Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания.




Кафедра юридической психологии учебно-научного комплекса

Психологии служебной деятельности

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Для курсантов (слушателей) факультета подготовки психологов,

Обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология»

(специализация – социальная педагогика)

 

 

МОСКВА – 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вводные методические указания.............................................................................................2

Тематический план по курсу «Этнопсихология»..................................................................3

Содержание тем с методическими указаниями и планами семинаров................................3

Вопросы для подготовки к зачету… ……………………………………….……………...17

Рекомендуемая литература……………………………………………...…………………18

 

Учебно-методические материалы по дисциплине “Этнопсихология” для курсантов служат организационной основой овладения системой психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности.

 

Вводные методические указания

Профессиональная деятельность психологов зачастую осуществляется в условиях взаимодействия с отдельными лицами и группами различных национальностей. Это вызывает необходимость изучения своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.

Недооценка знания национально-психологических особенностей существенно снижает эффективность служебной деятельности.

Исходя их этого Учебно-методические материалы курса “Этнопсихология” составлены в соответствии с Рабочей учебной программой и Государственным образовательным стандартом, преподавание и изучение которой во взаимосвязи с другими дисциплинами специализации имеет

целью:

- вооружить курсантов системой научных знаний в области теории “Этнопсихологии”;

- способствовать формированию у обучаемых необходимых профессиональных качеств;

- воспитывать высокую культуру общения и деятельности с людьми разных национальностей.

В результате изучения дисциплины курсанты должны:

Знать:

- основные положения современных теорий этнопсихологии;

- системы управления межэтническими конфликтами;

- национально-психологические особенности представителей населения как России и стран СНГ, так и дальнего зарубежья.

Уметь:

- точно и полно диагностировать причины межэтнических конфликтов, их объекты, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон;

- компетентно определять практически стратегии поведения представителей различных национальностей;

- выполнять функции посредника на переговорах между представителями различных наций и народностей.

 

Тематический план

по курсу «Этнопсихологии» для курсантов 3 «П» курса

факультета подготовки психологов (соц. пед.) во 2 полугодии 2012/2013 учебного года

 

№ темы Название темы Всего В том числе Прим.
Лек- ции Семи- нары ПЗ Контр. рабо- ты
  Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки            
  Психологическая характеристика этнических общностей            
  Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов     -      
  Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов     -      
  Национально-психологические особенности представителей разных народов России. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья     -      
  Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья     -      
  Психологическая специфика этнических конфликтов     -      
  Всего            
  Зачет            

 

Тема 1. Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки

Лекции - 2 часа

Семинары-2часа

Практические занятия-2часа

Содержание темы. Специфика предмета этнической психологии и других наук. Основные отличия предметов исследования этнической психологии и других наук.

Методология этнопсихологии. Методологические подходы к осмыслению сущности, с одной стороны, мотивов и потребностей, а с другой — особенностей волевого поведения представителей конкретной этнической общности.

Своеобразие задач этнопсихологии как самостоятельной области знаний. Связь этнопсихологии с другими науками. Перспективные направления этнопсихологических исследований.

Методические указания. Данная тема является вводной. При изучении ее необходимо уяснить основные психологические проблемы курса. Слушатели должны помнить, что: 1) каждая наука сформировалась под влиянием потребностей общества и призвана выполнять определенные общественные функции; 2) любая отрасль человеческих знаний складывалась в науку только тогда, когда достаточно четко выделялся и конкретизировался специфический, только ей присущий предмет исследования.

В историческом процессе развития всего человечества генезис отдельных народов происходит неодинаково в различных регионах земного шара. История каждого народа своеобразна, сложна и противоречива. Закономерно, что не менее сложными и противоречивыми оказывается психологический склад каждого отдельного народа. Он формируется на протяжении веков под влиянием географических, климатических, социально-политических, хозяйственных и иных факторов, в связи с чем обладает весьма устойчивыми свойствами и чертами. Очевидные различия в особенностях поведения, мышления и нравов разных народов давно заинтересовали людей, что в конечном счете привело к возникновению особого направления в этнологии – этнической психологии.

Cеминар 1

Вопросы к семинару:

1.Этнический парадокс современности.

2.Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире.

3.Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности.

 

Доклад: Этнопсихология как междисциплинарная область знаний.

Практическое занятие 1 к теме 1.

Цель занятия – определить роль глобализации в современном мире.

Методы и приемы: «мозговой штурм»

Учебные вопросы по теме:

1. Рассмотреть положительное влияние глобализации на национальную индивидуальность.

2. Рассмотреть отрицательное влияние глобализации на национальную индивидуальность.

 

Тема 2. Психологическая характеристика этнических общностей

 

Лекции - 2 часа

Семинары-2часа

Практические занятия-4часа

Содержание темы. Человечество, общность людей, группа, этнос, нация. Психологическая основа нации. Национальное сознание. Национальное самосознание. Национальная самооценка. Национальные интересы и ценности. Национальная культура. Национальный язык. Национальные отношения, “мы” и “они”. Психологическая защита этноса. Специфика межнациональных отношений людей. Психологические предпосылки целостности нации.

Методические указания.

Наиболее значимыми в социальной структуре являются такие группы, как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из многочисленных составляющих их элементов, в результате чего социальная жизнь общества напоминает нечто вроде картинки калейдоскопа, в котором, с одной стороны, возникают самые разные фигуры и их сочетания, а с другой — присутствуют определенная система порядок.
Психологическая наука обычно различает следующие виды групп: статистические (мужчины, женщины, старики и т.д.) и естественные; большие (классы, нации, партии, религиозные) и малые (с 3 до 5 человек); организованные и неорганизованные.
Разделение групп на виды — не самоцель, так как представителям каждой из них присущи свои социальные и психологические особенности.


Нация (от лат. natio — народ) — большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.
В западной политологии и социологии существуют различные теории нации. «Психологические» теории сводятся к осмыслению культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой (О. Бауэр). В «историко-экономических» теориях нация представлена как простое продолжение в новых условиях родоплеменных связей, как общность людей, основными признаками которой являются язык и территория. Но имеются и теории, в которых абсолютизируются государственно-политические особенности национальной жизни, что в конечном счете сводит нацию к государственной общности. М. Вебер, например, считал, что среди людей, объединенных общностью языка, религии, обычаев или судьбой, преобладает стремление к собственному государственному обособлению.
Сегодняшние российские ученые, например А. О. Бороноев и В. Н. Павленко, определяя понятия «нация», «национальность», подходят к ним по двум параметрам: «Во-первых, национально-государственным, культурным атрибутам, по той объективной символике, которая подчеркивает некоторую целостность (культурную, территориальную, хозяйственную); во-вторых, по субъективной реакции, по социальной идентификации индивидов, по их ценностным ориентациям, т. е. каждый индивид национален, с одной стороны, объективно, с другой — субъективно, сознательно, он признает себя частью той или иной общности, культуры»
Главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государственности. Экономической основой возникновения наций явились частная собственность на средства производства, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объединение местных рынков в общенациональные. Движущей силой возникавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объединению отдельных народов в рамках единого государства, обеспечению благоприятных условий для своего свободного развития. Хотя процесс формирования наций в Европе и Азии, да и в других частях земного шара в основном завершен, в некоторых частях света он еще продолжается. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно и сохраняют. Некоторые нации были образованы на основе слияния нескольких народностей. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых образований, как это было, например, в нашей стране, когда из древнерусской народности сформировались русская, украинская и белорусская нации. Однако часто многие народности не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности.

Психологической основой нации является системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в данной среде, и совершенствуются по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии.
Одним из главных признаков существования нации является историческая память,представляющая собой заветы старины, предания отцов, чувство единородства, т. е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации. Историческая память материализуется в преданиях и укладе: культурном, религиозном, хозяйственном, государственном.
Возможность длительного существования нации обусловливается функционированием и постоянным совершенствованием ее внутреннего содержания, находящего выражение в национальном сознании и самосознании, национальных ценностях, интересах, вкусах и самооценках, национальной культуре и языке. Проявление всех этих компонентов составляет жизнь нации.
Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее духовного развития.Национальное сознание является продуктом длительного исторического развития, а его центральным компонентом выступает национальное самосознание. Сознание общества, группы (общественное сознание) состоит из двух взаимосвязанных частей: теоретического уровня и уровня обыденного сознания.
Теоретический уровень включает в себя идеологию: обобщенные людьми взгляды на жизнь и общество.
Уровень обыденного сознания включает в себя общественную психологию: непосредственные реакции людей на воздействия объективной реальности и жизни в обществе.
Формами общественного сознания являются наука, философия, мораль, право, религия, культура.
В целом национальному сознанию присущи следующие характеристики: наличие целостной этнической картины мира, представляющей собой совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности; его «правильная» передача из поколения в поколение в процессе нормально выработанной данной этнической общностью социализации; детерминирование им всего целостного и многосложного восприятия жизни этнической общностью: общественных институтов; системы личностных и групповых (в том числе и профессиональных) отношений, обрядов и ритуалов, идеологии, искусства и фольклора; автостереотипов (т. е. образа представителей своей нации), обусловливающих внутреннюю политику этноса; гетеростереотипов (т.е. образа соседей); системы межэтнических (в частности, и межгосударственных) отношений, т.е. парадигм «внешней политики» этнической общности (правил поведения с представителями «чужих» этнических общностей) и т.д.;

его корреляция с поведенческими стереотипами, свойственными членам данного этноса; его соответствие социальным условиям жизни этнической общности, стадии ее общественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной базе), а также соотношение этнической картины мира с нормами и ценностями, доминирующими у других народов, что может выражаться как включение себя в некоторое межэтническое культурное единство или как обособление, противопоставление себя другим народам.

Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации: о своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей; национальных ценностях и интересах; истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.

 

Семинар 1

1. Специфическое проявление самосознания в отношениях с другими нациями.

2. Национальные интересы, отражающие ценности этнической общности.

3. Национальный язык как действенное средство общения, накопленный и выраженный через психологический опыт членов нации.

4. Основные причины национализма и этнического экстремизма.

 

Доклад: Чувство национального достоинства, как внутреннее переживание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...