея пока не получила.

В настоящее время огромная роль отводится воспитателю как организатору выполнения домашних заданий. Воспитатель должен подготовить учащихся к выполнению заданий, устано­вить очередность выполнения конкретных заданий по предметам. Лучше всего начинать самоподготовку с заданий по математике, языку.

Длительность самоподготовки в разных классах-группах неодинакова (1-4-е классы - 35-40 минут; 5-7-е классы - до 1 ча­са; 8-9 классы - до 1,5 часов). В процессе выполнения заданий воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, имеет право провести фронтальное объяснение, но ни в коем случае не дол­жен учить детей вновь. Запись домашнего задания для учащихся младших классов делает учитель, старшеклассники сами записы­вают задания в дневники.

К организации самоподготовки можно привлекать учите­лей-предметников, особенно в старших классах. Тесное сотруд­ничество учителей и воспитателей помогает совершенствовать процесс подготовки домашних заданий. Некоторые школы с про­дленным днем и интернатские учреждения практикуют ведение тетради сотрудничества учителя и воспитателя. Учителя и воспи­татели обсуждают результаты выполнения заданий, особое вни­мание уделяют анализу продуктивности работы по конкретному предмету и в целом. После такого взаимного обсуждения наме­чаются мероприятия, помогающие оптимизировать самоподго­товку.

Литература: 15, 25, 26, 35, 51, 62, 63, 97.

4.9. Методы обучения во вспомогательной школе

Система методов обучения учащихся с интеллектуальной

Недостаточностью

В дидактике методом обучения называют способ упорядо­ченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучае­мых, направленный на решение задач образования. Метод обуче­ния устанавливает способы деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие эффективное усвоение изучаемого материала. Он определяет, как должен идти процесс обучения, какие дейст­вия и в какой последовательности должны выполнять учитель и учащиеся.

Во вспомогательной школе применяются такие же методы обучения, что и в общеобразовательной. В связи с тем, что методы обучения характеризуются многими показателями, невозможно создать их единую классификацию. Поэтому их классифицируют по нескольким основаниям. Ряд ученых - Е.Я. Голаг, Д.О. Лорд- кипанидзе, Е.И. Перовский - отмечали, что значительное влияние на процесс обучения оказывают те источники, из которых уча­щиеся черпают знания. На этой основе они выделяют словесные, наглядные и практические методы обучения.

По характеру учебно-познавательной деятельности учащихся при овладении изучаемым материалом (классификация М.И. Скэт- кинэ, И.Я. Лернера) выделяются методы - объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, час­тично-поисковый, или эвристический, исследовательский.

В основу классификации М.А. Данилова и Б.П. Есилова по­ложены цели и задачи, реализуемые на конкретном этапе обуче­ния. В зависимости от этого все методы подразделяют на методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и на­выков, применения умений на практике, методы проверки и оцен­ки знаний, умений и навыков.

Используя целостный подход при классификации методов, Ю.К. Бабанский выделил три группы методов обучения:

1) организация и осуществление учебно-познавательной дея­тельности;

2) стимулирование и мотивация учебно-познавательной дея­тельности;

3) контроль и самоконтроль за эффективностью учебно- познавательной деятельности.

Так как большое значение для образования и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью имеет трудовая дея­тельность, то для методов обучения на уроках трудового обуче­ния применима своя особая классификация. Из общепринятых классификаций методов обучения на уроках труда во вспомога­тельной школе применяется та классификация, которая характе­ризуется источником получения знаний в зависимости от органов чувств. Методы обучения делятся на три группы:

1) словесные - рассказ, инструкции, беседа;

2) наглядные - демонстрация различных наглядных пособий, трудовых приемов и операций, ТСО;

3) практические - упражнения, самостоятельная работа уча­щихся, лабораторные работы, наблюдения, графические и пись­менные работы.

Но опора на чисто практические действия в отрыве от слова и наглядности приводит к формированию неосознанных действий и появлению стереотипов в трудовой деятельности. Поэтому на уроках ручного труда необходимо такое сочетание познавательных средств, при котором обеспечивается связь между словом, на­глядностью и действием.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что учитель должен знать возможности каждого учащегося, чтобы правильно подготовить его к усвоению нового материала и применить большую или меньшую степень самостоятельности учащегося при этом.

Литература: 15, 25, 26, 35, 51, 62, 63, 97.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...