Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Психологическая характеристика этнических общностей




МОСКВА – 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вводные методические указания.......................................................................2

Тематический план по курсу «Этнопсихология».............................................3

Содержание тем с методическими указаниями и планами семинаров.........................................................................................................................3

Вопросы для подготовки к зачету… ……………………………………….18

Рекомендуемая литература……………………………………………...……20

 

Учебно-методические материалы по дисциплине «Этнопсихология» для курсантов служат организационной основой овладения системой психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности.

 

Вводные методические указания

Профессиональная деятельность психологов зачастую осуществляется в условиях взаимодействия с отдельными лицами и группами различных национальностей. Это вызывает необходимость изучения своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.

Недооценка знания национально-психологических особенностей существенно снижает эффективность служебной деятельности.

Исходя их этого Учебно-методические материалы курса “Этнопсихология” составлены в соответствии с Рабочей учебной программой и Государственным образовательным стандартом, преподавание и изучение которой во взаимосвязи с другими дисциплинами специализации имеет

целью:

- вооружить курсантов системой научных знаний в области теории “Этнопсихологии”;

- способствовать формированию у обучаемых необходимых профессиональных качеств;

- воспитывать высокую культуру общения и деятельности с людьми разных национальностей.

В результате изучения дисциплины курсанты должны:

Знать:

- основные положения современных теорий этнопсихологии;

- системы управления межэтническими конфликтами;

- национально-психологические особенности представителей населения как России и стран СНГ, так и дальнего зарубежья.

Уметь:

- точно и полно диагностировать причины межэтнических конфликтов, их объекты, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон;

- компетентно определять практически стратегии поведения представителей различных национальностей;

- выполнять функции посредника на переговорах между представителями различных наций и народностей.

 

Тематический план

по курсу «Этнопсихологии»

в 1 полугодии 2012/2013 учебного года

№ темы Название раздела и темы   Аудиторная работа Контр. работы Прим.
Всего Лек-ции Семи-нары ПЗ
  Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки            
  Психологическая характеристика этнических общностей            
  Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов            
  Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов            
  Национально-психологические особенности представителей разных народов России. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья            
  Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья            
  Психологическая специфика этнических конфликтов            
  Всего            
  Зачет            

 

Тема 1. Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки

Лекции - 2 часа

Содержание темы. Специфика предмета этнической психологии и других наук. Основные отличия предметов исследования этнической психологии и других наук.

Методология этнопсихологии. Методологические подходы к осмыслению сущности, с одной стороны, мотивов и потребностей, а с другой — особенностей волевого поведения представителей конкретной этнической общности.

Своеобразие задач этнопсихологии как самостоятельной области знаний. Связь этнопсихологии с другими науками. Перспективные направления этнопсихологических исследований.

Методические указания. Данная тема является вводной. При изучении ее необходимо уяснить основные психологические проблемы курса. Слушатели должны помнить, что: 1) каждая наука сформировалась под влиянием потребностей общества и призвана выполнять определенные общественные функции; 2) любая отрасль человеческих знаний складывалась в науку только тогда, когда достаточно четко выделялся и конкретизировался специфический, только ей присущий предмет исследования.

В историческом процессе развития всего человечества генезис отдельных народов происходит неодинаково в различных регионах земного шара. История каждого народа своеобразна, сложна и противоречива. Закономерно, что не менее сложными и противоречивыми оказывается психический склад каждого отдельного народа. Он формируется на протяжении веков под влиянием географических, климатических, социально-политических, хозяйственных и иных факторов, в связи с чем обладает весьма устойчивыми свойствами и чертами. Очевидные различия в особенностях поведения, мышления и нравов разных народов давно заинтересовали людей, что в конечном счете привело к возникновению особого направления в этнологии – этнической психологии.

Тема 2. Психологическая характеристика этнических общностей

Лекции - 2 часа

Семинары -2 часа

Содержание темы. Человечество, общность людей, группа, этнос, нация. Психологическая основа нации. Национальное сознание. Национальное самосознание. Национальная самооценка. Национальные интересы и ценности. Национальная культура. Национальный язык. Национальные отношения, “мы” и “они”. Психологическая защита этноса. Специфика межнациональных отношений людей. Психологические предпосылки целостности нации.

Методические указания. Наиболее значимыми в социальной структуре являются такие группы, как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из многочисленных составляющих их элементов, в результате чего социальная жизнь общества напоминает нечто вроде картинки калейдоскопа, в котором, с одной стороны, возникают самые разные фигуры и их сочетания, а с другой — присутствуют определенная система порядок. Психологическая наука обычно различает следующие виды групп: статистические (мужчины, женщины, старики и т.д.) и естественные; большие (классы, нации, партии, религиозные) и малые (с 3 до 5 человек); организованные и неорганизованные.
Разделение групп на виды — не самоцель, так как представителям каждой из них присущи свои социальные и психологические особенности.


Нация (от лат. natio — народ) — большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.
В западной политологии и социологии существуют различные теории нации. «Психологические» теории сводятся к осмыслению культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой (О. Бауэр). В «историко-экономических» теориях нация представлена как простое продолжение в новых условиях родоплеменных связей, как общность людей, основными признаками которой являются язык и территория. Но имеются и теории, в которых абсолютизируются государственно-политические особенности национальной жизни, что в конечном счете сводит нацию к государственной общности. М. Вебер, например, считал, что среди людей, объединенных общностью языка, религии, обычаев или судьбой, преобладает стремление к собственному государственному обособлению.
Сегодняшние российские ученые, например А. О. Бороноев и В. Н. Павленко, определяя понятия «нация», «национальность», подходят к ним по двум параметрам: «Во-первых, национально-государственным, культурным атрибутам, по той объективной символике, которая подчеркивает некоторую целостность (культурную, территориальную, хозяйственную); во-вторых, по субъективной реакции, по социальной идентификации индивидов, по их ценностным ориентациям, т. е. каждый индивид национален, с одной стороны, объективно, с другой — субъективно, сознательно, он признает себя частью той или иной общности, культуры»
Главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государственности. Экономической основой возникновения наций явились частная собственность на средства производства, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объединение местных рынков в общенациональные. Движущей силой возникавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объединению отдельных народов в рамках единого государства, обеспечению благоприятных условий для своего свободного развития. Хотя процесс формирования наций в Европе и Азии, да и в других частях земного шара в основном завершен, в некоторых частях света он еще продолжается. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно и сохраняют. Некоторые нации были образованы на основе слияния нескольких народностей. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых образований, как это было, например, в нашей стране, когда из древнерусской народности сформировались русская, украинская и белорусская нации. Однако часто многие народности не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности.

Психологической основой нации является системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в данной среде, и совершенствуются по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии.
Одним из главных признаков существования нации является историческая память,представляющая собой заветы старины, предания отцов, чувство единородства, т. е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации. Историческая память материализуется в преданиях и укладе: культурном, религиозном, хозяйственном, государственном.
Возможность длительного существования нации обусловливается функционированием и постоянным совершенствованием ее внутреннего содержания, находящего выражение в национальном сознании и самосознании, национальных ценностях, интересах, вкусах и самооценках, национальной культуре и языке. Проявление всех этих компонентов составляет жизнь нации.
Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее духовного развития. Национальное сознание является продуктом длительного исторического развития, а его центральным компонентом выступает национальное самосознание. Сознание общества, группы (общественное сознание) состоит из двух взаимосвязанных частей: теоретического уровня и уровня обыденного сознания.
Теоретический уровень включает в себя идеологию: обобщенные людьми взгляды на жизнь и общество.
Уровень обыденного сознания включает в себя общественную психологию: непосредственные реакции людей на воздействия объективной реальности и жизни в обществе.
Формами общественного сознания являются наука, философия, мораль, право, религия, культура.
В целом национальному сознанию присущи следующие характеристики: наличие целостной этнической картины мира, представляющей собой совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности; его «правильная» передача из поколения в поколение в процессе нормально выработанной данной этнической общностью социализации; детерминирование им всего целостного и многосложного восприятия жизни этнической общностью: общественных институтов; системы личностных и групповых (в том числе и профессиональных) отношений, обрядов и ритуалов, идеологии, искусства и фольклора; автостереотипов (т. е. образа представителей своей нации), обусловливающих внутреннюю политику этноса; гетеростереотипов (т.е. образа соседей); системы межэтнических (в частности, и межгосударственных) отношений, т.е. парадигм «внешней политики» этнической общности (правил поведения с представителями «чужих» этнических общностей) и т.д.;

его корреляция с поведенческими стереотипами, свойственными членам данного этноса; его соответствие социальным условиям жизни этнической общности, стадии ее общественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной базе), а также соотношение этнической картины мира с нормами и ценностями, доминирующими у других народов, что может выражаться как включение себя в некоторое межэтническое культурное единство или как обособление, противопоставление себя другим народам.

Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации: о своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей; национальных ценностях и интересах; истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.

 

Семинар 1

1. Специфическое проявление самосознания в отношениях с другими нациями.

2. Национальные интересы, отражающие ценности этнической общности.

3. Национальный язык как действенное средство общения, накопленный и выраженный через психологический опыт членов нации.

4. Основные причины национализма и этнического экстремизма.

 

Доклад: Чувство национального достоинства, как внутреннее переживание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации.

 

 

Тема 3. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов

Лекции - 2 часа

Семинары - 2 часа

Содержание темы. Сущность национальной психологии. Содержание психологии нации. Системообразующая сторона психологии нации. Структурообразующая и динамическая стороны национальной психики. Виды национально-психологических особенностей людей. Мотивационно-фоновые особенности. Интеллектуально-познавательные особенности. Эмоционально-волевые особенности. Коммуникативно-поведенческие особенности. Свойства национальной психологии. Этнопсихологическая детерминация. Функции национальной психики. Объективизация этнической специфики. Национально-психологическая регуляция. Национальное своеобразие проявления процессов адаптации, стабилизации и стимуляции. Влияние национально психологических особенностей на эффективность деятельности.

Методические указания. Динамические компоненты этнической психологии составляют явления, которые выражают особенности взаимоотношений, взаимодействий и общения представителей различных этнических групп. Они представлены этническими чувствами и вкусами, этническими интересами и ориентациями.

Этнические чувства это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям. К ним причисляют чувства, выражающие гордость за свой народ, приверженность этническим ценностям. Объективно определяя свою значимость в обществе, включая личные интересы, помыслы и устремления в коллективную деятельность, человек осознает свою ценность в форме чувства собственного достоинства. При этом условия жизни этноса, его быт, культура, обычаи и традиции формируют в психологии этноса особое сочетание чувств. Именно в этой комбинации различных форм чувственного отношения к действительности, а не только в наличии или отсутствии каких-либо черт характера у представителей того или иного этноса проявляются внешние отличия одного этноса от другого. Этнические чувства людей рождаются внутри этнических групп, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке, благодаря чему и возникает особое чувство привязанности к своему этносу, его традициям, культуре, быту, обычаям.

Этнические вкусы представляют собой психологические явления оценочного характера, поскольку рассматривают различные явления межэтнических отношений с позиций их правильности, красоты, соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической группе, и т.д.С их помощью формируются образы “хороших” и “плохих” народов и создается тем самым позитивное или негативное к ним отношение.

Дело в том, что условия существования любого этноса вырабатывают определенный способ оценки окружающего мира, четкие критерии, которые позволяют отмечать и обнаруживать те или иные черты, скрытые от внимания представителей других этносов. На основе этих критериев в каждой этнической группе формируются нормы и ценности собственной культуры. Ведь любая этническая культура потому и своеобразна, что в ней наиболее очевидно проявляются этнические особенности психологии.

Этнические интересы представляют собой компоненты этнической психологии, выражающие мотивы деятельности и поведения представителей той или иной этнической группы, служащие сохранению ее единства и целостности. Этнические интересы являются важнейшими детерминирующими факторами поведения и деятельности людей. Попытка ограничить или ущемить этнические интересы всегда рассматривается как покушение на жизненные устои группы, как угроза ее безопасности. Поэтому этнические группы и общности, обладающие развитым этническим самосознанием, обычно не поступаются своими интересами, защищая их всеми возможными способами. В то же время для обеспечения своих интересов этнические группы могут пойти на сознательное ущемление интересов других этнических групп.

Мировой истории известно огромное число примеров столкновения этнических интересов различных этнических групп и общностей, которые чаще всего становились причинами вооруженных конфликтов или войн. Особенно часто подобного рода события возникают в периоды обострения межэтнических противоречий.

Семинар 1

1. Системообразующая сторона психологии нации.

2. Структурообразующая и динамическая стороны национальной психики.

3. Виды национально-психологических особенностей людей.

Доклад: Формирование толерантности личности через самопознание собственной национальности.

 

 

 

Тема 4. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов

Лекции - 2часа

Семинары - 2 часа

Содержание темы. Межэтническое взаимодействие. Национальная установка. Своеобразие проявления национальных установок. Национальный стереотип. Механизмы проявления национальных установок и национальных стереотипов. Психологические особенности этнической стереотипизации. Влияние национальных установок и национальных стереотипов на деятельность людей. Этнические нормы. Дискриминация, сегрегация, этноцентризм, геноцид, ассимиляция.

Методические указания. Вопрос Национально-психологические особенности могут проявляться только через механизмы установки и стереотипа. С одной стороны, до сих пор не найдено иных объяснений функционированию бессознательного в психике людей и их деятельности. А проявление психологии нации действительно лежит на уровне между бессознательным и сознательным, поскольку оно носит непроизвольный характер, т.е. не зависит от воли человека. С другой стороны, теория установки выводит на понимание феномена психологической готовности, также необходимого при описании процесса функционирования национально-психологических особенностей, поскольку представитель той или иной этнической общности «предрасположен» мыслить, чувствовать, действовать так, как ему диктуют национальные традиции, принятые нормы и правила поведения.

Подверженность индивидов, групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения, проявляющихся в усвоении национальных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления и достаточного осмысливания, получила название этнической конформности.
На бессознательном, эмоциональном уровне она проявляется в виде таких процессов, как особая внушаемость, способность к подражанию носителям национальных традиций, этнической культуры и потребность в таком подражании.
Явление стереотипизации, в свою очередь, единственно верно объясняет характер функционирования устойчивых психологических феноменов, какими и являются национально-психологические особенности людей

Вопрос о принадлежности к той или иной этнической общности имеет важное значение в жизни каждого человека, поскольку, осознавая себя членом какой-либо этнической группы, человек приобретает чувство психологического равновесия. Члены своей этнической группы представляются ему близкими людьми, с ними он не чувствует себя одиноким и беспомощным, а в массе людей, составляющих этническую группу, ему комфортно, так как он ощущает психологическую поддержку. Такое проявление этнического самосознания часто наблюдается у переселенцев, покинувших свою этническую территорию и находящихся среди представителей другого этноса. Для них чувство одиночества и неуверенности, возникающее в окружении другого этноса, компенсируется осознанием того, что они не одиноки в мире и принадлежат к определенной этнической группе.

Понятие “идентичность” сегодня широко используется в различных науках, каждая из которых придает ему свое значение и дает собственную интерпретацию. Наряду с другими науками этот термин получил распространение в этнологии, где он довольно быстро приобрел статус аналитического понятия, поскольку стал активно использоваться в исследовании многих вопросов данной науки. Постепенно было конкретизировано его содержание, и идентичность в этнологии стала пониматься как осознание индивидом себя как представителя определенного этноса, чувство тождества с одной этнической группой и отделения от других групп.

Этническая идентичность представляет собой не только осознание своей тождественности с этнической группой, но и ее оценку. В зависимости от сочетания разных причин и условий этническая идентичность может иметь позитивный или негативный характер. Позитивная этническая идентичность заключается в удовлетворенности человека своим членством в этнической общности, в желании принадлежать ей, гордости за достижения своего этноса. Негативная этническая идентичность основывается на отрицательном отношении к своей этнической общности, что проявляется в чувстве униженности, стыда, предпочтении других групп и народов в качестве референтных. Теоретические исследования этнической идентичности позволили ученым выделить семь ее основных типов, различающихся между собой устойчивыми чертами и признаками.

1. Нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории. Но потребность в идентификации с данной этнической группой и уровень консолидированности с ней зависят от типа личности индивида и от практической ситуации. Отклонения от “нормы” могут происходить как в направлении нарастания этничности, так и в направлении ее угасания или даже отрицания.

2. Этноцентрическая идентичность, предполагающая некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификацию индивида с ней. При данном типе идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых этнических группах элементы замкнутости детерминируются традиционными нормами культуры, религиозными правилами (например, брачная эндогамия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом.

3. Этнодоминирующая идентичность подразумевает такой тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и т.д.). Иными словами, среди всех связей и отношений человека этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность. Такая идентичность обычно сопровождается признанием “прав народа” выше “прав человека”, представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности “этнических чисток”, стремлением “не смешиваться” с другими этносами.

4. Этнический фанатизм тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия. Это крайне агрессивная форма идентичности.

5. Этническая индифферентность характеризуется практическим равнодушием к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к культурным ценностям своего и других народов. Этот тип независим от норм и традиций собственной этнической группы, а на жизненные поступки и поведение носителей этого типа никак нe влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других людей.

6. Этнонигилизм, более известный как космополитизм, представляет собой полное отрицание этничности, любых этнических и этнокультурных ценностей. Обычно этот тип идентичности возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, с признанием ее неравноценности по сравнению с другими этническими группами. Следствием такого положения становится избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание любого другого типа этничности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...