Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания.




Национально-психологические особенности могут проявляться только через механизмы установки и стереотипа. С одной стороны, до сих пор не найдено иных объяснений функционированию бессознательного в психике людей и их деятельности. А проявление психологии нации действительно лежит на уровне между бессознательным и сознательным, поскольку оно носит непроизвольный характер, т.е. не зависит от воли человека. С другой стороны, теория установки выводит на понимание феномена психологической готовности, также необходимого при описании процесса функционирования национально-психологических особенностей, поскольку представитель той или иной этнической общности «предрасположен» мыслить, чувствовать, действовать так, как ему диктуют национальные традиции, принятые нормы и правила поведения.

Подверженность индивидов, групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения, проявляющихся в усвоении национальных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления и достаточного осмысливания, получила название этнической конформности.
На бессознательном, эмоциональном уровне она проявляется в виде таких процессов, как особая внушаемость, способность к подражанию носителям национальных традиций, этнической культуры и потребность в таком подражании.
Явление стереотипизации, в свою очередь, единственно верно объясняет характер функционирования устойчивых психологических феноменов, какими и являются национально-психологические особенности людей

Вопрос о принадлежности к той или иной этнической общности имеет важное значение в жизни каждого человека, поскольку, осознавая себя членом какой-либо этнической группы, человек приобретает чувство психологического равновесия. Члены своей этнической группы представляются ему близкими людьми, с ними он не чувствует себя одиноким и беспомощным, а в массе людей, составляющих этническую группу, ему комфортно, так как он ощущает психологическую поддержку. Такое проявление этнического самосознания часто наблюдается у переселенцев, покинувших свою этническую территорию и находящихся среди представителей другого этноса. Для них чувство одиночества и неуверенности, возникающее в окружении другого этноса, компенсируется осознанием того, что они не одиноки в мире и принадлежат к определенной этнической группе.

Понятие “идентичность” сегодня широко используется в различных науках, каждая из которых придает ему свое значение и дает собственную интерпретацию. Наряду с другими науками этот термин получил распространение в этнологии, где он довольно быстро приобрел статус аналитического понятия, поскольку стал активно использоваться в исследовании многих вопросов данной науки. Постепенно было конкретизировано его содержание, и идентичность в этнологии стала пониматься как осознание индивидом себя как представителя определенного этноса, чувство тождества с одной этнической группой и отделения от других групп.

Этническая идентичность представляет собой не только осознание своей тождественности с этнической группой, но и ее оценку. В зависимости от сочетания разных причин и условий этническая идентичность может иметь позитивный или негативный характер. Позитивная этническая идентичность заключается в удовлетворенности человека своим членством в этнической общности, в желании принадлежать ей, гордости за достижения своего этноса. Негативная этническая идентичность основывается на отрицательном отношении к своей этнической общности, что проявляется в чувстве униженности, стыда, предпочтении других групп и народов в качестве референтных. Теоретические исследования этнической идентичности позволили ученым выделить семь ее основных типов, различающихся между собой устойчивыми чертами и признаками.

1. Нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории. Но потребность в идентификации с данной этнической группой и уровень консолидированности с ней зависят от типа личности индивида и от практической ситуации. Отклонения от “нормы” могут происходить как в направлении нарастания этничности, так и в направлении ее угасания или даже отрицания.

2. Этноцентрическая идентичность, предполагающая некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификацию индивида с ней. При данном типе идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых этнических группах элементы замкнутости детерминируются традиционными нормами культуры, религиозными правилами (например, брачная эндогамия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом.

3. Этнодоминирующая идентичность подразумевает такой тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и т.д.). Иными словами, среди всех связей и отношений человека этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность. Такая идентичность обычно сопровождается признанием “прав народа” выше “прав человека”, представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности “этнических чисток”, стремлением “не смешиваться” с другими этносами.

4. Этнический фанатизм тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия. Это крайне агрессивная форма идентичности.

5. Этническая индифферентность характеризуется практическим равнодушием к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к культурным ценностям своего и других народов. Этот тип независим от норм и традиций собственной этнической группы, а на жизненные поступки и поведение носителей этого типа никак нe влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других людей.

6. Этнонигилизм, более известный как космополитизм, представляет собой полное отрицание этничности, любых этнических и этнокультурных ценностей. Обычно этот тип идентичности возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, с признанием ее неравноценности по сравнению с другими этническими группами. Следствием такого положения становится избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание любого другого типа этничности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...