Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Книга, написанная тренером для тренеров




Уизерс Б.

Управление конфликтом. — СПб.: Питер, 2004. — 174 с.: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»).

В сложных условиях современных производств конфликты и отсутствие взаимопо­нимания неизбежны. Книга Билла Уизерса «Управление конфликтом» поможет тренерам и менеджерам спланировать и провести семинар. В ней содержится большое количество готовых к использованию обучающих материалов. Эта книга заинтересует и тех, кто хочет научиться контролировать и разрешать сложные ситуации и натянутые отношения. Предназначена для тренеров, проводящих занятия и семинары по данной теме, менеджеров по персоналу и руководящих работников.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то

ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© 2002 ШМат Шпегз

18ВМ 0-8144-7092-0 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2004
15ВМ 5-94723-958-2 © Издание на русском языке, оформление

ЗАО Издательский дом «Питер», 2004

 

 

Содержание

Предисловие......................................................................... 7

Благодарность....................................................................... 8

Часть I. Проведение семинаров по навыкам управления конфликтом

Чему посвящена эта книга?................................................ 10

Книга, написанная тренером для тренеров...................... 11

Считайте своих учеников экспертами.............................. 12

Расположение материала: что вы найдете под обложкой?.... 15

Как сделать эту книгу своей настольной книгой............. 17

Программы семинаров по навыкам управления конфликтом... 18

Программа двухдневного семинара................................ 18

Программа однодневного семинара................................ 22

Программа семинара, рассчитанного на полдня.

Практика по посредничеству.............................................. 24

Программа семинара, рассчитанного на полдня.

Осознание конфликта....................................................... 25

Программа семинара, рассчитанного на полдня.

Реакции на конфликт........................................................... 26

Как подготовиться к семинару................................................ 27

Предварительный опросник............................................... 27

Идеальная обстановка для занятий.................................. 27

Как подготовиться самому................................................. 28

Часть П. Руководство для тренера

Введение в семинар................................................................. 34

Цели..................................................................................... 34

1. Осознание............................................................................. 37

Введение и цели................................................................. 37

Цели модуля 1..................................................................... 37

Взгляды............................................................................... 44

Способы познания.............................................................. 47

Другой взгляд...................................................................... 48

Способы обучения……………………………………………………..52

 

Образ жизни..................................................................... 55

Взгляды на конфликт......................................................... 63

Уравнять, увеличить или посмотреть иначе?................... 67

2. Реакция............................................................................... 80

Вступление и цели........................................................... 80

Подведение итогов первого учебного дня........................ 89

3. Действия............................................................................. 93

Обзор первого дня.......................................................... 93

Введение и цели............................................................... 93

Вмешательство в конфликт................................................ 95

Трансформационное посредничество................................ 125

Моя личная стратегия управления конфликтом................. 137

Стратегия поведения в конфликтной ситуации,

предлагаемая нашей группой........................................ 156

Завершение..................................................................... 163

Часть III. Дополнительная информация

Рабочий журнал участника семинара…................................. 168

Приложения......................................................................... 168

Истории............................................................................... 170

Литература ……………………………………………………….......171

 

Предисловие

Конфликты неизбежны.

На работе у людей есть масса поводов для разногласий: плохое снабжение, нехватка времени, недостаток денег, мало работников, теснота.

Есть разные взгляды на одни и те же вещи. Есть разные культуры. Разные потребности. Разные планы. Люди по-разному смотрят на самих себя, на мир и на то, как мы вписываемся в него.

Эта книга не избавит вас от конфликтов на работе, но она поможет вам сделать их менее опасными и облегчит их восприятие, возможно, вы даже извлечете из них полезный опыт. Семинарские занятия, о которых рассказано в этой книге, основаны на идее, суть которой заключается в следующем: когда вы собираете группу взрослых людей и предлагаете им задуматься о конфликте, поговорив о нем в спокойной обстановке, вы тем самым делаете первый шаг, определяя, что каждый из них и вся группа в целом решат делать для того, чтобы конфликт на работе стал для них позитивной силой. Чтобы помочь груп­пе продвинуться в достижении цели, к которой, по ее мнению, ей нужно стремиться, следуйте плану семинарских занятий.

Помощь в овладении новым мышлением, оказанная единовремен­но одному человеку или одной группе, может существенно повлиять на вашу организацию. Когда люди думают и разговаривают о произ­водственных конфликтах, они начинают понимать, что их вызывает, и — что еще важнее, — как они сами вписываются в более общую схе­му производственного конфликта.

Читайте эту книгу, и вы узнаете, как проверить компетентность участников вашего семинара и помочь им приобрести знания, кото­рые могут стать для них единственным в своем роде первым шагом к реальному изменению.

 

 

Благодарность

Эта книга не была бы написана, если бы не моя коллега, Мелони Сзл-ли-Досанму, которая высказала эту идею и познакомила меня с Дже­ки Флинн, редактором в АМАСОМ. Джеки и ее коллега Эрика Спел-ман — прекрасные специалисты своего дела. Они держали в поле сво­его зрения все детали и не давали мне сбиться с пути. Разумеется, все те, кто в течение последних лет вместе со мной участвовали в прове­дении семинаров, внесли свой вклад. Без коллективного обсуждения и проверки идей невозможно создать ничего нового. Некоторые дру­зья и коллеги, которые обучают, пишут и разрабатывают новые под­ходы, позаботились о таком изложении материала, которое позволи­ло бы другим людям воспользоваться им: Джулия Хаурило, Кэрри Кокс, Клаудия Ёрли из Сегтагпе СотиШп§, доктор Джон Мак-Гло-лин, Майкл Рэми Пепе, Карен Мёрдок, Кэти Келлер и Тамра Флеминг. Джулия, Карен и Джон также помогали мне как исследователи. Кеми Д. Льюис отрабатывал вместе со мной на семинарах оконча­тельные версии некоторых упражнений и сделал все для того, чтобы они действительно стали окончательными. Доктор Дженни Вир — мой вдумчивый «резонатор» и «проверка в реальных условиях». Уп­ражнение на планирование действий — результат моей работы и раз­говоров с доктором Джэем Ротманом из АКТА Сгоир. Мои помощни­ки и коллеги из К&В с особым терпением отнеслись к тому, что было в центре моего внимания, когда я работал над этой книгой. Спасибо всем.

 

Часть I

Проведение семинаров по навыкам управления конфликтом

Чему посвящена эта книга?

Эта простая, написанная легким языком книга о том, как помочь людям научиться управлять конфликтами, возникающими на работе. Старая байка о погоде временами приложима и к конфликтам: о них все говорят, но никто ничего не делает. Конфликт неотвратим, как и погода. В то время как одни конфликты вполне прогнозируемы, дру­гие порой возникают, как говорится, на пустом месте. Смысл некото­рых конфликтов становится понятен лишь по прошествии времени. В этой книге описан ряд простых методов, убеждающих в том, что разговор о конфликте на работе приводит к тому, что люди начинают что-то делать в этом направлении.

«Навыки управления конфликтом» — четкое руководство для тре­неров, в котором шаг за шагом описаны упражнения, даны вопросы для дискуссий и истории, разработанные мною за годы работы с груп­пами людей как в сфере бизнеса, так и в некоммерческих организаци­ях. Идея семинарских занятий основана на понимании того, что любая группа взрослых имеет ценный опыт, которым можно воспользо­ваться при обучении навыкам межличностного общения. Эта книга помогает фасилитатору создать для группы самые подходящие условия для обучения, обратившись к оценке ее уникального опыта и к кол­лективной мудрости ее членов.

У каждого есть идеи и мнения о конфликтах и собственный опыт, связанный с ними, но у большинства из нас не было возможности оформить свои знания в виде некой теории, имеющей для нас смысл. Эта книга дает фасилитаторам и их группам возможность превратить их уникальный опыт в план, который можно будет использовать в конкретных производственных условиях. Она обучает методам, кото­рые помогут каждому члену группы задуматься о своем опыте, а всем вместе — прийти к общему выводу относительно того, через что они прошли.

Кроме того, вы сможете поставить своих учеников в ситуацию, ко­торая поможет им проверить теории, освоенные ими к этому време­ни. Если их собственный опыт не будет соответствовать теории, они смогут вернуться назад и либо немного подкорректировать ее, либо вовсе от нее отказаться. Если же в большинстве случаев теория будет «срабатывать», они смогут сохранить ее и создать теории, объясняющие исключения.

Теория полезна, ибо экономит наше время, когда мы что-то переживаем; она помогает нам планировать и прогнозировать, а также понимать происходящее. Без теории каждый опыт остается «сам по се­бе», и нам приходится снова учиться и повторять ошибки. Теория помогает фасилитатору «положить на стол» жизненный опыт каждого члена группы таким образом, что все могут проанализировать его и выявить примеры, из которых вырастет полезная теория.

Разумеется, тренер может искать теории и обучать им свою груп­пу, но ни одна из них не запомнится и не будет использоваться так, как реальный, доморощенный практический способ. Теория — это просто организованный жизненный опыт. Это своего рода карта ожи­даний, которую мы нарисовали, после того как тщательно припомнили, где мы уже побывали. Мы используем ее и тогда, когда встречаем­ся с новыми ситуациями, соответствующими знакомым образцам.

Эта книга поможет вам использовать ваш навык в создании спо­койной обстановки для обучения. Вы предоставляете людям удобное место для занятий, где они могут сделать собственные выводы о том, что им нужно узнать для успешного разрешения конфликтов на рабо­те. Вы поможете людям заново открыть уже сформированные у них навыки разрешения конфликтов и отделить их от приемов, которые не оправдали себя.

Фасилитаторы, работающие по книге «Навыки управления кон­фликтом», создают для людей особую возможность поразмышлять о том, что сработало или не сработало на них в конфликтных ситуаци­ях на производстве. Прежде чем обратиться к разделу о планирова­нии результативных действий, мы рассказываем об основах, которые помогают фасилитаторам и их группам превратить личный жизнен­ный опыт учеников в карту ожиданий того, что будет работать на продвижение вперед.

Книга, написанная тренером для тренеров

Эта книга предназначена для корпоративных тренеров, которым нужно вести семинарские занятия по производственным конфлик­там. Книга «Навыки управления конфликтом» состоит из упражне­ний, дискуссионных вопросов, иллюстраций и историй, отобранных мною в результате собственного многолетнего ведения семинаров по различным навыкам межличностного общения. Описаны только оп­равдавшие себя методы, а те, что не работают, в книгу не вошли. Хотя основное внимание уделяется конфликтам на работе, в книге много информации, которая может быть использована при обучении другим навыкам межличностного общения. Вполне возможно, что этот материал поможет вам связать ваш «конфликтный» семинар с тем, что работники вашей компании изучают но таким проблемам, как коммуникация, обслуживание клиентов, продажи, культурные отли­чия и лидерство.

Книга «Навыки управления конфликтом» подходит для любого стиля обучения. Она подталкивает к размышлению и общению, делает возможным обучение путем проб и ошибок и усиливает связь ученика с теми, кто находится в классе. Так как в качестве основного содер­жания используется реальный жизненный опыт участников семинара, занятие быстро продвигается от базовых понятий к планированию действий. Если вы — опытный фасилитатор, то можете использовать отдельные разделы книги для улучшения той работы, которую вы уже делаете. Если у вас не хватает опыта или вам нужен подробный и проверенный план для своего семинара, пользуйтесь книгой как ру­ководством на всех этапах своей работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...